исповедь бедняка

Иногда я устаю объяснять богатым, проезжающим мимо моей лачуги людям, что это значит - жить в бедности.

Разве можно объяснить это тем, у кого новый день не вызывает никакого страха и тревоги? Тем, кто не знает, что такое голод или нужда? Тем, в чьем мире еда на столе появляется по нажатию кнопки. В мире, где возможно все.

А я, кто я? Нищий старик, живущий в старой лачуге на окраине проселочной дороги. В доме - трое маленьких детей, чьи глаза с надеждой глядят на меня, когда после очередного адского рабочего дня я возвращаюсь со стройки домой. По-прежнему без копейки в кармане.

Почему, почему? Этот вопрос не покидает меня с тех пор, как я взял на себя ответственность и заботу о трех малолетних скитальцах. Раньше бедность воспринималась мною как нечто нормальное, а богатства и слава казались недостижимой сказкой. Теперь же, когда я каждый день вижу голодные глаза и разряженных богатеев в шикарных машинах, я понимаю, что в мире, где дети голодны, а взрослые мужики вновь и вновь набивают свое пузо деликатесами, что-то не так.

Ну же, люди? Неужели вы не видите того, что происходит? Как, как так выходит? Я работаю целыми днями не покладая рук на благо общества. Выполняю самую грязную и тяжелую работу, которую не любая машина сможет выполнить и ни один человек не возьмется. И я получаю копейки, которых не хватит на пропитание даже мне одному. Мою работу не сможет выполнить ни один известный на весь мир миллиардер!.. А что такого кошмарного и полезного делают они, эти богатеи, откуда они берут такие кошмарные суммы? Разве не справедливым бы было поменять нас с ним местами? Уверен, я бы с тем же успехом умел нажимать на кнопочки и ездить по разным городам, потрясая своим пузом как главным богатством. А вот смог бы он работать как я и получать абсолютное ничего? Нет! Так почему же люди вокруг принимают это как само собой разумеющееся? Это же обман, все обман...

Особенно трудными вечерами меня охватывает отчаяние. Одно за другим, самые низкие чувства берут в моей душе верх. Обида. Зависть к нормальной, сытой жизни. Злость, временами и ненависть. И я знаю, что никто не виноват, но в темные времена сдерживать свои крики трудно. И я прошу за эту низость прощения.

Часто, чтобы отвлечься от злости, я представляю, как создаю интересный аттракцион. Он бы назывался "Побудь неделю бедняком" или "Не умри от голода". Я бы пускал в свою лачугу богатенького пижона, не позволив ему взять с собой вещи или деньги. Пускал бы без копейки в оборванной одежде и предлагал пожить неделю с моими ребятами и найти себе возможный заработок обособленно от его настоящей жизни. От создания такого кошмарного развлечения меня останавливают только остатки человечности и осознание того, что богач и мои дети просто погибнут от голода.

Однажды у края дороги остановилась роскошная леди с дорогой машиной. С автомобилем что-то произошло, и ее молодой человек около часа провозился, пытаясь привести механизмы в рабочее состояние. От скуки женщина принялась оглядываться и ее взгляд наткнулся на меня, когда я сидел на пороге своего дома, а возле меня бегали мальчишки. Опасливо, но заинтересованно она поймала мой взгляд и засеменила по грязной дорожке своими высоченными каблуками.

- Почему вы смотрите на нас с такой злобой?

Я вздрогнул и поднял на нее глаза.

- Я вовсе не злюсь.

Она прищурила глаза.

- Вы нас ненавидите? Или завидуете?

Мальчишки прекратили беготню и замерли, прислушиваясь к разговору. Я отправил ребят в дом.

- В данный момент? - уточнил я. - Нет, сейчас мне абсолютно все равно. Хотя признаюсь, иногда мне тоже хочется жить как нормальному человеку. Но, видимо, - усмехнувшись, посмотрел я на небо, - там решили по-другому.

Она замолчала, обдумывая мои слова.

- Это ваши дети?

Я снова взглянул на нее. Ее пытливый взгляд уже начинал раздражать, но ответил я спокойно.

- Нет, но все равно что мои. Я нашел их, всех троих, голодными и замерзшими в конце этой дороги. Знаете, как это бывает у нормальных людей: нужен ребенок - оставили, не нужен - выбросили. Так все и делают в вашем мире, не правда ли?

Очевидно, последние мои слова ее задели. Женщина резко развернулась и ушла к машине, откуда на нее уже обеспокоенно поглядывал молодой человек. После себя она оставила лишь запах дорогущих духов. Парочка собиралась уезжать, как вдруг она выскочила из машины и подбежала ко мне, сунув в руки кошель.

- Что это? - с отвращением спросил я. - Я не нуждаюсь в ваших подачках!

- Это и не для вас, - ответила она. Потом поймала мой непонимающий взгляд и пояснила: - Это детям.

Нормальные люди.

Все чаще замечаю за собой употребление этого словосочетания по отношению к обеспеченным гражданам моей страны. Почему я так говорю? Неужели бедность превращает меня в ненормального? Почему я позволил себе настолько обозлиться, чтобы с отвращением наблюдать за этими самыми нормальными? Ведь не вся моя жизнь состоит из мыслей о несправедливости и задумок наподобие создания аттракциона "Побудь бедняком"! Нет, не вся моя жизнь пропитана злостью и нуждой. Может быть, страхом за следующий день или переживаниями: что станется с ребятами, если со мной что-то произойдет. Но я же не ненавижу всех людей вокруг. Это, наверное, очередные темные времена, за которые я вновь и вновь прошу у кого-то прощения - может, у нормальных людей, может, у Бога, может, у самого себя.

Вопреки всем невзгодам и нуждам, я бываю абсолютно счастлив. Например, когда весенним вечером мы с мальчишками собираемся и играем с найденным мною мячом. Валяемся на траве, разговариваем, смотрим на звезды. Или когда мне удается выручить чуть больше грошей, чем обычно, и я покупаю им леденцы. Мы устраиваем целый праздник. На сытый желудок, под звуки счастливого детского смеха, в голову не лезут кошмарные мысли, низкие чувства не имеют доступа к моему сердцу. В такие дни я засыпаю с мыслью "Я счастлив". И для этого мне не нужны все несметные богатства этого мира, мне достаточно выбраться из темного царства и сделать счастливыми моих близких.


Рецензии