Ягодки, грибочки...

«В корзине лежат красные и зеленые яблоки. Какое наименьшее количество яблок нужно достать, не заглядывая в корзину, чтобы среди них оказалось хотя бы 2 яблока одного цвета? Как изменится решение задачи, если в корзине будут красные, зеленые и желтые яблоки? Реши задачу для случая, когда яблоки четырех цветов. Сравни получившиеся решения. Какая получилась закономерность? Проверь ее для большего количества цветов.(Не забывай делать рисунки-схемы)»
(задача по математике №242 для третьего класса по учебнику Аргинской 2011, программа Занкова).

Не знаю, возможно, у меня что-то с логикой, но я не понимаю, как можно решить эту задачу без знаний математики вероятностей. Но это ведь 3 класс!

Накануне беседую с подругой, учительницей с 25-летним стажем. Она говорит, что хочет уходить из школы, что у нее просто не осталось сил на «вселенский маразм».

«У нас массовый исход учителей. И самое обидное, что уходят люди талантливые, думающие, учителя еще советской школы. Нас завалили бесконечными отчетами. Ежедневно каждый учитель просиживает за этой совершенно бестолковой работой часы. Детей учить просто некогда. У нас полное ощущение, что сам процесс обучения можно упразднить, оставить только заполнение всяких бланков. А еще и бесконечные мероприятия для чиновников. В прошлом месяце мы 2 недели не учились, детей каждый день вывозили на стадион для подготовки очередного праздника. Или фарс с городской зарядкой, когда на площади собирают детей, непременно в 8.30 утра и проводят там с ними несколько упражнений. Только вот чтобы добраться до площади по нашим «пробкам», детей надо собирать в 7 утра. Кому это все надо? И в этом постоянном абсурде мы живем. Но и это не все. Нас заставляют взять определенную программу, в нашей школе, например, мы можем выбрать или Занкова или Виноградову. В каждой из них множество недочетов. Считается, что у Занкова, углубленная математика, а у Виноградовой – русский язык. Но все это «углубление» лишь в вводе сложных понятий, рассчитанных на восприятие более взрослых детей. Просто ознакомление, без отработки. Дети вообще ничего не понимают. Каждый урок – новая, не связанная с предыдущей тема.  Мы распечатываем алгоритмы из старых учебников и почти тайно раздаем родителям.  Представляешь?»

Я, конечно, догадывалась, что с образованием у нас серьезные проблемы, но чтобы настолько. Знакомая говорила о каком-то странном алгоритме деления у Занкова, алгоритме, который не предусматривает, например, «ноль» в частном. Я попыталась найти учебники по программе Занкова в интернете, но их охраняют как военную тайну. Во всяком случае, мне не удалось ни скачать, ни ознакомиться в тестовом режиме. Локальность такой защиты от пиратских посягательств наводит на мысль о неплохих средствах, которые «крутятся» в этой отрасли. Действительно, почему бы не выложить учебники в свободном доступе хотя бы для того, чтобы сориентировать родителей при выборе программ? Ведь совершенно очевидно, что электронные версии не подходят для маленьких детей.

Все, что мне удалось обнаружить,  отзывы на форумах:

«Когда готовились к поступлению в первый класс, встали перед выбором: Занков или Виноградова. Наша педагог (директор одной из школ) сказала, что из двух зол выбирают меньшее, т.е Виноградову) Но сына записали в класс по Занкову, я настаивать о переводе не стала, о чем очень пожалела. Математика у Занкова безобразная, это в основном логика, причем некоторые задания не поддаются никакой логике, особенно детской) Навыков счета нет, примеров на вычисление очень мало, минимум того, что нужно будет ребенку при обучении в среднем звене. Началку мы проучились в двух школах, и оба педагога из разных школ в один голос говорили, что Занковская математика очень слабая, особенно это заметно становится, когда дети начинают изучать математику в 5 классе по программам средней школы. Поэтому занимались с детьми дополнительно математикой по учебникам других авторов».

«Виноградова, русский: правила там очень расплывчатые, сложные для восприятия ребёнка. А правила-то учить надо! Вообщем для нас учение правил сложно дается. это раз. Программа Виноградовой - это галопом по Европам, мы в 3-ем классе проходим то, что раньше проходили в 6-ом.
Помню, у нас в школе когда сам учился всё было чётко!
К тому же эти дрянные рабочие тетради: детям руку на письмо набивать надо, а они только в клеточки готовое вписывают, прописей нет совсем! У сына в 1-ом классе красивый почерк был, сейчас в 3-ем каракули (ужасно ... )
Опять же должны быть рабочие тетради, зеленые, где обычную классную и домашнюю работу выполняют. У нас они есть, но там они пишут мало.
Работу над ошибками вообще не делают! Как же так?!»

А здесь обсуждают упражнения «на выбывание», суть которого заключается в вычеркивании одного слова из строчки, которое считают «лишним» (русский язык):

«Выкладываю ответ, озвученный учителем.
грибник, грибок, грибочек, грибной - вычеркивают грибочек, потому что в нем 3 слога, в остальных 2 слога
грибник, грибок, грибной - вычеркивают грибной потому что это не предмет, как остальные, а признак предмета (прилагательное проще говоря)
грибник, грибок - вычеркивается грибник, потому что он одушевленный предмет
остается грибок».

Как ребенок должен определить признак, по которому вычеркивают? Перед ним просто ставят задачу – вычеркнуть лишнее  и все!

И вот это сообщение, просто крик родительский, обратите на него внимание:
«Программу Занкова часто ругают за то, что ребенок должен сам через практику додуматься до теории; то, что сам не додумал, должен объяснить учитель (родитель).
Это и плюс, и минус программы.
Хотела посмотреть, насколько мне по силам  правильно объяснить»…

В последнем сообщении, кстати, множество ошибок, это к вопросу о грамотности того, кто будет объяснять ребенку.

Но ведь этот принцип лежал в основе советского обучения. Что же тогда изменилось? На мой, дилетантский на данный момент взгляд, из образования «выдернули» систему! Любое представление формировали у ребенка на основе его опыта. Это стадия формирования понятия, стадия получения Знания. Затем наступала 2 стадия – формирование Умений, т.е. ребенок должен научиться пользоваться полученными знаниями, и, наконец, стадия Навыка, когда умение доводят до автоматизма.  Сейчас некоторые этапы вовсе «упразднили».

Но на форумах нашла несколько пространных хвалебных откликов педагогов на эти программы. Перезвонила знакомой, попросила прокомментировать. Вот ее мнение: «Понимаешь, если учитель работает по определенной программе лет десять, скажем, то у него всегда наготове разработки, многочисленные таблицы планирований. Все, что отнимает массу времени. Как ты думаешь, он захочет поменять собственное спокойствие на бессонные ночи в Интернете? Поверь, я не знаю ни одного педагога, который не мечтал бы вернуться к советским методикам».

«Я поняла, что за последние 20 лет сделано ВСЁ, чтобы наше образование загнулось окончательно - это и ЕГЭ, и безобразие в высшей школе (обещают тестирование на госэкзаменах ввести), и чуть ли не поголовное репетиторство, и, как оказалось, приготовление уроков ВМЕСТЕ с родителями - потому что ребёнок сам не потянет никак, вопрос - когда и чему он научится САМ? Это ведь из разряда что лучше - накормить голодного рыбой, или удочку дать и научить ею пользоваться. Вот не помню в упор, чтобы я делала уроки с мамой, значит, всё было посильно, так я и училась всегда сама, и преподаю сейчас. Что вырастет из наших детей - вызывает озабоченность», - думаю, что эта мама высказала мнение многих.

*** Цитаты взяты из обсуждений на форумах.

***

 "Товарищи ученые! Доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях!
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях..." (В.Высоцкий)

Господа ученые, эта приписка специально для вашего высокомудрого форума, где вы развлекаетесь добрых полгода, обсуждая скромные умственные способности автора. Вам, приверженцам точных наук, вероятно, чужд жанр фельетона. Я не знаю, чем доказать свои математические знания на уровне начальной школы, разве предоставить ответы задач, которые я осилила (легкая ирония, переходящая в сарказм).

Господа ученые, но конкурировать с вашими вариантами решений... Все эти схемы-таблицы, графики, эта милая математическая лингвистика (навеяло про геометрию культуры), как же завидую я вам, наблюдающим за столь одаренными первоклассниками в таких замечательных школах!

А теперь о серьезном. Этот фельетон - далеко не первая статья на тему реформирования образования, о тенденциях реформирования, разрывающих понятийную основу, оторванных от физиологии психологического развития. Это именно об этом в форме легкой, доступной, читабельной. Я могла бы с вами побеседовать о единстве и противоречиях понятийного обучения и развития креатива. Во многих приведенных примерах не было ничего страшного, если бы их предлагали детям со сформированными математическими понятиями. Напротив - оригинальная форма, провоцирующая на неординарный поиск решения. Но для средней школы со средними учениками и очень средними учителями засилье "математической лингвистики" в ущерб понятийным основам губительно.

 


Рецензии
Все переделки в школе начались ещё в восьмидесятые годы.
Мой сын пошёл в школу в 87 году. Так уже тогда нам родителям говорили учителя, что дети решают задачки по-другому, не так как решали мы. Родители не могли помочь детям и объяснить решение задач. Да и задачки для нас были "чудные". А уж, что сейчас творится страшно представить.
Идёт целенаправленное одурачивание детей.
С уважением,

Ольга Гуськова   13.11.2013 00:25     Заявить о нарушении
Знаете, Ольга, я пришла в школу как раз в 87, учить ))) Замечательное было время, правда. Действительно, начали реформировать, но это было время относительно свободной школы. Помню, как в 88 меня отправили "на передовую", к шестилеткам. Взвешенной методики еще не было. Полгода слез, проб, ошибок, сотен книг по психологии - на выходе взвешенная система, которую потом растиражировали в масштабах страны. Но я в то время могла свободно позвонить в администрацию школы (шестилетки обучались в подшефном детском садике) и заявить, что несколько дней буду пробовать другую систему уроков, которая полностью меняет режим. УВЕДОМИТЕЛЬНО, просто сообщить. Был довольно строгий контроль именно качества знаний, была хорошая методологическая помощь.

Елена Гвозденко   13.11.2013 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.