Походы в кино

    Подходит к концу последний  месяц весны. В этом году май какой-то необычно длинный. Нескончаемая  череда  праздничных дней с последующим двухнедельным отпуском завершается еще полной рабочей неделей. И вспоминаются сразу детские годы,  когда не только недели и  месяцы, но и дни были бесконечно длинными, и этих дней хватало на множество всяких мальчишеских дел. Все наши дела можно перечислять до бесконечности. Но  было одно мероприятие в череде летних дней, которого всегда ждали с нетерпением.

Это был поход в кино. В наши дни просмотром  фильма никого не удивить. Есть  кинотеатры с  «продвинутым»   форматом  проката фильма. И заоблачными ценами на билеты. Есть и диски для DVD проигрывателей. Есть домашние персональные компьютеры и множество сайтов, предлагающих  любой известный вам фильм. Сейчас фильм можно смотреть практически в любом месте даже на мобильный телефон – техника связи позволяет такое удовольствие. Но содержание фильмов, насыщенных насилием, жестокостью, откровенностью интимной жизни весьма примитивное.  И поэтому вся эта  видео и киноиндустрия больше раздражает, чем  дает отдохновение  зрителю.

В те времена все было иначе. Телевидение только начинало свое победное шествие. Программы были короткие, не всегда интересные, заполитизированные. Художественные фильмы показывали чаще всего только в выходные дни. Да и телевизоры редко   у кого были. Поэтому посмотреть художественный фильм, с интригующей красочной  афишей, все шли с большим интересом, и большие и малые. Особенно запомнилась серия цветных фильмов франко-итальянского производства с прекрасной игрой  замечательных актеров Жана Марэ, Луи де Фюнеса и других известных артистов - «Парижские тайны», «Наследство казначея Стамбула», «Три золотых волоса деда Всеведа», «Три мушкетера», «Железная маска», «Фантомас», «Под черной маской». Список можно продолжить.

В летнее время на щитах для афиш постоянно висели объявления о показе художественных фильмов. И мы, ребятишки, с нетерпением ждали появления таких объявлений на заборе возле кооперативного техникума. Потому  что  фильмы показывали не только для взрослых в вечернее время, но и для детей  в дневное. Самыми ближайшими точками проката фильма были кинозал техникума и  клуб маслозавода. Но в техникуме детское кино показывали не часто и  постоянной  «киноточкой» для нас был  клуб  маслозавода. 

Молва о новом фильме «про войнуху» или  какие-либо приключения мгновенно разносилась по округе и мы, выпросив  у родителей заветный пятак денег,  дружной компанией отправлялись «в  кинуху  на маслак». Так на нашем жаргоне назывался поход в кино.

Зал  в клубе маслозавода был более популярным. Размещался он в зеленом скверике, в тупичке между оградами   двух  предприятий. Низкое  одноэтажное здание, довольно большое по площади, вмещало всех зрителей. Сцена, в глубине которой   натянут экран, была   невысокой,  между  сценой и первым рядом был  широкий    проход.  Если не хватало мест на сиденьях, зрители размещались прямо на  дощатом полу перед сценой.

 За полчаса до показа у кассы собиралась толпа  ребятни и с шумом атаковала окошко кассира. Мы тогда почему-то никак не могли понять, что для нас билетов хватит всегда. Места никогда не расписывались, да они и не нужны были. Каждый выбирал место по душе. Получив заветный  голубой  листочек, вся толпа  плотно сбивалась у входных дверей,  ожидая, когда они откроются. А затем начинался второй штурм.  Нами овладевал азарт попасть первыми в пустой зал и выбрать самое лучшее место.  Шумящая и галдящая масса зрителей вваливалась в зал и, как вода  заполняла все свободное пространство на сиденьях  и в проходах.

Еще минут с пяток мы сидели,  успокаиваясь и с нетерпением ожидая  начала фильма. Свет гаснет, начинает стрекотать проекционный аппарат, и мы забываем обо всем на свете, с головой ныряя  в  «киношную» жизнь. Проекционный аппарат был узкопленочный, типа «Украина». По окончанию части фильм прерывался, и мы приходили в себя, как   будто проснувшись. Сразу начинались комментарии  и обмен мнениями. Но через минуту все снова были вместе  с героями. Надо сказать, что эмоции  мы выражали очень шумно и непосредственно. Из всех детских фильмов, которые я тогда смотрел в этом зале, мне запомнился, не знаю уж почему, фильм «Приключения Синдбада –морехода». Фильм был полнометражный цветной анимационный. Он   представлялся мне олицетворением нашего счастливого, веселого, беззаботного детства.

Более серьезным учреждением культуры,  куда я  наиболее часто ходил в детские годы в кино, был железнодорожный клуб. Вообще  ж.д. клуб стал для меня местом, с которым связано   много  воспоминаний о детстве и школе.
Клуб имел большой зал классической архитектуры. Пол от задней стороны зала с уклоном уходил вперед вниз, к большой оркестровой яме перед сценой. В задней части зала, на втором этаже, слева и справа от кинобудки  располагались балконы с местами для зрителей.  Во время массовых представлений народа было полно везде. В обычное время балконы были закрыты. Для «серьезных», то есть взрослых зрителей, всегда был открыт вход со стороны  фойе, внутри здания. А нас, ребятишек, в летнее время запускали через одну из  выходных дверей, на площадке  со ступенями. В клубе за нами следили строже,  и вели мы себя приличней  и спокойней.

 С  одним из первых моих самостоятельных походов в кино в клуб  связан смешной курьезный случай. В один из летних дней появилась афиша на доске объявлений, о показе художественного фильма «Дон Кихот». С  изображением отважного рыцаря. И я отпросился у матушки  в кино.  И каково было ее удивление, когда через час я уже пришел домой.
- Что так рано пришел, не  захотел  кино смотреть, - поинтересовалась матушка.
- «А-а, кино неинтересное. Там какой-то старик с бородой и усами  лазал  по
  чердакам. Потом бочки покатились. Я и ушел».
Мать, отец и брат смеялись от души.
Уж не знаю, кому пришло в голову показывать этот серьезный  фильм   детям.
Потом долгие годы, у нас в семье мое выражение «бочки покатились» означало, что фильм неинтересный и смотреть нечего.

Был в железнодорожном парке  и летний  зрительный зал под открытым небом. Площадка с дощатыми крашеными скамейками и экраном  на деревянной сцене  была огорожена  кирпичной оградой высотой около трех метров. Небольшая  входная дверь  возле кинобудки и две  двухстворчатых двери  для выхода. В летние вечера в закрытом зале  было душно, и тогда фильмы демонстрировали  по выходным дням на летней площадке.  На юге летом сумерки наступают с заходом солнца, и фильм отлично  просматривается на экране. На свежем воздухе смотреть фильм было особенно приятно. При хороших усилителях  звук от динамиков был слышен на  большом расстоянии  от кинозала,   даже на соседних  и отдаленных улицах.
 
Кроме железнодорожного клуба нам был известен кинотеатр  «Юность»  в центре города, который, несмотря на громкое название, выглядел не самым лучшим образом. Размещался он в одноэтажном, обшитом крашеной доской, здании. Сцена  находилась  на уровне земли. Пол снижался ниже уровня  сцены.  Но «Юность была далеко  от дома и там мы не бывали.
 В середине 60-х годов в центе города был построен новый широкоформатный кинотеатр «Космос», который был центром  кинокультуры. Там показывали самые новые и  лучшие фильмы. И было престижно  именно туда сходить на киносеанс с девушкой.

Было много по окраинам небольших  клубов местных предприятий, где показывали фильмы.  В клубе паркетной фабрики, в плодоовощном совхозе. Большой кинозал был в колхозе  имени В.И. Ленина, Дом культуры  которого находился на окраине города. А однажды мне пришлось стать свидетелем работы кинопередвижки, подобно той, которая показана в  кинофильме «Королева бензоколонки».

На окраине города, за железнодорожными путями, был небольшой  поселок. И жила там одна школьница, моя «симпатия», к которой я приезжал вечерами на свидания на велосипеде. Недалеко от ее дома поперек переулочка был натянут небольшой экран. Зрители, жители окружающих домов, пришли в кино со своими стульями   и табуретками. Кинопроектор  «Украина» был установлен на обыкновенном столе. Вот и весь кинозал.

Вспоминая о тех  временах, становится немного грустно, что все ушло в прошлое. Поход в кино был событием. Ходили семьями, рабочими коллективами, компаниями. А хороший фильм надолго оставался в памяти. Фильмы вспоминали, обсуждали, пели полюбившиеся песни. И до сих пор многие песни из фильмов живут в народе. Их часто и с удовольствием поют. А имена некоторых  персонажей фильмов становились кличками живых людей. Наш народ острый на язык. И надо было  постараться, чтобы обидная кличка забылась в памяти окружающих.

 Кино объединяло людей, сближало, формировало добрые   человеческие отношения. Сейчас этого нет,   а жаль!


Рецензии
Вас надо читать БОЛЕЕ внимательно. Увы, этого делать не могу.

Сергей Елисеев   02.09.2013 00:46     Заявить о нарушении