Джеймс Пофэм. Христос - конец закона к праведности

ХРИСТОС - КОНЕЦ ЗАКОНА К ПРАВЕДНОСТИ
Джеймс Пофэм (1900)
http://www.truegospel.net/Popham/007.htm

Ибо Христос есть конец закона к праведности всякого верующего
Рим.10.4

Истинная религия имеет основание. Религия без фундамента - это дом, построенный на песке, это корабль без киля. Бог сделал нас религиозными существами. Он заложил принцип религии в нашу природу, а затем дал в откровении воли Своей форму религии, предписывая ею наши обязанности и возвещая нам Свои великие цели, и даруя нам Самого Себя.  Воля Бога являет единственное истинное правило и основу вещей, которые Он сотворил, и откровение Его воли обязывает всех тварей ко всему, что они должны или не должны делать, и это основание, корень и цель всей естественной религии. Она была дана неповрежденному человеку, и она существует до сих пор.  Закон есть мера и правило всех наших обязанностей и целей. Каждый человек находится под этим правилом. Каждый человек должен быть судим по этому закону, как откровению воли Божией, хотя соответствия этому закону в нашей смертной жизни нигде нет, ибо оно невозможно в падшей природе. Очень вероятно, что в нашем падшем состоянии у нас нет даже надлежащей концепции того, чем мы были, когда вышли из рук нашего Творца в Эдеме, насколько наш разум был в Его руках, в чистом свете и заботе Творца, насколько наши мысли и дела согласовались с явной волей Божией, так что в наших привязанностях не было никаких дурных примесей, никаких склонностей к предметам, нам запрещенным. Я думаю, что, по-видимому, мы ничего не знаем об этом. Теперь же, поскольку мы совершенно разрушены и легли в прах, наша природа глубоко деградировала, ни одна ее часть не избежала растления, и гниль пропитала нас до самых костей. И все же закон является абсолютным, его требования так широки, так глубоко проникают в нашу природу, что они сохраняются как обязательные, хотя мы потеряли всякую способность соблюдать его! 
Естественная религия, имеющая место в нас, создает в людях убеждение, что что-то в нас не так, и поэтому она призывает людей что-то сделать, чтобы помочь себе самим и стать лучше. В религии евреев это явление приняло особую форму: их сердца оказались сконцентрированы на внешней стороне, на делах, исполнив которые, они были удовлетворены. Они хотели поставить свою собственную праведность, и не покорились праведности Божией.  И сейчас есть некоторые люди здесь, которые делают то же самое. Мы все так делали. Пока Бог не положил Свою руку на нас, мы усиленно делали это, и должны были делать это сегодня, если бы Господь не положил тому конец.  И есть другие, которые чувствуют, что они не совсем выполнили свой долг. Они идут усиливаясь поставить собственную праведность, и очень этим заняты. Это свойственно всем нам, и если мы сможем угождать Богу, то Он прежде даст нашей совести почувствовать это. Было бы благословением для вас, если бы вы были привлечены рассмотреть ваши обязательства, обязанности и долги, и убедились, что вы не можете удовлетворить любой из них. 
Мои юные друзья, многие ли из вас были детьми родителей-христиан? Я не родился в религии. Вы, возможно, родились, и вы не можете быть в достаточной степени благодарны за то, что вы, если можно так сказать, родились под звуки правды. Но  если бы Бог хотел бы сделать что-то больше для вас, это было бы благословением вдобавок к тому, что теперь у вас есть! О, каким это было бы благословением! Разве не так, что все мы рождаемся снизу, что мы полностью разрушены, что поскольку нас ничто не может поставить прямо, для нас нужен такой поворот, что все тварное в нас должно полностью умереть, чтобы действовала воля Божия? Я скажу вам, что Бог творит "новое небо и новую землю, на которых обитает правда" (2 Пет.3.13). Он дал Новый завет, ибо прежний завет не мог дать жизнь, Он дал новый, который действительно дает жизнь, и в этом завете Он заложил основание, которое никогда не может быть поколеблено. Он достиг нашего дна Своей суверенной вечной любовью, и основание Его завета и всех Его целей есть Господь Иисус Христос, Который есть наш Глава и Спаситель тела. В самый нужный момент Он послал сего Иисуса Христа, и Господь Вседержитель, Вечный  Сын Божий, принял нашу природу, и в ней совершенным образом подчинился закону, исполнил долг каждого, обязательства и ответственность всех Своих людей, взяв их на Себя. О, каково же сердце Бога! Какова сила Его любви!
Он начал с начала, где мы свернули в сторону. Там Христос сделал свой первый шаг. Мы отошли в сторону с самого нашего зачатия, и я хотел бы обратить ваше внимание на ту абсолютную жизненную правду, что мы родились в грехе. Верите вы этому или нет, это правда, так же как правда то, что Христос родился святым. Его назвал Святым ангел Деве. Безупречный Человек безупречной святости, Иисус Христос родился от жены и подчинился закону (Гал.4.4). Это было начало, друзья мои, подумайте об этом! Религия без доктрины - как желе, в ней нет ничего, ни последовательности, ни формы. О, это благословенное учение Господа нашего Иисуса Христа, которое есть основание! Это дает форму и содержание религии.
С помощью Божией я немного покажу вам, как человек подчиняется этой праведности Христа, которая есть конец закона. Ныне закон каждый день судит каждого человека, независимо от того, кто он. Я говорю вам, что вы родились в соответствии с законом, и что закон будет каждый день заявлять иск и требовать удовлетворения, и от вашего ответа будет зависеть то, что вы будете делать для своей вечности. Когда Святой Дух начинает работу благодати, Он прилагает закон к сердцу и жизни человека, часто сначала именно к его жизни, чтобы устранить внешние несоответствия. Вы не сможете лгать, пьянствовать, жить в открытом грехе, как делает мирской человек, если святой закон Божий приложен к вашей совести. Когда эти внешние вопросы прямо ставятся человеку, закон показывает ему, на что должны быть направлены его привязанности, в частности, привязанности к другим людям. Он показывает ему, чего он никогда не сделал, в чем неправы его сердце, глаза и уста. И человек оказывается предстоящим пред Богом. Некоторые из вас были в этом состоянии, и я хотел бы, чтобы и другие были привлечены к нему. Наши уста закрыты, мы становимся виновны пред Богом, наша внутренняя грязь обнаруживается, и становятся известны повреждения, пребывающие в нас. К нам приходит мерило, являющее все наши нарушения, все искривления. Оно не просто обнаруживает некоторые изъяны. Это происходит так, что Бог ставит пред нами как бы зеркало, Его Слово, сосредотачивает нас на истине закона и поворачивает ее прямо против нас. Что делает человек? Он падает на колени и просит Бога простить его, обещает никогда не делать это снова. Каков эффект? Он падает снова. Каков результат? Ему становится только хуже, это беспокоит его, и воздействует на него так, что он чувствует, что совершенно неправ. Некоторые из нас могут помнить это время, когда мы ложились спать в беспокойстве и боялись открыть глаза по утрам, когда мы молили Бога о пощаде, обещая исправить ошибки, совершенные в течение дня, когда мы жили в страхе пред Всемогущим, боялись Его пылающего меча, ибо ярко пылала справедливость закона, который мы нарушили, его рука отяготела на нас, и это была сила, от которой мы не могли бежать. Это были дни, которые некоторые из нас никогда не забудут. Иеремия сказал: "Душа моя помнит полынь и желчь, твердо помнит и падает во мне" (Пл.Иер.3.19-20 KJV). До тех пор пока это приходит в совесть грешника и Христа нет в поле его зрения, он будет мучиться.
Когда же Христос приходит к вам, Он открыт и сделан известным, он становится концом этого закона. Ваш враг не может сопротивляться, его обвинения удовлетворены и могут быть отвергнуты, ибо Христос есть конец закона. Закон завершен в некоторых важнейших отношениях. Прежде всего, окончилась его осуждающая власть. Осуждение: какое страшное слово! В своем сердце, устах и развращенной жизни - как человек может быть иным, чем осужденным своей совестью? По Писанию, так осужден весь мир. Человек - несчастное, грешное существо. И когда приходит Христос, надежда встает как заря, как утренняя звезда, ибо грешник верит, что его день приближается. Этот взгляд на Христа повергает грешника в тоску, заставляет молиться по-новому и открывает ему путь ко спасению. Это подобно свежему утреннему воздуху, который играет на лице солнечным теплом в погожий день. Изъятый из прежнего, грешник порой погружается в него снова, но он не забывает происшедшего, хотя он может сомневаться в том, что Бог дал ему. Вы никогда не забудете его, если вы когда-то чувствовали, что это такое, настолько и полностью это отличается от любого действия закона, от каждого ощущения, что у вас было в рамках закона. Вы верите сердцем, что есть путь спасения, хотя еще не ясно, для вас он или нет.
Когда же приходит Христос, Он отставляет закон в сторону и ставит на его место Евангелие. Христос сказал: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже! Отменяет первое, чтобы постановить второе" (Евр.10.9). Первое - это закон. Он забирает его вместе с его осуждением и устанавливает Евангелие в его власти. Апостол сказал: "Наше Евангелие пришло к вам не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением" (1 Фес.1.5). Когда Христос в полной мере проявляется и обретается нами по вере, осуждения больше нет. Человек больше не в рамках этого закона. Тот, кто стоял пред Судией, ожидая лишь услышать свое осуждение, к своему изумлению оправдан. Он не просто выходит из суда свободным; он больше не под законом. Какое чудо - эта перемена, рассвет небес для грешника, заслуживающего ада! Бог улыбается несчастному самоосужденному человеку! Христос приходит Своим Духом туда, где мир дышит нечистой совестью, и человек чувствует, что спастись невозможно! Ибо грешник встретился с голосом Писания, и Писание встретилось с ним: "Нет мира нечестивым" (Ис.48.22), и он говорит: да, со мной это так. Тогда, к его изумлению, которому он не верит сам, он чувствует, какой мир входит в его душу. Где грех? Он ушел.
Теперь он не может не иметь очень четкого видения того, как все это произошло. Теперь Бог ввел прощение грехов и мир Христов в сердце грешника, он подошел к исходу своих мучений, и он это чувствует. Он знает, что нет правды от дел, ничто не зависит ни от одного исполненного закона, нет пути иного, чем тот, что Бог дал Аврааму, нет ни закона, чтобы судить о нем, ни огня чтобы его сжечь, и меча посекающего, ибо он мертв для всего этого; он мертв для закона, осуждавшего его через власть совести, ради откровения Христа в его душе. Потому Христос есть для него конец закона.
Вы знаете, друзья, что если англичанин станет гражданином Франции, законы Англии больше не имеют для него значения. Он зависит только от французских законов, и никакая кара не настигнет его за нарушение законов английских. Если Бог поставил вас под ужас Синайского закона и убил вас, то после этого Он в Своей богатой милости привел вас ко Христу, насадил в вас Евангелие, принес веру в вашу душу, и теперь закон Синая не может царствовать в ней. Христос есть конец закона в том смысле, что Он есть конец его правила, имеющего отношение к вашему осуждению. Вы можете сказать: это странно слышать, ибо я должен говорить людям о том, что правильно. Я не боюсь этого возражения. Кто любит, как человек, который находится под Евангелием? Какая жена или муж будет столь нежным, как те, что находятся под Евангелием? Всякие отношения в жизни, каждый жизненный вопрос, каждое наше испытание, каждый крест могут быть рассмотрены в рамках Евангелия не так, как под законом. Разве не так? Почему вы хотите быть оправданными на каждом этапе вашей жизни? Вы не будете жить в страхе, и все же каждое мгновение вашей жизни сможете сказать: Господи, держи меня, и я буду в безопасности.
Я не говорю, что это совершается в каждом случае с одинаковой отчетливостью, с той же мерой власти, но каждый человек, который живет под законом, будет мертв в своих чувствах, пока не будет в какой-то мере поставлен под Евангелие явлением Христа в его душе Духом Его. О, как сладко это - найти послушание жизни Христа в вашей душе! Как прекрасно убедиться, что Христос, Муж скорбей, изведавший болезни, трудился на земле, чтобы плодоносить в вашей душе! Подумайте, что Он трудился всю Свою земную жизнь, чтобы открыть вашу грешную душу Вседержителю, открыть этот благословенный источник для вашей нечистой совести, чтобы она стала чиста, соткать эту благословенную одежду праведности, которую вы сможете носить! Вся радость святых стоила Иисусу стона и мук, вся праведность их стоила Ему ударов. Я хотел бы лучше познать это. Я знаю это достаточно, чтобы ненавидеть себя и любить Христа. Я люблю Его послушание, Его страдания и Его смерть. Ими я создан заново, ими я избегаю грядущего гнева. Грешник, ты должен прийти сюда или погибнешь! Твоя душа должна принять это или будет потеряна!
Если Святой Дух поведет тебя здесь, потерянного в грехе и осужденного законом, а затем откроет тебе Иисуса и близко приведет тебя к Нему, то твоя вера сможет обнять Его. ты окажешься со Христом и примешь Его как противоядие от греха и смерти. Бог будет твоим Другом навсегда, ты никогда не оставишь Его, чтобы твой дух снова оказался под законом. Все удары и наказания ты воспримешь как из рук Отца, в Его бесконечной любви.
Это положит конец подзаконному покаянию. Обратите внимание на эту часть опыта, ибо она очень важна.  Подзаконное покаяние более или менее знают все святые по своей жизни под законом. Все узнают его рано или поздно. Подзаконное покаяние - это следствие греха. Любой вор может сожалеть, что он совершил кражу, если тюремные двери закроются за ним. Законное покаяние не даст грешнику ни ненавидеть грех ни любить Судию греха. Оно не направит его взор на страдания Христа. Человек может быть наполнен подзаконным покаянием и в то же время полон вражды и горечи.  Пусть Господь обратит на нас Свое доброе лицо, Свою кровь и любовь, чтобы от вашей души ушел закон, и чтобы его плодом было покаяние по Христу! О, как сладко это евангельское покаяние!  Да, чем ближе вы находитесь к кресту, тем сильнее ваше покаяние будет! Чем больше работает благодать и милость, тем слаще ваши слезы. Чем больше любви Божьей приходит через Христа, тем больше вы будете ненавидеть грех, который терзал Его, Невинного, в Гефсимании и на кресте. Чем больше света Его лица сияет в вашей душе, чтобы примирить вас с Богом, тем больше вы будете сожалеть, что когда-либо были отчуждены от Него, и о том горе, которое ваше отчуждение принесло Христу, терзая Его сердце и утробу как воск. Если вы знаете это, то у вас чистая религия. "Грешник может каяться и петь, радуясь и стыдясь".
Благословен Бог, некоторые из вас вкусили и знают это! Вы можете слышать много разговоров о радостной религии. Но больше всего радости там, где Божия любовь наиболее сильна, а я уверен, что она наиболее сильна в нашем покаянии. Некоторые из вас, родители, возможно, сокрушили сердца своих детей, когда они ожидали наказания. Возможно, они продолжали упрямиться, но вы ответили им: "Ты терзаешь мое сердце, если продолжишь". Именно так Господь правит нами, глупыми, упрямыми, своенравными существами, и делая это, он показывает нам, что мы истерзали невинное сердце Христа своим злонравным сердцем. Христос есть конец подзаконного покаяния и начало покаяния евангельского.
Он конец закона и в отношении силы греха. Это правда. Чем больше закон работает в сердце человека, тем больше он делает греха и чувствует его за собой. Закон разжигает грех, провоцирует его: "Закон производит гнев" (Рим.4.15). Чем больше человек стремится что-то сделать под законом, тем хуже он становится. Но если придет Христос и вера обнимет Его как дорогого Искупителя, вы увидите изменения.   Кто может отказаться от идолов под законом? Бог может сломать их, но вы любите их по-прежнему. Возможно, вы вышли из огня греха, но он очень нравился вам еще долгое время, и вы все более и более смотрели на него по закону. Но когда пришел Христос, Он "уничижил беззакония наши" (Мих.7.19). Разве с вами было не так?   Я могу обратиться к каждому христианину с этим вопросом. Ваша душа могла быть благословлена Евангелием, принесенным со властью, но чувствовали ли вы это? Берридж говорит: "Все мои кумиры быстро отступают, когда Иисус получает и держит мое сердце". И под сладким влиянием и силой благодати, что Он приносит с собой - что вы скажете? Вот мое сердце, Господи, возьми и запечатай его, сокруши все идолы под ноги Свои, прими его, очисти и держи подальше от них!  Это Евангелие. Когда Христос приходит, Он есть конец закона, который провоцирует грех, и начало всякого истинного поклонения.
Друзья мои, как часто я говорил вам: истинное поклонение открывается в душе, когда ей открывается Христос! Вы знаете тогда, Кому и как поклоняться. "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан.4.24). Если вы приемлете драгоценную веру в Господа Иисуса как принесенную и открытую вам, то вы знаете, что смерть греха, ослабление растления и всякого зла, охватившего сердца, и суд над ними целиком принадлежат Господу. В некий день многие из нас увидели это. но мы не останемся долго в этом состоянии ума, ибо приближается день вечности, когда Он явится снова "не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр.9.28).
Грешники, поймите:  вы должны иметь эту совершенную праведность, идеальную правду, или вы будете потеряны! Если вы были совершенно потеряны для себя самих, в вашем восприятии работы закона, когда придет Христос, вы поймете, что значит Его совершенство. Разговоры о власти греха - распространенное явление. Но есть ли грех, в котором вы живете, похоти которого предаетесь умышленно, настойчиво? Пусть ответит совесть, чтобы пришла Кровь Христа! Если вы мучаетесь тем, что грех живет в вас, то, слава Богу, вы не живете в грехе!
Далее, Христос есть конец закона в отношении всех жертв. Какая это прекрасная вещь! Вы должны принести жертву идеальную, то есть совершенное послушание без изъяна. Эта жертва должна быть совершенной, то есть идеальной всегда и во всех отношениях, причем во всякое время. Поэтому совершенное послушание - это вечное послушание. Что ж, тогда для нас нет никакой надежды. Но нет! Потому Бог привел Сына Своего в  в некоторые из наших душ, и так написано: «Он очистит сынов Левия ..., что они могут приносить Господу приношение в праведности. Тогда будет жертва Иуды и Иерусалима приятной Господу" (Мал.3.3-4). Когда душа Его принесла жертву умилостивления, Он узрел потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Ис.53.10). Что это за приношение в праведности? Мы принимаем Христа в руки веры. Одно из самых высоких достижений веры и величайшая мудрость ее в душе, через которую она стоит в силе Духа - это признать все обвинения, которые выдвинуты против души, и затем обратиться к Личности и делу Иисуса Христа. Если у вас есть эта вера и мудрость, вы благословенный человек. "Христос есть конец закона к праведности всякого верующего".
Конец закона есть конец проблем, конец проклятия, конец жестких обязанностей. И начало Христа в душе - это начало мира, любви и милосердия; начало царствования благодати. которому не будет конца, начало побед над адом и грехом, которые будут продолжаться до последней великой победы. Оуэн сказал то, что я должен сказать по более сильным причинам: "Я не могу проповедовать хорошую проповедь, но я могу проповедовать хорошее Евангелие". И в меру моих сил я должен повторить то же самое.  Знаете вы это или нет, это хорошее Евангелие, и нет ничего благого за пределами Личности и дела Христа. Если Христос с нами, смерть уходит, грех покорен, вина убрана и мир Божий охватывает нас. Если бы Христос не пришел, мы никогда не знали бы этого и никогда не были бы правы. Мы были бы под законом, были бы заполнены смертью навсегда, и в соответствии с законом, наконец, оказались бы там, куда он отсылает всех мятежников - в аду навечно.   
Чем дольше я живу, тем больше чувствую две вещи. Одна из них - это моя пустота для Евангелия, и вторая - то, что когда это Евангелие приходит хотя бы с некоторой степенью власти в мою душу, то это лекарство, которое лечит и утешает меня, и поднимает мой взгляд ко Христу. Тогда я желаю Его все больше и больше и стремлюсь знать Его лучше. Знаем ли вы и я Того, Кто есть жизнь вечная? Желанием Павла было "чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа" (Фил.3.9). Может ли Он с милостью призреть на нас? Мы бедные твари. Поэтому мы так боимся всего, что бросает тень на Личность, совершенное дело и спасительную благодать Сына Божия. Все, что таково, не для нас. Будем же, если мы бедные существа, осуждаемые нашей совестью, прилепляться к каждому звуку о Христе, Который сделал все для нас, хотя боюсь, что Он, возможно, не все в нашей душе.  Придет день, когда Он будет все в вашей душе, ибо тогда мы узнаем все, если сейчас стремимся познать Господа.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии