Тамбовский период в жизни свящмуч. Владимира Богоя

Будущий святитель родился в северных пределах Тамбовского края. В небольшом Моршанском селе под названием Малая Моршевка. Село это старое, первое письменное упоминание о нем относится к началу XVIII века.
Отец святителя был священником в этом селе, одним из представителей священнического рода Богоявленских. Известно, что у митрополита была обширная родня и по отцу Никифору Сергеевичу и по матери Ирине Антоновне (Ветринские, Черменские, Багрянские — это все родственники Богоявленских).
О рождении святителя в метрической книге Никольской церкви с. Малая Моршевка сохранилась такая запись: «Младенец мужского пола Василий, родился 2 января 1848 г., крещен 4 января того же года священником Петром Федоровичем Никольским. Родители: Никольской церкви священник Никифор Сергиев Богоявленский и законная жена его Ирина Антонова. Оба православного вероисповедания. Восприемники: той же церкви священник Петр
Федоров Никольский и вдовая дьячиха Ирина Карпова»(1). Василий стал четвертым ребенком в семье.
Жизнь сельского священника в те годы мало чем отличалась от жизни простого крестьянина. Все члены причта имели небольшие участки земли, сами их обрабатывали. При такой жизни и дети священника очень рано приучались к физическому труду. Жили в простых крестьянских избах, тесных и неуютных, одевались во всё домотканое, и священник и дети ходили в лаптях. Пища также была обычной: каша, щи, квас. Неимоверных трудов стоило отцу семейства собрать деньги на обучение своих сыновей. Денежное содержание причта даже в достаточно богатых селах было не очень большое, а приход с. М. Моршевка не относился к богатым.
Семья Богоявленских была большой. Кроме Василия - еще два сына и четыре сестры. Старший Иван (1844 г. р.), младший брат Феодор (1851 г. р.), старшие сестры Евгения (1845 г. р.), Александра (1846 г. р.), Евдокия (1847 г. р.) и младшая сестра Елена (1853 г. р.). В 1857 г. семью Богоявленских посетило страшное горе - умер отец: «10 июня умер, 13 июня отпевали. Умер от горячки». (2) Отпевал все тот же отец Петр Никольский, с которым отец Никифор столько лет прослужил вместе. Не успели похоронить отца, как новая беда: 10 июля того же года, т.е. ровно через месяц, умирает одна из сестер Василия, Александра, как писали тогда в документах, «от поноса». Потеря кормильца очень сильно осложнило положение семьи. Тем более, что трем сыновьям нужно было дать образование. К моменту смерти отца в Тамбовском духовном училище уже учился старший сын Иван.
1 сентября 1858 г. Василий  Богоявленский поступает в 1-ое  Тамбовское
духовное училище. Здесь он должен был обучаться шесть лет и получить
начальное духовное образование, которое, впрочем, давало возможность
желающим перейти и на светскую службу.
Тамбовское духовное училище к моменту поступления в него Богоявленского, как раз отметило свое 40 - летие. В этом училище предстояло жить и учиться маленькому Василию, можно сказать, что здесь прошло его детство, точнее самая лучшая пора его. Василий жил в бурсе (училищное общежитие), в ней же питался, получал одежду и кое-какие деньги на содержание. Деньги эти были очень небольшие: с 1850 г. на одного ученика тратилось всего 8 рублей в год. Из-за недостатка дров учебные помещения в зимнее время не отапливались и занятия проводились в общежитии.
Учеба в училище для детских неокрепших душ была серьёзным испытанием, и не все его выдерживали, кто-то обозлился, кто-то стал равнодушным ко всему, а кто и веру потерял, и вся дальнейшая жизнь стала мучительным поиском пути к Богу, которого многие так и не смогли найти. Но все же справедлива оценка, данная бурсе митрополитом Вениамином (Федченковым) (он также учился в 1 -м ТДУ): «Конечно, анекдотических рассказов в духе «Бурсы» Помяловского можно было бы написать немало, но это было бы обидной неправдой....Общая картина, оставшаяся в моей памяти, приятельская, хорошая, мирная». (3)
Дети, поступившие в училище в 7-8 лет заканчивали его к 14-15 годам, пройдя через три класса по тогдашнему определению отделения - низшее, среднее и высшее (в каждом по два года). Когда Василий Богоявленский поступил в училище, старший брат Иван уже заканчивал его, а спустя два года (в 1860 г.) в училище поступил третий брат Федор. Всех воспитанников по успехам в учебе и поведении по итогам учебного года делили на три разряда. Василий за всё время обучения всегда был в первом разряде, причем в десятке лучших учеников. Так, в 1863 г. в высшем отделении он в списке 9-й.  Все шесть лет обучения два брата Богоявленских, Василий и Федор, находились на казенном содержании и получали денежное пособие: Василий сначала 8 рублей в год, Федор - 6 рублей. Потом пособие повысили соответственно до 10 и 8 рублей. (4) Кроме того, бесплатно кормились в столовой, а также выдавалась одежда. Поведении обоих характеризовалось, как «очень хорошее». (5)
В 1864 г. Василий Богоявленский заканчивает Тамбовское духовное училище и как один из лучших учеников зачисляется без экзаменов в низшее отделение Тамбовской духовной семинарии. Ко времени поступления Василия в семинарию это уже было солидное учебное  заведение со своими традициями, методами преподавания и талантливыми преподавателями. В бытовом отношении семинария была устроена лучше, чем училище: «Была просторней и чище училищной. Кормили нас тоже получше...»
Хотя «в классах было грязно и холодно...». Причину тех бытовых неустройств, которые всё же имелись, следует искать в хронической нехватке средств. Так же, как и в училище, в семинарии была строгая дисциплина и порядки.
Среди преподавателей в то время немало интересных и незаурядных личностей, которые оказали большое влияние на формирование характера и взглядов Василия Богоявленского. Один из них - протоиерей Иван Максимович Сладкопевцев. Влияние этого перподавателя на Василия не вызывает никаких сомнений. Всякий, кто читал проповеди будущего Владыки, может заметить в них удивительную стройность и ясность мысли. Отчасти это результат преподавательской работы Сладкопевцева, который долгое время преподавал логику, а с ней смежные предметы: психологию и философию. Влияние Ивана Максимовича было настолько велико, что в молодые годы Богоявленский всерьёз увлекся этими науками. Не случайно, что и первой печатной работой был перевод с немецкого учебника по логике.
Годы учебы Василия Богоявленского совпали с чрезвычайно интересными процессами, происходящими в русском обществе со второй половины XIX века. Реформы 60 - 70 - х годов дали новое направление общественной жизни, привели к появлению в стране людей нового типа. Коснулись эти веяния и духовной школы. Быть может, эти годы во всей истории Тамбовской семинарии были наиболее плодотворными. Именно тогда здесь получили образование и сам митрополит Владимир, и его земляк-митрополит Антоний (Вадковский), а также будущие преподаватели её А. Спасский. Д. Астров и другие. Именно в это время ректором семинарии был назначен архимандрит Геннадий (Левицкий). Личность примечательная и интересная, оказавшая на будущего митрополита огромное влияние: «Он не корчил из себя начальника, а со всеми служащими обращался по-товарищески. Двери его всегда для всех были открыты. Умел вести дело управления семинарии по всем частям в порядке и целесообразно. С воспитанниками всегда обращался по-отечески», - писал о нем один из его подчиненных. (6) Под руководством и при участии таких преподавателей, (а мы отметили наиболее выдающихся из них), влияние которых на Василия не вызывает сомнений, и прошли шесть лет семинарского учения Богоявленского. Все это время он был по учебе и поведению всегда в числе первых. Пройдя успешно первый два года обучения (низшее отделение), в третий год, 1866, по результатам учебы он в первом разряде шестой. По окончании среднего отделения, в 1868 г., в том же первом разряде десятый. Закончил семинарию Василий Богоявленский в 1870 г. четвертым в списке первого разряда (впереди были только Алексей Спасский, Алексей Гремяченский и Иван Назарьев). (7)
После окончания семинарии Василий Богоявленский вместе со своим другом Алексеем Спасским направлен в Киевскую Духовную академию для дальнейшего прохождения учебы. Киевская Духовная академия - одно из старейших высших духовных заведений Российской Империи. В академии училось много малороссов, сербов, болгар, обучались даже арабы. По воспоминаниям современников в те годы в учебном отношении академия была не самая лучшая. Видимо, она переживала период становления в пореформенное время, когда старые методы отжили, а новые только рождались. Бесспорно, годы, проведенные Богоявленским в духовной академии были временем упорных трудов в постижении богословских наук. Свидетельство тому - первая печатная работа, изданная в Киеве в 1874 г. Это перевод с немецкого «Логики доктора Ганемана».
6 февраля 1874 г. Богоявленский пишет прошение в правление Тамбовской Духовной семинарии о принятии его преподавателем «на вакантную кафедру гомилетики и литургики». 13, 16 и 17 мая 1874 г. в присутствии комиссии профессоров и доцентов церковно - практического отделения Василий Никифорович выдержал испытание. В результате этих испытаний он получил "право на занятие в Семинарии кафедры гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей». (8)
В июне 1874 г. кандидат богословия В. Н. Богоявленский приехал в город Тамбов для прохождения службы преподавателя в местной семинарии. Молодой преподаватель, «не жалея трудов и сил своих», взялся за новое для себя дело. Однако сам предмет преподавания «с сухим перечнем частей богослужения и с теоретическим изложением правил церковного красноречия» не удовлетворял Василия Никифоровича. Таковы были тогда методы обучения. Богоявленский, чтобы оживить уроки, пытался менять их: на уроках по литургике в обязательном порядке сообщал и исторические сведения, а по гомилетике давал темы для экспромтов. И всё же он не видел должной заинтересованности в своем предмете со стороны семинаристов. Это его несколько печалило и сам он по поводу такой ситуации выражался следующим образом: «Люди, сердцу которых близко благоденствие государства, начальников, с любовью и самоотвержением трудящимися для пользы своих подчиненных, с пламенной ревностью подвизающимися на своем поприще, учителям, любящие учеников, как детей своих,...всем таким деятелям небезизвестна глубокая скорбь напрасной любви: и если бы вверенные заботам этих слуг Божиих видели всегда, как они скорбят и плачут о безуспешности трудов своих, они, быть может, подумали бы о том, что служит к их миру!» (9) Поэтому нет ничего удивительного, что как только освободилась кафедра Св. Писания в семинарии, Богоявленский обращается в правление с просьбой перевести его на эту кафедру. В прошении по этому поводу он писал: «Находя преподавание Св. Писания для себя более удобным, я желал бы занять вакантную сейчас при духовной семинарии кафедру Св. Писания...». (10) В мае 1875 г. Василий Никифорович был переведен на кафедру Св. Писания. (11)
Чем жил эти семь лет преподаватель В. Н. Богоявленский? Каковы были его стремления, чаяния, надежды? О чем думал, мечтал?
Вся его деятельность была сосредоточена на преподавании своего предмета и делах семинарии. Но находилось время для научной работы.  В период 1875 - 1880 гг. написаны первые три серьёзные работы. Первая из них появляется в девятом номере местных епархиальных ведомостей. Она называлась «Слово в неделю Вайи». По форме - проповедь, по сути - небольшой духовный очерк. В нем и собственный опыт, и отголоски тех споров, которые велись в среде семинарских преподавателей. Василий Богоявленский обращается к конкретным слушателям: воспитанникам и товарищам по учительству, и как бы рефреном на протяжении всего «Слова» звучит мысль: «Не нашёл на любовь сочувственного отклика»
Здесь же ещё одна мысль, которую будет повторять Василий Никифорович, став священником и будучи митрополитом: «Безропотно переносите ваши страдания, как бы это не было тяжело и больно для вас...» 
В 1876 г., в Тамбовских епархиальных ведомостях, появляется ещё одно творение Василия Никифоровича небольшое эссе под названием «Суета твари». Тема выбрана очень важная и для того времени и для нашего: открытия науки - благо или зло? Взяв строки из послания апостола Павла к Римлянам «о чаянии твари откровения сынов Божиих». Богоявленский с убедительностью доказывает, что – «Кто хочет быть учеником Христа, необходимо должен соревновать ему в любви и милосердии по отношению ко всякому творению Божию». (12) А в успехах науки Василий Никифорович видит: «ступень к исполнению Апостольского слова, об освобождении твари от работы нетления в свободу славы чад».
В Последующие годы преподавательской деятельности больше не появлялось сочинений Богоявленского в печати вплоть до 1880 г. Тогда в епархиальных ведомостях в нескольких номерах было опубликовано «Соглашение некоторых противоречащих, по-видимому, мест Св. Писания» - итоговая работа всей научно-педагогической деятельности в Тамбовской Духовной семинарии. Причину пятилетнего молчания следует видеть в большой занятости Богоявленского.
Первая житейская проблема, с которой столкнулся Василий Никифорович, - это недостаток денежных средств. Как вспоминал один из современников, также семинарский преподаватель, «материальное обеспечение по службе в духовной семинарии было скудным». Поэтому уже в сентябре 1874 г. Богоявленский вынужден был подрабатывать, определившись учителем географии в Тамбовское епархиальное женское училище (здесь он преподавал до 15 августа 1878 г.). С жильем было проще, так как при семинарии холостым преподавателям предоставлялась комната.
В 1876 г. в жизни Василия Никифоровича произошли значительные перемены: он женился. Его избранницей стала дочь кирсановского протоиерея Василия Салтыкова Александра. 31 марта 1876 г. распорядительное собрание семинарии на своем заседании рассматривало: «прошение преподавателя В. Богоявленского от 30 марта 1876 г», в котором он просил «по случаю бракосочетания, которое последует 11 апреля 1876 г., разрешить отпуск на 14 дней до 24 апреля». (13) Просьба была удовлетворена. Теперь, уже после заключения брака, молодая семья снимает квартиру в городе. Расходы на жизнь увеличиваются. Василий Никифорович находит ещё одну подработку, устроившись учителем географии в Тамбовской мужской гимназии, а с 13 ноября 1876 г. в самой Тамбовской Духовной семинарии помимо Св. Писания он ещё преподает немецкий язык.
Добросовестный, исполнительный и аккуратный преподаватель был на хорошем счету у начальства и быстро продвигался по служебной лестнице. 25 апреля 1879 г. он получает чин коллежского асессора, в 1880 г. представлен к чину надворного советника.
К 1880 г. материальное положение семьи Богоявленских было стабильным и вполне достаточным. Василий Никифорович получает оклад по должности 900 рублей в год, за четыре добавочных урока 240 рублей в год и за преподавание немецкого языка 300 рублей Всего: 1440 рублей в год. Всё это позволяет ему отказаться от уроков географии в епархиальном женском училище и мужской гимназии (оттуда он ушел ещё в 1878 г.). (14) В формулярном списке за 1879 г. начальство отмечало по поводу Богоявленского: «Поведения весьма хорошего и к должности исправен и благонадежен».
Омрачала жизнь молодой семьи болезнь Александры Богоявленской, сведшая её впоследствии в могилу. Василий Никифорович не терял надежду на выздоровление супруги и делал всё возможное к этому. Так, по совету врачей, он с женой почти каждый год во время своего отпуска ездил на Кавказ лечиться на тамошних курортах. В 1877 г. Богоявленский не успел даже вернуться к началу учебного года «из Пятигорска, где он находился для лечения своей жены». (15) В 1876 г он был в отпуске два месяца июнь-июль. В конечном итоге всё это дало свои результаты: развитие болезни удалось приостановить.
Неудовлетворенность педагогической деятельностью всё больше угнетало Василия Никифоровича. Он не видел результатов соей работы, ему казалось, что он не на своем месте. Алексей Михайлович Спасский утешал его, говоря: «Не сокрушайся, что ты не видишь пока внушительных результатов твоей многоплодной педагогической деятельности. Зрелый человек рано или поздно оценит твой труд и брошенное тобою семя принесет плод сторицею». (16) Но, несмотря на эти дружеские утешения, мысль о том, что талант, данный Богом, используется не по назначению мучила постоянно.
«Принятие священного сана было постоянною думою Василия Никифоровича», - говорит современник и указывает причину промедления: «способ содержания нашего духовенства». Но, на наш взгляд, это не было главным. Богоявленский на хорошем счету у епархиального начальства и при желании мог принять сан, остаться в Тамбове и одновременно преподавать (как, например протоиерей Г. В. Певницкий). Но он решается стать пастырем не в губернском городе, а в уездном, где материальное обеспечение было меньше семинарского. Нам видится, что Василий Никифорович просто долго сомневался, действительно ли он достоин священства и понесет ли он этот крест, тем более, что тяжесть его должна будет разделить и его больная жена. Длительные раздумья, убеждения друзей и самого епископа все же дали свои результаты. Василий Богоявленский решил принять сан иерея.
30 января 1882 г.  Василий Никифорович был рукоположен во диакона, а 31 января - во иереи. Резолюцией Преосвященнейшего епископа Тамбовского Палладия отец Василий определен к Покровскому собор г. Козлова на должность помощника настоятеля. В этот же день вечером отец Василий был приглашен на квартиру ректора семинарии. Здесь собрались почти все преподаватели семинарии, чтобы устроить торжественные проводы своему бывшему теперь уже сослуживцу. Много в тот вечер было сказано теплых слов в адрес нового священника. Батюшка был, видимо, тронут и даже несколько смущен таким вниманием и искренне благодаря преподавателей, сказал: «Я считаю себя слишком небольшим человеком в среде семинарской корпорации. По своей скромности я никогда не ожидал подобного чествования меня. Я всегда буду помнить о Вас и о семинарии». (17) В этот же день на квартиру Богоявленских пришли ученики Василия Никифоровича, которые, «несмотря на то, что конец мясоеда время неблагоприятное для финансов учеников, собрали всё таки достаточную сумму денег и купили приличный случаю подарок».
В начале февраля 1882 г. отец Василий прибыл в г. Козлов. Город этот второй по величине в губернии, со своими традициями и укладом жизни, присущими только маленьким провинциальным городам Центральной России.
Первые впечатления, связанные с новым родом деятельности, подвигли отца Василия, в традиционном для начинающего священника «Слове при вступлении на паству», четко и ясно сформулировать те задачи, которые, на его взгляд, стояли перед каждым пастырем. Это как бы ответ тем, кто спрашивал его: «На чем основывается твоя уверенность, что ты можешь ещё что-нибудь сделать в этой должности?» Он отвечал на это: «Нужны такие деятели. каковым желал бы  быть и я, которые не потворствуют страстям человеческим, но, по примеру Спасителя, беспристрастно снимают маску с лица и прямо говорят, что нужно для него, что для меня». (18) Быть пастырем людей, потерявшим веру, - вот главная задача священника в настоящий момент, по мнению отца Василия. И в этом трудном деле есть единственная поддержка, дающая энергию в деятельности пастыря, - это любовь Господня. В этой первой проповеди Василия Богоявленского как священника подводится итог всей прежней жизни. Для отца Василия нет сомнений в том, что именно как пастырь он может принести максимальную пользу Церкви Христовой.
Церковно-приходская жизнь г. Козлова, ко времени появления в нем о. Богоявленского, протекала достаточно бурно и далеко не благочестиво в некоторых своих внешних, но весьма существенных формах. Горожане были недовольны духовенством, а те в свою очередь своими прихожанами. Взаимное неудовольствие в конечном итоге вели к конфликтам, а эпицентром их стал Покровский собор, как центр духовной жизни города.
Ко времени приезда отца Василия в Козлов конфликт между духовенством и прихожанами несколько утих, но отголоски его всё же ещё были слышны. Усилиями прежнего настоятеля Покровского собора и городского благочинного протоиерея Феодора Криволуцкого по умиротворению сторон ни к чему не привели, а ещё больше разжигали конфликт и стоили здоровья самому отцу Криволуцкому (нервные переживания привели к болезни отца Феодора которая и свела его в могилу в 1882 г).
После смерти отца Феодора настоятелем собора становится протоиерей Симеон Жемчужников, в будущем епископ Аксайский Думается, что епископ
Тамбовский Палладий не случайно определяет при протоиерее Жемчужникове его помощником отца Василия. Две эти личности (оба с академическим образованием) могли положительно повлиять на приходскую жизнь г. Козлова. И Владыка не ошибся в своем выборе.
Священник Богоявленский очень быстро завоевал уважение прихожан и приобрел авторитет среди местного духовенства. Свидетельство тому - избрание его уже в 1882 г. депутатом сначала на окружной съезд духовенства, а с 1883 г. и на епархиальный (где он был избран председателем). В том же 1883 г. священник Богоявленский становится благочинным 1-го Козловского городского округа. На этой должности сполна проявились основные черты его характера: «необыкновенная выдержка всех действий и поступков». Проходя эту административную должность (а впоследствии и как настоятель прихода), он - «Никого не затронул, никого не обидел, со всеми был ровен, в обращении со всеми одинаково приветлив, ко всем благожелателен...» Он – «тихо и незаметно, без шуму, без неприятностей все направлял к своим целям и желаниям»
Деятельность священника Богоявленского как благочинного положительно отразилась на жизни козловских приходов. Да иначе и быть не могло: отец Василий всегда неуклонно шёл к намеченной цели, твердо, но мягко осаживая непокорных, завоевывая расположение людей только любовью. Это был его принцип: любовь побеждает всё. И этому принципу он был верен до конца своей жизни.
Видимым знаком того, что церковно-приходская жизнь в Козлове наладилась, стало создание 24 апреля 1883 г. братства при кладбищенской Крестовоздвиженской церкви. Первым его председателем был единогласно избран отец Вас. Богоявленский.
Для города таких масштабов, как Козлов, создание братства стало делом историческим. Ничего прежде подобного не было. Здесь в одном благородном деле соединились силы прихожан и духовенства. Несмотря на трудности первых лет существования, братство смогло выжить и впоследствии занимало одно из почетных мест в ряду подобных учреждений епархии. Много сил и энергии положил на организацию деятельности этого братства отца Василий. И хотя на своем первом отчетном собрании в 1884 г. братчики отмечали, что братство: «Ещё не успело приобрести не только популярности, но и известности в нашем обществе», тем не менее, все цели поставленные при организации его, были выполнены: капитально отремонтирована богадельня, созданная ещё в 1848 г., открыта церковно-приходская школа, начато благоустройство кладбища, было роздано 2500 Троицких листков и уже намечались планы по созданию книжного склада.
Причину «непопулярности» братства надо видеть не в нежелании православных жертвовать или как-то поддерживать это начинание, а в том предубеждении, которое существовало тогда в умах многих провинциалов: зачем создавать какие-то братства и общества, когда каждый может пожертвовать на церковь сколько может. Преодолеть это предубеждение стоило больших трудов, и отец Василий с амвона не раз убеждал прихожан участвовать в деле братства, доказывая, почему именно такой тип благотворительности
наиболее предпочтителен. В своей проповеди, сказанной в Соборе 22 июня 1884 г., отец Богоявленский указывает на то, что при частной благотворительности: «С каждым годом всё более и более открывается злоупотреблений, потому что под личиной бедности сплошь и рядом гнездится тунеядство, леность, пьянство....» Поэтому, подавая милостыню, человек только наполовину исполняет заповедь Христову: «А вопрос об удовлетворении нуждающейся массы нищенствующих остается неразрешенным». По сути идеи, изложенные отцом Василием в 1884 г., лежат в основе социальной политики любого современного государства. Но тогда такие мысли и такой взгляд на благотворительность для многих был внове. И слова будущего митрополита пали не на каменистую почву, а на добрую и со временем дали свой плод. Через 17 лет, т. е. в 1901 г., доходы Крестовоздвиженского братства увеличились в 10 раз, в богадельне призревалось 22 человека (а начинали с 12 в 1883 г.), в школе обучалось 79 девочек (в 1883 г. - 14). (19)
В 1884 г. о. Василий на общем собрании братства отказался быть повторно председателем его. Связано это, прежде всего, с назначением о. Богоявленского, с 3 сентября 1883 г., настоятелем Троицкой церкви г. Козлова на место отца Ивана Знаменского (перешедшего в Собор на место отца Василия). (20) В связи с этим: «Наличными членами Братства единогласно заявлено искреннее сожаление». °
Переход в Троицкую церковь осуществился по личному желанию о. Василия. Он перешёл туда согласно прошения, «движимый жаждой самостоятельной деятельности как глава прихода». Именно здесь он мог в полной мере реализовать свои планы и идеи как пастырь.
Отец Василий, став настоятелем, обратил, прежде всего, свое внимание на богослужение. Сам он их совершал «чинно, стройно и благоговейно... Церковные службы, устраивались самым торжественным образом». Он завел обычай настоятелю церкви или старшему священнику совершать позднюю торжественную литургию. На эти службы специально собирались жители города, потому что они были совершаемы именно отцом Василием, которого горожане искренне любили, чувствуя в нем настоящего пастыря. Привлекал он людей и своими проповедями, которые впервые в Козлове произносил наизусть без тетрадки. Больше двух лет настоятельствовал о. Василий в Троицкой церкви и мог бы и дальше проходить на этой должности свое поприще, но Бог судил иначе. Ему был уготован иной путь. Мы уже писали о том, что горячо любимая жена отца Василия, Александра Васильевна, страдала каким-то тяжким недугом, мучившим её со дня свадьбы в течение 10 лет. Можно предположить, что это был туберкулез лёгких или, как говорили в народе, чахотка. И вот осенью 1885 г. наступила развязка - жена умерла. Тяжело воспринял этот удар о. Василий. Но перенёс стойко, твёрдо уповая на Бога и только в нём находя утешение.
Осень и часть зимы священник Богоявленский ещё настоятельствовал в Троицкой церкви. По-видимому, много думал над новым своим положением, но ясно осознавал, что смерть жены - Божие указание дальнейшего пути. Наконец, он решает принять монашество. «8 февраля 1886 г., в субботу, за всенощной, в архиерейской Крестовой церкви, пострижен священник Троицкой церкви г. Козлова Вас. Богоявленский, 9 февраля возведен в сан архимандрита», - так об этом событии написали в местных епархиальных ведомостях. (21) Указ о возведении в сан архимандрита от Св. Синода последовал ещё 6 января 1886 г. Постриг совершал епископ Тамбовский и Шацкий Виталий (впоследствии Калужский). Отец Василий получил новое монашеское имя – Владимир - и был назначен настоятелем Козловского Троицкого мужского монастыря.
 Козловский монастырь среди прочих монастырей епархии ничем не выделялся, ни особым духовным устроением, ни просветительской или благотворительной деятельностью. Небольшой (количество братии к 1886 г. достигало 16 человек), тихий уголок приют для скорбящей души и успокоение для изнывающего сердца. Сама должность настоятеля в этом монастыре была больше почётной, чем административной, так как с 1868 г. обителью фактически управлял викарий Тамбовской епархии епископ Козловский. Чаще всего козловские архимандриты в монастыре больше выполняли представительские функции: сами торжественно служили или сослужили местному епископу. Делами хозяйственными и административными занимался казначей монастыря. Однако такая форма правления монастырем зависела, прежде всего, от личности назначенного архимандрита, от его умения, и желания заниматься хозяйственно-административной деятельностью, отец Владимир был из тех людей, которые всякое дело исполняют сами со всей ответственностью и, не надеясь на кого-либо другого. Указ о назначении настоятелем монастыря отца Владимира (Богоявленского) исполняющий должность настоятеля иеромонах Иосиф получил 21 января 1886 г. Архимандрит Владимир приступил к исправлению своих обязанностей в начале февраля. Во время первых же богослужений обратил внимание на необходимость замены старой церковной утвари и 3 апреля просил Консисторию разрешить старую продать, а на вырученный деньги купить новую, что и было исполнено. (22) С начала сельскохозяйственного сезона появилась ещё одна забота: найти кому сдавать в аренду монастырскую землю. Раньше всегда сдавали с торгов. Это было менее хлопотно, но не всегда выгодно, так как арендаторы неисправно платили и могли проживать даже в другой губернии. Отец Настоятель решил сдавать землю хозяйственным способом: самому искать арендатора и  договариваться с ним о конкретных условиях аренды. Обратил внимание отец Владимир и на стопу дров, лежащую на территории монастыря и решил их употребить на перестройку бани, а на дрова вырубить 70 саженей леса в монастырской Хоботовской даче. Летом о. Архимандрит на короткое время по делам обители ездил в Москву (с 10 по 16 июня). И, наконец, 21 сентября 1886 г. состоялось освящение вновь отремонтированного (ремонт его начался ещё при прежних настоятелях)41 Троицкого храма, событие значительное в истории обители.
6 октября 1886 г. последовал указ Св. Синода о назначении архимандрита Владимира настоятелем Новгородского Антониева монастыря. Покинул Козловский Троицкий монастырь о. Вл. Богоявленский не ранее конца октября
.1886 г., так как указ об освобождении от обязанностей настоятеля Козловского монастыря из Тамбовской духовной консистории пришёл только 22 октября.
Позади 38 лет жизни, впереди ещё 22, полные скорби, страданий, терпения и труда.

Примечания:

1. ГАТО. Ф. 1049. Оп. 4. Д. 4524. Л. 1 об.
2. ГАТО. Ф. 1049. Оп. 4. Д. 5437. Л. 31 об.
3. Мтр. Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М. 1994. С. 90-91.
4. ГАТО. Ф. 186. Оп. 70. Д. 6. Л. 55 об.
5. ГАТО. Ф. 186. Оп. 69. Д. 15. Л. 12.
6. Русская старина. М., 1905. С. 548.
7. ГАТО.Ф.186.Оп.73.Д.19.Л.7об
8. ГАТО. Ф. 186. Оп. 80. Д Л. 9.
9. ТЕВ. 1875. №9. С. 217-218.
10. ГАТО. Ф. 186. Оп. 81. Д. 92. Л. 2.
11. ГАТО. Ф. 186. Оп. 81. Д. 76. Л. 1
12. ТЕВ. 1876. № С. 613.
13. ГА ТО. Ф. 186. Оп. 82. Д. 1. Л. 109.
14. ГАТО. Ф. 186. Оп. 83. Д. 91. Л. 80 об.
15. ГАТО. Ф. 186. Оп. 86. Д. 31. Л. 4 об.
16. ТЕВ. 1882. №4. С. 111
17.ТЕВ. 1882. №5. С. 162.
18. ТЕВ. 1882. №7. С. 237
19. ТЕВ. 1902. №18. С. 383-394
20. Кученкова В. А., Сухоруков Н. М. Пострадавший за веру Христову. 2000. С. 38
21.. ТЕВ. 1886. №5. С. 217
22. ГАТО. Ф. 212. Оп. 1. Д. 617. Л. 18.

Опубликована в Тамбовских епархиальных вестях. 2008, №2. С. 38-44


Рецензии