Не сошлись характерами

                Не сошлись характерами

       1.  Выросли, выучились, полюбили, поженились, народили детей, дождались внуков – пришло время...  разводиться.   Раздоры, нервотрепка  по мелочам остались там, где была крепкая семья. 
      Бывают подобные раздоры в  семьях молодых  и средневозрастных, в звеньях школьного класса, академической группы и отделениях взвода, в звене  строительной бригады, уборочного комплекса и в разных других малочисленных ячейках общества. А в экипаже самолета, тоже малочисленном,  их не бывает.  Здесь командир  наделен официальными полномочиями  и правом  «пресечь», и, дополнительно,  пользуется непререкаемым авторитетом лидера, несущего тяжесть  личной ответственности за жизнь каждого из экипажа и пассажиров, за доверенный лайнер.    
      В школьных учебниках проблему  борьбы за  неофициальное лидерство не рассматривают, а постигать ее приходится  вприглядку с малолетства  и всю жизнь. Вариантов ссор  и поводов для них множество. Иногда с  примирениями,  а то и трагедией в окончании. А спроси каждого из  участников раздора: почему так,  и как наладить взаимоотношения,  то мало  кто выразит  что-либо обнадеживающее. Обычно: не сошлись характером. Уж лучше врозь  пожить-послужить, чем до беды дожить.
      2. Идея.  Утрата взаимопонимания в малом  коллективе – это  проявление  естественной борьбы за власть, а  путь к взаимопониманию –через практику самостроя личности.
     3. Обоснование идеи.   Существование первичных коллективов в 2...7 человек объективно необходимо и  возможно, но желательно с  признанным руководителем во главе, пусть неофициальным.  Он – лидер, власть.  Без власти не обойтись по условию выживания.  Жизнеспособна та ячейка, которая в критических ситуациях и в промежутках между ними  знает одного лидера, выполняет его распоряжения, и потому  действует слитно, общими усилиями и с большим успехом. Когда лидер власть,  то у него в руках  невидимые «ниточки» управления, ведущего  успехам. Кто не  обеспечил успех, тот не выдержал испытание временем, тот потерял доверие и почти автоматически лишается власти. Отсутствие взаимопонимания в первичной ячейке  – это противоречие  от безвластья между двумя или несколькими  претендентами на власть.       Претенденты спорят,  сами себя не понимая, – они неубедительны. А другие их понимают, но по-разному.  В результате разброд.  Тогда и официальным руководителям более крупных  подразделений менее доступно эффективное управление  коллективной деятельностью.
     Когда теоретически равные права, то  каждому приходится делом доказывать  свое  преимущественное право. Лидерство переходит  к  одному из  наиболее расторопных.
    Но чаще бывает так, что в ячейке нет  условий для «бурной» деятельности, результативной,  а все ее имитации   ограничены рамками  обихода, скукой и  накалом словесных  баталий «до победы».  Можно бы и отказаться от борьбы – согласиться на демократическое равенство. Но ведь  и в демократии, если она  «не моего размера», все не так. Не как надо! «Моя» демократия всегда  лучше, демократичнее.
      В этой  изнурительной борьбе каждый   проявляет стихийно индивидуальное творчество, по своему варианту   видения  и разрешения противоречия.  Фактически  же на этом пути  выход к   разрушению, а не разрешению. 
      В семье это бег  в одной упряжке по замкнутому кольцу, будто ограждающему   на  сером пустыре старые камни и огонек, обозначающие  место  тяжкого продолжения совместного  существования.
       В итоге так: жить  еще можно  бы, нужно бы и хотелось бы, а жизни нет.   И ... не сошлись характерами.
       В ячейках  другого рода бывает  даже похуже, например, в караульном подразделении воинской части, где люди молодые и вооруженные, но тоже  «не проходили»  обучения  организации добрых взаимоотношений вообще и, в частности,   для исполнения неформального лидерства. Они, вдобавок, и многое  другое не проходили, поскольку  по молодости не освоили единую технологию труда. Поэтому лидер  из молодых слаб и в теории, и в практике,  отстоять свое преимущественное право ему  можно лишь силой, а проще всего... оружием. В этом заключены важнейшие из молодежных  проблем, которые ждут  разрешения  на  общей научной основе.
      Такова характеристика объективного противоречия,   трудно переживаемого  и  плохо разрешаемого в  малочисленных ячейках общества.
     Новый, профессиональный  самострой личности обладает  комплексными развивающими, образовательными, разрешительно-профилактическими функциями,  он позволяет игровыми методами  уводить конфликт от трагедии и  суда.     Такие предпосылки обусловлены многими факторами:
; обоюдное желание не конфликтовать;
; при публичном обсуждении  спора в игровом режиме как проблемы, а не темы,  бывает больше композиций, убедительности и снисходительности в суждениях, и  потому выше вероятность объективного разрешения противоречия;
; наибольшая эффективность самостроя в  публичном разрешении названной проблемы возможна на основе   профилактической информации путем  регулярного проведения   национального ;V-шоу  «Профессиональное творчество» по проблеме «Не сошлись характерами».
      4. Технико-технологические средства  поэтапные – личные и общественные:
; учебный инф «Не сошлись характерами»  – доступный  общий  инф-прототип;
; парафраза под названием «Не сошлись характерами»,  созданная каждым из претендентов на власть, конкретизирует  и проясняет обстоятельства  спора  и снижает  темп и максимум накала страстей;
; варианты  парафразы,  доступные прочтению и  совместному разбору, но не как на товарищеском суде, а как в  добровольной игре;
; деловая  коллективная игра  ДУПЛО;
; смотр-конкурс «Профессиональное творчество» районного формата;
; регулярный смотр-конкурс «Профессиональное творчество», как ;V-шоу по обсуждаемой проблеме.
     5.  Для организационного  обеспечения  реализации идеи  исходной  чертой является   общий для всех принцип смотра-конкурса «Профессиональное творчество». Но на  каждый повышенный уровень смотра выходят победители, определившиеся на предыдущей ступени. Единые правила участия в ;V-шоу, регулярность его проведения и эффект сглаживания на публике пиков психологического напряжения компенсируют мнимую «недостачу» по традиционно ожидаемым эффектам ссор.
     Издержки на реализацию этой схемы не выходят из пределов государственного финансирования образования и культуры.
     6. Самоуправление в этой  массовой и многоплановой деятельности возможно на основе единых правил  ;V-шоу при содействии общественных организаций. Тогда этот Семинедельник может быть полезным для  всего населения.
     7. Исполнительское творчество  многих людей по  этой важной гражданской проблеме означает  их интерес к самообучению  методам «лечения» своей семьи,  своего маленького коллектива.  И тогда в самообучении  развивают интерес к  активной жизни, обеспечивают  повышение уровней  культуры взаимоотношений, взаимопонимания и  дружбы.
    Но ведь возможно иное, по принципу:  чем калек лечить, лучше их жить учить. И учат вплоть... до патриархата или матриархата. Вероятность последнего возрастает в связи с пропагандой и фактическим  ростом уважения к женщине. Суть обострения этого противоречия отражена в анекдоте.
      В автомобиле едут трое.
      – Пап, а когда ты не был женат на маме, кто тебе говорил, куда поворачивать?


Рецензии