07-02. Мелькание образов

  Человеку свойственно находиться в каком-нибудь одном из двух возможных для него состояний. Либо смотреть внутрь себя, замечая и понимая только свои потребности и ощущения, либо - наружу, на окружающих, забывая, что в действительности руководит его отношением к ним. Смотреть в одно и то же время и внутрь себя, и наружу – это умение, данное не каждому. Это есть первый признак наличия сознания в человеке.

 Внешний мир создается нашими впечатлениями о нем, он и есть наши реакции на него. Описывать внешний мир легче и привычнее. Называть же вслух мотивы своего отношения к миру - занятие не из приятных, поскольку наши Я полны спеси и выдуманного достоинства. Они не слишком любят, когда с них снимают маски.

 Подобное притягивается к подобному. Думаю, что мое попадание в данное ЗАО не было случайностью - уж очень знакомые мне типы людей здесь собрались. Большинство из них появились в коллективе недавно, не более года тому назад. Исключение составляли Шеф и его гражданская жена – Подруга. Они работали на предприятии с самого его образования, на их средства и куплен этот бизнес.

 Мои коллеги в большинстве своем – технари, инженеры. Эта среда мне наиболее близка и понятна. Характеры у всех тяжелые, ругаются друг с другом часто, но всегда только по работе. Взрываются с одного захода, цапаются, как дворняжки, и так же быстро отходят. За обеденным столом все снова мило улыбаются и шутят. Ни личных склок, ни тайных интриг я не заметила. Похоже, мои коллеги просто не равнодушны к работе, оттого и ругаются. В коллективе администрации района все было наоборот: вежливое обхождение и очень много показного рвения, но вечные тайные обиды и  зависть. К тому же, непролазная серость плохо образованных, но очень самоуверенных женщин, которые смотрели на меня свысока, как на нечто чуждое им. Здесь я чувствую себя равной. 

Моя должность референта директора, хочешь - не хочешь, предполагает активное включение во все, что происходит на фирме. Мне не только можно совать во все свой нос, но и по штату положено это делать, ибо я - хозяйка офиса и лицо на телефоне. В своей жизни я чувствовала себя хозяйкой только в собственной йоговской группе, теперь придется здесь. Это неплохо. Видимо, мне всю жизнь не хватало этой роли.

    Шеф, которому я должна всячески помогать и защищать его интересы не по зову сердца, а по должности, по первому впечатлению показался мне симпатичным.  Интересен, как  мужчина, умен и прекрасно знает свое дело - болеет за него душой. Все остальное - в минусе: отвратительный характер, отсутствие дипломатии и склонность к постоянному брюзжанию. Подчиненными Шеф вечно недоволен, он использует метод кнута без пряника, к тому же, не умеет быть логичным и последовательным в раздаче своих распоряжений. Несмотря на эти яркие проявления его непростого характера, Шеф мне понравился. Для меня важны дела, а не форма, ведь я сама - хорошая сволочь, если оценивать меня только по форме! А требовательность к выполнению поручений, к обязательности и к инициативе работников - это как раз то, что я сама считаю наиболее значимым, что ценю в людях больше, чем контактность и покладистость.

  Подруга Шефа, она же наш исполнительный директор, - молодая и породистая (тонкой кости, высокого роста, кисти рук благородной формы!) современная женщина. Поначалу она показалась мне грубиянкой: уж больно резка  на язык! Меня покоробила ее кличка «Му-Му», произнесенная ею – руководителем! - во всеуслышание по отношению к ее подчиненному Костину - немолодому инженеру, работающему здесь чуть больше моего. Бесцеремонная, злая, - такая, кого хочешь, может обидеть и даже не заметить этого! Люди являются для нее мусором, если от них нет пользы. Полностью лишенная комплексов, она явно не любит дураков и неумех. Судя по всему, избытком совестливости Подруга Гендиректора также не страдает.

Наше первое впечатление редко бывает обманчивым, хотя и постоянно меняется. Мое отношение к Подруге вскоре изменилось, причем, в лучшую сторону.  По-прежнему не восхищаясь человеческими проявлениями характера Подруги, я почувствовала, что, нахожусь на ее стороне. И не только потому, что меня она, кажется, приняла и, возможно, считает полезной для дела. Костин и впрямь оказался рохлей; меня, при всей моей симпатии к его интеллигентности, он тоже неприятно удивлял своей медлительностью, ненужной дотошностью и неумением видеть в работе главное, схватывать суть и генерировать собственные идеи. Неожиданно я  поняла, что Подруга - отражение многих моих недостатков, от которых страдают мои ближние!

  С подачи Подруги, Костина быстро «ушли» под его «собственное желание» и не скрывали при этом своей радости. Для фирмы он обуза. Поступок был жесток, но… рационален. А Подруга при всей своей ядовитости оказалась весьма неглупа: наравне с Шефом она владеет многими производственными вопросами, умело руководит рабочими, и не только рабочими. Она разбирается в экономике, в сметах, управляется с подрядчиками, сама водит машину и наравне с инженерами ездит по теплотрассе, а в офисе может справиться с любой офисной оргтехникой. Я таких женщин очень уважаю, она - троих мужиков стоит. Наш Шеф, например, только руководит, но что-либо делать своими руками не умеет. Внешне Елена Евгеньевна может выглядеть, как леди, даже несмотря на то, что постоянно курит и способна любого послать матом, если он, по ее мнению, этого заслуживает. Не все было так просто, как мне показалось с первого взгляда.

    Что же важнее – правильная форма поведения человека или его реальная отдача в деле? Нередко за терпимостью, тактом и внешней корректностью манер прячется бесцветность, бесполезность и бесталанность. Правда, от иного полезного делу хама хочется сбежать на край света, с такими я тоже встречалась. 

    Третья главная и наиболее колоритная фигура нашего коллектива - главбух, она же - директор по экономике, Галина Юрьевна. Тоже не подарок. Еще какой не подарок! Обожает командовать и азартно кричит на подчиненных, подрядчиков, рабочих  и даже на Шефа. Ее крики и грубость могли бы обидеть, но не обижают: к ее нраву здесь привыкли и почти не реагируют. Крик касается исключительно производственных вопросов. Как и Подруга, она не страдает комплексом неполноценности и гордится своим вздорным характером, даже утрируя этот свой недостаток. В этом она похожа на меня: я тоже часто радостно повторяю, что «со мной не соскучишься», что «я - язва и стервоза» и чуть ли не горжусь тем, что большинству не нравится. В отличие от Подруги, в которой чувствуется неуловимый аристократизм, в нашем главбухе слишком  много простонародного: любит сладко поесть и выпить, много курит, не считаясь с окружающими, бывает излишне  развязной и вульгарной. Активно напрашиваясь на комплименты мужчин, она гордится своим статусом свободной женщины, чем сильно меня утомляет. При этом она - далеко не дура и всему знает меру. Хорошо образована, с ней интересно поговорить.

 Галина Юрьевна оказалась единственной женщиной, с кем я могу поболтать не только по работе. Пусть у нас нет общих интересов, но мне нравится ее открытость; похоже, что у нее, что на уме, то и на языке, к тому же, она остроумна. При личных трудностях она могла бы стать первой, к кому я бы обратилась за советом и при этом  могла бы  рассчитывать на ее помощь. Это уже много. В больших дозах Галину Юрьевну выносить трудно, но без нее было бы скучно. А вздорность, грубость и вседозволенность в человеке - еще не самое страшное. 

Прошло четыре месяца. Коллектив нашей организации находился в постоянном движении. Передо мной, как фотокарточки в  альбоме, мелькали знакомые образы  – либо уже появлявшиеся в моей  жизни, либо отражавшие какие-то черты меня самой. Если раньше жизнь водила меня по другим организациям, показывая мне разных людей в не самых приятных для меня ситуациях, то теперь все происходило наоборот. Я оставалась на месте, а мои «отражения» проходили мимо меня, почему-то долго не задерживаясь. Что-то или кто-то невидимый чему-то меня учил, отвечая на вопросы, которые я еще не задавала себе, но уже чувствовала необычность происходящего. 

Вслед за увольнением тихого  и беспомощного  Костина – нашего инженера  по комплектации, громко – со скандалом и матерной бранью на весь коридор - уволился Дранишников, молодой, самоуверенный и не слишком рьяно относящийся к своим обязанностям инженер-наладчик участка сервисного обслуживания наших котельных. Он не поладил с Шефом – тот, как всегда, требовал от своих сотрудников вечной готовности к подвигу и немыслимой инициативы, хотя платил по результату, а не по усилиям. Все усилия в нашей стране, как правило, уходят, как вода в песок, не принося весомых результатов. Слишком уж неорганизованная и нелогичная досталась нам родина, а может быть, историческое время. Богатели почему-то только жулики, а те, кто действительно хотел  что-то сделать «как лучше», неизменно заканчивал, «как всегда».

  По утверждению Шефа, у Леонида не было реальных результатов его деятельности. Его тоже «ушли» по его «собственному желанию» только  потому, что в свое время не позаботились подготовить юридическое основание для увольнения по «не соответствию». А Шефу этого очень хотелось.
 
 Насколько был прав Шеф в отношении результативности работы Леонида, я не знаю. Запомнился мне этот человек совсем другим  своим поступком. Он оказался одним из немногих в нашем мужском коллективе, кто повел себя по-джентельменски накануне праздника 8 марта. В тот день Шеф, в своей привычной манере настойчиво не замечал ни накрытого к исходу дня  праздничного стола, ни «артистов», ожидавших его команды начать поздравление женщин. Нас, женщин, Шеф не только не удосужился поздравить с утра с праздником, но намеренно гонял по разным, не самым, на мой взгляд, срочным служебным поручениям до шести часов вечера. Все женщины в городе, как это у нас негласно заведено, уже ушли  по домам с букетами цветов, и только мы все еще были при делах, «пересиживая» даже положенное законом время. Это было более, чем непривычно. В тот день Леонид был единственным, кто всячески старался сгладить странное поведение Шефа и одаривал женщин вниманием. Остальные – ни мужчины, ни женщины – почему-то на поведение Шефа не реагировали.

Почему это меня задело? Ведь я сама не люблю рабочих застолий, как не люблю и этот женский праздник, на котором вдруг все неожиданно вспоминают, что мы – не люди, а женщины…

Ни одного человека нельзя оценить однозначно. Мы видим его в каких-то одних ролях и ситуациях, совершенно не представляя, каким он же окажется в других обстоятельствах. В нашем сознании отражаются не сами персонажи, с которыми мы встречаемся,  а только отдельные блики от их образов, целиком зависящие от освещения, при котором мы их наблюдали. И этот факт всегда полезно учитывать. В день увольнения Леонида, когда прощальные попреки Шефа задели его за живое, он зримо показал другую свою сторону, опустившись до грубого мата. Весь его лоск, манеры и приятное обхождение улетучились, как дым, обнажив деревенскую, грубую натуру…
   
 Чехарда с увольнениями и приемами новых сотрудников на этом не закончилась. С нашим Шефом срабатывались редкие люди, при том, что он, как мне казалось, был не злым и порядочным человеком, настоящим профессионалом своего дела. Из чего я сделала такие выводы? Мне хотелось так думать, так было на самом деле или сам Шеф так думал о себе? Разные блики от разного освещения…


Рецензии