Война, как Пустышка пер. с фр

5 июня 2013 , от Пьера Бартелеми
Исследователи создают у солдат ложные воспоминания о войне

5 juin 2013, par Pierre Barth;l;my
Des chercheurs cr;ent de faux souvenirs de guerre chez des soldats

"Я помню [аппарат - прим. перевод.] моего дяди в  11 лошадиных сил с регистрационным номером  7070 RL2". "Я помню, мне ужасно нравилось катание на шаре с Эстер Уильямс и Ред Скелтон, но я был ужасно разочарован, увидев его." "Я помню, что я вступил в  Книжный клуб и первая книга, которую я купил у них была "Альпинизм"  Блеза Сандрара ( Blaise Cendrars)." В своём знаменитом Я Помню Жорж Перек (Georges Perec) идентифицирует те мелочи, - имена, детали и анекдоты - которые населяли его детство и юность, проклёвываясь  теперь ростками   ностальгии. Фрагменты ушедшей эпохи, которая, воспринимается в форме как это в действительности  есть. Тем не менее, не входя в роль иконоборцев, хочется  задаться вопросом, какие из всплывающих воспоминаний реально соответствуют человеку [с фамилией] Перек (Perec), а что является ложной памятью, созданной другими и ставшей на бессознательном уровне личной, никак не отделимой от реально происходивших с автором  событий, событий вводящих бессознательно всех имеющих к ним отношение в заблуждение относительно истинности собственного происхождения.

Эффектно рассмотрение  судебных дел, в которых мнимые факты жестокого обращения или даже педофилии были имплантированы в мозг детей, или  взрослых, что ещё более тревожит при рассмотрении феномена ложной памяти, в связи с нашей склонностью доверять своим воспоминаниям, особенно когда манипуляции воспроизводят детали событий достаточно живо и ярко. То-то и становится самым удивительным: память нам не гарантирует, как может показаться,  что нами пережиты на самом деле события, воспринимаемые как собственный опыт, но хуже всего в этом процессе нарастание навалы, создание  дисфункциональной памяти, проникающей в нашу десятилетиями накапливаемую базу данных о самих себе и способствующей включению в наши воспоминания  ложной информации, [данный] процесс широко изучаются психологами,такими как, к примеру, американка  Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus).

В прошлом уже производилось достаточно обширное тестирование,  но последние [данные], опубликованные в мае в Европейском журнале психотравматологии (European Journal of Psychotraumatology), по сути производят серьезное  впечатление. Оно  [исследование] было проведено учеными из Университета Утрехта (Нидерланды)( l'universit; d'Utrecht (Pays-Bas)) на контингенте состоящем из  голландских солдат, которые в 2009-2010 годах были в течение четырех месяцев  участниками миссии в Афганистане. Основной целью  психологов было изучение факторов, благоприятствующих наступлению и исцелению последствий посттравматического стрессового расстройства, наиболее часто диагностируемого заболевания на данный момент среди военнослужащих, побывавших в зонах  боевых действий. Пользуясь ситуацией,  исследователи в рамках данного обследования  провели серию экспериментов по изучению "ложной памяти".

Солдаты (отобранные ещё до командировки в  Афганистан) были приглашены на «разбор полетов» через два месяца после своего оттуда возвращения. Проводилась оценка силы  испытанной пациентами на себе степени воздействия стресса и опасности, которым солдаты  подвергались в зоне конфликта. В ходе бесед экспериментаторы упоминали о событии, которое в реальности не происходило, но могло случится гипотетически,  тем самым среди испытуемых воспроизводилась ложная информация о событии:  ракетный обстрел лагеря под Новый год за день до [настоящего] нападения, которое не повлекло за собой ни жертв, ни раненных. Во время сеансов создавалась звуковая имитация воя сирен и взрывов, с целью  укрепления доверия к описываемой истории и в качестве доказательства реальности произошедшей атаки на лагерь с помощью ракет. Разумеется,  никто из солдат об этом не помнил.

Повторное тестирование около двухсот солдат было проведено семь  месяцев спустя. И вот сюрпиз: 26%, более четверти из них, уверяли, что  находились в зоне во время ракетного обстрела в канун Нового Года. Согласно результатам исследования, фиктивную памяти  в среднем легче установить у солдат, которые пострадали больше всего от боевых действий, стали более бдительными и у лиц с наименее успешным прохождением  когнитивных [к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение]  тестов. В первом случае, быстрота внедрения  ложных воспоминаний может быть связана с той легкостью, которая  в "стрессовой ситуации " позволяет мозгу воспроизводят [возможные] образы  и сценарии. Во втором случае, явление можно объяснить просто более низкой способностью к  процессу запоминания. Даже если результаты не вписались в предыдущие выводы психологов, проводивших аналогичные  работы в этой области, указанное "зондирование памяти" выделяется по нескольким причинам: во-первых, это не лабораторный эксперимент, не в пример тому, как обычно проводятся такие опыты,  а, во-вторых, временной интервал между введением ложной памяти и ее воспроизводством закладывался длинее обычного. Наконец, легкость , с которой исследователи смогли внедрить "Пустышку"-войны в память  профессиональных солдат не выводя их из строя, не только поражает  и подчеркивает значительную податливость и пластичность мозга. Так что новые "Сувениры на  продажу",  вдохновлявшие фильм "Вспомнить всё" ("Total Recall") Филипа К. Дика (Philip K. Dick )не были далеки от реальности ...

Пьер Бартелеми


Рецензии
текст вспомнился на фоне заявлений 21.03.2016 КОБ РФ о том, что террористический атаки 11.9 были организованы на самолетах, управляемых из тренажерного Центра в Пентагоне, который затем был взорван вместе с летчиками-испытателями, чтобы они не смогли выйдя на "свежий воздух" сопоставить свой тренинг-контроль по "предполагаемому контакту с башнями-близнецами" с реально рухнувшими зданиями ВТЦ

Татьяна Ульянина-Васта   24.03.2016 18:42     Заявить о нарушении