Джеймс Пофэм. Христос, обитающий в сердце верою

ХРИСТОС, ОБИТАЮЩИЙ В СЕРДЦЕ ВЕРОЮ
Джеймс Пофэм (1903)
http://www.truegospel.net/Popham/006.htm
 
Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею
Еф.3.17-19

Я буду говорить прежде всего о начале первого стиха: "Верою вселиться Христу в сердца ваши". Это замечательное и очень полное свидетельство. Богу надлежит в какой-то мере исполнить его в нас, чтобы мы действительно жили в благодати. Я заметил уже и говорил сегодня утром немного о драгоценном, благословенном и неисчерпаемом хранилище богатства славы Его, из которого могут прийти все благословения ефесянам, о коих молится апостол. Друзья мои, если будет угодно Господу открыть нам сокровища благодати  в Личности Христа в Новом Завете и нашу нужду в этих сокровищах, то они несмотря на все ухищрения человекоубийцы достигнут наших душ! Я знаю по опыту, что никакой твари не дано постичь вполне, что значит Бог во Христе, и за себя в частности я должен признаться, чем старше я становлюсь, тем больше я чувствую, как ничтожно в глазах Божьих все мое служение. Есть моменты, когда мне кажется, что мне будет позволено заглянуть в природу служения и посмотреть, что это такое, и ради чего Бог посылает Своих слуг возвещать тайну Христову, и в те самые моменты, когда я тону, я больше всего чувствую свою некомпетентность, крайнюю неспособность и ужасающую нищету моих представлений и языка при попытке осмыслить, что значит благословенная Личность Господа Иисуса Христа. В одном я уверен, что, насколько я знаю, что мой собственный ум в этом вопросе находится под прямым влиянием Того, Кто послал меня на проповедь, и придерживается одной конкретной цели - поддерживать Господних людей и приводить их ко Христу чистой девою, служить инструментом общения между Христом и грешниками и являть им красоту, достоинство, величие и славу Того, с Кем грешники, которые уже не под законом, вступают в брак. Апостол просит для себя и святых, чтобы ему была открыта дверь для слова, чтобы ему возвещать тайну Христову как должно. Каждый Божий служитель должен просить того же, и да будут святые вместе стремиться в своих молитвах о них, чтобы они могли бы быть в состоянии говорить и возвещать тайну Христову, как они должны говорить. Да поможет Бог вам, Его святым, подвизаться в молитвах за меня к Богу, чтобы мне возвещать тайну Христову, как должно. Некогда, говоря о возрастании в полноту возраста Христова, я вспомнил гимн: "Мне никогда не исчерпать безграничных сокровищ благодати".
Я просто намекнул на это кладезь благодати сегодня утром, говоря об избрании, о Христе как Главе Своего народа, которому Христос дан от начала мира, и в Нем даны оправдание, прощение, вера, обетование и сила исполнять то, что Господь определил и сказал.  И если наши глаза были открыты Святым Духом Христовым, чтобы увидеть это сокровище, эту полноту и достаточность, о которых сказано в Евангелии, то как мы должны думать о том, чтобы умереть вместе с Ним? "Тот, кто не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, разве с Ним не дарует нам и всего?" (Рим.8.32).
Тогда я сказал несколько слов о конкретной вещи, о которой апостол Духом говорит как о даре святым, а именно о силе. "Крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф.3.16). В этом мы нуждаемся. Нам нужна сила, чтобы заставить нас молиться, и нет молитвы, что может достичь престола благодати, что не исходит от мощной энергии Святого Духа. Нам нужна сила, чтобы заставить нас поверить, когда все силы греховного сердца направлены против веры.  Нам нужна сила, чтобы заставить нас любить вопреки вражде изнутри, и часто провидение Божие превозмогает нас силой этой любви. И этой благодатью мы должны пройти через все упражнения детей Божьих, и это покажет, что через грех в нас есть слабость, и потому мы нуждаемся в постоянном обновлении благодати, то есть силы Христовой, которую благословенный Дух послан передать нам. 
В этот вечер я хотел бы, однако, сказать о дальнейшей молитве апостола: "Верою вселиться Христу в сердца ваши". Я осмелюсь сказать, что некоторые из вас, кто сопричислен к народу Божию достаточно часто чувствуют себя очень далекими от Христа, как о том молит псалмопевец: "Не оставь души моей обездоленной", и если в вас не обитает Господь Иисус, какими далекими от Него вы себя ощущаете! Тем не менее присутствие Христа никогда не отнимается от нас. Впервые оно приходит, когда совершается новое рождение, и Он передает нам Свою спасительную жизнь и Свое доброе спасительное присутствие. Он никогда не уходит, никогда не оставляет тех, в ком сотворил эту Свою Божественную обитель, и даровал им Свою драгоценную жизнь. Он говорит: здесь Я буду жить, ибо Я возжелал этого.
Ни один такой человек не будет потерян; дьявол своими искушениями не лишит его наследия, и как бы он ни отступал, это не приведет его к гибели, ибо нет столь ожесточенных искушений, похотей, боев и поражений, которые могли бы украсть дар этого присутствия Христа. Но оно не всегда ощущается.  Если мы поставим дни, минуты или часы, в которые мы почувствовали присутствие Христа и наслаждались им, в стороне от нескольких дней, недель, минут или часов, которые мы прошли в трауре без солнца и чувствовали, что Он не с нами, то мы никогда не сможем сказать, что они сравнимы друг с другом. Почему с одной стороны есть только пятнышки, с другой - почти вся жизнь; миг по сравнению с годами? Значит, следует сказать, что присутствие Христа не должно измеряться тем, что и как вам нравится, а тем, что оно само по себе есть и что Он делает!
Присутствие Христа в душе и сердце через веру благословенно, и мы можем сказать, что оно подобно присутствию ковчега Господа, скинии, в самой гуще народа Израиля в пустыне. Там было святилище и Святое святых, где был расположен ковчег, и вокруг него по сторонам света располагался стан всего народа в соответствии с повелением Божиим. Слава народа и его защита была в ковчеге, как и присутствие Божие с людьми Его. Жизнь и будущее их - все было сосредоточено в ковчеге посреди них. Друзья мои, когда Бог присутствует с грешником, то на самом деле все его надежды, все его чувства, все его утешение, вся его слава и будущность сосредоточены в Нем. Через драгоценную веру грешник крепко держится дарованного ему Христа. Если ваша вера не прилепляется к Нему, у вас нет веры вообще. Если вы никогда не принимали Христа, то это потому, что у вас нет веры. Если же у вас есть живая вера, то есть и желание жить в Нем, и это желание сосредоточено на Христе и на том, что Он явил. Вы схватываете Его, и таким образом в опыте формируется союз между Христом и вашей душой, и вы обручаетесь Христу чистой девою, чтобы все остальные любовники ушли.  Поэтому то, что говорит Петр становится истиной опыта: "Очищающий ваши сердца верой". Если вы обрели явленного вам Христа, то пока есть сила, укрепляющая вашу веру, возьмитесь за Него и отказывайтесь отпустить Его! Я покажу вам это в одном-двух моментах.
Когда Христос есть в вашем сердце, вера дает реальный мир ума. Что такое этот мир?  Это улыбка Бога через кровь Христа, которая созидает покой, удовлетворенность, восприятие Божиих благословений, чувство принятия, восприятие доброй воли Божией, которое грешник никогда не сможет выразить вполне. Что воспринимает мир ума? Святость, величие и славу Бога. И это становится постоянным состоянием грешника, и не только во времени, но и в вечности. Что может сравниться с этим блаженством? Когда вы держитесь Христа, вы чувствуете это, и чувствуете до тех пор, пока держитесь Его. Когда Он живет в сердце верою, вы воспринимаете Его в соответствии с мерой, в которой Он в вас. Имейте в виду, что я не говорю, что тот, кто не получил этого, обязательно чужой Богу, с необрезанным сердцем. Святой еще может чувствовать себя чужим, а не одним из людей Божьих.  Когда это благословение приходит, это откровение Христа, совершается тайна Божия, и тогда вера крепко удерживается в нас, ибо Христос пребывает достаточно близко, чтобы человек мог ухватиться за Него верой. И тогда ощущается этот святой мир, мир с Богом, мир с Его атрибутами, мир с каждой заповедью Господа, ибо все они были исполнены Христом, мир с вашей собственной душой, ибо обвинения совести умолкают через Кровь Христа, мир с провидением Божьим, ибо в нем за страданиями есть любовь, мир   по отношению к вечности, ибо хотя могила мрачное место и смерть ужасна человеческой природе, грешнику уже не страшно тогда. Тысячи врагов выступили против сынов Израилевых и сказали: "Скоро мы сломаем ваши ряды, скоро вы уже не будете народом", но если слава Его пребывает среди Его народа, который приносит ему жертву утреннюю и вечернюю изо дня в день, и пока слава Его с Его людьми, они могут сказать: "Да, наша сила здесь!".
Так что, когда ревет грех, ревет дьявол, и временные вещи твердят, что вы не останетесь как есть и скоро потерпите крушение, вера поддерживает в грешнике мир. Он знает, что он с Богом, и любит Его. Вы, по крайней мере некоторые из вас, знаете, что это правда. Разве у вас не было помощи от Бога прежде, разве Он не был вашей защитой, разве вы не чувствовали Его в своем сердце, как упование славы, и не чувствовали, что можете сказать: как я паду с такой опорой. Вы должны были это сказать, хотя враг твердил обратное. 
Теперь у вас есть путь, которым Господь Иисус живет в сердце по вере. Вера крепко держится Его Личности, Его драгоценных заслуг, Его оправдывающей праведности, благодати, милости, любви и Крови, она животворит совесть, дарует сердцу покой, наполняет привязанности, освящает разум и дает нам стоять пред своим драгоценным Главой.   
Ныне это благословенное пребывание Господа Иисуса Христа связано с вечной любовью Божией. О, что привело сюда Христа? Что сделало Его Поручителем? Что дало Ему быть нашим Спасителем? Что дало Ему страдать, истечь кровью и умереть? Что привело Его и заставило претерпеть неизмеримые муки, боль и страдания? Что отвело Его в могилу? Что с Ним теперь, когда Он на престоле Божьем? Исток всего этого -   вечная любовь Бога Отца, Сына и Святого Духа. Это мы уразумеваем верой. Если верой мы разумеем, что миры были устроены словом Божиим, мы также можем понять, что Церковь была построена на любви. Любовь дала Церкви Поручителя, любовь явила ей путь, любовь дала ей рождение, измерила и взвесила ее скорби и горести. Когда мы уразумеваем верой этот порядок любви, устрояющей все ко благу Церкви, мы видим за этим Христа. Это не странная далекая сказка. И до тех пор, пока вы держитесь за этого драгоценного Христа верою и не отпускаете Его, будь то в течение нескольких минут, часа или дня, эта любовь видна вам на всех путях Божьих, и ее огонь горит в вашем духе, разжигая в вас любовь к Богу.  "Я возлюблен прежде Богом, и потому горю любовью; избранный Тобой прежде времен, я избираю Тебя в ответ".
Где эта любовь сияет так, как во Христе? Нигде она так не утешительна, и не ощущается как лучи солнца, сияющего во всей своей славе. Это сияющее солнце озаряет ваши беды и муки, нищету и скорби, оно достигает всего этого. Ибо это было предначертано любовью! Жаль, что я не знаю об этом больше. В этом есть особая сила, власть и слава, которая утишает всякий шум, избавляет от всякого страха, от упреков любого врага, и утешительно заверяет душу, что все будет хорошо. Я думаю, мы сможем взглянуть в лицо смерти и сказать: "Все хорошо!" - когда с нами Христос. Я держу Его и не отпускаю - говорит Церковь. О, это не простое морализаторство, которое несет человек! Философское терпение сделает для вас что-то в определенных вещах, но чтобы вы пришли к смертному часу и все же нашли в своей душе жизнь, нашли любовь, нашли рядом Бога и яркое, прекрасное будущее - вот вера! Вера в Агнца, истекшего кровью, вера, дающая держаться за Христа и за любовь, сияющую в Нем! 
Если вы держитесь Христа верой, Он живет в вашем сердце как царь. Есть еще один результат этого, благословенный факт опыта: ваши враги и ваши грехи утихнут. Иов говорит о себе и о своих последних днях: "Я сидел во главе и жил как царь" (Иов 29.25). Когда Христос откроется вам, Он воссядет как Царь над всем потоком скорбей и бед, над делами зла, во всем провидении, в вашем сердце, в вашей совести, в ваших чувствах. О, если бы мы могли удержать Его! Любовь, которую Он являет для нас, власть, которую являет над всеми бедами, сравнивая горы и холмы, так что ничто не может удержать его от души, вводит Его в пределы вашей веры. Вы знаете, что я имею в виду, по крайней мере некоторые из вас. Вера берется за Его руку, крепко держится Его и обнимает Его. Существует чистейшая привязанность к Нему. Душа может на мгновение сказать: Его слово - это каждый день моей жизни! Я часто был обеспокоен, потому что я не мог сказать: "Господи Боже наш! Другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое" (Ис.26.13). Оглядывались ли вы когда-нибудь на себя так, чтобы увидеть, что ваши чувства низки и дики, ваша воля непокорна, ваши стремления убегают прочь, а ваше сердце блуждает до краев земли? Вы видели это, видели этот шум и смятение. Бог в человеческой природе пришел ко грешнику; Иисус Христос, Вечный Бог, пришел к твари, к бедным, беспомощным существам, и утвердил Своей драгоценной Кровью Свою власть, Свою Божественную праведность и непобедимую благодать, утвердил Свои права на эти искупленные души, купленные Его драгоценной Кровью,   и сказал: "Это покой Мой на веки, здесь вселюсь, ибо Я возжелал его". И как Иосиф превозмог египтян и простил все своим братьям, так Христос устрояет все начальства и власти ради нашего пути. Друзья дорогие, я знаю, что Он это делает! Нет допущенного в вас зла, похоти и греха иначе как для вашей пользы, и вы поймете это. Пока не придет сей благословенный Иисус, ваша вера будет крепко держаться за Него и держать Его до того времени. Если это моя религия, скажете вы, то весь мир сей под моими ногами, и все, что этот мир называет хорошим! Вот что значит вселиться Христу в сердца ваши верой. 
Когда Он открывает Себя, есть еще одна вещь, и как она благословенна! Некоторые из вас очень беспокоятся о своей кончине. Я тоже таков. Она может быть далекой от меня, но я не нахожу эту мысль далекой, и много раз, когда я не знаю, как это будет, я полон страха. Но бывают моменты, когда страха нет, перспектива ярка, надежда сильна, вечные вещи становятся видимы, и что все это, если не сладкое, утешительное будущее? Что позволяет вам сказать: да, я буду жить вечно? Что делает вас уверенными, что небеса существуют? Отчего вы уверены, что есть живые источники воды для Вас, чтобы вкусить их на небесах? Что гарантирует вам, что вы никогда не будете нуждаться ни в рукотворных храмах, ни в поминальных свечах других людей? Что являет вам все эти вещи? Только Христос в вашем сердце! Он приходит от имени Отца, приносит праведность Его, приносит любовь и милость Отца в сердце бедного, обездоленного грешника, и вера ваша снова сильна, достаточно сильна, чтобы держаться этого и радоваться победе над грехом, смертью, адом и могилой. В этой милости вы чувствуете, что  ничто не может устрашить ваш дух или заставит ваше сердце отчаяться ныне, потому что Бог с вами. "Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?  Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева" (Пс.113.5-7). Вы знаете, что бывает при видении Бога, как тогда, когда Иисус ходил во бурным водам Галилейского моря и приказал им успокоиться, когда Он кормил тысячи несколькими хлебами и рыбами, когда Он открывал глаза слепым, когда остановился и повелел умершему: "Юноша, встань", и когда Он приходит в душу со Своей державной силой и мы принимаем Его верой, и Он пребывает в нас как Царь, и Его голос сильнее, чем тогда на море среди бушующих волн.  Он живет в сердце верой, и дает уверенность и сияющую будущность. Теперь человек говорит, не шатаясь неверием, теперь он держится Бога Своего, и может вспомнить весь путь, которым Господь привел его, и благословить Бога за Его доброту к нему.
И я говорю вам, что когда Христос явится вновь, выяснится великий вопрос и раскроется одно большое недоумение: как дитя Божье может подвергаться определенным похотям и греховности? Нас спрашивают: если я в благодати, то как я могу быть под вещами мира сего, как могу увлекаться ими? Разве я не должен быть не изменчивым, а чистым в своих привязанностях, ревностным в духе, горящим в молитве, постоянным в вере?    Но когда Христос придет, Он откроет это и скажет: "Что вам смотреть на Суламифь"? Его улыбка раскрывает сердце человека; Его присутствие озаряет святостью чувства, и вас более не пугают даже Его слова: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мтф.5.48). Это слова, которые порождают самый большой страх и трепет в некоторых из нас. Но теперь Господь открывает тайны Своей благодати. Он явил нам, как болезненно работает тайна беззакония, но теперь мы приходим к Нему верой, и Он открывает тайну святости. Что нужно грешнику, если не то, что желает Бог? Что делать ему, если не то, что Бог повелевает? И чего он будет держаться, если не того, что Бог дает? Это сообразование с Божьей волей, познание Божьего устроения, следование Божьему слову, почитание его важнее хлеба, когда мы полагаемся на обетования, желая следовать Божией воле, как страдающий Спаситель, в немощи, под облаком соблазнов и упреков! Вера говорит: я с Ним, с Иисусом, Который оставил все, следуя Отцу, я не знаю никакой другой воли, кроме Иисусовой, ибо Он  был так увлечен, исполняя волю Своего Отца, что Он не приветствовал проходящих по пути, хотя с Ним слепые видели, и глухие слышали. Я хочу жить так, в святости, и мир сей окажется у меня под ногами. 
Это очистит человека от освящения по плоти и наставит его в сладком освящении Духа, уберет эти козни сатаны по мнимому улучшению человеческой природы и наставит нас в сладости таинственной благодати Божией, ибо благодать порождает святость там, где она есть, и Христос, обитающий в сердце верой, является основанием и оправдания, и всякой святости. И я говорю вам, что я уверен, что заповеди будут милы вам и приятны, и угодны Богу всякой благодати, если Христос будет обитать в вашем сердце верой. "Пусть каждый, исповедующий имя Господа, отступит от неправды". И да скажет душа: это именно то, чего я хочу; разбей, Господи, эти ловушки, эти цепи, властно опутывающие меня похоти, очисти меня от вины, обременяющей мою совесть, принеси Твой святой мир, который не ведет к распущенности, но, наоборот, наполнит меня теплой привязанностью к Тебе и святой жаждой по Тебе, сладким покаянием и благочестивой печалью о грехе.
Еще только одно слово, и я закончу на этот вечер. Если Христос живет в вашем сердце верой, у вас есть на данный момент реальная сила в ваших чувствах, но заметьте, это не сила, которой вы будете хвалиться, но сила, которая проявляется в вашей немощи, заставляющей вас возложить все на Господа. Я хотел бы знать, как правильнее выразиться, потому что я уверен, есть религиозные силы и исповедующие люди, которые хвалятся, не имея этой силы вообще и даже предпосылок к ней. Там, где есть присутствие Христа в силе, оно заставит человека почувствовать, что он ни к чему не годен без Христа, но что он может вынести все и получил всеоружие Божие, если у него есть Христос. Такое бедное существо на самом деле - благословенное, и хотя в его слабости оно часто чувствует себя готовым упасть, но у него в душе есть Тот, Кто сильнее, чем дьявол, плоть и мир. Это сильный человек, хотя он так слаб, он силен в благодати, благодати, которая во Христе Иисусе.
Итак, братья мои, делайте это как Господь позволит, и будь моя воля, чтобы установить истину в данный конкретный момент, как она есть в Иисусе и в Слове Божьем, пусть Господь поможет вам следовать за ним, чтобы исполнялась молитва апостола: верою вселиться Христу в сердца ваши. Да повелит Он Своим благословениям опочить на вас. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии