А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 15-16
«Мулапракрити - буквально - «корень
Природы» или Материя».
(Е.П. Блаватская, Теософский словарь,с.268)
При выявление Разума, как возможности к творчеству, как Творческого Начала, признавая у Абсолюта потенциальность творчества, мы еще не можем говорить, что само это творчество осуществимо. Для этого потребуется выявление еще одного Творческого Принципа - «материала», из которого будет осуществляться само Творение. Таким «материалом» является Третий Космический Принцип, именуемый в эзотерической литературе как КОРЕНЬ-ПРИРОДА, КОРЕНЬ-МАТЕРИЯ, а по близкой к научной терминологии - как ПРЕ-КОСМИЧЕСКАЯ КОРЕНЬ-СУБСТАНЦИЯ.
«Корень-Природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это как бы душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именует это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием, Упадхи, или Проводником каждого феномена, физического, психического или умственного».(1,т.1,с.79)
(Достаточно спорное сочетание «как бы душа» «Духа». О реальном соотношении Души и Духа мы будем говорить в последующих Принципах, как Космическим, так и Вселенских, нов данном случае необходимо лишь оговориться о том, что не «как бы душа» предшествует «Духу», а «Дух», «как бы становится душей», что совершенно имеет иное значение.)
Необходимо различать Пре-Космическую Корень-Субстанцию, Корень-Природу и Корень-Материю от Изначальной Субстанции, Природы и Материи, которые проявятся только на уровне Вселенских Принципов, то есть уже при проявлении самой Вселенной. Первые существуют на уровнях изначальных выявлений Абсолюта, когда будущая Вселенная еще находится на непроявленном уровне, в состоянии Пралайи.
По этому поводу Е.П. Блаватская говорит следующее:
«Изначальная Субстанция еще не перешла из своей до-космической непроявленности в дифференцированную объективность, или даже не стала (пока что для человека) невидимым Протилом Науки. ...Она дифференцируется, и Три (отец, Матерь, Сын) превращаются в Четыре. В этом лежит начало двоякой Тайны-Троицы и Непорочного Зачатия».(1,т.1,с.104)
Из общего подхода выявления или проявления Принципов мы знаем, что каждый предшествующий Принцип создает основу для возникновения последующего. Из этого следует, что после выявления Единым Космическим Принципом Разума, последний, будучи связанным с Первым Космическим Принципом и выявившись из него, создает тем самым условия (основу) для выявления Третьего Космического Принципа.
Ранее мы говорили, что через модель спирали можно рассматривать этапы изменения (формирования) содержания и формы.
Духовное
Материальное
Рисунок 8
На данном рисунке видно, что за этапом выявления или проявления духовного (разумного) начала, являющегося содержанием, следует этап выявления или проявления материального начала (формы). В новой форме образуется вновь новое содержание (духовное или разумное начало), которое затем вновь приобретет новую форму.
К этому следует добавить, что выявление Разума (Духа) и Корень-Природы (Корень-Материи) можно рассматривать как изначальное выявление Основ духовного и Материального, или КОРЕНЬ-ДУХОВНОГО И КОРЕНЬ-МАТЕРИАЛЬНОГО.
«В человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на «борьбу за жизнь» между двумя проявлениями Начал в Пространстве и Времени, Начала, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте. В Космосе равновесие должно быть сохранено. Действие этих двух противоположностей производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силы, которые, будучи взаимозависящими необходимы друг другу, «чтобы обе могли существовать». Если бы одна была остановлена, действие другой немедленно стало бы саморазрушительным».(1,Т.1,С.514)
В Мире нет ничего нематериального. (Правильность это утверждения основана на том, что если понимать, что за рамками исследуемой нашей Вселенной существуют еще более тонкие основы, которые, вполне обоснованно, могут считаться Материей даже для Нашего Абсолюта. Но на уровне Нашей Вселенной в ее изначальном состоянии, применяя известные понятия только для такого плана, МАТЕРИИ ЕЩЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.) Не случайно Абсолют и тот характеризуется как БЕСКОРЕННОЙ КОРЕНЬ ВСЕГО. Даже Разум Космический, к которому мы применяем характеристику духовного, по сути, есть материальная, или точнее предматериальная основа, отличающаяся от Третьего Космического Принципа лишь направленностью или, иначе говоря - содержанием свойств. Но необходимо помнить, что для этого уровня выявления говорить о духовном и материальном в обычном понимании их смысла достаточно сложно и лучше было бы употребить понятие “Корень -” или “Основа”. Но суть от этого не меняется.
«На первом плане дифференциации нет разделения на женский и мужской пол, если употреблять последнее слово для удобства объяснения, но в первичной материи оба пола потенциально существуют. Слово «матерь» произошло от однокоренного слова «материя», и в связи с этим последняя наделяется женским полом. Но существует два вида материи. Недифференцированная первичная материя не оплодотворяется в результате какого-то действия в пространстве и времени: плодовитость и производительность ей присущи изначально. Поэтому то, что эманируется, или рождается, из этой присущей ей непорочности, рождается не из нее, а посредством нее. Другими словами, эта непорочность, или качество, является единственной причиной того, что это нечто проявляется через свой проводник; тогда как на физическом плане Мать-Материя - не активная причина, а пассивное средство и инструмент независимой причины».(4,С.81)
Именно об этом уровне материи мы можем говорить применительно к Третьему Космическому Принципу.
Второй Космический Принцип, предуготовив возможность возникновения Третьего Космического Принципа, сам по себе не вызывает его возникновения. Это происходит в результате освещения его (Третьего Космического Принципа) все тем же Светом. Схематично это может быть изображено так:
2 где: 1,2,3 - Космические Принципы
1 - связи
3 - Свет
Рисунок9
Как видно на данной схеме, образуется две связи: от 1 до 2 и от 2 до 3 Космических принципов. Эти связи рождены двумя Лучами (Светом), исходящих от Первого Космического Принципа. В то же время нельзя упускать «Световую» связь между 1 и 3.
Но данная схема отображает лишь одна из моделей образования Принципов. Более правильнее, с учетом того, что все это происходит в самом Первом Космическом Принципе, отобразить с помощью следующей схемы:
Первый Космический Принцип
Второй Космический Принцип
Третий Космический Принцип
Рисунок10.
Эта схема более доступно позволяет передать главное: Принципы, как бы, входят друг в друга, продолжая оставаясь в Первом Космическом Принципе. Можно сказать, что выявление Принципов на этом уровне происходит как бы внутри Единого Принципа.
Второй и Третий Космические Принципы, как мы уже говорили, можно рассматривать как один виток спирали выявления Первого Космического Принципа, когда сначала формируется содержание (Второй Космический Принцип), а затем формируется форма (Третий Космический Принцип). Мы также говорили, что Второй Космический Принцип - есть творчество, есть духовная сфера. Из этого следует, что Третий Космический Принцип представляет собой уже результат завершения витка спирали Первого Космического Принципа - создание Корень-Материи (Корень-Природы или Корень Субстанции).
Таким образом, завершение выявления Второго Космического Принципа можно рассматривать как завершение выявление активного, творческого духовного начала (отсюда - Разум, Дух), а начало выявления Третьего Космического Принципа - как создание условной определенной формы. Можно сказать, что Второй Космический Принцип выполняет промежуточную функцию между Первым и Третьим Космическими Принципами, сам не получая какой-либо ”формы”, а являются лишь активностью Первого Космического Принципа, влекущий возникновение Третьего Космического Принципа. Выявленный Второй Космический Принцип можно сравнить с рисунком 1 (А), когда в нем растворен Третий Космический Принцип, который, выявляясь, создает Корень-Материю (Корень-Субстанцию). И хотя процесс освещения Светом в этом случае надо было бы отнести ко Второму Космическому Принципу, но в действительности, исходя их первичности Первого Космического Принципа и промежуточности Второго Космического Принципа, правильно было бы считать его Вторым Лучом Света, исходящим из Первого Космического Принципа.
(Обратный процесс сворачивания или растворения Принципов сопровождается вбиранием (впитыванием) Лучей Света.)
Сам по себе Свет, как мы уже говорили ранее, нельзя рассматривать как нечто однозначное. Даже в нашем, общепринятом понимании, Свет можно рассматривать трояко:
1. До-Свет (Пред-Свет) - инфракрасный диапазон.
2. Свет (Сам Свет) - видимый световой диапазон.
3. После-Свет - ультрафиолетовый диапазон, если считать частоты по степени их увеличения.
Эти три указанных диапазона частот, применимых для разных уровней исследований, и создают ту область, которую принято считать Светом.
То же самое можно сказать и о Свете Принципов:
1. До-Свет - Тьма (недоступный, но все же Свет).
2. Свет - Первозданный Луч, выявивший Разум (Дух)..
3. После-Свет - Второй (Вторичный) Луч, выявивший Корень-Материю (Корень-Природу). Иногда его также можно признать за Тьму, поскольку он уже недоступен для восприятия и не является Светом, в общепринятом понимании этого. Более подробно об этом можно судить по схеме электромагнитных колебаний, где спектр видимого света весьма ограничен.
Такое же разделение Света можно отметить и во взглядах эзотерических учений:
«Каббала дает следующее определение: «Существует три вида Света, и тот (четвертый), который проникает остальные:
1. Ясный и проникающий, объективный Свет;
2. Отраженный Свет и
3. Абстрактный Свет».(1,т.1,с.534)
То же самое мы можем обнаружить и во взглядах Гермеса Трисмегиста, рассматривающего Божественные лучи (Свет) как проявление энергий:
«...Божественные лучи, аллегорически, суть Его энергия, лучи Космоса - природа, человека - искусства и науки. Эти энергии воздействуют на Космос; отсюда Космос посредством лучей природы - на человека; лучи природы воздействуют посредством элементов; человек действует посредством наук и искусств.
Это и есть управление вселенной, основанное на природе Единого, наполнившего все Умом, божественнее и величественнее энергии которого ничего нет; и не существует величественнее способа соединения людей с богами и богов с людьми».(6,с.117)
Необходимо сразу оговориться, что хотя речь здесь идет о свете, касающемся уже Вселенских Принципов, но это столь же применимо и для понимания его на уровне Космических Принципов. Безусловно, само понятие «Свет» здесь используется не как известное нам физическое явление волнового (!!!), а не квантового характера, а как более изначальный принцип, который на нашем уровне, будучи в дальнейшем доступным для нашего восприятия, уже проявляется в привычном для нас Свете. Именно поэтому приведенная ниже выдержка, хотя и касающаяся Вселенских Принципов, может быть использована и на этом уровне:
«Почему Свет назван «холодное Пламя»? В порядке космической эволюции (как утверждают оккультисты), энергия, побуждающая материю к движению, после ее первичного образования в атомы, рождается на нашем плане в силу космического тепла; до этого периода Космос, в смысле разобщенной материи, не существовал. Первичная, Изначальная материя, вечная и сосуществующая с Пространством, «которая не имеет ни начала, ни конца, (будучи) ни тепла, ни холодна, но обладает особой, присущей ей, природой». Тепло и холод - относительные качества и принадлежат к области проявленных миров, которые все происходят от проявленного, называемого «Холодной Девой» в его абсолютно латентном аспекте, и «Матерью», когда он пробужден к жизни».(1,т.1,с.129)
В эзотерической литературе первые три Космических Принципа иногда именуют ВЫСШЕЙ ТРИАДОЙ или ИЗНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЕЙ, отмечая их уникальное свойство ТРИЕДИНСТВА.
«Тройственность в единстве - эта идея единая для древних народов».(2,т.1,с.234)
Когда мы говорили только о Первом Космическом Принципе, то тогда речь практически шла как о некой абстракции, не имеющей ни содержания, ни формы, хотя и признаваемой как Абсолютной Реальностью.
Первый виток спирали выявления Абсолюта, завершающийся выявлением Второго и Третьего Космических Принципов, дает нам возможность говорить о Триаде (Троице), соединяющей в себе Основу, содержание и форму. Разделять их по частям при исследовании мы можем лишь как этапы познания, то есть условно. В целом они образуют Триединство.
«В своей абсолютности Единый Принцип, в его двух аспектах Парабрамана и Мулапракрити, не имеет пола, безусловен и вечен. Его периодическое манвантарное выявление или первичное излучение также Едино, двуполо и предельно. Когда это излучение начинает, в свою очередь, излучать, то все его излучения также двуначальны, становясь в своих низших аспектах мужским и женским началами. ...Пространство называется Матерью до его космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения. ...В этом и заключается все различие между эзотерической и христианской Троицами. Мистики и философы, восточные и западные пантеисты, синтезируют свою предначальную Триаду в чистую божественную абстракцию. Ортодоксальные очеловечивают ее».(1,т.1,с.53)
Христианская Святая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух) - есть ни что иное, как специфическое описание Высшей Триады или Изначальной Троицы, но имеющее скрытый или экзотерический смысл. Используемое выражение “Во имя Отца, и Сына и Святого Духа” - есть неправильное по структуре и последовательности отражение Триады или Триединства.
Е.П. Блаватская в “Разоблаченной Изиде” достаточно глубоко проанализировала христианское толкование Святой Троицы, указав при этом, что в ней Святой Дух ошибочно трактуется в качестве только мужского начала, тогда как его необходимо считать еще и женским началом. Это же можно найти и в апокрифах древних христиан (Евангелие от Филиппа,17).
В “Разоблаченной Изиде” Е.П. Блаватская приводит диаграммы индусской и халдео-еврейской космогонии, в вершине которых размещены треугольники:
а) б)
А Эйн-
U М Соф
Индусская Халдейская
Рисунок 11
Как видим, левая сторона у треугольников на рисунке 11 не сплошная, а изображена пунктиром. Почему? За разгадкой обратимся к схеме на рис 9. На нем можно обнаружить, что Второй Космический Принцип непосредственно связан и с Первым и с Третьим Космическими Принципами, в то время как Первый и Третий Космические Принципы непосредственно между собой не связаны, а опосредованы через Второй Космический Принцип. То же самое можно обнаружить и на рисунке 10, где область Третьего Космического Принципа связана с Первым Космическим Принципом через Второй Космический Принцип. И это притом, что и Второй, и Третий Принципы вмещаются Первым Космическим Принципом.
«Когда наступает активный период, изнутри Вечной Сущности Эйн-Софа выявляется Сефира, Активная Мощь, называемая Изначальною Точкою и Короною, Кэтер. Лишь посредством нее «Безграничная Мудрость» могла дать конкретную форму Абстрактной Мысли. Обе стороны Верхнего Треугольника символизируют Несказуемую Сущность и ее проявленное Тело, Вселенную; правая сторона и основание состоит из сплошных линий; третья, левая сторона, обозначена пунктиром, именно из последней возникает Сефира. Распространяясь по всем направлениям, она, наконец, окружает весь Треугольник. В этой эманации образуется троичная Триада. ...Хаос принимает форму».(1,т.1,с.438)
В эзотерической литературе иногда Бесконечный Разум (Второй Космический Принцип) относится к ВЫСШЕМУ СВЕТУ (ДУХУ), и в то же время утверждая, что хотя Дух и «светил” Третий Космический Принцип, выявив его, он все же стоит выше его. Это же говорится и относительно Первого и Второго Космических Принципов.
Таким образом отнесение Второго Космического Принципа к Высшему Свету (Духу) относительно Третьего Космического Принципа (Корень-Материи) связано с характеристикой его как творческого начала, в чем и сокрыта причина различного толкования Святого Духа одновременно и как мужского, и как женского начала. Впрочем, на этом этапе вообще говорить о существовании мужского или женского начала, равно как о положительном или отрицательном еще рано, можно говорить, пожалуй, что, о Пре-началах или их Основах. (Сами начала: мужское, женское, положительное и отрицательное - возникнут лишь на уровне проявления Вселенских Принципов.) Поэтому-то Второй Космический Принцип при одном подходе - как творческое начало, выявившее Корень-Материю, - можно считать женским Пре-началом (выявляющим из себя), а при другом - как самостоятельный Принцип, как результат проявления Первого Космического Принципа - считать мужским Пре-началом (порождающим Корень-Материю). Первый Космический Принцип, как уже говорилось, растворяет в себе эти два Пре-начала и не может иметь конкретного полового принципа, является их Единством.
То же самое можно сказать и о Третьем Космическом Принципе. Понимая его как ПРИРОДУ, как МАТЕРИЮ, можно говорить о наличии женского Пре-начала, но стоящий впереди «Корень-» не оставляет сомнения о наличии мужского Пре-начала.
Само выявление Третьего Космического Принципа, как завершение первого витка спирали выявления, можно рассматривать и как начальную, исходную точку для следующего витка, где Третий Космический Принцип мог бы претендовать на роль своеобразного Первого Космического Принципа, но уже относительно уже нового, второго витка спирали. Это особенно наглядно будет видно, если спирали ( рисунок 8) продолжать аналогично далее, а завершение изображенного второго витка спирали, символизирующего окончание формирования содержания и формы первого уровня, рассматривать как исходную точку для последующих формирований.
«Хотя Материя вечна, ибо она есть Прадхана, тем не менее, Атомы рождаются с каждой новой Манвантарой или возобновлением Вселенной, то это не является таким противоречием, как может думать материалист, не верующий ни во что, кроме Атома. Существует разница между проявленной и непроявленной Материей, между Прадхана, безначальной и бесконечной причиною, и Пракрити, или же проявленным следствием; гласит Шлока:
«То, что есть непроявленная природа, ясно определена величайшими мудрецами, как Прадхана, начальная основа, которая есть тончайшая Пракрити; то, что вечно и что одновременно есть и не есть - лишь процесс».
То, что в современной фразеологии называют Духом и Материей - ЕДИНО в вечности, как Постоянная Причина, и есть ни Дух, ни Материя, но Оно - передаваемое по санскритски словом ТАД, «ТО», - все, что есть, было или же будет, все то, что может представить себе человеческое воображение».(1,т.1,с.679)
Мною даны лишь общие наброски относительно понимания Триединства, но которых, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы проработать желающим это глубже самостоятельно.
Между тем, для тех, кто бы хотел взглянуть на эти Три первых Космических Принципа с другой точки зрения и которые будут постоянно прослеживаться на протяжении всей этой книги, хотелось бы сделать очень важное отступление и вновь рассмотреть все эти Космические Принципы с совершенно иной точки зрения. Памятуя о том, что для этого уровня невозможно говорить о конкретных физических характеристиках этих Принципов, позволю, все же, высказать свое понимание этих характеристик и предложить вариант понимания Высшей Триады или Триединства, используя известные (но неизведанные до сих пор) понятия энергий1):
- Первый Космический Принцип - ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ2);
- Второй Космический Принцип - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ3);
- Третий Космический Принцип - КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ4).
(Само понятие “энергия” возникло, как чисто философское понятие, означавшее деятельность или способность достичь чего-либо. В дальнейшем оно стало пониматься как способность произвести, ускорить, затормозить или изменить направление движения. И лишь в последнее время стало использоваться чаще как физическое понятие. Это во многом и предопределило многоуровневое использование и толкование этого понятия. Разделение энергии на механическую, тепловую, световую, электрическую, ядерную и т.д., связано с определенным подходом к пониманию энергии на разных уровнях, в разных частотных диапазонах.)
Возможность энергетической характеристики этого уровня выявления отмечается в эзотерической литературе.
Приведу несколько выдержек из «Тайной Доктрины»:
«...Парабраман, Невидимый и Непознаваемый, как говорит лектор (Т.Субба Роу) своей аудитории: «Не есть Эго и не есть Не-Эго, также он и не сознание ...он даже и не Атма, но, хотя и не будучи сам объектом познавания, он, все же, способен поддерживать и произвести всякого рода предметы и всякого рода бытие, становящееся объектом познавания. (Он есть) единая сущность, из которой возникает к бытию ЦЕНТР ЭНЕРГИИ ...(который он называет Логосом)».
... «Это есть первый Эго в Космосе, и всякое другое Эго ...есть лишь отражение и проявление его ...Во время Пралайи Он существует в скрытом состоянии в лоне Парабрамана... (Во время Манвантары), он имеет присущее ему сознание и свою индивидуальность ...(Он есть центр энергий, но) подобные центры почти бесчисленны в лоне Парабрамана. Не следует думать, что (даже) этот Логос (есть Создатель или, что он) лишь единственный центр энергии ...число их почти бесконечно ...(Это) есть первое Эго, проявляющееся в Космосе, и есть конец всей эволюции. (Это есть абстрактное Эго) ...Он первое проявление (или аспект) Парабрамана».(1,т.1,с.527)
«Пураны так описывают Вишну: «Он есть лишь исходят потенции, долженствующие быть созданными, после того, как они станут действительною причиною, идеальная причина тех потенций, которые должны быть созданы в труде творения; и из них За исключением этой единой причины, не существует другой, к которой бы мог быть отнесен мир ...Через потенцию этой причины, каждая созданная вещь возникает в силу, присущей ей природы».(1,т.1,с.431)
«Единый Вселенский Свет, который для человека есть Тьма, существует вечно», говорит Книга Чисел халдеев. От него периодически исходит Энергия, отражающаяся в бездне или Хаосе, хранилище будущих миров, и, будучи пробуждена, она возбуждает и оплодотворяет дремлющие Силы, то есть, вечносущие потенциальности в нем. Тогда вновь пробуждается Брамы и Будды - совечные Силы - и Новая Вселенная воскресает к Бытию».(1,т.1,с.416-417)
«Эзотерическая Философия утверждает, что во время Сандхья «Центральное Солнце» излучает Творческий Свет - так сказать, пассивно. Причинность латентна. И лишь во время активных периодов Бытия, оно вызывает поток беспрерывной Энергии, вибрирующие токи которой приобретают больше деятельности и мощи с каждою ступенью семеричной лестницы Бытия, по которой они нисходят. Следовательно, становится понятным, каким образом процесс «созидания» или, вернее, образования органической Вселенной, со всеми ее единицами семи царств, нуждался в Разумных Существах - которые коллективно превратились в единое Существо или же Творящего Бога, уже дифференцированного из Единого Абсолютного Единства, которое не имеет никакого касания к условному «творению».(1,т.2,с.298-299)
Это лишь отдельные ссылки на существование энергетической основы Мира. В дальнейшем мы неоднократно будем наблюдать использование понятия «энергия» в цитируемом произведении.
Прежде чем подходить к характеристике Внутренней, Потенциальной и Кинетической энергий в новом понимании, остановимся на общепринятых физических характеристиках этих энергий и энергии вообще.
Согласно известного закона сохранения энергии, последняя может превращаться в массу, а масса - в энергию. Известная формула характеристики энергии с позиций теории относительности (Е=m•с2), используемая как для изолированной системы, так и для взаимодействия различных систем, во многом связана с известным положением науки, что любая система имеет массу (m). Тогда же, когда какая-то частица не имеет массы, то принято считать, что энергия ее равна нулю. Вторая составляющая - скорость света в вакууме (с), является постоянной, хотя последние достижения той же науки позволяют говорить, что скорость света, в определенных условиях (при температуре близкой к абсолютному нулю), может быть изменена. Однако, исходя из ограниченного числа составляющих формулы, любое изменение энергии, по мнению науки, не может быть связано ни с чем иным, как с массой.
Из этого видно, что как сама энергия, так и ее характеризующая (масса), связаны с телом или системой, воспринимаемой как некое тело либо материальный объект. Такое понимание энергии вполне объяснимо с точки зрения современной науки, где любой объект исследования (начиная от элементарных частиц и до физических тел) рассматриваются как реальные материальные объекты, имеющие устойчивую форму, определенную массу и ряд других характеристик, что в большей степени свойственно физическим телам.
Примером этому может служить понимание современной физикой ВНУТРЕННЕЙ, ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ И КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЙ. Если взглянуть на формулировку, согласно которой «ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ РАВНА СУММЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ХАОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕНТРА МАССЫ ТЕЛ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛЕКУЛ ДРУГ С ДРУГОМ», то становится очевидным, что фактически речь идет о взаимодействии неких тел (например, молекул).
То же самое можно сказать о понятии «ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ», которая характеризуется энергией теплового движения всех микрочастиц системы (молекул, атомов, ионов и т.д.) и энергией взаимодействия этих частиц. Соответственно, внутренняя энергия какой-либо системы, с позиций науки, определяется «СУММОЙ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ, КОТОРОЙ СИСТЕМА ОБМЕНИВАЕТСЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, И РАБОТОЙ, СОВЕРШЕННОЙ СИСТЕМОЙ ИЛИ ПРОИЗВЕДЕННОЙ НАД НЕЙ», что выражается формулой ;U=Q+A.. Исходя из этой формулы, можно сказать, что внутренняя энергия может быть присуща только системе, находящейся во взаимодействии с окружающей средой, а для изолированной системы, для которой отсутствует обмен теплом и какая-либо работа, внутренней энергии нет или она равна нулю. При этом теряется основной смысл характеристики внутренней энергии, как «энергии физической системы, зависящей от ее внутреннего состояния». А ведь именно эта характеристика и определяет действительный смысл понятия «внутренняя энергия».
Потенциальная энергия, с точки зрения современной науки, характеризующаяся как «часть общей механической энергии системы, зависящей от взаимного расположения материальных точек, составляющих эту систему, и от их положения во внешнем силовом поле», вновь, как и в случае с внутренней энергией, применима лишь к неким материальным точкам (системам или телам). Если же исходить из смысла латинского слова potentia, переводимого как сила, то само предположение, что потенциальная энергия (или сила) может быть равна нулю, сомнительно, поскольку сила может быть как проявлена, так и непроявлена, то есть находящаяся в состоянии потенции. Мыслится правильным понимать под потенциальной энергией энергию, находящуюся в системе в скрытом виде.
Сложно согласиться с принятым понятием «кинетическая энергия», определяемой как «энергия механической системы, зависящей от скорости ее точек, и равной T=mv2/2. Здесь вновь мы обнаруживаем, что понятие энергия, в данном случае кинетическая, применяется к некой системе, состоящей из материальных точек, то есть то же, что мы наблюдали и выше.
Вывод о том, что «КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ДВИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ КАК ЦЕЛОГО И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ВО ВНЕШНИХ СИЛОВЫХ ПОЛЯХ В ВНУТРЕННЮЮ ЭНЕРГИЮ НЕ ВХОДЯТ» практически устраняют какую-либо взаимосвязь между этими энергиями.
Применительно к первым трем Космическим Принципам вышеуказанные научное толкование понятий внутренней, потенциальной и кинетической энергий, неприемлемы, поскольку на этом уровне нет и не может быть каких-либо составляющих, частиц, материальных точек и т.п..
«Никакой экспериментатор не может иметь дела именно с материей, а только с силами, на которые он делит ее. Видимые воздействия материи есть только воздействия сил. ... Они ничего не знают о материи, ОНИ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЕЕ».(2,т.1,с121)
Проблема современной науки в понимании энергий заключается как раз в том, что она (наука) не может себе представить существование чего-то, что могло бы иметь не привычную для нее плотную форму, а представляло бы собой совершенно иное состояние. Даже если мы обратимся к трактовке наукой таких понятий, как «поле»5) или «сила»6), то станет очевидным, что наука всячески пытается подчеркнуть их прямую связь и даже зависимость от, так называемых, материальных частиц.
Как видим, наука полагает, что «поле» и «сила» примерно одного и того же уровня, что и ранее рассмотренные энергии.
Вместе с тем именно понятия «внутренняя», «потенциальная» и «кинетическая» энергии представляются достаточны удачными для характеристики свойств трех первых Космических Принципов, поскольку во многом отражают их суть.
Определимся, что в дальнейшем мы будем использовать следующие значения терминов энергий:
- Внутренняя энергия (обозначаемая как В) - это характеристика внутреннего состояния или внутренних связей объекта исследования, хотя и не всегда еще материального, в общепринятом понимании этого значения;
- Потенциальная энергия, (обозначаемая как П) - это характеристика возможностей объекта исследования, также не всегда еще материального, в общепринятом понимании этого значения;
- Кинетическая энергия (обозначаемая как К) - это характеристика реализации возможностей объекта исследования, также не всегда еще материального, в общепринятом понимании этого значения.
Сразу оговоримся, что для первых трех Космических Принципов необходимо использовать понятие «Внутренней энергии» как характеристику внутреннего состояния объекта исследования на каждом из уровней выявления, поскольку на этих уровнях исследования говорить и каких-то связях, составляющих суть Внутренней энергии пока еще конкретно невозможно, разве что лишь в комплексном рассмотрении взаимодействия этих трех энергий. Кроме того, применительно к Высшей Триаде (Троице) вести речь о каком-то «конкретном объекте» невозможно, поскольку самого объекта, как такового, еще нет, а есть лишь нечто предшествующее такому пониманию. Поэтому, в разделе о Космических Принципах мы, говоря об «объекте» или «объекте исследования, будем понимать некое общее понятие «объект исследования», а не «объект» в общепринятом ныне смысле. Еще более дерзким, с научной точки зрения, было бы сказать, что в этом разделе мы будем вести речь об энергиях, «как таковых», или о «чистых энергиях».
Разделение энергии на внутреннюю, потенциальную и кинетическую связано с внутренними характеристиками объекта исследования.
Подход к «рассмотрении энергии в чистом виде» несомненно вызовет возражения у многих представителей науки, а также философов и читателей, считающих невозможным отрывать их (энергии) от объекта, как их носителя. Но сам уровень Высшей Триады, исключающей существование какого-либо конкретного объекта или носителя, кроме самой Триады, представляющей собой Единое с его первыми выявленьями, являющейся Реальностью, дает возможность говорить о внутренней, потенциальной и кинетической энергии в чистом виде, свободных от иных носителей. Если и можно (или кому-то нужно) говорить о носителе или объекте, то под ним можно подразумевать, опять же условно, ту же самую Триаду. Но это, по сути, лишь упрощает восприятие читателей, но не отражает истинного состояния дел.
Говорить о внутренней энергии, полагая, что она есть Первый Космический Принцип, значит, повторить все, что связано с ним. Ограничимся лишь тем, что признаем: Внутренняя энергия - это Все, это Единое. В ней растворены и последующие за ней две энергии - Потенциальная и Кинетическая, которые пока еще не выявлены.
Повторяя этапы выявления Второго и Третьего Космических Принципов применительно к Потенциальной и Кинетической энергиям, можно составить следующие варианты схем:
В К В П К
К В
П П
а) б) в)
Рисунок 12.
Схема “а)” дает нам традиционное понимание положения энергий в объекте: внутри - Внутренняя, промежуточное - Потенциальная, крайнее внешнее - Кинетическая, как проявление возможности, потенции.
Схема “б)” аналогична схеме на рисунке 10 и показывает этапы формирования энергий при проявлениях Абсолюта: во Внутренней энергии образуется Потенциальная, а в ней - Кинетическая энергии. И эта схема в большей степени соответствует реальному состоянию энергий в исследуемом объекте.
Схема “в)” является более подробной расшифровкой схемы “б)”, показывает промежуточные этапы перехода энергий: В ; ВП ; П ; (В)ПК ; К.
На этапе ВП формирование происходит за счет изменения В (что обозначено пунктиром под буквами В и П). На этапе (В)ПК формирование происходит за счет изменения П, что приводит одновременно и к созданию Кинетической энергии, и к изменению Внутренней энергии.
Эти этапы - ВП и (В)ПК можно считать или сравнить с Высшим Светом (Духом), когда этап формирования Потенциальной и Кинетической энергии сопровождается изменением соответственно Внутренней (В) и Внутренней-Потенциальной (ВП) энергий и возрастанием доли Потенциальной и Кинетической энергий. Это и есть то, что принято считать Светом.
В то же время каждый из этих указанных этапов можно разбить на три подэтапа (до-, сам- и после-) о которых мы уже говорили применительно к Свету. По тому же принципу на три подэтапа можно разбить и всю вышеприведенную цепочку: В;П;К. Отсюда Потенциальная энергия = Свету. Именно об этом сиянии идет речь, когда экзотерическая литература говорит о Великой Жертве, связанной с переходом от сияния в материальное воплощение (Принося себя в Жертву и воплотившись в Материю, покинув область сияния, происходит движение от до- к после-, то есть перехода на более тонкий уровень наработок или существования).
Утверждение, что Второй и Третий Космические Принципы - это выявления Первого Космического Принципа, соблюдается и относительно Внутренней энергии.
«Эзотерическая Доктрина учит существованию «предшествующей формы энергии, имеющей периодические циклы отлива и набухания, покоя и деятельности».(1,т.1,с.782)
Такой процесс мы можем наблюдать с помощью следующих схем:
В
а)
В П
б)
В П К
в)
Рисунок13.
Первый Космический Принцип (В), выявив свою потенцию (возможность) к творчеству через Второй Космический Принцип (Разум или Потенциальную энергию), реализует ее через Третий Космический Принцип (Корень-Природу, Корень-Материю или Кинетическую энергию).
На рисунке 13 изображен процесс и принцип формирования В, П и К. Если на первом этапе вся энергия есть В, то на втором этапе соотношение В и проявляющейся П происходит по принципу «золотого сечения» или «золотой пропорции7)», являющегося символом гармонии8). Аналогичным образом происходит изменения соотношения В,П и К на последнем этапе, где ВП и ПК также находятся в гармонии между собой. Изменение значения одной из энергий вызывает изменение значение других энергий, то есть соблюдается причинно-следственная связь. В этом лежит основа будущего проявления Закона Кармы. Пока же, после выявления Третьего Космического Принципа, изменений Внутренней, Потенциальной и Кинетической энергий больше не происходит.
В этой связи вполне логичным будет вопрос: «Почему же после того, как В и П оказались в состоянии гармонии, последовало последующее выявление из П еще и К»? В этой связи необходимо сказать, что принцип «золотого сечения» - это не состояние равновесия или покоя, с которым некоторые отождествляют гармонию. Гармоничность развития или выявления Принципов является наилучшим состоянием для их выявления, поскольку обеспечивается наиболее оптимальное соотношение для выявления последующих Принципов. Такое же соотношение продолжает сохраняться и при «свертывании» Вселенной или в период Пралайи, когда проявленная Вселенная в конце Манвантары возвращается в состояние Космических Принципов, а те, в свою очередь, возвращаются в состояние Абсолюта.
«...Вселенная не есть спонтанное творение, а эволюция из предшествовавшей материи».(2,т.4,с.132)
«Гармония сложилась и существовала прежде, нежели то, из чего ей предстояло сложиться».(13,с.49)
«Золотое сечение» - это показатель соотношения, а не причина. Беспричинная Причина всех проявлений, как уже говорилось, является Первый Космический Принцип.
«Гармония не может руководить своими составными частями, наоборот, она должна следовать за ними, ни какого противодействия им не оказать. ...Всякая гармония по природе своей такова, какова настройка. Если настройка лучше, полнее, то и гармония была бы гармонией в большей мере.».(13,с.50-51)
Три вышеуказанных видов энергий являются основой всего последующего выявления, как на уровне Космических Принципов, так и на уровне Вселенских Принципов. И не случайно именно Третий Космический Принцип, который мы рассматриваем в данном аспекте как гармоничное соотношение этих трех энергий, именуется Корень-Материей.
«Космическая энергия есть нечто вечное и беспрестанное; материя неразрушима. ...Природа сознательно предпочитает, что материя была неразрушимой скорее в органических, чем в неорганических формах, и что она медленно, но непрестанно работает в направлении осуществления этой цели - эволюции сознательной жизни из инертного материала. Отсюда их незнание о рассеивании и затвердевании космической энергии в ее метафизических аспектах».(7,с.35)
Проходя различные этапы выявления, энергия на определенном этапе приобретает привычное для нас состояние, в большей степени воспринимаемое как вещественное. Нам трудно признавать, что поля, силы, вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы и другие явления являются так же материальными, как и более плотные вещественные объекты, с той лишь разницей, что степень проявления матери на каждом из этих уровней различна. Так же, как и воздух, и камень материальны, но степень проявления материи для каждого состояния различна.
Выявление Третьего Космического Принципа можно рассматривать как процесс формирования Высшего Космического Сознания, где Разум (Дух) приобретает своего носителя - Корень-Материю. Это Высшее Космическое Сознание представляет собой Единство первых трех Космических Принципов и оно не может рассматриваться как совокупность каких-то других сознаний, поскольку ничего другого на данном этапе выявления не существует.
«В Оккультных Учениях Невидимое и Невидимый Двигатель или Самосущее есть Абсолютная Божественная Сущность. Итак, будучи Абсолютным Сознанием и Абсолютным Движением - для ограниченных чувств тех, кто описывают это неописуемое - оно есть бессознательное и недвижимость. Конкретное сознание также не может быть атрибутом абстрактного сознания, как и свойство влажности не может быть атрибутом воды.
Мы называем Абсолютное Сознание «бессознанием», ибо нам кажется, что это неизбежно должно быть так, точно так же, как мы называем Абсолют «Тьмою», ибо для нашего предельного понимания, он представляется совершенно непроницаемым; тем не менее, мы вполне признаем, что наше познание подобных вещей не соответствует действительности. Например, мы невольно делаем различие в нашем уме, между бессознательным Абсолютным Сознанием и бессознанием, тайно наделяя первое каким-то неопределенным свойством, соответствующим на высшем плане, недоступном нашим мыслям, тому, что мы знаем, как сознание в нас самих. Но это не есть вид сознания, которое мы в состоянии отличить от того, что представляется нам, как бессознательность».(1,т.1,с.102)
Более подробно данный аспект мы рассмотрим при анализе Четвертого Космического Принципа.
Относительно количества свойств, присущих Третьему Космическому Принципу, отметим, что он обладает тремя свойствами: БЫТЬ (от Первого Космического Принципа), ДЕЛЕНИЕ (от Второго Космического Принципа) и СПОСОБНОСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫЯВЛЯТЬ ПРИНЦИПЫ НОВОГО КАЧЕСТВА. (Применительно к уровню проявленной Вселенной эти свойства можно будет именовать иначе: быть, способностью к разрушению или разделению и способностью образовывать новые формы).
Заканчивая краткий обзор трех первых Космических Принципов, можно сказать, что их одновременно можно считать и как три отдельных Принципа и как один, понимая его как Высшую Триаду. Это дает ответ на существующее различие в понимании Мира через семи- и пятеричную систему: 7 = 3 + 4 = (1) + 4 = 5.
И, все же, правильнее придерживаться семеричной системы, помня о том, что кроме Первого Космического Принципа, все остальные Шесть являются его выявлением, вытекающие один из другого.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 9 июня 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №213060900295