Сказание об аиде и персефоне

Аид означает – «безвидный», «невидимый» в греческой мифологии – владыка царства мертвых, название Аид означает и само царство теней. Он царствует вместе с Персефоной, (дочь Зевса и Деметры), которую Аид похитил, когда она собирала цветы на лугу. В поисках пропавшей дочери, Деметра забыла о своих обязанностях, землю охватил голод. Зевсу пришлось вмешаться. Согласно его повелению, Персефона треть года будет проводить в Аиде, а две трети на земле, с матерью и другими богами. Хотя Аид и внушает ужас своей неотвратимостью, но уважением никогда не пользовался. Да и обманывали смертные бога подземного царства не раз, и не два. Не радовали глаз владения Аида. Ни асфоделевый луг, где блуждают тени умерших, ни мрачные глубины Эреба, ни реки Кокит, Стикс, Флегетон и Лета. Ведет тени умерших ко входу в царство бог Гермес, перевозит через Стикс перевозчик Харон. Чтоб не ушли из царства мертвых, души, пересекая Лету, теряли память они о прошлом, а стерег их трехглавый пес Цербер. Судят мертвых судьи Минос, Эак и Радаманф. Праведных ждут острова блаженства – Элизиум и благодатные Елисейские поля. Неправедные тени настигает плеть, рвущая их в клочья. Аид – самый несчастный из богов. Ему не приносят жертв, ему не суждено иметь потомство, да и жену от добыл незаконным путем Он бывает и физически слаб перед греческими героями. Побеждал его не раз Геракл.
Крон побежден, низвергнут был в Тартар,
Его наследство поделили дети.
Из Зевса рук власть получают в дар,
Интриг плетут густые сети.

Зевс на земле, а в море – Посейдон.
А брату младшему подземный мир достался,
Но не ворчит, доволен царством он.
И в гости на Олимп не собирался.

Нет, не найти жены среди теней,
Но под землей не действуют законы,
И выбрав из чреды один из лучших дней,
 Аид похитил на прогулке Персефону.

 Деметра опечалена была,
Земля родить плоды в достатке перестала.
Зевс повелел, отбросил все дела,
Чтоб знать богов законы соблюдала.

Треть времени Аидова жена,
Красавица, богиня Персефона
С Аидом в царстве мертвых быть должна,
Все остальное с матерью и дома.

Все говорят – бог смерти некрасив,
Живые чувства богу не знакомы,
Что смерть сама забрала много сил,
Вот почему проводит время дома.

Сил не хватает прибыть на Олимп,
К тому же не стремится и подняться,
Не светит над челом у бога нимб,
И света стал подземный бог бояться.

Почтение к тому не велико,
Когда оно не чувственно, не видно,
Находится, к тому же, далеко.
И богу смерти от того обидно!

Нет в царстве смены ночи, дней,
И не царят в нем музыка и пенье.
Печален мир заброшенных теней,
В нем находиться – адское терпенье!

В одежду тени не одеть,
Подвижные, забыв о плоти,
Их яростно стегает плеть,
Но крика нет, летят одни лохмотья.

У всех – бессмертная душа,
Хотя у душ бесчисленные лица.
В мир тьмы вступают без гроша,
И нет надежды возродиться.

Ведь тела нет, есть только тень,
Нет света и его не будет,
Тень не рождает светлый день.
Кто тень бездушную осудит?

Несчастней бога не найти,
Терпеть Аиду не хватает сил,
Хоть в царстве смерти сходятся пути...
Аида как-то пристыдил Ахилл:

«Поденщиком служить у бедняка
Почетнее, чем быть царем у мертвых!»
Порою жизнь бывает и горька,
И радости границы слишком стерты,

И все же есть желаний тьма,
Пока бунтует в теле нашем кровь.
Есть радости от творчества ума!
Какое счастье дарит нам любовь!

Сизифу удалось Аида обмануть,
Орфей чуть не увел с собою Эвридику.
Геракл не раз в Аид проделал путь,
Не страшны для него чудовищные лики


Рецензии