Наука Радости. Окончание

                П.8

   Первое, о чём помни больше всего: внимание к каждому человеку, с которым говоришь, к каждому делу, которое делаешь. Вся жизнь человека – только внимание. Это первая необходимость в жизни. Тот, кто не разовьёт своего внимания в жизни каждого дня, не сможет ни в одной области достичь чего-то большего.
   Каждый из нас пропускает без внимания сотни встреч, потому что не выработал привычки гибко и всецело переключаться полным вниманием от одного предмета к другому. Всё упирается в рассеивающееся внимание или, вернее, в однобоко концентрирующееся внимание, упускающее из поля зрения всё, кроме привлекающих дух мыслей.

   Обо всём надо помнить, всё держать в памяти, хотя бы небо сияло в душе.
   В твоей комнате стоит зеркало не для того, чтобы ты проходил мимо него, а для того, чтобы ты выходил из своей комнаты на люди, приведя в полный порядок свою внешность. Это первая из условностей, от которой тебя никто не освобождал. Не о себе ты должен думать, оправляя перед зеркалом складки своего платья, а о людях, для которых твоя внешность может быть предметом раздражения, если неряшливость бьёт в глаза или ты смешон в своей одежде. Запомни, что в нищету впадают чаще всего неряшливые. И даже высоко развитым  духовно их неряшливость мешает продвигаться вперёд в их пути. Всякая неприбранная комната отвратительна высокоразвитому и чистому человеку.

   Вторая условность: «Здравствуй», которое говорят люди друг другу. Ты ещё глубже должен понять это слово как привет любви, как поклон Огня и Свету в человеке. Это не только простая условность внешней вежливости для тебя, но остов твоего собственного доброжелательства в момент встречи с человеком.
   Начинай через привычные людям щели их условного общения друг с другом вносить благородство сердца. Становись звеном духовного канала, общаясь в тех формах, которые не отталкивают людей и не затрудняют им восприятие твоего собственного образа, а привлекают их.

   Следи за собой, но следи легко. Не изображай из себя злющего и строжайшего наставника самому себе, как ты не желаешь быть им для других. Душа каждого из нас – тот же нежный цветок, который нуждается в ласке и заботливости. Но надо понять, что собственная душа растёт и очищается только силой той доброты, что источает сердцу встречного, а не приказом воли, повиноваться которой без лёгкости и доброты – и есть путь злых.
   Ничего нет во Вселенной, что мог бы сделать человек, стоя в одиночестве. Всё в мире связано нитями любви. И внимание, если человек выработал его в себе, до конца открывает каждому непрерывное свершение человеческих судеб. Будь внимателен к окружающим тебя людям, и ты будешь расширять своё внимание всё дальше и дальше. И ты будешь видеть на много вёрст кругом, как и где нужна твоя помощь. Внимание человека утомляется и суживается потому, что оно много и долго обращено на самого себя. Когда оно перестаёт сосредоточиваться на себе, оно не знает усталости. Это для многих  долгая и трудная работа. Человеку начинает казаться, что он только и делает, что думает о других. А на самом деле он имеет только более талантливую природу и ищет более широкого применения собственным талантам. И тут есть два пути: путь ума и путь сердца.

   Идущие путём сердца не спрашивают себя, хорошо или плохо будет то, что они делают. Они идут и делают. Их ведёт простая доброта.
   Не ищи понять, как, куда и откуда идёт человек, если он встретился тебе. Ищи подать ему помощь в эту минуту встречи. Ибо нет ничего важнее на земле, чем протекающая сейчас эта встреча. Если сумеешь внести в свою встречу мир, твоя задача выполнена. Бдителен будь в своём внимании, и вся жизнь ни на одну минуту не пройдёт мимо тебя.
   Тот, кто пришёл к тебе, - самое главное твоё дело. Оно первое по важности, отдавай ему всю полноту сил и чувств и не оставляй каких-то частей духа и разума для дальнейшего.
   Вглядывайся пристально во встречи с людьми, думай только о них. Не примешивай к каждой встрече мыслей о себе и не примеривай на себя пути каждого другого человека, как платья. Нельзя носить все фасоны платьев, и нельзя испробовать все виды труда.

   Можно только в данной тебе вековой форме труда пронести своё «сейчас» в таком величии знания тончайших струн человеческого сердца, в такой любви и сострадании к путям человеческим, что во всём, что выбросит в мир твой труд, для людей найдутся новые и более лёгкие возможности любя побеждать.
   Ты должен по-новому смотреть на каждого человека, ища в нём не то, что сразу и всем видно, не броских качеств ума, красоты, остроумия или злых свойств, а ту внутреннюю силу и доброту сердца, которые только и могут стать светом во тьме для всех окружающих среди их предрассудков и страстей. И если хочешь нести свет и свободу людям, начинай всматриваться в людей по-новому. Начинай бдительно распознавать разницу между мелким, случайным в человеке и его великими качествами, родившимися в результате его трудов, борьбы и целого ряда побед над самим собой. Начинай сейчас, а не завтра. Отойди от предрассудков, что человек – тот, чем он кажется, и суди о нём только по его поступкам, стараясь всегда встать в его положение и найти ему оправдание.

   Как бы любвеобилен ты ни был, найти путь к единению в красоте человеку бестактному невозможно. Есть старики, которым как будто специально даётся долголетие, чтобы они поняли это свойство любви, чтобы научились распознавать во встречном его момент духовной зрелости, а не лезли к людям со своими пониманиями, спорами, жалобами и нравоучениями, считая, что раз им что-то кажется таким, значит оно такое и есть на самом деле, и надо лететь и выкладывать из своей кастрюли всё, что там кипит.
    Обдумывай каждое слово. Всегда распознавай всё то, что окружает тебя, и помни крепко, что есть положения, когда лучше всего молчать. Кажущаяся внешняя инертность человека, всем видимая, часто бывает самой активной помощью тому, кто на твою инертность жалуется.

   Те же люди, что бегают по дню в сумбуре своих страстей и торопливо, суетно несут всем кажущуюся помощь, те стоят на месте в смысле истинной помощи и приносят даже вред вместо пользы. Ибо истинная помощь – это мужество, быть может, иногда и суровое слово, которое не понравится встречному, а вовсе не поглаживание по головке слезливого человека. И чтобы иметь силу выказать это мужество и помочь своему встречному, надо вырасти в своём духе, в своём бесстрашии и такте.
   Никогда в своих бытовых отношениях с людьми не ищи объяснений с ними. Ищи обрадовать человека, старайся начать и кончить встречу с каждым в радости. Но избегай того, кто, хмурясь сам, старается искать в тебе причины своей хмурости. Беги тех семей, где живут ссорясь. Те, кто рассказывают о своей любви к семье, а на самом деле являются тиранами и ворчунами, не меньшие преступники, чем любые воры, уносящие ценности людей.

   Каждый, вступающий на путь знания, должен стараться говорить так, чтобы ни одно его слово не язвило и не жалило. Если будешь нести доброту в сердце, не сделаешь бестактности. Возьми новое правило поведения: не говори никогда и ничего о братьях и сёстрах твоих, когда их нет с тобой. И говори только то, в чём не участвует твоё раздражение. Каждый раз, когда слово осуждения готово сорваться с твоих уст, вспоминай, как мало тебе остаётся ещё жить в этом теле и как каждое упущенное в пустоте мгновение разлагает не один только твой дух, но и дух каждого, с кем ты в это мгновение встретился.
   Унеси с собой как завет: мужество и такт. Никогда не произноси слова, пока полное самообладание не приведёт тебя к мысли: человек, что жалуется или сетует мне, стоит на той точке своей эволюции, где ему ещё не открылось, что всё в себе, что он сам сотворил всю свою жизнь прежде, творит её и сейчас. И только тогда ищи мужества в себе дать самый благородный ответ на самый низкий вопрос, самую недостойную жалобу.

   Всегда, встречая людей, оказывая им помощь или передавая им знания, умей приготовить в их душах почву, на которой может быть понято передаваемое тобой.
Первая забота о человеке, если он поручен тебе, - суметь войти в его положение и не превысить его возможностей в передаваемом ему деле.

   Твёрдо помни не как теорию, а как практику ежедневного труда: «Может – не значит будет». Каждый раз, когда ты подумал сначала о себе, то есть сказал себе: «Как трудно продвинуть массы в эти понимания», - ты уже раскрыл щель в своей защитной сети и наполовину уменьшил успех предпринятого дела.
   Нельзя врываться в чужую жизнь, предлагая свою помощь, если сам не обладаешь достаточными знаниями, помимо отваги и храбрости. Редко встречается в людях бесстрашие правды. Оно очень ценно не только потому, что охраняет самого человека от множества горестей, но и других защищает, помогая им сбрасывать с себя налёт лжи. Но для того, чтобы это качество могло творчески помогать людям, сам человек должен точно, бдительно распознавать, насколько отвечают истине его собственные представления о делах и людях.
   Нельзя иметь в сердце божественную доброту и при ней не развить до такого же масштаба в себе такта. Нельзя владеть огненной силой духа и не развить в себе полного понимания сил и характера встречного, чтобы всегда знать точно, в какой мере ты можешь и должен вовлечь его в свой огонь.

   Нельзя прикасаться к жерновам Единой Жизни иначе, как пронося в перемолотом виде все дары Истины людям. Если подать непонимающему самое заветное сокровище, он может умереть от неумелого обращения с ним, не принеся пользы ни своему окружению, ни себе. 
   Ничьи глаза нельзя раскрыть насильно. На земле очи каждого раскрываются тогда, когда он долго и много трудится.

   Доброта личная в духовных отношениях, ложно понятое сострадание, то есть желание внести неготового человека в мир новых идей и духовного творчества, в те высоты, где требуются уже вся мощь и вся гармония организма, приводят всегда к катастрофе. Как бутон цветка, насильственно пересаженный на чересчур яркое солнце, засыхает вместо того, чтобы распуститься, так и дух человеческий, введённый в более высокий план ранее, чем гармонично развитые силы всего его организма сами вызовут и притянут вибрации и частоту волн высшего плана, не даёт не только плодов огненного творчества, но идёт в искривление. Вступая в новую орбиту движения творческих сил, сохраняй в памяти начало своего пути, начало своих исканий. Вспоминай, что не всегда ты был сильным. Не всегда побеждала в тебе любовь без раздражения и горечи. И тебе будет легче покрывать своей любовью, своим милосердием и миром  ту духовную пропасть, что лежит между тобой и теми людьми, кому ты несёшь свои новые знания.               


Рецензии