Инстинкт половой, нервы и шедевры
«Шедевры творят только мужчины» - публичный диспут по этой теме, проведенный 22 июля 2002 г. на телеканале «Культура» с участием многих отечественных авторитетов разных специальностей, не привел к однозначному мнению. Это свидетельствует о слабой разработанности этой всегда важной темы.
Наиболее характерные варианты мнений:
Женщины и мужчины от природы равновелики в создании шедевров, а практически существующая количественная разница в шедеврах, образцовых творениях, мужского и женского «происхождения» объясняется исторически длительным отлучением женщин от высшего образования. В настоящее время, в связи с равенством биологических полов в образовательном пространстве, роли их в создании шедевров будут выравниваться (А. Памфилова, Н. Дроздов и др.).
Женщины терпеливее, настойчивее, аккуратнее и выносливее мужчин, поэтому их эволюция к творчеству происходит интенсивнее. Из этого следует, что в третьем тысячелетии женщины превзойдут мужчин в создании шедевров (М. Арбатова).
Женщины имеют такие особенности в физиологии левого и правого полушарий головного мозга, благодаря которым их возможности культурного творчества на уровне гениальности ограничены (А. Гордон).
При обсуждении проблемы все выступающие отмечали незаменимую роль женщины в сотворении такого шедевра, как новый человек.
Создавая педагогический образ названной проблемы, следует отметить, что суть всей многоплановой умственной деятельности, которой учится и занят каждый человек, – творчество. Многоплановая она от природы и для того, чтобы в сложных, разнообразных условиях существования человеку суметь выжить - уцелеть на время, чтобы продлить свое начало в поколениях и, тем самым, обеспечить продление рода человеческого. Это инстинкт, без которого – исчезновение рода, племени, всего человечества. Каждый человек нужен человечеству благодаря его особым свойствам, разнообразящим варианты субъектов существования и повышающим вероятность выживания человечества. Особые свойства проявляются в индивидуальных действиях, для которых непременно совершают творчество. А творчество – это созидание чего-либо своего, особенного, другим недоступного и, следовательно, наиболее разнообразящего творческие свойства общества. Поэтому каждому индивиду от природы предстоит суметь сотворить и отдать миру нечто свое - личное, особенное, ценное, прекрасное, памятное, что и есть шедевр. Все иное, обыкновенное, это дополнение, которое возможно многим, доступно для других, - это после обучения работе, без больших и трудных раздумий и даже без распределений людей на мужчин и женщин. В представлениях людей такой поворот в существовании проблемы не представлен, следовательно в дискуссии искусствоведов продвижение к истине не оказалось значительным.
2
Идея. Создание шедевра – это инстинктивная деятельность каждого человека, обусловливающая выживание человечества, поэтому шедевр является естественными потребностью, способностью и продуктом творчества каждого человека – и мужчины, и женщины.
3
Очевидно, что потребность и возможность создания шедевра,– как образцового продукта творчества, люди ощущают и проявляют по-своему в силу особенностей полового инстинкта, неповторимости каждого человека, как сложнейшей системы и свойств его конкретной нервной системы и психики. Исследование проблемы соотношения ролей мужчины и женщины в созидании шедевров имеет комплексное значение – биологическое, философское, социальное и прикладное, и, в частности, связано с потребностью рационального понимания и использования творческого потенциала людей двух полов при условии прогресса в эволюции человечества, минимизации уровней социальных противоречий и оптимизации расходов на образование.
Естественно наше научное предположение, основанное на законе природы о соответствии структуры функциям: в природе не должно случиться так, чтобы из-за естественной неорганизованности массы людей произошел перекос и сбой в распределении наиболее важных, главных функций людей двух биологических полов. Случись такое - будут искажены или утрачены возможности воспроизводства людей и человечество от этого исчезнет. Поэтому природный инстинкт по созданию шедевров должен быть у всех, но он не должен быть одинаковым для женщин и мужчин. Сопоставим известные функции полов.
Главная функция женщины, недоступная мужчине, – мать. Главное, что от природы неукоснительно предстоит каждой женщине-матери, породить биологический шедевр, своего ребенка, и сохранить его для воспроизводства потомства. К этому ее природное стремление.
Главная функция мужчины, недоступная женщине, – отец. Главное, что от природы предстоит каждому мужчине-отцу, - создать в сознании женщины образ-шедевр себя как личности, достойной стать отцом ее ребенка. К этому его природное стремление.
Названные шедевры – человеческий ребенок и человек-личность, - несопоставимы по сути, назначению и значимости для человечества, различны они и по роду деятельности, приводящей к их реализации. Этот вывод представляет новое следствие упомянутого закона природы, определяющего эволюции человечества:
Создание шедевра – это инстинктивная деятельность каждого человека, обусловливающая выживание человечества, поэтому шедевр является естественно потребностью, способностью и продуктом творчества каждого человека – и мужчины, и женщины. Но творческие шедевры индивидов мужского и женского рода не одинаковы по сути и не сопоставимы по значимости.
4
Для конкретизации условий реализации своих предначертаний людям необходимо яснее представить комплекс технических задач по проблеме.
Задачи женщины-матери - зачать, выносить и родить ребенка, а затем создать ему, неповторимому и любимому, самые лучшие условия для выживания, социального развития и превращения его в неповторимую личность. Для решения первостепенной задачи ей необходим половой партнер – мужчина-отец, способный обеспечить создание ею шедевра. Ее жизненная творческая деятельность развивается для решения этих задач по следующих направлениям:
Организация и управление в сфере любовных игр с партнером.
Организация и управление процессами сближения и близости.
Профилактика нарушений начала и процесса беременности.
Организация своей жизни, благоприятной развитию плода.
Подготовка и благополучное осуществление родов.
Послеродовая защита младенца и себя как условия выживания потомства.
Охрана, выкармливание и пестование младенца.
Содействие младенческой и детской социализации.
Воспитание дитя, детей в отрочестве и юности.
Материнская забота о детях в течение всей своей жизни.
При таком широком перечне неотъемлемых, неизбывных забот обычной женщине-матери нет условий для глубокого сосредоточения и заострения разума на других, менее важных заботах, в частности, на делах культурного строительства и создании шедевров культуры. Это - факт. Для окончательного осознания этого факта следует упомянуть аналогии. Человек, в том числе и мужчина, даже творчески одаренный, не в состоянии «выдать» что-либо гениальное для культуры в экстремальном состоянии – в момент близости с женщиной, при ожогах на пожаре, в период острого или хронически сильного голода. А ведь ощущение плода под сердцем, ожидание родов, переживание материнских чувств при кормлении ребенка грудью, - это разве менее напряженные процессы, захватывающие сознание надолго и полностью, без остатка на другие серьезные раздумья? Такие стадии в жизни женщины неоднократны, могут воспроизводиться с достойным партнером естественным порядком и, к тому же, прерываются лишь неестественным, часто насильственным образом. Очевидно, в любом случае ослабления материнского инстинкта, когда женщина, уже не женщина-мать, выходит из экстремального состояния и может выступать на равных с мужчиной-не претендентом на роль отца ее ребенка. Но такое достижение равенства не влечет за собой создание шедевров каждым из них или при совместном творчестве, хотя не исключает творчество рядового плана.
Мужчине-отцу, создающему образ-шедевр своей личности, привлекательной для женщины, не достаточно обойтись лишь теми деяниями, которые доступны другим мужчинам-отцам. Его жизненная творческая деятельность развивается фактически непрерывно для технического решения творческой задачи по следующим направлениям:
Физическое саморазвитие.
Умственное саморазвитие и приобщение к культурному творчеству.
Осознание потребности и возможности отцовства.
Оформление своих внешних достоинств мужчины-отца.
Знакомство с потенциальными партнершами.
Оценка запросов к нему вероятной партнерши текущего момента.
Прогнозирование, диагностирование и оценка вероятных конкурентов.
Соперничество с другими в создании себя как образа-шедевра.
Осознание потребности в создании шедевра-объекта культуры.
Соперничество в создании шедевра культуры.
Разработка и создание шедевра культуры
Завоевание титула из разряда «первый парень на деревне».
Использование заслуженного авторитета для сближения с партнершей, вступления в права мужчины-отца и выполнение его главной функции.
Повторение процесса в связи с другими женщинами - при слабости моральных ограничений.
Содействие женщине матери в воспитании потомства для продолжения своего рода путем культуротворческой деятельности, умышленно направленной на создание необходимых благоприятных условий сохранения и развития потомков. Этот пункт относится к моральной стороне жизни и особенностям нервной системы.
5
Поскольку мужчина не имеет прямой физиологической связи с родившимся потомком и может иметь их в нескольких вариантах без сковывания личной свободы младенцами, то ему присуща от природы полигамия и забота не об одном потомке, а об обществе, не о домашнем очаге, а о культуре семьи, сообщества людей, гражданского общества, государства. Это означает природное предназначение мужчины для систематического создания шедевров - в виде замысла, идеи, проекта, конструкции, изделия, закона, художественного произведения и других произведений культуры.
6
Практические результаты женщины и мужчины определяются опытностью в творчестве, обусловленной интеллектом, практикой его использования и развития и управлением. Касаясь методики, заметим следующее.
Если выявить, внимательно рассмотреть и сопоставить последовательности применяемых партнерами видов творчества, то они оказываются одинаковыми у мужчин и женщин, хотя применяются они в различных сферах, при использовании разного рода усилий и для удовлетворения непохожих потребностей. Вот она, единая последовательность, применяемая сознательно или бессознательно. Психологическая самоподготовка и осознание потребности, выбор объекта творчества и прототипа - создание идеи улучшения прототипа - научное обоснование возможности реализации идеи - техническое решение проблемы - организационное решение - управленческое решение - исполнительское решение. Повторим, это общий алгоритм, используемый всеми и каждым, сознательно или бессознательно во все периоды жизни и с разной эффективностью, поскольку он охватывает все виды деятельности, практикуемой людьми. Особенности, как было показано, только в том, что женщина-мать применяет его в биосоциальном процессе сотворения своего потомка а мужчина - в культуротворческой деятельности.
7
Каждый субъект совершает свой творческий процесс в несколько (семь) стадий, отличающихся характером умственной деятельности и последствиями в реализации: 1) замысел, 2) выявление идеи решения, 3) связка сырых идей, 4) вынашивание идеи, 5) озарение сознания выбором нужного варианта, 6) проверка выбранной идеи, 7) реализация идеи действиями.
Поскольку целостный мысленный образ создаваемого творчеством объекта – это совокупность из семи фрагментов-образов, соответствующих представленным выше видам творчества и выполняемых в семь стадий умственной деятельности с возможными повторениями-переделками, то сохранение в памяти для дальнейших действий такой сложной единицы хранения – проблема не из легких. Для всех, а особенно для неопытных в творчестве, она непосильная. С целью эффективного и облегченного процесса сохранения, самостоятельного использования или для передачи образа другим лицам для совместной или автономной деятельности, более подходящ не мысленный образ объекта, а иной вариант, – письменный образ (далее «целостный образ»). Его можно перечитать и поставить под сомнение, обсудить и уточнить. Поэтому образ как рассказ – великое достижение человечества, обучение созданию образа – главное направление учебного процесса, а в завершение обучения рассказу научением, т.е. умениями и навыками, главная задача будущих мужчин и женщин.
Как видно, в наиважнейших общих делах мужчины и женщиын, обеспечивающих одно, продолжение рода человеческого, но делах разных по сути, им никак не обойтись просто работой, однообразной и одинаковой для всех, - необходимо творчество как системное умственное созидание того, что составляет социальные основы жизни. Из этого следует, что все женщины и мужчины - потенциальные и, желательно, непременные деятели в системном творчестве.
Практически это означает, что необходимо организованное научение всей молодежи, вне зависимости от пола, писать рассказы - по разным темам, но по единому алгоритму. Причем, в учебной деятельности, в самообразовании, нет нужды обращаться всегда к созданию целостного образа по объекту, имеющему мировую новизну. Важно главное - усвоение алгоритма и принципов использования в образе всех знаний, накопленных и вовлеченных памятью в творческий процесс. Сразу научиться создавать целостный образ трудно, – недостатки знаний и опыта. Следовательно, младшим можно учиться прежде фрагменту-образу педагогическому, детям постарше – художественному, а старшим школьникам и студентам следует учиться последовательно созданию фрагментов-образов, близких к целостному образу, а затем целостного образа.
При таком подходе к самообучению обеспечивается постепенное и поочередное освоение всех возможных человеческих деятельностей, что является непременным условием системного перехода к созданию шедевра в любом виде творчества.
Свидетельство о публикации №213060900785