Онтология казаков. днк-генеалогия. часть 3. 2. 1

             Э.Дейнекин. ОНТОЛОГИЯ  КАЗАКОВ
                Часть 3. КАЗАКИ  В  ОБЩЕЙ  ИСТОРИИ  УРАЛОИДОВ.
                Глава 2. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ  ИСТОРИЯ (-9...-3 килолетия)
    Раздел 1. РАННИЙ НЕОЛИТ (-9...-4 килолет)
   Все эпосы, доступные нам (Индийские Веды, Славяно-арийские Веды, Джагфар Тарихы, Скандинавские саги)  дают об этом времени туманные сведения, противоречивые между этими источниками и внутри себя. Поэтому следует прибегнуть к археологии этого времени и этого региона.(Урало-Сибирский+Волго-Уральский+Русь+Дон). Именно для пра-казаков, как автохтонов Урала, приемлемой видится цепочка археокультур:
Граф 2. Дислокация в пространстве и во времени  археокультур, связанных с прото-казаками.
 

   Рис.2 (Карта 7)  Дислокация археологических культур  в -9...-6 килолетиях.
 
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.               
Гаплогруппа К (баши, шубаши);             Гапло R (синдийцы);
            Гапло R1 ( Асы, ары(яры));                Гапло R1a(Саки);                Гапло  R1a1 (Сары);          
            Гапло NOP, NO (Уралоиды-протокарела).

СВЕДЕНИЯ ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ (по номерам карты 7). [wikipedia] или [W]
1-Анетовская культура  времён позднего палеолита, существовавшая 22—10 тыс.лет  назад. Генезис анетовской культуры связан с ассимиляцией местными культурами(г.г.I) раннего этапа позднего палеолита пришельцев из центрально-европейских культур.
ДНК-генеалогия:I+ I2&R1a1.
2-Кукрекская культура — археологическая культура, или культурно-историческая общность позднего мезолита (середина 8 — конец 7 тыс. до н. э.) Название связано с эпонимной стоянкой Кукрек под Красной Горой близ Каменной Могилы на Мелитопольщине.  Одной из особенностей кукрекской культуры было и то, что в её хозяйстве огромную роль играло животноводство, о чём свидетельствуют остатки костей домашнего быка и козы.Потомками кукрекской были несколько ранненеолитических культур с пережитками мезолита - буго-днестровская, азово-днепровская и др.               
 3-Елшанская культура — VII тыс. до н. э.   Самая древняя керамическая культура Европы. Наиболее изученные стоянки сгруппированы по левым притокам Волги.   Следов построек на стоянках не обнаружено, погребения одиночные и немногочисленные, групповые погребения отсутствуют.
Археологи отмечают сходство елшанской керамики с южнороссийской и украинской,  ....керамическими традициями сурской культуры (близкими к елшанским), и только впоследствии керамика распространяется на территории Поволжья.
 Елшанское население относится к северноевропейской антропологической формации.
4- КОЗЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА. археол. культура эпохи раннего неолита (V11 - нач. IV тыс. до н.э.), названа по стоянке Козлов Мыс I,   у Тюмени.   Ареал - ср. Зауралье  . Пос. чаще всего занимают возвышенные участки по берегам рек, реже - озер. К.К. сформировалась на основе культуры среднезауральских мезолита, возможно, при некотором воздействии культур Юга (Прикаспий), характеризует автохтонную линию развития, к-рая находит продолжение в позднем неолите (полуденская культура).
5- Северо-Каспийская культура. Описаний этой культуры нет.

           РАЗБОР  КАРТЫ №7
   Седьмое килолетие до новой эры имело три значительных геофизических фактора:
1. Остаточные наводнения на юге, где Касбий и Арал сливались в одно «Туранское море», имеющее некоторую солёность. Реки при этом все были чрезвычайно широки.
2. Суша, которая 2-3 килолетия назад освободилась от наводнений была болотиста, либо в сплошных песках и без лесной и даже степной растительности.
3. В -8...-7 килолетиях север Европы и Урала посетило локальное ледниковое похолодание, связанное со сложными взаимоотношениями Ледовитого океана и тёплых океанических течений Гофстрим и Курасио- они то проникают на север, то отворачиваются от него.
   Регионы Волго-Урал , заселённая довольно густо в -15...-8 килолетиях, уменьшились в площадях проживания, что повысило пдлотность населения до 150 чел/кв.км  и заставило уходить часть уралоидов в другие регионы, оставив малую часть автохтонного населении уралоидов: по-немногу от гаплогрупп  F*, IJK, IJ, K*, NOP, NO, P*, R*,R1. На карте №7 самыми северными обозначены «чувашская»(в этом народе более всех сохранившаяся гапло К) и общеуралоидная R. Они частично входили в Елшанскую культуру, в которой доминировала более молодая R1. Здесь, в Прикамье, они носили самоназвание баш=башк=баск=баст. Эта этническая общность претендует на роль эпического государства Идель. 
   А юго-восток данной карты занимают саки (R1a) –южане уралоидной семьи народов. Впрочем, поскольку никакая популяция этносов при крупных миграциях полностью не покидает прежние места обитания, саки  отметились в истории собственно Уральского региона, по крайней мере в топонимах: Са(ы)ктывкар, реки: Сакмара, Ток=Сок=Сак, Карасук.
   Следует помнить, что самый север региона незримо (для археологов), в небольших количествах, как и в наши дни, занимали  уралоиды – коми-пермяне, специализированные на жизни в тундре. В те времена это были старинные гаплогруппы  IJK, IJ (на западе ), NOP, NO, P (на востоке).  Однако современные народы «пермской группы»  показывают не древние, а молодую гаплогруппу R1a: Марий 29-47%,Эрьзя-39%, коми-33%,мокша-22%,удмурты-10%. К рассматриваемому времени это гапло, рождённая здесь, на севере Урала, уже в массе мигрировала на юга(саки), и встаёт вопрос: указанные высокие проценты созданы отставшими от переселений саками, или более поздними возвращениями их же на север? Правильным ответом может быть признание и того и другого, во всяком случае столица Коми Сыктывкар базируется на имени сак=сык.

                МИФЫ.
АРИИ? Славяно-арийские Веды, - а они являются современным переводом на русский первоарианского ностратического языка – упрощают звучание древнейших этнонимов до «арийского», что несколько искажает историю. «Арийство», «арии» имеют более позднее и более локальное по территории происхождение, и не всех «ариан» можно считать »ариями».

РУСЫ? Крайними русофилами все названные выше и ниже этносы записываются под один собирательный термин «святоРУСЫ» или «рассены», а страна, охватывающая Волго-Уральско-Сибирский регин именуется –якобы исходя из Вед – «Рассенией». Но никакие серъёзные научные данные не подтверждают этого, и «русы» появляются в истории весьма поздно, не ранее 1-го килолетия. А подгребание фактологии под великодержавный русский шовинизм  - это порок того же плана, что и фальсификации под любой другой этнос. При этом мы должны отнести к этому пороку и такую современную модификацию, как объявление гаплогруппы R1a «русской», либо «славянской», либо «арийской».

               ИДЕЛЬ
   Джагфар тарихы отображает историю Идель как государства, стоящего в междуречье Камы и Волги(Кара-Идель) уже 7 тысяч лет. От каждого тысячелетия называется один верховный правитель (царь). Для рассматриваемого времени:
«Ака или Буга (7 тысячелетие до н.э.). При нем часть идельских булгар во главе с Атрячем на лошадях достигла Сувара (Месопотамия) и земли, которую потом стали называть Атряч (Турция). Окружил себя приближенными из тюркского рода ака-имэн, т.к. доверял им. Поселил ака-имэнцев в своих ставках на реках Саин-Идель (Ока) и Буга (Южный Буг)»
[ДТ,т.3,стр.80-101].

   МИФЫ: нам представляется мифическим отображением действительности и наличие одного царя на тысячелетие, и наличие терминов «булгар», «тюрк», каковые в то время не могли быть.
   Вместе с тем соответствует данным археологии то, что чрезвычайно развитая Елшанская культура Волго-Камья коррелировала с Южно-Бугской Кукрекской культурой, а также с непоименованной культурой Окского региона. Такое возможно, если признать очень тесное сожительство гаплогрупп кроманоидов I, I* и уралоидов R,R*,R1.
   Однако нельзя не видеть возвышение молодой гаплогруппы R1b – сконцентрировавших в себе пратюркский язык.

       Рис.3 (Карта 8)  Дислокация археологических культур  в -6...-5 килолетиях.
       СВЕДЕНИЯ ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ  В  -6...-5 КИЛОЛЕТИЯХ.
1-Сурско-днепровская культура (Сурская культура) — археологическая культура раннего неолита, распространённая в районе Днепровских порогов. Датируется V — началом IV тысячетелий до н. э.;сложилась на основе местной кукрекской культуры эпохи мезолита.В целом обнаружено более 20 стоянок с сурской керамикой, погребения неизвестны. Лучше всего исследованы поселения на островах Сурском и Шулаевом, где археологи раскопали полуземляночные жилища.
Памятники, родственные сурским, известны в Крыму (Таш-Аир, Замиль-Коба, Кая-Арасы) и в низовьях Дона (станица Раздорская), где они выделяются в отдельные культурные типы. ....и поселения в устье р. Самары напротив Днепропетровска
В начале IV тыс. до н. э. население сурской культуры в Надпорожье было вытеснено носителями днепро-донецкой культуры, пришедшими сюда с более северных территорий Поднепровья. наступил критический момент — появление могущественного претендента на их территорию — племён днепро-донецкой культуры.
2- Среднедонская культура.Нет сведений.
3-Средневолжская культура — VI—V тысячелетий до н. э.сформировалась после глобального похолодания на рубеже VII и VI тысячелетий до н. э. на бывшей территории елшанской культуры в результате миграции на север населения из нижнего Поволжья Родственна ряду других восточноевропейских культур: прикаспийской, среднедонской и днепро-донецкой. Сменяется самарской культурой раннего энеолита.
4-КОЗЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА.  См.выше.
5-КОШКИНСКАЯ КУЛЬТУРА.археол. культура раннего неолита (V - нач. IV тыс. до н.э.),  . Сформировалась в результате миграции населения из юж. обл. в лесостепную и степную зоны Зауралья и адаптации к новым условиям. Ареал - лесостепное и степное Зауралье.
6- Северо-Каспийская этническая группа.
7- БЕЛОВОДЬЕ (VI- I тыс.до н.э.) озёрные поселения. На многочисленных разливах былого мирового потопа - городища и сёла на настилах и сваях. Охота, рыболовство и культурное собирательство.

     РАЗБОР КАРТЫ №8.
   Шестое килолетие до н.э., несущее всё ещё локальное похолодание, принесло и новую генетическую расстановку. Получает повышенное влияние население гапло R1.
Зауральские R1 называли себя ас=аз, и под этим именем прославились по всему миру. А в данное килолетие они предстали перед археологами как Козловская и Северо-Каспийская культуры. Восточнее на бескрайних болотисто-озёрных землях Прииртышья мы узнаём страну асов Беловодье или Пятиречье. Она отображены в Славяно-Арийских Ведах, но от археологов не получила признания и имени. Гидроним ИРИЙ(светлый)(Иртыш) позже отобразился многократно, в частности в имени колониальных владений асов – «Иран»и археологическое имя «ирмен».
   Упомянутое археологами замещение (либо мирная ассимиляция) волго-уральского (идельского) населения южанами (а это могли быть только прото-саки ирменской ориентации) объясняется возвращением бореалов в след уходящего ледника.
 Средневолжскую культуру можно, видимо, считать продолжением культурного формирования будущего Башкортостана. Здесь, на Западном Урале те же самые люди R1, предпочли кроманьоно-расенские этнонимы с корнем «ар=ур=ор», что отражено в топонимике (Урал, Орск, Парма(Пермь), и этнонимике (ары, Самар).
   Археологи отмечают культурные параллели между Уралом и юго-западом «Руси». Не удивительно, ибо уралоиды давненько ,при возможности на суше, переселялись в сторону тёплых стран Европы. В рассматриваемое время форпост асов «Среднедонская культура» уже массово теснит расенскую (гапло I2)«Сурскую культуру». Надо заметить, что Поднепровье аналогичное культурное влияние и даже притеснение получало и с северо-запада от уралоидов R1a1, R1a1a,переселившихся сюда до мирового потопа, именовавших себя сар=сард=сур .
   Пермяне-коми скорее всего не пополняются гаплогруппой R1, сохраняют верность архаическим К*, NOP, NO, Р*, R*,которые задают умеренную «узкоглазость» этих уралоидов.
   А люди R1, будучи здесь гостями со стороны Скандинавии, отметились не массовостью, а «всего лишь»  двумя р`одами дочерних гаплогрупп R1a и  R1b, ныне составляющих ; всего европоидного населения планеты.
   
          СВЕДЕНИЯ ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ  КУЛЬТУРАХ (по номерам на карте№9.               
1-Азово-днепровская археологическая культура — археологическая культура, памятники которой обнаружены в степном Приднепровье, Крыму, прилегающих районах Приазовья. Датируется четвертой четвертью V — третьей четвертью IV тысячелетия до н. э.  Представители этой культуры строили полукруглые и овальные наземные жилища, иногда с полом из утрамбованных ракушек, умели изготавливать керамику из глины с примесью песка и растений, разнообразные кремневые орудия, в том числе топоры и булавы.
Азово-Днепровская культура была постепенно поглощена трипольской и среднестоговской культурами.
2- Сурско-Днепровская(Сурская) культура. Смотреть выше.
3- Дне;про-доне;цкая культу;ра — V—III тыс. до н. э., переходная к земледелию.  Основное занятие носителей культуры — охота и рыболовство. Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают. Поселения состояли из землянок. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно. Останки посыпали охрой. Керамика сходна с посудой западных  культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита.
   Сходна с соседними культурами, населявшими бассейны Днепра (Трипольская культура) и Волги, в частности, с Самарской культурой (в среднем Поволжье). Носители этого культурного комплекса говорили на праиндоевропейском языке.
Представители днепро-донецкой культуры были ярко выраженными кроманьонцами, что существенно отличало их от средиземноморского облика представителей балканского неолита, но сближало их с представителями мезолита Северной Европы. Вероятнее всего, преобладали носители патрилинейной гаплогруппы R1a1a, связывающей их с Причерноморско-Каспийской степью, а также присутствовали носители группы I2, указывающей на родственную связь с Балканами.   Днепро-донецкая культура была изначальным очагом для культуры ямочно-гребенчатой керамики, которая распространилась на север, двигаясь через Валдай на территорию Финляндии.Днепро-донецкая культура эволюционировала в среднестоговскую культуру.
4- Культура гребенчатой керамики, или культура ямочно-гребенчатой керамики, — культура, существовавшая в каменном веке на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад), приблизительно с 4200 до н. э. до 2000 до н. э.    На востоке гребенчатая керамика с некоторыми вариациями стилей была распространена до Уральских гор. Возможно, среди прочих включала в себя нарвскую культуру в Литве. Носители этой культуры были предположительно охотниками и собирателями,   имеет признаки земледельчества. Для более поздних горизонтов некоторых из этих регионов характерна культура шнуровой керамики.
    Поселения располагались на морском побережье или берегах озёр, и способ существования основывался на охоте, рыбной ловле и собирании растений.   Обычным жильём было, видимо, типи площадью около 30 м;, в котором могло жить до 30 человек. Захоронения устраивались внутри поселения, и покойников покрывали красной охрой.  Типично захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря. В группе Якярля использовались пустые дольмены из песчаника.
   Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы, в фенотипе которой обнаруживают монголоидные элементы.  племена ямочно-гребенчатой керамики говорили на неизвестном вымершем языке, не относившемся ни к уральской, ни к индоевропейской языковым семьям, который обычно называют «палеоевропейским» (возможно, именно его реликты составляют субстрат неизвестного происхождения, выделяемый лингвистами в саамском языке). Об этом же свидетельствуют и многочисленные гидронимы на европейской части России  , этимология которых пока остаётся невыясненной. считают её носителей представителями гаплогруппы I1. Другие - N1c1.

5-Для культур мариупольского типа характерно определенное сходство погребальных обрядов, керамики и инвентаря, включая останки лошадей в могилах. Общий ареал этих культур охватывает кроме среднего и нижнего Поволжья бассейны рек Урал, Дон и Днепр. В могильниках на юго-западе этой области находят украшения из золота и меди, добытой на Балканском полуострове. Распространение медных изделий осуществлялось путем обмена с трипольской и другими западными культурами, а также в качестве трофеев, захваченных при набегах.

6- Сама;рская культу;ра —  начала V тысячелетия до н. э., существовавшая в районе Самарской Луки реки Волга.   Сформировалась на основе ранее существовавшей в этом же регионе средневолжской культуры среднего неолита, на востоке граничила с агидельской культурой. Культуры, занимавшие этот ареал позже, иногда также называют самарскими, а собственно самарскую культуру называют культурой раннего энеолита данного региона.
Ареал самарской культуры располагался в лесостепи к северу от родственной Северокаспийской культуры на нижней Волге. Согласно курганной гипотезе, в этом регионе праиндоевропейцы заимствовали часть слов уральской языковой семьи.
Другие родственные культуры вместе с самарской объединяют в область, по месту первых находок названную мариупольской.
Прародина индоевропейцев.В рамках курганной гипотезы Самарская и происходящие от нее хвалынская и ямная культуры считаются индоевропейскими.
7- Хвалы;нская культу;ра (называемая также протокурганной) — энеолитическая археологическая культура Северного Кавказа и Среднего Поволжья V-IV тыс. до н. э. Название получила по месту первых находок — близ города Хвалынск Саратовской области. Сложилась на основе самарской культуры, но в значительно более широком ареале — от Саратова на севере до Азовского моря на юго-западе и реки Урал на юго-востоке. Близка среднестоговской культуре и иногда выделяется вместе с ней в единую общность. В дальнейшем эволюционировала в ямную культуру и оказала влияние на ботайскую культуру Казахстана. Представители хвалынской культуры уже были знакомы с основами обработки металлов (медь). Основное занятие населения скотоводство и коневодство. Вспомогательную роль играла охота, рыболовство и собирательство. Могильники хвалынской культуры представлены долихокранными широколицыми европеоидами
8- Камская культура  —  V—IV тыс. до н. э. Ареал охватывает Прикамье, Камско-Вятское и Икско-Бельское междуречья (Пермский край, Кировская область, Удмуртия, Татарстан, Башкортостан) , синхронна полуденской культуре в Зауралье. Сформировалась на местном мезолитическом субстрате под влиянием южного лесостепного населения. В южных регионах влияние соседней средневолжской культуры лесостепей прослеживается в течение всего периода существования. В развитом неолите в верхнее и среднее Прикамье проникает население зауральского происхождения.   В конце неолита нижнее Прикамье попадает под влияние раннеэнеолитической самарской культуры.
9- Агидельская культура —  Конец V—III тыс. до н. э. Население агидельской культуры концентрировалось преимущественно в Икско-Демском междуречье и в низовьях р. Белой (территория Башкортостана); занималось охотой, рыболовством, скотоводством. На западе граничила с самарской культурой, на юго-востоке с зауральской (суртандинской) культурой.
10- Кошкинская культура. См.выше.
11- Полуденская культура. См.ниже.
12- Суртандинская культура. См.ниже.
13-Северо-Каспийская культура. Нет данных.
14-БОБОРЫКИНСКАЯ КУЛЬТУРА- IV тыс. до н.э.; р-н, лев. берег р. Исети). Занимает тер. лесостепного и частично лесного Зауралья (Кург., Тюменская, Свердл. обл.). Осн. пам. -пос. - расположены по берегам рек, а также на побережьях озёр. Б.К. сформировалась в результате миграции нас. из степных р-нов и адаптации к новым условиям; сменила, возможно, частично ассимилировав, кошкинскую культуру на этой тер.  Наиб. крупные пос. (  значительные по пл. (до 600 кв. м и более), состоят из жилищ-полуземлянок пл. до 50-60 кв. м, глубиной 0,5-1 м. Жилища с коридорообразными выходами, канавками, ямами и очагами на полу; между жилищами располагались хоз. ямы    Население занималось преим. охотой.   

                РАЗБОР КАРТЫ №9.
   Пятое тысячелетие до н.э. принесло оттепель и расширение жизнетворных территорий. Увеличилось число археокультур, которые в Уральском регионе составлялись из трёх главных гаплогрупп R, R1 и R1a c обязательным вкраплением предковых гапло NO, NOP, P, K. Башкорты, имея людей всех этих гаплогрупп,  входили во все указанные на карте №9 археологические культуры(далее:АК), то есть имели такое же разнообразие генетических типов, как и в наше время. Но большее отношение к башкортам имели все-таки северные АК: Камская и Агидельская. Признаком тому служит яфетический арианский язык древних башкортов, который ещё не поддался «индоевропизации».
   Пра-индоевропейский язык создали саки (южные баши-синдийцы), которые уже начали колонизировать северную Индию ( и собственно дали этому субконтиненту своё имя СИНД=Инд.) Что произошло с древним арианским языком, который стал терпеть «индоевропейские» изменения?  Произошла переоценка ценностей, которые были вынесены арианами ещё из Гипербореи –
а) язык д`Арийский, образный, реализовавшийся в иероглифическом письме; его распространили на восток гаплогруппы K, NOP, NO, N , O .
б) язык х`Арийский,логически-позиционный, реализовавшийся в ностратическом письме;
его распространили на юг и запад гаплогруппы  Р, R, R1, R1a.
   Через Рипейские горы (Урал) и через суперэтнос башкортов проходила граница влияния двух языковых начал, но уже в рассматриваемое килолетие она развернулась поперёк Уральского хребта, ибо весь Север Евразии попал под влияние группы народов КАРЬЯЛА, язык которых, как и язык чувашей(шубушей) и пра-башкортов, ныне считают «палеоевропейским» неизвестного происхождения. Культура ямочно-гребенчатой керамики была конгломератом этнических древностей при связующей и управительной роли дальневосточных пришельцев карьяла(финнов) (гапло N1). Географически эта культура опустилась довольно далеко к югу, потому, что охватывала кроманьонское население Руси, переждавшее 5 килолет Великого потопа на островах-возвышенностях Русской равнины; это гаплогруппы IJK, IJ, I, I2, I2a.
   Интересно, что самоназвание кАРьяла содержит корень «ар», что указывает на их происхождение от АРИАН-гиперборейцев, как и всех уралоидов. Поэтому мы принимаем этот этноним базовым для северных уралоидов, а другие самоназвания – суоми,вепсы,коми,  пермяне и другие  – локальными этнонимами.
МИФЫ. 1.Применение базового термина «финны», «финская группа» представляется ненаучным делом, поскольку «финн» есть постороннее (латинское)имя для сумоалайнен, и это вносит  сущностное искажение всей этнографии.
2. Пермян, коми, мари механистически относят к группе «финно-угорской»,здесь есть грубая натяжка, ибо названные уралоиды есть автохтоны северного Урала,а финны (карьяла) и тем более угры – пришельцы, смешение с которыми было у аборигенов вынужденным и даже насильственным.
3. Непродуктивным является соединение уралоидов с уграми(онграми) в одну »финно-угорскую» семью. Угры – американцы, носители гапло Q&C3. Cоединительная ткань этих двух «частей» -язык и соседское проживание, не особенно тесное. Языковое соединение – это распространённый  слабый симбиоз, не приводящий к общей культурно-цивилизационной судьбе. Так и для «финно-угров» две исторические линии несовпадающие и редко пересекающиеся.
   Западнее зоны влияния карьяла была зона влияния САРЫйцев R1a1 – уралоидов, прошедших женскую прививку на Кавказе и заселивших Европу ещё до Мирового потопа.
Это влияние после минус пятого килолетия получило вектор как бы на возвращение в сторону Кавказа. На этом пути процветали раш(с)енские культуры Сурская и Днепро-Донецкая, чуть ближе к Карпатам- Трипольская. Сарыйцы фактически видоизменили культуру поднепровских раш(с)енов, а с востока тоже самое совершали саки реки Ра, исходя из двух своих последовательных культур Самарской и Хвалынской.
   На карте №9 помечена стрелкой экспансия из Поднепрвья на север, это – не просто культурное воздействие на раш(с)ено-финский конгломерат, это военное выдавливание сарыйцами «непрошенных сибирских гостей».
   В древнейшем Башкортостане «финское» проникновение происходило через гапло N1b,
и, видимо, происходило мирно.
А ниже по Уральскому хребту через Сибирские увалы началось проникновение  угров(онгров) Q в составе самодийцев и алтайцев, к которым следует отнести Боборыкинскую культуру.
ОБ  ИДЕЛЕ
   Летописные сведения об Иделе очень скупы даже в ДТ. Минимум – в описаниях царей и их деяний:
«Балкан (4550-4490 гг. до н.э,). Объединил все племена, жившие по обеим сторонам Урала, почему и получил это имя.
Биш (брат Балкана). При нем в Иделе начались смуты и войны между потомками Балкана.
Кубар (сын Балкана). Был свергнут и увел своих людей на Запад, где поселился в горах Макидан (Балканский полуостров).
Таук (сын Кубара). Был свергнут и увел своих людей в Сувар (Месопотамия) и Атряч. Очень скоро он стал царем всего Самара (древняя Шумерская держава, основанная идельскими булгарами). Потом Самар распался на Мамиль (Египет), Сувар (Месопотамия, Ирак), Атряч (государство Троя) и Макидан (Балканы).
Иштяк (сын Кубара). Увел своих людей, которых стали называть иштяками (уграми), в Семиречье (Алтай).
Иджим (сын Кубара). Остался в Иделе. Совершил поход на Восток и назвал пограничную реку Иджим (Ишим)» [ДТ,т.3].
   Конечно, на 1 тысчелетие 6 имён маловато, но здесь уже видна династичность и действительная государственность, хоть и в туманных границах. Характерно, что междуусобицы в Идель-метрополии уж в который раз приводят к м играции части идельцев на Ближний Восток или на Дальний Восток.
   Относительно «иштяков» видно, что уже в -5 килолетии власть в Иделе принадлежала онгрским пришельцам,которые объединили западноуральских уралоидов (баш,тур,кар,ар), восточноуралоидов (ас,ир,сак) под эгидой северовосточных онгро-самодийцев(самоедов). То есть, можно считать, что стартовала на 3 тысячелетия «Великая Венгрия ».
   Хотя археологи не отмечают названной централизации народов (культур), однако вероятность как минимум КОНФЕДЕРАЦИИ народов (и их примитивных держав) в лице археологических культур: Самарской,Хвалынской,Камской,Агидельской Кошкинской,Полуденской, Боборыкинской и Суртандинской.

 Продолжение в разделе 2.


Рецензии