Алло, гараж! Пригасите звёзды...

Бросьте, Зяме не впервой идти против чьего-либо мнения. Ну и что с того, что на этот раз мнение - общественное. Или почти общественное. Милые звёзды, звездищи и звездулечки! Я вас всех уважаю, а некоторых даже люблю. Но, как тот хазановский попугай, молчать всё равно не буду. Не верю я вам, извините, что именно за авторские права , нещадно поруганные, вы сейчас впряглись. А вернее, права авторов. В чём разница, выяснится позже. Ну не верю! На самом деле правильнее бы это назвать лоббированием творческой элитой своего, как им кажется, законного права на сверхприбыли.
Ха! А тут Зяма на белом коне. С копьём наперевес. Прикиньте, он вас за ветряную мельницу принял сослепу. Сейчас будет с вами сражаться, у-у-ух!
Ура-а-а - на защиту отечественного пиратства - ура-а-а!..
Всё - поржали?
Теперь готовы с серьёзной миной пять минут посидеть? Я начинаю...
На самом деле, если у кого-то сложится ощущение, что я целиком на стороне пиратства, то он безусловно будет неправ. Я на его стороне лишь отчасти. Лишь в воспитательном плане. В плане торжества социальной справедливости. Но я намеренно сгущу краски в свой статье, чтобы представить ситуацию с противоположной точки зрения. Не как вы сами, пардон, это представляете. И мы с вами давайте договоримся, что моё мнение, подобно руслу непоседливой горной речки меж двумя хребтами, затейливо извивается где-то посередине. Почему затейливо? Да потому что вопрос этот сложнейший. Из числа, что называется, вопросов без ответов. В котором, если принять одну точку зрения, наверняка будут ущемлены несколько других.
Итак, взглянем на проблему авторского права Зямиными глазами. Учёные обычно, когда хотят описать какой-либо сложный процесс, используют так называемую идеальную систему, модель, в которой условно абстрагируются от влияния некоторых факторов. К сожалению, описывать реальные процессы, даже с использованием современных мощных компьютеров, учёные пока не научились из-за их чрезвычайной сложности.
Нам с вами повезло больше. В искусстве имеются реальные системы, которые идеально подойдут нам в качестве моделей. Которые и помогут нам всё понять, а заодно отделить зёрна от плевел. 
Представим себе уличного художника, рисующего портреты за деньги. Скажете - фу-у-у, уличный! Какое же это искусство?! Ничего, давайте мы на стульчик посадим художника с именем, какого-нибудь лауреата, не халтурщика, которому просто приспичило подзаработать. Искусство? Безусловно! Хотя я лично считаю, что и в первом случае было искусство. Просто пониже уровнем.
Но не суть. Давайте не отвлекаться. Нам важно, что этот художник одновременно является и автором, и исполнителем. Всё просто: нарисовал портрет, т.е. выполнил свою работу, и получил за неё оплату. Новый портрет - новые деньги. И так далее: работа - оплата, работа - оплата... Захочет пират свой навар с этого урвать - да вряд ли сможет. Разве что фотографии этих портретов продавать. Только кому они нужны?    Пока всё понятно? Запомним это.
Споры с пиратами обычно начинаются только в той ситуации, когда работа выполнена однажды, а оплату за неё хотят получать много раз. Всегда ли это оправданно?
Самый яркий пример - современная музыка. Здесь уже, как правило, происходит разделение труда. Одни пишут, другие исполняют, третьи продают. Остановимся пока на исполнителях, как на самой простой для разбора категории. Почему-то именно звёздный авангард этой социальной группы, чаще всего певцы, громче всех заявляет о нарушении своих авторских прав. Авторских прав на что, господа? На голос? Так они, авторские, принадлежат даже не маме с папой, а господу богу.
Ваша работа в чём, господа певцы? Петь. Вот и пойте. Отрабатывайте концерты. Больше спел - больше получил. Отчисления с многочисленных перезаписей - это не ваше, успокойтесь. Скажете, как же так, ведь мы же тоже принимали участие, нам тоже полагается! А я так вам отвечу. Точно так же отвечу, как вы отвечаете всем своим помощникам - музыкантам-аккомпаниаторам, аранжировщикам, бэк-вокалистам, кордебалету, техническому персоналу - всем тем, кто помогает вам в концертах и записях дисков. Старичок, мол, ты сделал дело - получи фиксированную зарплату по договору. Мало? Ну, походи по рынку...
А музыканты-исполнители, надо вам сказать, как правило люди более грамотные, профессионалы, которые учились музыке всю жизнь. Но их таких - много. В этом их беда. Единственное преимущество вокалиста-звезды порой - уникальный запоминающийся голос, богом данный, и некая харизма. Иногда даже без элементарной нотной грамоты в башке. Где справедливость, спрошу я вас? Работу - основную - выполняет множество образованных людей, а вся слава и деньги достаётся одному выскочке, хорошо если талантливому и трудолюбивому.
Пользуясь случаем и несколько отвлекаясь от темы - ну не могу этого не сделать, простите! - скажу: аранжировщикам и бэк-вокалистам я ставил бы при жизни памятники. Потому что сочинить мелодию или пропеть сольную партию - это фигня, это не работа, это удовольствие - это от бога. А вот превратить мелодию в законченное произведение, равно как и спеть за спиной солиста с листа на четыре голоса - это пот и неблагодарный тяжкий труд. Ни одного аранжировщика я, кстати, никогда не видел в списке авторского коллектива песни, наряду с композитором и поэтом. Хотя это такая же авторская работа, которой сами композиторы - чем звёзднее, тем больше - зачастую манкируют.
Прежде чем попрощаться со звёздными певцами, скажу так. Чудаки! Вы радоваться должны. Каждый диск с вашими записями, как пиратский, так и непиратский - это ваша реклама. Чем больше народу прослушает и оценит, тем  больше придёт к вам на концерт, чтоб услышать вас вживую. Правда, для этого действительно петь нужно вживую. А с этим у многих, знаю, проблемы. Однако кому, скажите, интересно слушать те же самые записи, только в зале и за деньги?! Именно поэтому я никогда не пойду на концерт, если подозреваю, что там будет „фанера“. Мне интересно наблюдать и наслаждаться работой исполнителя, а не демонстрацией его звёздного лица. Фонограмму, даже сделанную - бывают такие хитрецы - специально для концерта, отличную от версии на диске, распознаю по нескольким тактам. Но это, извините, уже из области профессиональных секретов и к нашему вопросу тоже не относится.
Так что вы ребята, кыш от авторской кормушки. Вам одна дорога: учиться петь живьём, и вперёд - на концерты, в клубы, в подземные переходы на крайняк.
А мы будем разбираться дальше. С теми, кто продаёт... Продюсеры, издатели и иже с ними. Вас, господа, мне тоже не жалко. Искусство должно принадлежать народу. А вы полагаете, что оно принадлежит вам. Да и развиваете вы, признайте, отнюдь не искусство. Подобно лингвистам, отчего-то сильно преувеличивающим свою роль в развитии языка, вы полагаете, что искусство не проживёт без вашего вмешательства. Бросьте! Один герой, тоже, помнится, полагал, что ветер дует оттого, что деревья ветками машут, а не наоборот.
Не погибнет без вас искусство, расслабьтесь, и не надо надувать щёки. Давайте вспомним. Во все века искусство развивалось самостоятельно. Занимались им, в основном, люди высокого социального положения, знатные или хотя бы уже обеспеченные из других источников. В качестве развлечения, для чего, собственно, искусство и предназначено. Те, кто пытался искусством зарабатывать, в основном влачили нищенское существование, если над ними не сжаливался сердобольный меценат. Вспомним средневековых актёров-балаганщиков. Да, они свободны, как ветер, но - бедны. Низшая каста. Художники умирали в нищете. Но искусство жило.
И дожило, наконец. Дожило до дней, когда американцы поняли, что из искусства тоже можно делать неплохие деньги, если подойти с умом. И придумали шоу-бизнес. И ключевое слово здесь именно бизнес, а отнюдь не шоу и, тем более, не искусство. Скрупулёзные американские шоу-бизнесмены до цента верно рассчитали, что наиболее выгодно продавать одну мега-звезду, чем несколько хороших исполнителей. К сожалению для искусства, такой подход очень точно ложится на психологию толпы. Нам нужен идол, кумир. Мы сами охотно помогаем создавать культ звезды. К сожалению именно потому, что в выборе мега-идола не всегда определяющим является его художественная ценность. И ещё потому, что в этой системе места хватает далеко не всем. Впрочем, как и во всём бизнесе, не только в шоу. Несколько везунчиков загребают всё, а большинство менее удачливых сосёт лапу.
Вы попробуете возразить, что, дескать, не менее удачливых, а менее талантливых. На что я вам отвечу: Ах, господа, если бы!.. Если бы на вершину достатка попадали лучшие! Если бы…
Сначала я заметил это, как человек, довольно близкий к музыке. Что за хрень, думал я. В кабаках зачастую поют люди на голову талантливее, чем раскрученные звезды в телевизоре. С удивлением и болью я обнаружил ту же картину, когда много позже чуть поглубже окунулся в литературу. Огромная толпа талантов ждёт своего часа. Им непонятны стоны зажравшихся везунчиков. Они посчитают за счастье иметь десятую, сотую часть их доходов, потому что сейчас они либо просто дарят свой талант, либо продают за гроши.
Так что, господа бизнесмены, не надо делать трагические глаза и предвещать скорую погибель искусства от пиратства. От пиратства может сгинуть ваш бизнес, но отнюдь не искусство. Искусство живёт. Оно никуда не делось и не денется. Как всегда не получая за свой труд ни гроша. Мечтающее о своём пирате. Ведь если тебя заметил пират - у тебя есть успех. Пираты крутятся только там, где есть успех, где пахнет деньгами. Точно так же, как не полезет вор в нищую квартиру, но полезет в богатый дом. В этом смысле отношение к пирату - как к волку в лесу. Он, конечно, страшный хищники большая сволочь, но, как ни крути, санитар леса. И, если вы считаете справедливым получать деньги не трудом, а перераспределением, то почему отказываете в этом праве хищнику? В некотором роде они даже восстанавливают социальную справедливость.
С известной долей сарказма могу дать такой совет бизнесменам от искусства: кладите себе в кошелёк столько же, сколько вы платите рядовым музыкантам, начинающим писателям, молодым актёрам, неизвестным художникам. И проблема пиратства, уверяю вас, решится сама собой.
Ну и напоследок о людях, которых единственно жалко во всей этой круговерти. Собственно, об авторах. Создателях музыки, фильмов, книг - всего того, что трудно сделать, но легко скопировать. И прежде всего о тех авторах, за которых работает не громкое имя, нажитый капитал или другие нанятые ими авторы, а работают пока они сами, лишь собственными мозгами.
Не верьте звёздам, что они пекутся об авторах. Оказывается, авторы и авторское право по их мнению - абсолютно разные вещи. Автор не всегда главный, не всегда первичен. Главный, как в любом бизнесе, тот, у кого имя, бренд, у кого деньги. Все мы знаем случаи, когда известные исполнители приобретают хиты у нераскрученных авторов за бесценок, а то и „за так“, просто за моральное удовлетворение. Поэтому, думаю, очевидно, что я выступаю однозначно против пиратства только лишь на стороне авторов, но не на стороне авторского права. Как ни бредово это звучит.
Чем же отличаются подобные авторы от того художника, про которого мы говорили в начале статьи? Двумя лишь деталями. Эти авторы не могут продать своё творение сразу и целиком. Это раз. И второе: копия подобного произведения имеет такую же или почти такую же ценность, как и оригинал.
Казалось бы, в случае писателя или композитора можно применить нашу первоначальную идеальную схему. Композитор продаёт песню исполнителю за твёрдую сумму, а тот исполняет её на концертах. Пират в этом случае тоже без барыша не останется, но композитор с исполнителем-то своё, заработанное, по настоящему трудовое - получают! Все остальное, сверх этого, от лукавого и от жадности. Хотеть, конечно, и пытаться получить „сверхдоход“ можно, но здесь уже они в равных правах с пиратом и я им тут уже не защитник. Поскольку торговля копиями, хоть своими, хоть чужими - доход уже не трудовой и честен едва ли больше, чем пение под фонограмму.
Представьте, если токарь будет кроме оплаты за изготовление детали требовать плату за каждое её использование. А в чём, скажите, принципиальная разница? Ах, токарь - не художник. Хорошо, пусть будет кузнец. Художник, между прочим, по металлу. Каждое изделие - произведение искусства, уникальное! Выковал, представьте, он вам ворота железные. Вы ему за работу заплатили. Так он, подлец, требует вдобавок плату за каждый проход через эти - ваши уже, купленные! - ворота. Каково? Скажете, не то же самое?
Зачастую, правда, проблема в том, что „ворота“ целиком покупать никто не хочет. Это обычно случается с большими, трудозатратными произведениями, созданными целой командой авторов. Кинофильм, компьютерная игра и т.п. Понятное дело, потенциальный „оптовый“ покупатель не хочет рисковать. Вдруг песня слушателю не понравится или фильм зрителю не по душе придётся.
В этом случае автору приходится получать оплату за своё творение частями. Вот тут уже начинаются тонкости и нюансы. Способов оплаты по крайней мере два. Можно „ворота“ разобрать на сто деталей и продать сотне скинувшихся вскладчину человек. Мастер получает назначенную цену и все довольны. А можно сделать и по-другому. Маститый мастер оставляет „ворота“ себе и , действительно, собирает деньги с каждого, через них проходящего. То есть, не продаёт, а лишь даёт попользоваться. Зрителю в кинотеатре, посетителю художественной выставки, читателю - не продать в собственность, с просто, оказывается, посмотреть. И сделать это можно, теоретически, бесконечное количество раз. А вот это уже и вызывает корыстные зависть и недовольство пиратов, и - бескорыстные - простых обывателей. Почему, вопрошают они, кто-то получает деньги за проделанную работу, а кто-то - пожизненную ренту?! Ату их! И, знаете, плевать в таком случае обывателю на уголовный кодекс. И рукоплещет обыватель грабителю, забравшемуся в дом миллиардера, скопившего капитал не горбом своим, но эксплуатацией. Не важно чего - чужого труда, финансового капитала, громкого имени, полезных связей - не важно. Важно - не своим трудом. Для обывателя пока пират - союзник, а не вор.
И для неизвестного автора, кто и так творит бесплатно, пират не помеха. Пират для него, как я уже сказал - надежда и опора. Пират для него - мечта!
Поэтому, господа вышеназванные, прежде чем поднимать народ на борьбу с пиратством, прежде чем орать, что вас обманули и обокрали, научитесь сами работать честно. По отношению и к своему зрителю, и к своим малоизвестным коллегам „мастодонты“ порой ведут себя ничем не лучше тех самых пиратов.
А коль не нравится нынешнее положение вещей, выход есть. Бросить всё нахрен и уехать в деревню выращивать капусту. Не беспокойтесь, сотни ожидающих свой очереди эстафету подхватят. Хотя, есть выход и получше. Делиться. Вспомнить, как вы пробивались, как самим было трудно когда-то и - делиться. Пусть те, кто уже пробился, платят дополнительный налог на поддержку тех, кто ещё делает первые  шаги. А когда они подрастут и пробьются, в свою очередь помогут следующему поколению. Глядишь, и на пиратов тогда управа найдётся. Вместе легче…
И ещё совет. Меньше „звездить“. То что в наше время на гребне именно представители попсового искусства - всего лишь мода. Когда-нибудь это время пройдёт, как прошло в нашей стране время „королев бензоколонок“, официантов и заведующих овощебазами. Помните, если занеможет слесарь или хлебороб -занеможет страна. Если закатится „звезда“ - страна лишь проводит её аплодисментами и заживёт, как ни в чём не бывало, дальше…

P.S. Да ладно, чего там. Пять минут прошло, можете выдохнуть. На самом деле никто не знает заранее, как повёл бы себя в той или иной ситуации. Доведись мне самому, я бы тоже наверняка старался выжать максимум. Ибо это в человеческой природе - хотеть большего. И жизнь всё равно идёт своим чередом. Сначала ты раздаёшь свои опусы направо и налево - лишь бы взяли, а потом ломишь цену, клянёшь пиратов и бегаешь от папарацци. Селяви...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.