Не сошлись характерами
1. Выросли, выучились, полюбили, поженились, народили детей, дождались внуков – пришло время... разводиться. Раздоры, нервотрепка по мелочам остались там, где была крепкая семья.
Бывают подобные раздоры в семьях молодых и средневозрастных, в звеньях школьного класса, академической группы и отделениях взвода, в звене строительной бригады, уборочного комплекса и в разных других малочисленных ячейках общества. А в экипаже самолета, тоже малочисленном, их не бывает. Здесь командир наделен официальными полномочиями и правом «пресечь», и, дополнительно, пользуется непререкаемым авторитетом лидера, несущего тяжесть личной ответственности за жизнь каждого из экипажа и пассажиров, за доверенный лайнер.
В школьных учебниках проблему борьбы за неофициальное лидерство не рассматривают, а постигать ее приходится вприглядку с малолетства и всю жизнь. Вариантов ссор и поводов для них множество. Иногда с примирениями, а то и трагедией в окончании. А спроси каждого из участников раздора: почему так, и как наладить взаимоотношения, то мало кто выразит что-либо обнадеживающее. Обычно: не сошлись характером. Уж лучше врозь пожить-послужить, чем до беды дожить.
2. Идея. Утрата взаимопонимания в малом коллективе – это проявление естественной борьбы за власть, а путь к взаимопониманию –через практику самостроя личности.
3. Обоснование идеи. Существование первичных коллективов в 2...7 человек объективно необходимо и возможно, но желательно с признанным руководителем во главе, пусть неофициальным. Он – лидер, власть. Без власти не обойтись по условию выживания. Жизнеспособна та ячейка, которая в критических ситуациях и в промежутках между ними знает одного лидера, выполняет его распоряжения, и потому действует слитно, общими усилиями и с большим успехом. Когда лидер власть, то у него в руках невидимые «ниточки» управления, ведущего успехам. Кто не обеспечил успех, тот не выдержал испытание временем, тот потерял доверие и почти автоматически лишается власти. Отсутствие взаимопонимания в первичной ячейке – это противоречие от безвластья между двумя или несколькими претендентами на власть. Претенденты спорят, сами себя не понимая, – они неубедительны. А другие их понимают, но по-разному. В результате разброд. Тогда и официальным руководителям более крупных подразделений менее доступно эффективное управление коллективной деятельностью.
Когда теоретически равные права, то каждому приходится делом доказывать свое преимущественное право. Лидерство переходит к одному из наиболее расторопных.
Но чаще бывает так, что в ячейке нет условий для «бурной» деятельности, результативной, а все ее имитации ограничены рамками обихода, скукой и накалом словесных баталий «до победы». Можно бы и отказаться от борьбы – согласиться на демократическое равенство. Но ведь и в демократии, если она «не моего размера», все не так. Не как надо! «Моя» демократия всегда лучше, демократичнее.
В этой изнурительной борьбе каждый проявляет стихийно индивидуальное творчество, по своему варианту видения и разрешения противоречия. Фактически же на этом пути выход к разрушению, а не разрешению.
В семье это бег в одной упряжке по замкнутому кольцу, будто ограждающему на сером пустыре старые камни и огонек, обозначающие место тяжкого продолжения совместного существования.
В итоге так: жить еще можно бы, нужно бы и хотелось бы, а жизни нет. И ... не сошлись характерами.
В ячейках другого рода бывает даже похуже, например, в караульном подразделении воинской части, где люди молодые и вооруженные, но тоже «не проходили» обучения организации добрых взаимоотношений вообще и, в частности, для исполнения неформального лидерства. Они, вдобавок, и многое другое не проходили, поскольку по молодости не освоили единую технологию труда. Поэтому лидер из молодых слаб и в теории, и в практике, отстоять свое преимущественное право ему можно лишь силой, а проще всего... оружием. В этом заключены важнейшие из молодежных проблем, которые ждут разрешения на общей научной основе.
Такова характеристика объективного противоречия, трудно переживаемого и плохо разрешаемого в малочисленных ячейках общества.
Новый, профессиональный самострой личности обладает комплексными развивающими, образовательными, разрешительно-профилактическими функциями, он позволяет игровыми методами уводить конфликт от трагедии и суда. Такие предпосылки обусловлены многими факторами:
; обоюдное желание не конфликтовать;
; при публичном обсуждении спора в игровом режиме как проблемы, а не темы, бывает больше композиций, убедительности и снисходительности в суждениях, и потому выше вероятность объективного разрешения противоречия;
; наибольшая эффективность самостроя в публичном разрешении названной проблемы возможна на основе профилактической информации путем регулярного проведения национального ;V-шоу «Профессиональное творчество» по проблеме «Не сошлись характерами».
4. Технико-технологические средства поэтапные – личные и общественные:
; учебный инф «Не сошлись характерами» – доступный общий инф-прототип;
; парафраза под названием «Не сошлись характерами», созданная каждым из претендентов на власть, конкретизирует и проясняет обстоятельства спора и снижает темп и максимум накала страстей;
; варианты парафразы, доступные прочтению и совместному разбору, но не как на товарищеском суде, а как в добровольной игре;
; деловая коллективная игра ДУПЛО;
; смотр-конкурс «Профессиональное творчество» районного формата;
; регулярный смотр-конкурс «Профессиональное творчество», как ;V-шоу по обсуждаемой проблеме.
5. Для организационного обеспечения реализации идеи исходной чертой является общий для всех принцип смотра-конкурса «Профессиональное творчество». Но на каждый повышенный уровень смотра выходят победители, определившиеся на предыдущей ступени. Единые правила участия в ;V-шоу, регулярность его проведения и эффект сглаживания на публике пиков психологического напряжения компенсируют мнимую «недостачу» по традиционно ожидаемым эффектам ссор.
Издержки на реализацию этой схемы не выходят из пределов государственного финансирования образования и культуры.
6. Самоуправление в этой массовой и многоплановой деятельности возможно на основе единых правил ;V-шоу при содействии общественных организаций. Тогда этот Семинедельник может быть полезным для всего населения.
7. Исполнительское творчество многих людей по этой важной гражданской проблеме означает их интерес к самообучению методам «лечения» своей семьи, своего маленького коллектива. И тогда в самообучении развивают интерес к активной жизни, обеспечивают повышение уровней культуры взаимоотношений, взаимопонимания и дружбы.
Но ведь возможно иное, по принципу: чем калек лечить, лучше их жить учить. И учат вплоть... до патриархата или матриархата. Вероятность последнего возрастает в связи с пропагандой и фактическим ростом уважения к женщине. Суть обострения этого противоречия отражена в анекдоте.
В автомобиле едут трое.
– Пап, а когда ты не был женат на маме, кто тебе говорил, куда поворачивать?
Свидетельство о публикации №213060900525