Собачьи котлеты

из цикла: на Севере Крайнем.   




 История, о которой я хочу рассказать, случилась в 1957 году в одном из поселков Оймяконского района.
        Со мной в школе,  классом младше, училась девочка Катя – худенькая, бледненькая, болезненная девочка. Она на переменах в школе всегда стояла в сторонке и ни с кем не общалась. Зимой она носила меховые торбаза, рыжую шубку и такую же меховую шапку с длинными ушками. К слову сказать, большинство детей носили валенки,  ватные пальто и шапки-ушанки. Говорили, что у Кати  проблемы с легкими, как и у отца, но в то время туберкулез почти не  лечили. Да и суровые условия Крайнего Севера не подходили для таких больных. Уехать семья никуда не могла, так как отец и мать жили на поселении и были не выездными. Таких тогда было много. Об этом я узнала намного позже описываемых событий.
        Наши дома были рядышком и иногда мы вместе шли со школы. Мы не были подругами, но я её жалела и помогала нести портфель.
          Рядом с поселком была большая зона с вышками, забором с колючей проволокой и длинными бараками внутри. Днем на работы выводили группы заключенных, одетых зимой в фуфайки, шапки-ушанки и валенки при температуре на улице -35-40. Их всегда конвоировали солдаты, одетые значительно теплее заключенных. Иногда заключенные совершали побег и тогда по домам ходили вооруженные солдаты и проверяли документы. Опасаясь нападения, в каждом дворе держали собаку, а то и двух.
       В Катином дворе всегда жила взрослая пара. Здоровенный кобель-Юсуп и сука-Нора. Нора  раз в год приносила 8-10 щенков, и вся эта орава носилась по двору, визжа и лая на всех проходящих мимо забора. Так как собак всегда было много и все они одной масти, то никто  и не замечал исчезновение одного-двух щенков.
       Однажды Катя долго не ходила в школу, и классный руководитель попросила меня узнать, в чем дело и отнести ей уроки.  Я с радостью согласилась выполнить поручение.
        Когда я подошла к их калитке, меня встретил разноголосый лай целой своры собак. Катина мама, узнав, в чем дело, открыла дверь вольера внутри двора и свистнула. Юсуп и Нора моментально забежали в вольер, а за ними и все щенки. Мама закрыла вольер, и я спокойно прошла в дом. Большая комната была обставлена самодельной мебелью: буфет, стол, табуретки, топчан, полки с книгами, небольшой туалетный столик, а за занавеской маленькая кухонька. Не покрашеные полы были отскоблены до желтизны и вся мебель и небольшие окна украшены самодельными салфеточками, скатертями, каемками, занавесками. Мне это так понравилось. Видно, что у Кати папа- мастеровой мужик и мама- рукодельница.
        Уже в прихожей я почувствовала удивительно вкусный запах жареных котлет. Семья обедала, и  хозяйка приветливо пригласила меня за стол. Тогда школьных столовых не было, и я очень хотела есть. Поэтому с удовольствием съела несколько предложенных мне котлет с макаронами.
- Валя, тебе понравились котлеты?
- Я таких вкусных котлет  никогда не ела. Я попрошу маму сготовить мне много котлет.
        После обеда мы с Катей немного пообщались, и я ушла домой.
        Дома я рассказала маме, что была в гостях у Кати и меня угощали очень вкусными котлетами, и попросила ее приготовить мне такие же.
        Мама обещала узнать у Катиной мамы рецепт котлет. Через несколько дней мама завела разговор о болезни самой Кати и её папы. Она сказала, что некоторые больные лечатся суслиным жиром, а если его не достать, то годится и собачий. Вот почему Катины родители держат много собак. Она просила их за это не осуждать, потому что каждый выживает, как может. Я  поняла и простила их за то, что они накормили меня собачьими котлетами, но никакие котлеты с той поры не люблю.



                Июнь 2013 года.


Рецензии
Подобный случай был в Якутии и со мной: друзья так лечили сыновей от рака.
Всего Вам хорошего. С наступающим праздником!
Владимир.

Владимир Георгиевич Костенко   06.03.2015 08:47     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и прочтение.Тяжелое было время и каждый выживал, как мог.

Валентина Симакова   06.03.2015 12:30   Заявить о нарушении
И в наше время употребляется собачье мясо туберкулезниками, которых, к сожалению, меньше не становится.

Людмила Каштанова   14.06.2015 18:08   Заявить о нарушении
Людмила, кого: собак? Их - да, меньше не становится! Наоборот: их больше и больше - ещё и детей грызут. Я б их всех перебил и отдал тубикам.

Михаил Шнапс   19.11.2019 21:23   Заявить о нарушении
А что плохого в котлетах из собачины? Корейцы такое мясо вовсю лопают, да ещё и туристов кормят. Собачье мясо от здоровых, крупных собак - прекрасное мясо,
с лечебными свойствами.
Зэк это прекрасно понимают и поэтому после отсидки поправляют своё здоровье
именно собачиной. Практически была свидетелем.
с улыбкой.-

Татьяна 23   03.11.2021 08:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.