О судьбе детей таганрогских приютов

В совет ветеранов ОАО «Таганрогский НИИ связи» обратилась Майя Андреевна Курасова (Мальцева), свидетель фашистской оккупации в Таганроге. С началом войны её мать умерла, а отец был призван на фронт. В результате этих событий она оказалась в одном из Таганрогских приютов. Её история, показалась нашему совету ветеранов заслуживающей внимания и важной для сбережения памяти о войне для нынешних поколений.
Майе Андреевне удалось сохранить киноплёнку, снятую в 1944 году фронтовым кинооператором Владимиром Сущинским об освобождении таганрогских детей из фашистской неволи. Сам Владимир Сущинский [1], [2], вскоре погиб, но благодаря ему осталось не имеющее цены свидетельство тех тягот и лишений, которые выпали на долю детей военного поколения. Творческой студией совета ветеранов на основе оцифрованных материалов с полученной киноплёнки был создан короткий документальный фильм «Дети Таганрога. Оккупация и война», который размещён в открытом доступе в социальной сети YouTube [3].
Обстоятельства событий сложились так, что детские дома г. Таганрога в эвакуированы не были. Немцы их переименовали в приюты, и они попали под опеку надзирателей из войск «СС».
По логике их действий стало очевидным, что детей планировали вывезти в Германию. К лету 1943 года пришёл приказ, о запрещении покидать территории приютов, как взрослым (персоналу), так и детям. Приютов в городе было четыре. Располагались: № 1 — ул. Чехова, 49, № 2 — ул. Петровская, 89, № 3 — ул. Р-Люксембург, 153/1, № 4 — Р-Люксембург, 12. Майя Андреевна оказалась в приюте № 4.
Подробности пребывания детей в дни оккупации содержали жуткие сцены ужасов, свалившихся на неокрепшие детские души. Однажды немец заставил ребёнка, стащившего у него булку хлеба рыть себе могилу. Всё это происходило под непрерывный плач видевших эту сцену детей.
Приют № 2, что на Петровской, находился рядом с полицейским участком, и дети вынуждены были наблюдать сцены пыток, в том числе, их воспитателя Нины Ильиничны Ждановой, а также Тамары Семёновны Красницкой - члена таганрогской подпольной организации. Обеих затем расстреляли в Петрушиской балке, но Т.С. Красницкая успела спасти своего подлежащего экзекуции ребёнка. На балке его вытолкнули в кустарник и велели молчать во время расстрела.
Девочка видела картину расстрела и до утра просидела в кустах. Утром полицейский привёл этого ребёнка приют.
В дальнейшем события развивались так. 27 июня 1943 года детей привезли к входу в городской парк находящемуся напротив Дома учителя. В Таганрогском архиве сохранились списки детей и взрослых подлежащих отправке немцами из второго и четвёртого приютов.  [4]. Дети были в возрасте от полутора до 12 лет.
Здесь произвели перекличку, посадили детей в грузовики и повезли на станцию Амвросиевка. Там дети были пересажены в товарный вагон и отправлены далее до станции Васильевка Запорожской обл.
Далее их везли на подводах, что привело к тому, что их одиссея длилась два месяца. И только 27 августа они прибыли  в село Великая Лепетиха Херсонской области.
Там на Днепре стоял немецкий госпитальный пароход. Из детей решили сделать доноров крови для немецких офицеров. Первоначально детей разместили в здании банка. И сразу же под видом прививок от брюшного тифа у них начался забор крови. Большинство детей, как и Майя Андреевна, при этом теряли сознание, но немцев это не останавливало.
Подробности этой бесчеловечной акции с леденящими душу подробностями описаны журналистами на основе свидетельских показаний в ряде изданий [5], [6].
Дальнейшие многократные попытки отправить детей в Германию у немцев успеха не имели. Наступали наши. Дети оказались в эпицентре кромешного ада. В результате бомбёжек часть взрослых и детей погибла, а многие, как и Майя Андреевна, получили контузию.
Сложившаяся оперативная обстановка на Днепре в то время свидетельствовала о тяжелейших боях и многочисленных потерях.
Детей  решили переместить в подвал, где размещалось  старинное овощехранилище. Здесь начался наиболее опасный для их дальнейшего выживания период.
Жили на самообеспечении. Старшие дети ходили по селу, и выпрашивали у местных жителей продовольствие. Приносили, то чем могло с ними делиться голодающее украинское село. В основном овёс и кукурузу.
В подвале имелась крупорушка. Для её работы нужен был взрослый мужчина. Дети управлялись с ней только втроём. Из принесённых продуктов готовилась каша. Воду дети приносили из Днепра. А Днепр был в районе боевых действий, поэтому её постоянно не хватало.
В подвале имелась буржуйка, которую топили только ночью. Она служила единственным средством для санобработки. Детей раздевали и на неё с их одежды смахивали вшей.
Таков был их незамысловатый быт с осени 1943 года по 8 февраля 1944 года.
У Майи Андреевны есть трогательное стихотворение «Ёлочка 44 г.» [7]. Оно новогоднем празднике, который был организован ими самостоятельно.
Приведу его фрагмент.

Сто десять суток в подземелье,
Где за село шёл жаркий бой,
Мы ёлочку забыть не смеем,
Что отмечали той зимой.

Измучены неволей горькой,
И обездолены судьбой,
Держались в подземелье стойко
И не показывали боль.

Решили мы устроить ёлку,
Игрушки стали рисовать,
Старались всё устроить толком,
Учились петь и танцевать.

Всплывали мира дни в сознаньи,
Где образ мамы дорогой,
Как с нею ёлку украшали,
И захотелось всем домой.

Чтобы к тебе явилась мама,
Подарок к ёлочке дала,
Прижала к сердцу и сказала:
«Крепись, малыш, пройдёт беда!»

На весь подвал светил огарок,
Как затемнённая луна,
Вручили няни нам подарок —
Комочек хлеба из зерна.

Январь 1983 г. Таганрог

Ёлка представляла собой сухое дерево. В качестве игрушек использовали рисунки детей и украшения, которые немцы выбросили по завершению католической рождества.
Каждый ребёнок в качестве новогоднего подарка получил испечённую взрослыми маленькую булочку хлеба величиной с куриное яйцо. 
Местные партизаны знали о судьбе детей. Передали взрослым, что предпринимаются необходимые меры. И вот ночью 8 февраля к ним постучали. Это была группа разведчиков 306-го полка 109-ой гвардейской стрелковой дивизии.
Руководил группой таганрожец старший сержант Цибулькин Владимир Давидович. С ним были еще двое разведчиков — Саломин и Михайлов.
Разведчики попросили всех вести себя тихо и подождать. Проверялась информация, о том, что немцы пытаются минировать подвал и взорвать его перед отступлением. Подвал был действительно заминирован. А подходы к нему контролировала немецкая снайперская группа. Нужно было спасать детей.
Необходимые меры были приняты, и 8 февраля состоялось взятие села нашими войсками и их освобождение. В числе освободителей оказался ранее упомянутый выпускник ВГИКА фронтовой оператор Владимир Сущинский. Появился трогательный документальный сюжет, который лёг в основу различных публикаций и стал одним из свидетельств на Нюренбергском процессе.
На нём мы представлены быт детей в подвале и их освобождение. Самых маленьких разобрали местные жители, раненых унесли в госпиталь на носилках. Другие вышли встречать освободителей сами. Их слёзы мало кого могут оставить равнодушными.
Эта статья лишь дополняет многочисленную палитру картин из Великой Отечественной войны.  Те тяжкие испытания, которые выпали на долю детей войны, дают нам право обратиться к органам власти о внесении в наше законодательство соответствующих инициатив, направленных на проявление к этой категории наших граждан дополнительного внимания со стороны государства.
На сегодняшний день в живых мало осталось свидетелей описанных событий.  Считаю уместным поставить вопрос об увековечивании памяти детей таганрогских приютов, воспитателей и их освободителей путём размещения в их честь в Таганроге на Доме учителя (ныне Молодёжный центр) мемориальной плиты. Ведь именно там, на ул. Петровской, 89 находился один из упомянутых в статье приютов во время войны, где происходили описанные события.
В заключении хочу поблагодарить Ростовскую киностудию за оцифровку киноплёнки, что позволило  сделать на её основе документальный фильм для нынешнего зрителя, а также В.П. Морозова за практическую помощь в реализации проекта.

Литература:
1. Остроумова С.С. Фронтовой оператор Владимир Сущинский. — В сб.: Фронтовой кинорепортаж. М., НИИК, 1977.
2. Сайт музея военного кинооператора Владимира Александровича Сущинского. URL: http://museum.lic4sar.schoolrm.ru/. (Дата обращения 02.04.2013).
3. Социальная сеть YouTube. URL: http://youtu.be/P4b_aiDYLBc. (Дата обращения 02.04.2013).
4. Государственный архив Российской Федерации. Ростовская обл. Таганрогский филиал. Документы таганрогского бургомистрата от 27.06.1943 г.
5. Людмила ТРИБУШНАЯ "ФАКТЫ" (Херсон). "МАЛЕНЬКОГО ПЕТЮ ФАШИСТ САПОГОМ РАЗДАВИЛ, КАК ПАУЧКА, ПРЯМО НА МОИХ ГЛАЗАХ". Информационно-аналитический ресурс о президентах. 10.05.2007 09:45. URL: http://president.org.ua/news/news-158730/ (Дата обращения 02.04.2013).
6. Владимир ОВДИН. Юные узники войны. Еженедельник 2000. Вып. №15 (410) 11 - 17 апреля 2008 г. URL: http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/realii/38264 (Дата обращения 02.04.2013).

* Фото освобождения детей 08.02.1944.
** Фильм смотреть здесь - http://youtu.be/P4b_aiDYLBc


Рецензии
Пленные пиндосы и англичане три раза в неделю смотрели фильмы, в концлагерях у фашистов.Раз в месяц продуктовые посылки весом до пяти килограмм.нам же несли только смерть и мучения.
Низкий поклон за эти строчки.
Вот что надо проходить в школах и не только.
Рогач В.

Владимир Рогач   20.01.2022 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир Викторович!
По теме сделал фотоальбом на 15 страниц. Планирую разослать во все школы.

Геннадий Вершинин   20.01.2022 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.