От асов к русам

ОТ АСОВ К РУСам
 
Алекпер АЛЕКПЕРОВ
кандидат исторических наук

В науке существует традиционная мысль о том, что во второй половине IX века в Восточной Европе складывается новое государство, впоследствии ставшее известное как Киевская Русь. Реликтами этого полиэтнического государства ныне являются русские, украинцы и белорусы.

Начиная с XVIII в., история формирования этого государства интересует многих историков, с того времени разделившихся на два лагеря - норманистов и антинорманистов. Первые из них утверждают, что название "русь" и государственность в данный ареал привнесли норманы-викинги. Вторые же ратуют за славянское происхождение "руси". Однако необходимо отметить, что не последнее место в формировании государственности Киева играли и различные тюркские племена. Но при господстве европоцентризма в дореволюционной российской историографии, взятой на вооружение советскими историками, влияние тюрок на славянский мир в целом всегда сводилось к минимуму.

Согласно письменным источникам, русы на протяжении 864/884-1035 гг. совершили на Каспий и Азербайджан около 11-ти известных нам походов (Минорский В.Ф. Русь в Закавказье (Новые данные). «Acta Orientalia Hungarica”, t.III, fase 1-2, 1953, pp. 207-210).

Следует отметить, что с утверждением арабов на Каспийском море Волжский путь становится основной водной магистралью, который связывал Восток с Севером. Основным видом экспорта мусульманского Востока на Север было серебро. Первый этап его проникновения в северные районы Европы датируется 40-ми годами VIII в. Второй этап охватывает промежуток с 833 г. по 900 г. Ранний приток восточного серебра характеризуется значительным притоком монет африканской чеканки. Но уже в первой половине X в. (905-960 гг.) преобладающее большинство всех европейских кладов состоит из саманидских дирхемов. Уменьшение притока серебра в период его второго проникновения в район Причерноморья, поскольку он остался в стороне от главной торговой магистрали, по времени совпадает с активизацией в этом районе русов (839 г. - русы в сообщении Вертинских анналов; 842 г. - нападение русов на Амастриду; 864-884 гг. нападение русов на Каспийское побережье в правление Хасана ибн Зейда). Однако, анализ этих же источников свидетельствует о том, что походы, совершенные русами на Каспий и в Азербайджан, не имели никакого отношения к Киеву, ибо в то время, как о них сообщают арабские историки и путешественники, а также албанский хронист Моисей Каланкатуйкский, исключительно все славянские летописи о них молчат, т.е. если эти походы были предприняты на государственном уровне, как это традиционно трактуется в науке, то местные источники, хоть вкратце, должны были бы зафиксировать их. Тогда как Нестор - автор славянской летописи "Повесть временных лет" (ПВЛ) (писал между 1100-1113 гг.) старается упрятать истинное происхождение "руси" и для него это "... варяги, славяне и прочие, прозвавшиеся русью" (ПВЛ. М.-Л., 1950, т. 1, с.216, 232) (все выделено нами - автор). Греки называют их скифами или тавроскифами, а арабы однозначно причисляют их к тюркам, и во всех источниках, впервые упоминающих русов, данный этноним пишется с одним "с".

Однако исторические хроники сохранили и такие сообщения, о которых в угоду господствовавшей концепции прежде старались или умалчивать или не развивать их, так как о тюрках говорить правду было «непринято». Например, первый из них Ибн Мискавейх (Х1в.) в "Книге опыта народов", рассказывая о захвате русами Барды, резиденции мусульманского наместника в Азербайджане, писал, что захватчики, после взятия города так обратились к его жителям-мусульманам: "Нет разногласия между нами и вами в вере. Единственное чего мы желаем - это власть" (Margoliouth D.S. “The Russian seizure in 943 A.D.” BSOS. London, 1018, pp.80-95; Якубовсий А.Ю. «Ибн Мискавейх о походе русов на Бердаа в 322-943/944 гг.», Византийский временник. 1926, XIV, с.63-92). Данный рассказ подтверждает и другой арабский историк Шараф Заман ал-Марвази, который писал, что после 300 г. хиджры (912/913 гг.) какие-то русы перед походом на Барду, вначале приняли христианство, а затем перешли в Ислам (“Sharaf al-zaman Tahir Marvazi on China, Turks and India”. Ed. and tr. by V.F.Minorsky. London, 1940, p.40).

Известно, что Владимир I накануне христианизации предпринял лишь попытку ознакомления с традициями ислама, но не принял его. В то же время указанные события происходили, как минимум, на полвека раньше христианизации Киевского государства. Сопоставление письменных источников свидетельствует о том, что русы, как отмечают мусульманские источники IX-Х вв., проживающие на севере Причерноморья и в Предкавказье, никакого отношения к Киеву не имели. Уже в XI-XIII в. в указанном районе господствовали кипчаки и границы Киевского государства проходили значительно севернее. Например, все тот же Марвази (XII в.), рассказывая о Дербенде - северной точке тогдашнего Азербайджана, писал: "Баб ал-Аб-ваб/Дербенд/ граница между Русом и Сариром и этот город расположен на побережье..." (Vladimir Minorsky, “Medieval Iran and its Neighbors”, London, 1982, p.463). Русов в связи с событиями 643 г., за три столетия до образования Киевского государства, около Дербенда локализовал и более ранний историк, компилятор Табари, Балами (“Chronique de Tabari traduite selum la version persane de Bel'ami”, Ed. Par. H.Zotenberg, v.III, Paris,1874, pp.496-498). Данные мусульманских источников о местоположении "руси" в указанном нами регионе подтверждаются и Патриаршей или Никоновской летописью, где в связи с событиями середины IX в. отмечается "Роди же нарицаемые Русы... живяху во Ескинопонте (прибрежье Азовского моря - А.А.) начаша пленовати страну Римлянскую" (ПСРЛ, т.9,10, М.-Л., 1965, с.21). Следует отметить и то, что новгородцы себя и в XI в. "русью" не считали, ибо когда у новгородского епископа спрашивали о его маршруте, то он отвечал - "иде в Русь" («Новгородская летопись старшего и младшего извада», М.-Л., 1950, с.24.)

Рассказывая о маршруте купцов ар-рус, мусульманский географ 1Хв. Ибн Хордадбех, писал, что они являются родом саклабов (jins min as-saqaliba). Раньше саклабов причисляли к славянам и поэтому ряд исследователей в исследование данного вопроса привнесли много "путаницы" (точнее, намерено запутали проблему с целью скрыть действительность). Последние же исследования показали, что этноним "sclavin/saqaliba" раннесредневековых христианских и мусульманских источников необходимо искать среди тюрок. Например, уйгурская версия "Огуз-наме" («Книга Огуза») сообщает, что сын Уруса Саклаб был одного родословного дерева с Огуз-хаганом (Щербак А.М. «Огуз-наме». Мухаббат-наме. М., 1959, с.42). Согласно же тюркской грамматике звонкое "р" в начале слова без гласной не употребляется.

Вообще, необходимо отметить, что Нестор достаточно хорошо знал тюркский язык, в противном случае он не перевел бы название "бужане" из тюркского "буга/вол" как "волыняне" или тюркское "агачери/акациры" (досл. «лесные люди») христианских авторов как "древляне", "тиверци/знатоки языка" как "тълковины/толмачи". Видимо, эта же участь постигла и "полян". Интересно, что все "старания" Нестора по этому поводу начинаются с начала изложения "ПВЛ". Как в свое время отметил Л.Н.Гумилев, все это было вызвано тем, что Нестор был историографом Святополка, врага Владимира Мономаха и друга датских феодалов (Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь». М., 1989, с.171-172, 321-324). Рассказывая о них, Нестор писал: "Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо до той братии были уже поляне и жили они родами на своих местах, управлялись каждый своим родом. И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь... И построили городок во имя старшего брата, и назвали его Киев..." (ПВЛ с.208-209). Уже по этому и нижеследующему рассказу видно, что до прихода туда трех братьев там уже были поляне и город был построен на хазарских землях.

В славянских летописях название Киев сохранилось как "Кiев, Кiэв, Кыев", у Константина Порфирогенета "Kioava", a у мусульман как "Kuyaba". Но только у Константина Порфирогенета сохранилось и другое название города "Sambatas", что переводится из тюркского как "sam/высокий/ + bat/укрепление/" и соответствует славянскому названию города - "Вышгород" (Brutskus J. “Eski Kiyevin turk-hazar mensesi”, Ankara Universitesi. DTK, 1946/lV/, ss. 343-358; Ляскоранский В.И. «Киевский Вышгород в удельно-вечевое время», ЖМНП, 1913, № 4, ее.232-235). Однако, только арабский историк ХIIIв. Идриси пишет: "Что касается Куябы, то это город тюрок" (Al-Idrisi. OPVS Gegraphicum.faceVill. Neapole-Romane, 1978,s.VI,p.917). В данном случае же интересно то, что сказанное выше подтверждается славянской летописью. Так в Патриаршей или Никоновской летописи однозначно указывается: "Роди же нарицаемые руси иже и Кумани живяху во Ескинопонте ...". Как видите автор, употребляя "иже", ставит знак равенства между "русью/русами" и "куманами/половцами". А это сообщение уже дает возможность понять Нестора, почему он употребляет оборот "... и прочие, прозвавшиеся русью". Как видно, Никоновская летопись в отличии от греков, именующих русов "скифами/тавроскифами", называет их куманами. Известно, что куманы, половцы славянских летописей - это тюрки. А вот греческий историк Менандр отмечал, что тюрки в древности именовались "сака", и это было одним из наименований скифов. Согласно славянским летописям половцы с середины ХIв. начинают господствовать на Севере Причерноморья - в Дешти Кыпчаке. Видимо поэтому автор Никоновской летописи заменил общепринятое "скиф" на более близкое ему "куман" и тем самым подтвердил тюркоязычность скифов.

В несторовой летописи Верховным Божеством славян Киева был Перун - Громовержец, корневые согласные в имени которого согласуются с порядковым числительными славянского языка "первый/перший", что, как видим, соответствует корневым тюркского числительного "бир/один". Впоследствии славянское "первый/перший" было заменено скандинавским "один", что соответствует имени Верховного Божества викингов "Одину". До принятия Ислама, по сообщениию Ибн Фадлана, тюрки клялись "Единым Богом - Бир Тенкри", синонимом которого было Куар. Исходя из огненной манифестации Куара/Громовержца, можно заметить, что данное слове двусложно, где "ку~" - это в переводе с тюркского "светлый/огненный", а "ар" - "муж". Можно заметить, что данное "ку~" отражено и в арабском наименовании Киева "Куяба", где вторая часть данного слова соответствует тюркскому "оба/местность", т.е название Киева трактуется с тюркского как "Город Огненного Божества". Вышеуказанное "ку~" зафиксировано и в названии “куман”, синонимом которого в славянских источниках является "половцы" от "половый/цвет соломы” + тюркский суффикс принадлежности “~чи/~цы”, т.е название куман трактуется как "человек со светлой/огненной внешностью". Интересно и то, что и Нестор отождествляет русов ни радимичами или кривичами, а с полянами, сам же связывая их название с полем. Синонимом понятия "ку~" в тюркских языках выступают такие частицы, как "az/as/is/uz/ut/od". В таком случае, если второй компонент понятия "ку+ман" означает "человек", т.е исходя из того, что источники однозначно причисляют "русов" к тюркам, то синонимом понятия "ман" можно считать понятие "ар/ур/ир" в том же смысле. Поэтому более удачно возводить название "рус" к слову, которым тюрки и ныне именуют русских - "урус", что также значит "светлый человек". В таком случае получается интересная аналогия: Огненное Божество - Перун; город Огненного Божества - Куяба; житель города Огненного Божества - урус, зафиксированный в источниках как ураз, аруз.

Известно, что исторические земли Азербайджана не ограничивались нынешними 86 тыс кв.км, 20 % которых ныне захвачены армянскими оккупантами. Исторический Азербайджан на севере начинался от Дербента, а также земель Грузии южнее Тбилиси, на западе он включал земли нынешней Армении, на юге, в Иране простирался до Казвина и Зенджана. В IV в.до н.э. - нач.УП в.н.э., т.е. до включения Азербайджана в целом в состав Арабского халифата, он состоял из двух частей - Албании и Атропатены. Одним из древнейших этносов Азербайджана, в том числе и всего Евразийского пространства были Асы, отраженные в источниках как узы (гузы), язы, ясы, осы (аланы), синонимом которых было название "венед". По источникам их расселение с древнейших времен можно проследить на Аппенины и в Скандинавию. Так исландский хронист ХIIIв. Снорри Стурулсон сообщает об асах-тюрках, переселившихся в Скандинавию из Трои (Снорри Стурулсон. Младшая Эдда. М.-Л., 1970, с.5,11,12). Название "ас/аз" явно прослеживается в этнониме "азер". Фонетическим развитием "аз/ас" является "ал/ар", что отразилось в названии "Албания/Аран". А вот что пишет о внешности тюрок-албан Гай Юлий Солин: "Албаны... родятся с белыми волосами и седину считают добрым знамением. Таким образом, цвет головы дал имя народу". Итак, участие "асов/азов" в формировании азербайджанского и нынешнего русского народов подтверждается как письменными источниками, так и внешним сходством их, т.е. мы полагаем, что "урус" - это видоизмененное "азер", а при протезировании к данному слову фонемы "к-" (что связано с диалектуальными фонетическими изменениями) - это уже "хазар" или "козаре" славянских летописей. Ведь по ПВЛ Киев был основан на хазарских землях.



Албания (Кавказская)/Аран. Древним персам, парфянам, сирийцам, византийцам и арабам не было известно название «Албания». Вместо этого имени они употребляли Аран, или Арран. Так называлась обширная область Азербайджана, население которой составляли в основном албаны, народ кыпчакского происхождения, и тюрки – огузы (туркмены).
АРАКС
Кура – Араксинская низменность называется «аран» в значении «низменность», «местность с жарким климатом», «место зимовки».
АРАН(горный) - имя следующих лиц: Быт 11:26-29 - старший брат Авраама, сын Фарры. И умер Аран при Фарре отце своем, замечает священный бытописатель, в земле рождения своего, в Уре Халдейском." Лот был его сыном; Быт 36:28 - сын Дишона Хорреянин; Чис 26:36 - из сынов Шутелы, Ефремлянин.
А также
БЕФ-ГАРАМ и БЕФ-ГАРАН (возвышенное, горное место; Чис 32:36, Нав 13:27) - город колена Гадова на восточной стороне Иордана, построенный во времена Моисея. В книге Чис говорится, что это был город, укрепленный, имевший загоны для овец. По свидетельству Иеронима, Беф-Гаран Сирийцами назывался Беф-Рамфа, а впоследствии Ирод Великий назвал оный Ливиас, в честь дочери Августа. Слово Ливиас встречается на некоторых Римских монетах, которые сохранились до нашего времени от времен Августа; по Флавию, Ирод Антиппа назвал город Юлиадою, в честь Юлии, жены Кесаря. В Ливиасе, в первые времена христианства, находилась христианская церковь, и имена некоторых епископов оной сохранились даже доселе. Иосиф, Птоломей и Страбон упоминают об этом городе, Развалины Беф-Гарана лежат к в. от Иордана, в нынешнем Гауране, на ю. от Вади-Сеир и к с. от Хесбона.
ГАРАН (горный; 1Пар 23:9) - левит, сын Шимея, державший при Давиде чреду священнослужения в доме Господнем.
НААРАН (юношеский, отроческий; 1Пар 7:28) - город в колене Ефремовом. Собственная форма этого названия есть Наарафа, очевидно простое изменение слова Наара. Это место должно было находиться не очень далеко от Иерихона и в нескольких милях на с. или на с.-в. от Иерусалима, но доселе еще не открыто никаких следов относительно местоположения его (Нав 16:7).
ОВЕН, БАРАН (Быт 31:38, Исх 29:15-20, Лев 5:15, Чис 5:8, Вт 32:14 и др.). Овны или бараны из мелкого скота составляли важный и высоко ценимый род жертвенных животных, употребляемых при жертве всесожжения, при благодарственных и мирных жертвах, также и в жертвах повинности. Они приносились в общественных и частных жертвах, особенно при очистительных жертвах назареев, при посвящении священников, в жертвах новомесячий и вообще в жертвах праздничных. Число их при жертвоприношениях было не одинаково: иногда приносился в жертву один овен, иногда два, часто семь, раз даже принесено было во всесожжение тысяча овнов (1Пар 29:21). При всенародных жертвоприношениях, как например в Пасху и при освящении храма, число приносимых в жертву овнов было гораздо больше (3Цар 8:5, 2Пар 29:32).
САВАРАН (1Мак 6:43) - прозвание Елеазара, сына Маттафии.
(Энциклопедия архимандрита Никифора)



Рецензии