***

                О любви без благопожеланий
                Не торопи, певец разлук.
                Мы скоро разойдёмся сами.
                Не разнимай сплетённых рук.
                Не разлучай уста с устами.
                Д. Самойлов               
Мальчик после смерти матери был предоставлен сам себе. Младшая сестрёнка воспитывалась у родственников. Старшая сестра после школы стала комсомолкой,активисткой культштурма - ускоренного включения степняков-кочевников в социалистический образ жизни. Куджа, так звали старшую сестру, мальчику казалась самой красивой и весёлой девушкой. Она влюбилась в Менкеева Бор,с родителями которого их семья и родня были не в ладу. К тому же Бембя Эрендженов, молодой мужчина, оставшись вдовцом, посватался к Кудже, и отец дал согласие. Но влюблённые Куджа и Бор,  наперекор мнению отца и родственников, уехали в Яшкуль, там поженились. Отец мальчика сказал, что у него теперь нет дочери,- настолько было задето его самолюбие. Он перестал о ней вообще говорить, и все другие тоже должны были это поддерживать. У мальчика  было состояние, описанное поэтом: "Не торопи пережитого, утаивай его от глаз..." Но что делать, когда "плачет память над тобой"?
Осенью 1930 года мальчик переехал с отцом  в Яшкуль. Они стали  жить в той части посёлка, где был "красный дом". В тот год, по воспоминаниям, зима наступила рано, всё покрылось плотным снегом. Все только и говорили о том, что из Ростовской области гнали скот на Чёрные земли. Хозяйство "Коммуна Фрунзе" лишилась сразу тридцати тысяч овец - их занесло снегом. Конечно, и калмыцкие хозяйства потеряли немало скота. Родственники Торогчин Бадмаев, Ганга Бевеев, Беббя Масандаев жили рядом в кибитках, помогая друг другу чем могли, пережили это время. А потом наступила весна, дающая новые надежды, и жизнь продолжилась своим чередом. Бабушка мальчика, сухопарая старушка, бодро переходила от одной кибитки к другой, говорили, что ей до ста не хватает пятнадцати лет. А осенью она исчезла - детям не говорили о смерти и не показывали похороны. Оберегали от переживаний, от знаний, что жизнь человека конечна.Мальчик слышал, что "она ушла домой". Он понимал, что теперь она не вернётся к ним.
Однажды осенью мальчик случайно зашёл в клуб. Там шёл концерт. Он остановился у стены и вдруг замер. На сцене стояли девушка и молодой мужчина, улыбаясь друг другу, звонко пели "Раннего утра  солнца лучи..." "Это же моя сестра Куджа! Что она здесь делает?" - пронеслось у него в голове. Он её так давно не видел, что стал понемногу забывать. Когда песня закончилась, молодой мужчина, который пел с сестрой со сцены, прошёл мимо него, отбрасывая со лба волосы. Это был Бембя Эрендженов, вдовец,  который просил у его  отца выдать за него Куджу замуж. "И почему она с ним пела на сцене?" На переднем ряду он увидел Менкеева Бор, с которым уехала сестра. Казалось, он был несколько удручён. У мальчика в голове возникали разные вопросы, но радость и смятение закрепили в нём сознание, что не так всё плохо.И они непременно встретятся! Постояв ещё некоторое время, он к сестре не подошёл, молча ушёл к своим.
Теперь уже у мальчика была тайная радость. Потом у Ганги Бевеева родился сын Борис. Все радовались малышу. И там он встретил Кермен, дочку Торогчина Бадмаева, вернее, она его встретила - девушка обратила на него внимание. "Тебя хочет видеть твоя сестра Куджа. Просила прийти к ним". У мальчика замерло дыхание - так быстро, что делать? Отец будет очень зол! Но мальчик уже принял решение и твёрдо сказал: "Я хочу пойти к сестре, но не знаю, где она живёт". "Я тебя отведу", - сказала Кермен.
Так он встретился с сестрой, с её мужем Бор Менкеевым. Сестра прижимала мальчика к себе и, смеясь, говорила: "Как ты вырос!" Две недели мальчик жил с ними в их небольшом домике. Это были самые светлые дни из его детства. Любовь и внимание сестры и её мужа к нему, их любовь друг другу, простые отношения без упрёков были для него незнакомы и благодатны, как летний дождь в степи. У них на стене висели разные рисунки, и он долго разглядывал их, когда они уходили на работу, словно они заменяли их, хранили любовь. Сестра дала ему много разноцветных карандашей, бумагу, и он до их прихода рисовал, писал печатными буквами. Все лучшие цвета его рисунков выражали любовь к сестре. Рисуя, он  вспоминал себя маленьким, когда она его будила, купала. Он помнил, как сестра набрасывала на его шею нитки, потом  их ножницами резала, резала. "Чтобы никто тебя не сглазил, чтобы жизнь твоя продолжалась долго-долго... "
Но сказка когда-то заканчивается. Сестра сказала, что придёт Кермен и отведёт его домой к отцу. "Сейчас холодно. Передай отцу, что я мёрзну, мне нужен мой полушубок, пусть передаст". Мальчик кивнул ей в ответ. Так он распрощался с сестрой и её мужем. Больше он их не увидит.
Мальчик пришёл к Ганге Бевееву и оставался некоторое время у них. Такие были времена, что можно было свободно приходить и жить у родственников, сколько тебе потребуется. К тому же он оттягивал разговор с отцом. Тот нашёл его сам. Отец говорил с ним строго, при всём его художественном мастерстве, когда он оттаивал и преображался, в обычной жизни был очень требовательным, порой и гневным. Мальчик знал, старший брат хотел поручить ему убить своего сына Берика за непослушание - так были сильны традиционные правила. И он боялся отца. В свои шесть лет понимал, что надо собраться и так передать просьбу сестры, чтобы отец согласился её выполнить. Поэтому, как мог, уверенно сказал, что его водила Кермен, что сейчас Куджа мёрзнет, ей нужен полушубок, просит его передать. Отец отвернулся и больше ничего не говорил. Он, конечно, знал, где был в это время его единственный сынок, но продолжал сохранять на лице строгость и непреклонность. Позже он сухо сказал, что передал одежду, но имени её не называл.
Полюбившие друг друга Куджа и Бор поженились и жили в любви и согласии недолго. Мальчик услышал, что сначала Куджа "ушла домой", потом через короткое время "ушёл домой" Бор. "Не было благопожеланий сказано в их адрес, потому и жизнь у них была коротка", - говорили старшие. Тяжело было мальчику слышать эти слова, он бежал в степь и там горько плакал. Так закончилась любовь степных Ромео и Джульетты.
Пройдёт много времени с тех пор, мальчик станет взрослым мужчиной. Его дочь будет читать своему братику сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. "Сестрица Алёнушка, выйди, выйди на бережок!" "Тяжёл камень ко дну давит...". У сыночка из глаз катились слёзы, и он рукавом их вытирал и плакал. У взрослого мужчины в это время тоже замерла и заплакала душа, вспоминая сестру Куджу.   

                Екатерина Максимова
                (Екатерина Бадмаева)


Рецензии