Учитель Сейчас самое важное деньги и секс

Решил разместить свою беседу  (делал для местной прессы) с учителем высшей квалификационной категории, "Заслуженным учителем школ РСФСР" Фаиной Борисовной Барановой.

- Фаина Борисовна, в каком году вы пришли в школу? Как это было?

- Было это очень давно, 57 лет назад, в 1955 году. Это была школа в Горном Алтае, в селе Усть-Козлуха. В нашем тогдашнем государстве все студенты выезжали куда-то, чтобы отработать три года по профессии, и мы в количестве 15 человек ехали пять суток до Барнаула.

- А где вы родились?

- Я родилась в городе Лобня. На Алтае я отработала всего год, но не потому, что там мне было плохо, а потому что вышла замуж у себя на родине. На Алтае было хорошо, я вела математику, физику, черчение. Правда, началось все с труда в поле. Мы приехали 15 августа, и нас сразу отправили на уборку урожая, работали в поле с молодыми людьми, а потом эти молодые люди пришли ко мне учиться. Сначала было смятение…  В 10 классе ученики были моего возраста, они во время не учились… Многие прошли через армию, через училища различные, но они хотели получать знания. Заниматься с ними было интересно, не было никаких проблем с дисциплиной. Все уважительно относились к учителям, это передавалось им и от родителей. Это были дети-труженики, они в 10 классе уже трудились как взрослые.

- Вы приехали туда, когда Сталин уже умер. Что-то изменилось в жизни простых людей?

- Нет, ничего не успело измениться. Я бы не сказала, что это как-то сказалось на селянах. Село Усть-Козлуха протянулось километров на семь, там жили тысячи людей. И все к нам относились с уважением. Были свадьбы, к примеру, и за учителями приезжали на лошадях, чтобы мы тоже присутствовали на свадьбе. Мы даже этих людей  не знали. Но они считали, что мы им оказываем честь своим присутствием на свадьбе. С таким же уважением относились и к медикам. Мы же работали не только с детьми. К каждому молодому учителю прикрепляли трех пожилых людей, чтобы мы научили их читать газеты и расписываться, и за год это у нас получалось.

- Неужели вам не было тяжело от того, что уровень культуры села отличался от столичного? Вы же в театры ходили, в консерваторию…

- В этом селе я поняла, что уровень культуры зависит не столько от образования, сколько от крепких нравственных традиций. И в этом плане сельское население того времени было честным и высоконравственным. В Усть-Козлухе жили староверы, там воспитание в семьях было очень жестким. Если что-то человек совершил плохое, то тебе же здесь жить, так просто не уедешь, тут даже до  железной дороге было 200 километров. Отношение к человеку зависело от того, как он себя вел, как его дети себя вели. Все было у всех на виду.

- А как селяне относились к советской власти?

- Эти люди жили тяжким трудом, и они понимали, что при любой власти им придется трудиться. Сбор урожая, хранение урожая - это было главное в их жизни. Они подчинялись советской власти, праздники отмечали и православные, и советские. Насколько уж они хорошо относились к советским праздникам, трудно сказать…. Налоги были зверские, жили бедно, дома саманные, это смесь навоза и глины, окна малюсенькие. Нас расквартировали по семьям, мы жили вместе со всеми, не было своего угла, но мы не считали, что нас плохо устроили.

- Дети оканчивали школу в селе. Если они хорошо учились, то насколько легко они могли поступить в высшее учебное заведение в Москве?

- Легко могли поступить. У школ и вузов тогда не было разрыва в программах, при приеме с тебя не могли потребовать больше, чем было в школьной программе. Это сейчас у детей дополнительные курсы, репетиторы, о репетиторах тогда мы читали только у Чехова, все это стало возрождаться в 70-х годах.

- А каков был уровень учителей тогда?

- Мы были единственные педагоги с высшим образованием, которые оказались в этом селе. До войны учителя готовились в массовом порядке так: в старших классах отбирали специальные группы и ребята выходили из школы уже … учителями, шли работать в младшие классы. Они потом доучивались, развита была сеть техникумов. Это было время, когда все учились.

- Откуда взялась такая установка, что знание - ценность?

- Это было заложено еще в дореволюционное время. Получить хорошее образование значило почти автоматически устроить хорошо свою жизнь. В высшие учебные заведения тогда попадали люди из дворян, купцов, интеллигенции в основном, а советская власть дала возможность учиться всем, и это было большое достижение. Всякий понимал, что благодаря своему труду можно подняться на самый верх… В Подмосковье в 50-60 гг. даже какой-нибудь мастер цеха следил за тем, чтобы его молодые рабочие получали среднее образование, шли в техникум.

- И что за публика училась в вечерних школах? Во времена моего детства вечерние школы уже не уважались.

- Сеть вечерних учебных заведений была обширная. Когда я вернулась в Подмосковье, места учительские были уже заняты, мне предложили вести математику в старших классах вечерней школы. Наполняемость классов была очень высокая, до сорока человек, народ взрослый и они все хотели учиться, не было такого, чтобы кого-то загоняли туда…

- Это время для нас уже мифическое, потому интересно, как вы жили, во что одевались, и что вы ели?

- На селе вся пища была та, что производили крестьяне сами. На Алтае с этим было лучше, чем в Подмосковье. Там была большая река Чарыш, и было много мелких речушек, рыбы было полно, мяса достаточно, молока много, питание было хорошее, не сравнить по качеству с нынешним. Пельмени лепили всей семьей. А в Подмосковье было голодно, питание основное - молоко и картошка. Мясо раз в неделю могли купить. Одежда была простая, но добротная ( Ф.Б. смеется), летом носили тапочки, а потом сразу валенки с калошами.

- А какая обстановка с преступностью была? Много сейчас фильмов сделали о послевоенном бандитизме.

- Из вечерней школы я возвращалась с последней электричкой, но страха не было, хулиганы того времени, и нынешние преступники – это большая разница. На всю Лобню у нас был один хулиган-татарин по кличке Осман, все прочее, это мелкое воровство, украсть могли вещи, козу могли увести. Это было связано с нищетой.

- А как вы проводили свой досуг в Лобне?

- Для нас культурным центром был Институт кормов на Луговой. Там работали и жили научные сотрудники. А вот Красная Поляна (поселок, где я родился и вырос -  прим. автора) хоть и была в годы войны районным центром, но культурным центром не являлась, там жила особая фабричная публика.

- Но вернемся к детям и школьным делам, тогда учили по-другому?

- Тогда был другой основной принцип обучения: пока все дети не изучили тему, новое не начинать! Каждый ученик должен усвоить тему. Мы учили их в школе, домашние задания были сведены к минимуму, детям дома работать надо было, у всех же было свое хозяйство. Надо было наносить воды, наколоть дров, натопить печь, родителям было все равно – выучил ты урок или нет. Установка от проверяющих органов была такая, что базовые темы дети должны знать назубок. При этом учитель был хозяин положения, он занимался с учениками столько, сколько было нужно. Сейчас мы расписываем все по количеству часов, мы согласовываем с вышестоящими инстанциями фактически каждое слово. А это учителя сковывает, ученики-то разные по способностям.

- Получается, что методика преподавания 57 лет назад был лучше?

- Получается так…

- Фаина Борисовна, что бы вы отметили в современных родителях, какую основную черту?

- Сейчас даже в тех семьях, где материально тяжко, все равно стараются одеть, обуть детей современно, а смотреть за тем, как идет процесс обучения – это для многих родителей лишнее. Или наоборот, могут замучить ребенка своим присутствием в его жизни.

- Можно назвать какие-то отличительные особенности современных детей?

- Можно, хотя каждое пятилетие ученики психологически меняются, приходит новое поколение детей со своими особенностями, это нужно учитывать. Дети сейчас такие, а не другие, потому что в прошлые времена дети очень много читали книг. Хотя книг у нас было мало в библиотеках, и мы стояли за ними в очередях, но мы их читали. Я до сих пор помню, как в пятом классе прочитала книгу «Порт-Артур», огромный такой роман, сейчас дай ученику такую книгу, разве он прочитает? Книги были везде: в семье интеллигентов, рабочих.

- Но вы преподаете математику. Какая разница, читают дети книги или нет?

- Математика связана с общей культурой человека, чем он культурнее, тем успешнее, в том числе, и в математике.

- Но вроде бы сейчас книг издается полно, на любой вкус.

- Я тут нашла у себя десятки книг для детей дошкольного возраста, выпущенных во времена СССР. Они стоили пять-десять копеек, а сейчас книжка стоит 500 рублей. А ребенку это на один день пролистать. Если ребенка с самого раннего возраста не пристрастить к чтению, он читать никогда не будет.

- Дети раньше больше читали. А в чем еще отличия от детей нынешних?

- Дети даже двадцать пять лет назад были психологически более устойчивые, чем нынешние. Тогда были относительно  здоровые дети. А во времена моей молодости дети занимались хозяйством. Для нас не было скидок, что ты ребенок. Мы же днем работали, потом гуляли до двух часов ночи, от Лобни до Луговой, но при этом обсуждали книги, которые читали. Не сказать, что в этом разбирались, но разговоры о прочитанных книгах были. Тогда был коллективизм, мы очень помогали друг другу, поддерживали друг друга, дети тогда не чувствовали себя одинокими.

- Так что главное в воспитании детей?

- Главное – это мораль. Были и тогда какие-то извороты, но редко. Мы перед выпускным вечером собрались с девочками из класса и решали вопрос: «Можем мы разрешить нашим мальчикам взять нас за руки или нет?». Хотя ведь нравились нам мальчики…

- Ну и как решили?

- Разрешили взять нас за руки (Ф.Б. смеется). Мы дружбу нашего класса пронесли через всю жизнь. Нас пять человек осталось всего, одноклассников. Мы и сейчас поддерживаем друг друга, детей своих друзей поддерживаем.

- Труд на общее благо, коллективизм, все это ушло, а вот семья пока еще осталась…

- Все идет из семьи, если семья культурная, то и дети вырастают такие же. Дети социальными существами становились всегда в семье. Они понимали мир как служение своей стране, если росли в дворянской семье. Они знали, что нужно беречь честь, и это выше всего. Если они росли в купеческой семье, то умели торговать и держать слово. Мы росли в рабочих семьях, нас научили уважать труд. А сейчас… За время советской власти отказались от религии, но это заменили кодексом строителя коммунизма, там были почти те же моральные принципы, что и в религии. Но к 1991 года ни религии не осталось, ни коммунизма не стало…

- А что же осталось сейчас?

- Сейчас самое важное – деньги и секс. Это единственная идеология современного общества. И ведь дети бывает очень рано вступают в эти отношения…  Но у них это не секс даже, это нечто более низкое, биологическое, там часто вообще нет человеческого. Это реальность для сегодняшней молодежи. Для некоторых девочек ничего не значит вступить в сексуальные отношения. А ведь это влияет очень сильно на становление человеческой личности. С малых лет человек вот так разрушается, а потом с помощью чего эта девочка поднимется? Пустота в душах детей.

- Раньше старшие поколения защищали детей…

- Старшие поколения всегда защищали детей, а теперь дети часто лишены такой защиты. Любопытная реакция была на мое замечание группе девочек. Они стояли на железнодорожной платформе, курили, орали, разговаривали матом. Я им сказала: «Девочки, что же вы так себя ведете? Вы так кричите, что даже друг друга не слышите?». Они мне отвечают: «У нас свободная страна, что хотим, то и делаем».

- Так и ответили?

- Да, хотя я не понимаю, причем тут свободная страна? Человеку, единственному существу дано сознание, и пустоты в сознании быть не может, если там нет светлого, то будет темное. Ложь, предательство, для многих взрослых норма. Молодежь это очень быстро усваивает. Все плохое быстрее усваивается, чем хорошее.

- А как же учителя, их роль в воспитании детей?

- Если до 1991 года мы писали в наших учительских программах «учебно-воспитательная работа», то сейчас пишем «воспитательно-учебная», т.е. нас ориентируют на то, что мы, прежде всего, должны воспитывать детей. А какие рычаги воспитания сейчас? Их же просто нет. Или, скажем, есть понимание того, что дети физически слабые сейчас, часто болеют, решили, что нужно вместо 2 –х часов физкультуры в школах проводить 3 часа. Но ведь негде проводить. Спортзалов не хватает.

- Что, так уж бессилен учитель?

- В 90- е годы было не до нас, делили заводы, фабрики, и все, что можно было поделить. Учителям платили копейки, но при этом дали свободу, это было хорошее время, потому что мы сами определяли, как нам работать. Потом все поделили, вспомнили о школе, и стали нами руководить. Просто вал ценных указаний сверху, регламентировали все до мелочей. Зачем? Ну и заняться чиновникам чем-то надо? Отчеты какие-то писать о своей работе, о достигнутых успехах.

- Как-то мрачно все, Фаина Борисовна…

- Нет, есть, наверное, правильные и хорошие решения, но это все как с уроками физкультуры, решение приняли, а спортзалов нет. И скоро не будет главного - учителей не будет. Кто будет выполнять эти решения? Наши вузы выпускают множество педагогов, но где они? Хорошо если в городе в год появляется два-три новых учителя. Главное в образовании – это учитель!

- Любопытно, что великий немецкий канцлер Бисмарк, создавший единую Германию, высказался в том духе, что это дело рук учителей, воспитавших новое поколение. Наш современник, известный философ Александр Зиновьев, сказал, что Великую Отечественную войну тоже выиграл школьный учитель. А что может выиграть современный российский учитель?

- Современному российскому учителю в среднем уже 52 года. Я ответила на ваш вопрос?

- Вполне, хотя и печальный ответ. Спасибо вам, Фаина Борисовна, за беседу!


Рецензии
Уважаемый Александр, читаю ваши работы и полемику по существенным вопросам и убеждениям на систему в которой нам выпало родиться и жить.
Распространяться на этот счёт не буду. Скажу лишь: - Считаю, что общественная система, возникшая а период 1917 -1993 годов, имела в себе все признаки разложения общества. Это, прежде всего, та глубокая страшная болезнь, что подтачивала СССР, как и любое государственное образование в истории, то есть любовь к роскоши и страсть к удовольствиям.
Будучи уверенным в этом, и взявшись за перо, как за шпагу, пишу о быте. И пусть читатель сам определит в сравнении какова система и что-такое "Хорошо" и что-такое "Плохо".
А Фаине Борисовне я низко кланяюсь.
С уважением.

Михаил Ханджей   13.08.2013 14:52     Заявить о нарушении