Ненавистная фараону

«Гор, владыка короны Тутмоса, царь ТутмосIII, которому дана навечно вся жизнь, все здоровье и все радости!»
А до него такое же говорили о предшественнице его Хатшепсут, которую воцарившийся фараон люто ненавидел и сделал все, чтобы память о мачехе и теще, которыми покойная царица для него являлась, исчезла  из памяти поколений.
Издревле, вновь и вновь,
Все знают, без изъятья:
Какая к мачехе любовь,
И нежность к теще зятя?

А тут сплелись и то, и то,
И стимул есть – корона…
В сравненье ненависть – ничто,
Со злобой фараона!
Появление женщины на троне Египта – уникальное явление, к тому же, это случилось тогда, когда государство на Ниле переживало очередной развал. Некоторые обвиняют беды Египта с приходом туда гиксосов. Но, пришедшие из Азии племена не опустошали могил жрецов, вельмож и принцев. И не они выбрасывали из усыпальниц мумии фараонов. Не разбивали они на куски  статуи в храмах, из стен усыпальниц не вырывали плиты с рельефами. Не заполняли они трупами Нил и не разбивали об стены головы малолетних детей египетских сановников.
Все это предшествовало их приходу…
…Еще ладан и облака дыма от костров на жертвенных кострах  поднимались  к небу, туда, где находились души фараона Аменемхета III и дочери его Птанеферти, когда темный занавес опустился вновь над историей Египта. Словно после смерти фараона XVII династии, душа которого спокойно плыла в ладье бога Ра, свет солнца внезапно погас. Строители пирамид побросали свои инструменты, а зодчие забыли о планах их строительства, но, во всяком случае, больше на земле Египта не появится ни одна пирамида. Погребения свои фараоны перенесут в скалистую Долину царей. А само царство на Ниле начнет раз-валиваться. Это будет уже приход второго междуцар-ствия. В каждой области появится свой правитель, не подчиняющийся фараону. Каждый номарх (правитель области) наденет пусть и маленькую, но свою корону. Как всегда бывает, за материальным развалом  следует развал душевный...
 - Некому стало защищать сразу ставший слабым Египет. И на землю божественного Нила придут гик-сосы, так назывались белые бородатые люди, покорившие Египет и пришедшие из Азии со своим царем Иаковом. 
Принесли азиаты с собою железо, о котором егип-тяне никогда не слышали, привели верховых лошадей, которых египтяне не видели. Дали гиксосы и звездного бога Сета, которому египтянам следовало молиться. Не позволяли в течение века пришельцы властвовать над Египтом потомкам побежденных фараонов. Правда, допускались фараоны-вассалы к власти в отдельных городах. Более других из таких городков Фивы от-личились. С Фив  вновь начнет прояснятся египетская история.
Мятежен дух, - в развале тело!
Кто виноват? Конечно – бог!
Спасать Египет не хотел он,
Хотя спасти, конечно,  мог!

Такого бога – вон!  Долой!
Он свергнут с золотого трона!
В Египет шел, к себе – домой
Бог, называемый Амоном.
Амон изображался в виде барана, или человека с головою барана. Он был и прежде, но считался богом бедных людей, он был владыкой потустороннего мира, тишины и молчания.
На одном из памятников, дошедших до нас, написано: «Ты, Амон господин молчания, приходящий на зов бедных!»
Однако понимали древние, что божество, явившееся из мрака, не имеющее своего источника света, не осветит погрузившийся во тьму печали и развала Египет. А без света не может быть на земле блаженства. Вот почему Амон, владыка мира, покоя и тишины, слился с Солнцем сияющего дня и стал назы-ваться – «Амон-Ра»
Мир тьмы, молчанья, покидая,
Бог бедных, тишины – Амон,
В объятья Солнца попадая,
Садится на небесный трон.

И чтоб прогнать с Египта ночь,
Амон вступает в брак с царицей;
Подарком станет его дочь!
Египет снова возродится.
В официальных египетских документах того времени египетская царица Хатшепсут выступает как дочь фараона  Тутмоса I.
Однако, не только народ египетский, но и жрецы храма бога Амона, знали про сообщение об ее зачатии и рождении, в котором говорилось, что отцом ее был не фараон Тутмос I, а Амон-Ра. Надписи египетские гласят о том,  что первой жене фараона Тутмоса, - красавице Амос,- было предначертано богами родить будущую царицу Египта. С целью оплодотворения Амос бог Амон-Ра принимал облик Тутмоса I.
Не стану оспаривать волю жрецов,
Служивших богу Амону, -
Пусть будет слиянье обоих отцов –
Нет повода спорить о троне!
Чтоб не было сомнения у родильницы Амос, явился к ней Амон-Ра и сказал: «Хатшепсут» - имя моей дочери, которую я вложил в твое тело… она должна царствовать в этой стране».
Росла девочка «Хатшепсут» - что означает «Первая из прекраснейших», как и все девочки при дворе, ничего не зная, о повелении Амон-Ра – отца своего.  Пожалуй, она не знала и о намерении того, кто считался реальным отцом ее, Тутмоса I? Оно осуществилось тогда, когда принцессе исполнилось 15 лет, пришло то время, когда принцессе положено было выходить замуж. Мужем ее стал  сводный брат от другой жены Тутмоса I. Вскоре Египет погрузился в траур по поводу кончины царствующего фараона. На престол взошел муж Хатшепсут под именем Тутмоса II. Казалось, что не сбыться тому, о чем так долго говорили жрецы храма Амон-Ра. Но, что может помешать небесному владыке, решившему положительно вопрос о царствовании своей дочери? правление Тутмоса II оказалось кратковременным. После смерти правление Египтом перешло к  Хатшепсут.
Не уступить небесному владыке?
Пусть фараон и носит знак.
Так виды смерти многолики,
Очистить трон – такой пустяк!..
И так, Хатшепсут стала полновластной царицей. Она оказалась волевой правительницей, способной освободиться полностью от «оков» гиксосов. Уходили завоеватели из Египта не с пустыми руками. И золото, и серебро, и драгоценные камни были у них. И белоснежные льняные ткани. А стада быков, поднимающие пыль, при движении по пыльным дорогам Азии! Чтобы обезопасить свою власть от претендентов на престол, а таким был пасынок ее Тутмос, царица пристроила его простым жрецом в храм Амона-Ра в Фивах. Недовольство Тутмоса таким решением было велико. Он понимал, чем вызвано его удаление. Мало того, на каждом шагу он сталкивался с пренебрежением царицы к нему или открытым равнодушием, с каким смотрят на нечто незначительное. «Вроде я не являюсь членом царствующей семьи?» – возмущался, шипя себе под нос, Тутмос-жрец бога Амона. Правление царицы за-тянулось на много лет, и все эти годы Тутмос продолжал служить простым жрецом. Приходилось ему присутствовать при установке статуй самой царицы. Злоба переполняла душу жреца, когда он видел созданное в камне изображение ненавистной ему мачехи, такой стройной, с нежной грудью. Большие глаза с красивым разрезом, узкий прямой нос и маленький подбородок придавали своеволие этому красивому лицу. Тутмос каждой клеткой   своего существа ощущал унижение и жестокость мачехи по отношению к нему.
Наконец, положение стало изменяться к лучшему - его, наконец,  пригласили в царский дворец. Он становится мужем подросшей дочери Хатшепсут. Иными словами, ненавистная женщина становится для него не только мачехой, но и одновременно тещей. Свою ненависть лютую Тутмос переносит на милое, ни в чем невиноватое перед ним создание,  лишь только потому, что она слишком внешне похожа на свою мать.. Но злобу пока приходится скрывать, терпеть, ничем не выдавая своего истинного отношения и к жене, и к теще.
Терпение несколько затянулось, но пришел конец и ему. Ненавистная царица умерла. И Тутмос стано-вится фараоном с порядковым номером – III., с тронным именем – «Менхеперра». Он становится одним из самых могущественных и удачливых правителей Египта. Он построил для себя гигантский склеп в Долине царей. Склеп этот был украшен колоннами и сотнями разнообразных изображений. Собрание изречений этого склепа и легло в основу знаменитого папируса «Книга мертвых». Создавая память о себе для будущих поколений, фараон позаботился о том, чтобы уничтожить все, что могло напоминать о предмете его неукротимой злобы. Ни в чем неповинная дочь Хатшепсут должна была умереть. Были умерщвлены многие сановники, приближенные умершей царицы. Даже любимый зодчий Хатшепсут – Сененмут вместе с семьей был умерщвлен. Прекрасный храм мертвых, построенный мачехой, не избежал ненависти фараона. Само здание не было тронуто, но все, что находилось внутри, было уничтожено. Выброшены или изуродованы все изображения, ре-льефные плиты, надписи, имеющие отношение к умер-шей теще. Исчезла и мумия покойной. Все статуи Хатшепсут были повержены и разбиты на куски.
Был гнев слепой, без края и границ,
Живые испытали… камни, изваяния.
Теперь он фараон, вчерашний принц,
Назначит сам прислуге – наказание!..
Да, долго придется археологам нашего времени собирать куски и кусочки, соединять их, постоянно примеряя, чтобы увидеть чудесную скульптуру сидящей Хатшепсут, прекрасной женщины с символами власти фараона. Смотрит она спокойными большими глазами с таким красивым разрезом, на проходящих мимо нее людей, одетых в такие странные для ее времени одежды. И звук шагов вечности изменился в этом необычно для Древнего Египта  помещении, в Нью-Йоркском Метрополитенмузее.
Творя по своей воле зло, Тутмос не знал того, что, зло, накопившись, взрывается, уничтожая память, в том числе и о нем самом, о великом деяниями своими фараоне. Исчезнет, невзирая на то, что по его приказу  память о нем была выполнена в таком крепком камне, каким является гранит. И придется ученым, копаться в щебне, останках, чтобы воссоздать облик великого про-шлого.
В хитросплетеньях прошлых лет
Пытаюсь я спокойно разобраться.
Чуть различим издревле след,
Но в мир живых пытается прорваться.

А сколько на пути ее препон,
Правительницы царственного дома?
Ход времени нарушил фараон,
Анубиса, не ведая закона.
Не знал пасынок и зять, что ненавистная Хат-шепсут была уникальным явлением в жизни Древнего Египта. Это ей, женщине,  Египет был обязан возрождением после очередного смутного времени, вызванного нашествием гиксосов!


Рецензии