Оракулы Древней Греции

История Древней Греции полна парадоксов и противоречий. Такого невероятного конгломерата взаимоисключающих компонентов не было, пожалуй, ни у одной цивилизации. Греция состояла из десятков государств, которые постоянно друг с другом воевали, мирились, образовывали недолговечные союзы и снова воевали. Однако, как только возникала внешняя угроза, греческие полисы легко забывали старые обиды, объединялись и давали отпор врагу. При этом одни из государств были демократиями, другие тираниями. Монархии соседствовали с республиками, аристократы и демос то яростно враждовали, то мирно сосуществовали.

Суровый аскетизм Спарты соседствовал с гедонизмом Коринфа, что не мешало им быть союзниками, в то время как просвещенные эстеты из Афин и Лесбоса пребывали в постоянной вражде. Ионийский, аттический и дорический  диалекты  отличались между собой  почти так же, как русский язык от белорусского и украинского, однако, все это не мешало грекам осознавать себя единым народом. Объединяли Элладу в неразрывное целое общая культура и общая религия. О культуре разговор особый, а вот о религии мы и поговорим.

Боги и оракулы.

Грань между священным и обыденным в античные времена была тонкой и зыбкой. Боги населяли не только Олимп, но и леса, реки, ручьи, горы, небо и моря. Само собой, они навещали храмы, а так же специальные места (рощи, пещеры и т.д.),  где проводились жертвоприношения, гадания и мистерии. Греческий пантеон был необъятен. Кроме олимпийских богов в нем состояли титаны, бесчисленные нимфы, сатиры и разнообразные божества природных стихий.

Время от времени они появлялись среди людей и вмешивались в их дела самым непосредственным образом. Некоторые люди в свою очередь,  вмешивались в дела богов и даже сами становились богами после смерти. Многие аристократы могли похвастаться божественным предком, а любой простолюдин мог получить мистическое откровение во время священных церемоний. Отношения греков со своими богами были весьма фамильярными. С ними советовались по любому более-менее важному случаю. Свадьбы, путешествия, сделки, лечение, войны, дипломатические союзы и строительство курятника не начинались без предварительной консультации с высшими силами. Благо, узнать божественное мнение было несложно. Святилища-оракулы были практически в любом, даже самом заштатном городке, однако, и в этом деле наблюдалось невероятное разнообразие.

 В Олимпии жрецы Зевса гадали по внутренностям животных и по пламени жертвенного огня. В Кларосе прорицатель пил воду священного источника и говорил стихами от имени Аполлона. В Патрах жрецы Деметры  давали оракулы больным, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец.  В Фарах на площади стояла статуя Гермеса и перед ней жертвенник. Тот, кто хотел услышать пророчество бросал монетку в специальную урну, воскурял благовония и задавал статуе свой вопрос, потом затыкал уши и уходил. Дойдя до края площади,  человек открывал уши и первые слова, которые он слышал, считались ответом бога. В Эгире жрица пила бычью кровь, после чего на нее находило озарение, и она пророчествовала от имени Геи.
Оракулы имели не только боги, но и обожествленные герои – Геракл, Асклепий, Трофоний, Амфирай и Амфилох. Ну и, само собой, помимо официальных жрецов практически в каждом городе были толкователи снов и гадатели, занимавшие свою скромную нишу на рынке божественных откровений.

Естественно, не все оракулы были в равной мере почитаемы. Одни имели лишь местное значение, другие славились по всей Греции, а у порога некоторых вместе с простолюдинами толпились с драгоценными дарами цари, аристократы и посланники зарубежных правителей.

Додона.

Самым древним оракулом на территории Греции был оракул Зевса и Дионы в Додоне, городке, распложенном в области Эпир (Северная Греция), в 20 км к югу от современной Янины. Судя по всему, этот оракул существовал еще до появления греков на Балканах, то есть как минимум за 2500 лет до н.э. Геродот сообщает, что святилище возникло после того, как на священный дуб села голубка и заговорила человеческим голосом. Самому «отцу истории» эта легенда казалась не особо правдоподобной, но более достоверных данных о возникновении оракула в Додоне не сохранилось.

Судя по всему, изначально в Додоне находилась священная дубовая роща, посвященная богине пеласгов Дионе. Потом пришли греки со своими богами. Зевс и Диона каким-то образом нашли общий язык, и священная роща стала общей для обоих богов – жрецы пророчествовали от имени Громовержца, а жрицы от имени Дионы, которую местные жители упорно считали его супругой. Мнение Геры по этому поводу их не интересовало.

Историки и литераторы сообщают о нескольких способах получения оракула в Додоне. Жрецы вслушивались в шелест листьев священного дуба, в воркование голубей и в журчание ручья, протекавшего через рощу. Так же использовался метод вытягивания жребия. Ответ бога жрец записывал на деревянной дощечке или оловянной пластине и вручал вопрошающему. Немало таких пластин было найдено при раскопках на месте святилища.

Слава Додонского оракула была вполне заслуженной. Здесь Одиссею было предсказано, что он умрет руки собственного сына, из-за чего герой изгнал Телемака из Итаки. Судьба сыграла с Одиссеем злую шутку. В полном соответствии с предсказанием он был убит, но другим своим сыном Телегоном, рожденным от Цирцеи (Кирки), о существовании которого и не подозревал.

Перед тем как отправиться в рабство, в Додоне побывал Геракл и получил совершенно недвусмысленное предсказание «Либо ты погибнешь, либо будешь  счастлив». Как известно, Геракл не погиб. Он стал рабом лидийской царицы Омфалы и  весьма недурно провел у нее три года, обогатив род царицы и ее прекрасных служанок своим полубожественным генофондом.

Из древесины додонского дуба была изготовлена статуя Афины, украшавшая нос легендарного «Арго». Благодаря этому сам корабль стал плывущим оракулом и не раз предупреждал аргонавтов о грозящих опасностях.

Если обратиться к более близким к нам временам, то нельзя не упомянуть о предсказании, которое получили в Додоне спартанцы накануне битвы с фиванцами и их союзниками при Левктрах. Непобедимой доселе Спарте было предсказан полный разгром, что и произошло. Примечательно, что фиванский царь Эпаминонд в свою очередь получил предсказание о победе над спартанцами от оракула Трофония, о котором речь впереди.

Расцвет Додоны пришелся на времена правления знаменитого царя Пирра, который построил здесь сохранившийся поныне театр, а так же устраивал ежегодные спортивные соревнования и музыкальные представления. Благодаря богатым пожертвованиям Додона превратилась в лакомый кусочек для хищных соседей. В 219 году до н.э. святилище  было захвачено и разграблено этолийской армией. К началу христианской эры на месте священной рощи оставался один единственный дуб, который был срублен после того, как последний император единой Римской империи Феодосий I в 381 г. запретил все языческие обряды.

Дельфы.

Отдавая должное Додоне, следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах. О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться.  Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами не что иное, как божественное откровение.

Второе предание гласит, что Кастальский источник, дарующий пророческий дар принадлежал богине Гее, которая поставила на его охрану могучего змея Пифона.  Впоследствии этот источник достался Аполлону, который умертвил змея, после чего отправился к морю, превратился в дельфина, повстречал критский корабль, заставил критян высадиться на берег, отвел их к источнику и приказал морякам установить жертвенник и стать жрецами. В сознании древних греков обе версии мирно уживались и никоим образом не противоречили друг другу.

Согласно современным геологическим изысканиям, скальные породы под Дельфами содержат слои битуминизированного известняка, которые при нагревании выделяют газы, выносимые на поверхность подземными водами. В числе этих газов есть и этилен, имеющий сладковатый запах, о котором упоминали античные авторы, называвшие испарения «сладкой пневмой». При больших концентрациях этилен приводит к обмороку, а при малых может вызывать глубокий транс. А от транса, до общения с богами, как известно, рукой подать. Поэтому историю об особых свойствах Кастальского источника, над которым был возведен храм Аполлона, можно считать вполне достоверной.

Изначально возле источника находился лишь жертвенник. Первый каменный храм в этом месте был сооружен в VII веке до н.э. зодчими Трофонием и Агомедом. Через пару столетий этот храм сгорел и на его месте был выстроен новый, который, в свою очередь был разрушен землетрясением в 373 году до н.э. После этого был выстроен еще один храм, от которого остались живописные руины, и поныне радующие взор туристов.

В закрытой для посторонних части храма прямо над источником испарений находилось специальное помещение. Там на золотом треножнике восседала жрица, которую в память об убитом змее именовали пифией. Надышавшись паров, пифия впадала в транс и начинала пророчествовать. Поскольку ее речь была сумбурной и малопонятной, имелся специальный жрец, который излагал пророчество в приятной на слух стихотворной форме. Некоторые античные авторы упоминают о том, что кроме жрецов к толкованию пророчеств привлекали философов и поэтов.

Как известно, при передаче информации следует избегать лишних промежуточных звеньев, поскольку каждое из них вносит свои помехи. В Дельфийском храме было целых два таких звена – сама пифия и жрец-толкователь, поэтому окончательный вариант оракула мог существенно отличаться от оригинала, однако, это мало кого смущало. Поначалу пророчества давались раз в год, в феврале, в день рождения Аполлона. Но спрос на божественное откровение был столь велик, что храму пришлось перейти на ежемесячную работу, а затем и на ежедневную.

Дельфы считались священным местом не только из-за оракула. Здесь по всеобщему убеждению находился центр мира, отмеченный омфалом, камнем, водруженным Аполлоном над могилой поверженного Пифона. По некоторым сведениям это был тот самый камень, который проглотил Кронос вместо младенца Зевса.  Как бы то ни было, омфал считался не только срединой Земли, но и точкой, в которой соединялись обычный и загробный миры.

Не удивительно, что город привлекал толпы паломников, а паломники приезжали не с пустыми руками, поскольку приходить в столь священное место без ценного подарка храму было как-то неприлично. Дельфы быстро богатели и набирали политический вес. Кроме обычных людей сюда наведывались правители греческих полисов и посланцы иноземных держав.

К примеру, когда царь Родоса Дамагет решил жениться, он обратился к оракулу и получил совет «Возьми в жены дочь лучшего из греков». Царь так и поступил, женившись на дочери героя Мессенской войны Аристомена, который с тех пор вошел в историю, как «лучший из греков». Легендарный царь Спарты Ликург получил в Дельфах оракул «Спарта будет сильна, пока соблюдаются введенные тобой законы». А через несколько столетий Дельфийский оракул провозгласил «Спарту погубит любовь к деньгам». Так оно и произошло.

Слава и влияние оракула росли, однако храм начал сталкиваться с серьезной проблемой – испарения Кастальского источника стали нерегулярными. Жрецы, привыкшие к богатым подношениям, не смогли отказаться от искушения чем-то заменить «сладкую пневму». В дни, когда источник «не работал» пифий заставляли вдыхать дым тлеющих лавровых листьев. Эффект от этого паллиатива был значительно слабее, но, тем не менее, опытный жрец-толкователь умело превращал неразборчивую ругань задыхающейся от дыма несчастной женщины в глубокомысленное послание Аполлона.

Со временем в оракулах Дельфийского храма становилось все меньше и меньше конкретики. Пророчества большей частью давались туманные и двусмысленные, над чем вволю насмехались авторы во времена поздней античности. Достаточно вспомнить знаменитый оракул «Начав войну, сокрушишь великое царство», выданный посланцам лидийского царя Креза, который интересовался   перспективами своего похода против Персии. В этой войне великое царство, в самом деле, оказалось разрушенным. Только это была не Персия, как надеялся Крез, а его собственное. Филиппу Македонскому повезло больше. Оракул «Завоюешь Грецию серебряными копьями» отец Александра Великого принял как руководство к действию и добился большинства своих побед не столько оружием, сколько дипломатией и подкупом.

Дельфы благополучно пережили и римское завоевание. Правда, святилище было разграблено Суллой, но остальные римские правители были к нему благосклонны. Храм Аполлона был закрыт, как и оракул Додоны, в 381 году н.э., когда христианская церковь окончательно взяла верх над богами античности.

Пещера Трофония.

В некоторых оракулах Древней Греции можно было получить ответы на свои вопросы и напрямую от тех или иных богов, без посредничества жрецов. Дело это считалось рискованным и опасным для душевного здоровья, однако в желающих недостатка не было. Пожалуй, самым известным святилищем такого рода был оракул Трофония, находившийся в Беотии в пещере на горе неподалеку от города Лебадия (ныне Ливадия).

Трофоний и его брат Агамед, сыновья аргонавта Эргина,  были легендарными зодчими  первого Дельфийского храма. По преданию, когда строительство храма было завершено, братья умерли во сне, что считалось высшим проявлением милости богов. Через некоторое время Беотию поразила жестокая засуха. Чтобы узнать, чем вызвана эта напасть и как от нее избавиться, была отправлена делегация в Дельфы. Ответ пифии гласил:  «Принесите жертву оракулу Трофония». Но проблема была в том, что никто не знал, где этот самый оракул Трофония находится.

Рассказывают, что некий путник, проходивший мимо горы возле Лебадии, увидел пчелиный рой. Он последовал за ним, и увидел, что рой залетел в небольшую пещеру. Зайдя вовнутрь, путник увидел человека, который сказал «Я Трофоний, а здесь мой оракул». Об этой новости было сообщено жрецам. Они установили возле пещеры жертвенник и провели все полагающиеся обряды. После этого засуха в Беотии прекратилась, а в Греции появилось новое святилище.

Об оракуле Трофония подробно рассказал знаменитый писатель и путешественник Павсаний, посетивший эти места во II веке н.э. По его словам, получить оракул Трофония было делом очень непростым. Нужно было пройти многодневное очищение и приносить жертвы богам. Если жрецы,  гадающие по внутренностям жертвенных животных, убеждались, что знаки благоприятны, проситель пил из ручья, называемого Источником Забвения, чтобы забыть обо всем ненужном, а затем из другого ручья – Источника Памяти, чтобы запомнить все, что с ним произойдет. Потом нужно было взять две медовые лепешки, которые предназначались для подношения духу Трофония, и поздно вечером войти в пещеру.

В пещере был лаз, в который можно было протиснуться. Там находилось небольшое помещение, в котором проситель проводил всю ночь. При этом он слышал голос, который сообщал ему не только ответ на его вопрос, но и рассказывал о самых разнообразных вещах. Утром приходили жрецы и находили просителя у входа в пещеру. Обычно человек после общения с духом Трофония пребывал в глубоком обмороке и долго не мог прийти в себя. Жрецы подробно расспрашивали его обо всем, что с ним происходило, и записывали рассказ на дощечках, которые хранились в специальном храме. Некоторые могли вспомнить только, что когда они спускались в лаз,  кто-то схватил их за ноги, отобрал лепешки и мягко ударил по голове. Таким жрецы объясняли, что они сами все вспомнят, когда придет время. Рассказывают, что некоторые посетители были так потрясены, что навсегда теряли способность улыбаться.
 
Известно, что оракул Трофония посещал непримиримый противник Спарты, вождь мессенского восстания, «лучший из греков» Аристомен. После общения с духом Трофония, который предстал перед ним в виде огромной змеи,  он оставил в дар храму свой щит. Через триста лет накануне битвы при Левктрах фиванский царь Эпаминонд так же побывал в пещере Трофония. Ему была предсказана победа в том случае, если он возьмет щит Аристомена. Эпаминонд с разрешения жрецов забрал из храма щит героя и перед  сражением установил его на возвышении так, чтобы он хорошо был виден противнику. Спартанцы были деморализованы самим фактом присутствия на поле боя этого легендарного артефакта, принадлежавшего их самому заклятому врагу. Они были наголову разгромлены, потеряв в битве царя и более 400 гоплитов.

О том, когда прекратил действовать оракул Трофония достоверно не известно. Скорее всего, его постигла та же судьба, что и оракулы Дельф,  Додоны, и множества других по всей Элладе. Старые боги ушли, наступили новые времена. Но кто знает, может через столетия в Додоне вырастет новая дубовая роща, в Дельфах вновь забьет священный источник, а в пещере Трофония вновь можно будет видеть вещие сны? Ведь возродились же Олимпийские игры, запрещенные императором Феодосием. Впрочем, не будем загадывать – ведь пока оракулы молчат, будущее от нас скрыто.


Рецензии