Липа

Свой короткий экскурс в дендрологию я закончу липой. В наших краях в середине июня зацветает липа. Там, где ее много, воздух пропитывается удивительно тонким, нежным и сладковатым ароматом, который распространяется далеко от мест, где растут липы. И так декаду, а то и полторы. «Цветет липа-медонос, знать в разгаре сенокос» – так говорят в народе.

Липа один из лучших медоносов. Липовый мед славится, как целебный. Цветы липы необычны — каждый из них похож на золотое ювелирное украшение очень тонкой работы. С раннего утра до позднего вечера хлопочут на золотистых цветах пчелы. Они торопятся, ведь всего декаду будет продолжаться цветение, и за это время надо успеть собрать как можно больше целебного нектара. С одного большого дерева пчелы собирают столько же меду, сколько с одного гектара гречихи, да какого меда — золотистого и душистого «липняка»! Цветы липы, высушенные в тени на чердаке или в русской печи,—приятная и полезная заварка. Горячий цветочный чай с липовым медом люди исстари использовали как надежное средство при простудных заболеваниях.

Липовый цвет может использоваться как заменитель чая. Помню, в детстве стоило мне пожаловаться на простуду, как бабушка поила меня заваренным липовым цветом с малиновым вареньем и загоняла под одеяло. Я сильно потел, и наутро простуды как будто и не было вовсе.

Липа по использованию человеком ее частей конкурирует с березой. У липы с давних времен используется не только древесина, но и цветы, и листья, и ветки, и лыко. Сейчас уже мало кто знает, но веники из липовых веток раньше считались королевскими. Липовый банный веник прекрасно устраняет головную боль, имеет мочегонный эффект с мягким воздействием на почки, ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее,  жаропонижающее действие.

Для тех, кто страдает бессонницей, рекомендуется попариться перед сном с липовым веником.

Липовая древесина из-за своей относительной непрочности мало используется в строительстве. Древесина липы имеет однородную светлую окраску, и легко режется ножом. Из-за этого она популярна среди резчиков по дереву. В далеком уже детстве я занимался авиамоделизмом. Лучше липового бруска для изготовления объемных моделей самолетов было только бальзовое дерево. Но эта экзотика попадалась крайне редко, поэтому мы были рады и липе, так как она хотя и была несколько тяжелее бальзы, но обрабатывалась и полировалась очень легко. Липу, в отличие от заокеанской бальзы, найти было гораздо проще.


Ну, вот и закончены мои минизаметки о дендрологии. За их пределами остались множество замечательных деревьев: это и могучий дуб, и стройный граб, и утонченная акация, и плакучая ива, и много других деревьев. Ну, да я и не собирался писать объемный труд по дендрологии. Может быть, если будет подходящее настроение, я дополню когда-нибудь эти эссе.

Пока всё.


Рецензии
Геннадий, здравствуйте! Рад встретить в сети единомышленника, любителя и знатока Матушки Природы. Впервые узнал от Вас о липовом венике и его пользе, спасибо. Я пчеловод-любитель со стажем 26 лет, грибник, сборщик черники и других даров Батюшки Леса. Если интересно, могу прислать PDF-файлы сборников своих рассказов и коллективных альманахов о природе. Ваш адрес могу увидеть в тестовом письме мне по адресу: kvm-090@mail.ru. С уважением,

Владимир Калабухов   12.09.2013 10:19     Заявить о нарушении
Владимир спасибо за интерес к моему творчеству. Отдельное спасибо за отзыв. Что касается Вашего предложения о высылке ваших сборников, то они же размещены на этом портале. Вот я их и почитаю. С пожеланием творческих успехов, Геннадий.

Геннадий Хоружев   30.09.2013 17:16   Заявить о нарушении