Без времени Китай 11. Оставляя прошлое

   В 1896 мне исполнилось 20 лет, Цзай Тяню почти 25. После Симоносекского мирного договора все вокруг стало сильно меняться. Первые внедрения иностранного капитала стали превращаться в большой бизнес, окружающая среда сильно менялась. Иностранцы начали строить текстильные фабрики. Казначейство империи Цин не могло собрать денег на обслуживание строительства, армии, содержание слуг и дворцов. Простые крестьяне выплачивали бесчисленное количество налогов и дополнительных поборов. Больше половины оседало в карманах чиновников всех мастей и рангов. Начался бурный рост иностранных инвестиций в форме займов цинскому правительству, вложения капиталов в разработку природных богатств. Начался раздел влияния среди Иностранных держав. Англия оккупировала Южные провинции и бассейн р. Янцзы; Франция надавила на цинское правительство и получила  преимущественные права на разработку горных богатств южных и юго-западных провинций Китая. Германия начала разрабатывать Ханькоу и Тяньцзинь. Царская Россия добилась от Китая прав на сооружение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Маньчжурии и сосредоточила все свое внимание на организации ее строительства. К 1896 году в китайских таможнях работало 770 иностранцев, преимущественно англичан. К 1897 г. для иностранной торговли были открыты уже 34 порта.
   Происходящее мучало Гуансюя, особенно, неуправляемая ситуация между маньчжурами и китайцами. Вся цинская империя была разделена на 18 провинций. Провинции включали области и округа. Гражданские власти на периферии комплектовались из китайских сановников и чиновников. Во главе гарнизонов в провинциях и областях стояли военачальники маньчжуры. Маньчжуров было мало, приходилось комплектовать представителями китайской феодальной знати. Цыси не допускала их близко к трону, она умело натравливала их друг на друга. Симпатии Цыси были на стороне северных консервативных фракций китайских феодалов. Они были благодарны ей за то, что она подавляла крестьянские восстания. Южные Китайцы были очагом антиманьчжурского движения. Южный Китай раньше других был вовлечен в игру с иностранным капиталом. В этот период все преследовали свои цели, маньчжурская администрация была не способна противостоять иностранной агрессии, и не хотела, умело наживалась на этом. Из-за всего происходящего усиливались антиманьчжурские настроения местного населения.
   Гуансюй пытался участвовать в управлении, писал Указы, в эти дни он быстро ходил, громко говорил, широко размахивал руками, потом умолкал. Цыси не запускала в жизнь его идеи. Ей важнее всего было сохранить спокойную ситуацию. Ей казалось, что централизация власти еще возможна, и она всеми методами пыталась выиграть свой собственный интерес. Ей было совершенно все равно как будет управляться 400 миллионов населения, главное, что во главе процесса останется она.
   «Любимый», - Цзай Тянь был сам не свой, наступила осень. Он сидел в своих покоях, все императорские помещения отапливались углем. Запретный город вымирал на период холодов. Бледный с синяками под глазами, Цзай Тянь расположился за письменным столом. Я вздохнула, села рядом, - «Пришла пора оставить прошлое», - его взгляд дернулся, он повернулся ко мне, уголки губ чуть-чуть поднялись вверх. Глаза заблестели, изменились. Карьи глаза стали чуть светлее, живые теплые, потом чувственные и бездонные. Они всегда меня вовлекали в океан любви, вселенной, уносили от печали и обволакивали. Цзай Тянь выдохнул, - «Как? Любовь моя, только тебя я рад видеть и слышать. А так, меня совсем не радует, что происходит», - «Я вижу, ты мечешься», - «Я пытаюсь что-то сделать, не получается. Что значит оставить прошлое?», - «Разложить все по полочкам, нужное оставить, лишнее выбросить», - «Это правда, мы с тобой это и делали на протяжении последних лет. Но как быть с иностранцами? Они быстрее во всем. Они давно уже не просто осваивают территории и копают недра, они перевозят уголь. Это касается не только угля, они быстро реагируют на изменения и внедряют их», - «Но ведь так было не всегда…», - «Да…в нас заложены мощные силы, мы знаем, помним и храним смысл бытия многих вещей», - «И значит, нужно просто вспомнить», - «Основные азы, линию», - я улыбнулась, - «А сейчас пора отвлечься». Я обхватила его руками, поцеловала, мы занялись любовью.
   На следующий день мы решили тайно прокатиться по соседним провинциям. Сели на лошади и аккуратно, закутавшись в одежду, покинули Запретный город. Цзай Тянь помчался, - «Догоняй», - крикнул он мне. Он любил меня подстегнуть, совершенно никакой жалости и уступки. Мне нравилось это. Зачем? Если мы достойно друг друга стимулировали. Мы проехали много верст, не замечая времени и расстояний. Потом заехали в какую-то деревушку, все дома были пустыми, потом следующая – только несколько домов заселены. «Чжень, я понимаю холодно, но где люди?», - «А разве ты не знаешь, мой любимый, что люди голодают, налоги душат их», - он тяжело вздохнул, - «Знаю. Что же делать? », - «Пора переходить к активным действиям, менять реальность!».


Рецензии