И. Росоховатский - Я, БМ-115-Х...

Фото научно-военных достижений человечества на 18 ноября 2011: http://vesti.kz/inventions/95350/ 
Гиперзвуковая ракета может развить скорость в пять раз выше скорости звука, что позволит США поражать любую цель на планете в течение часа.



Игорь Росоховатский

Я, БМ-115-Х...


    И до сегодняшнего дня миллионы людей не знают причин самой большой катастрофы, когда баллистическая ракета неожиданно вернулась на место запуска во время объявленных учебных стрельб. Многих тогда удивил масштаб трагедии, сила взрыва, который уничтожил всю базу вместе с персоналом и военным городком. Со временем выяснилось, что учебная ракета как будто ошибочно несла ядерный заряд. Некоторые газетные обозреватели отмечали, что катастрофа произошла в дни сильнейшего политического кризиса, и спрашивали, а не связаны ли между собой эти события. Оппоненты называли их утверждения глупыми. А правы были первые: ракета была совсем не учебной, а боевой. С её попадания в цель должна была начаться ядерная война, которая, без сомнения, привела бы к гибели человечество.
    Почему же этого не случилось?
    В штабе одни военные специалисты считали, что причиной была случайность, другие — что ракету повернул противник направленным лучом. И только я, младший офицер, программист, единственный, кто уцелел из всего персонала базы, знаю правду. Это же я нырнул с плота, который заметили вертолётчики, и достал со дна лагуны чёрный ящик с записями наводящего компьютера ракеты. Я сумел-таки расшифровать их...

    "Чётко помню день и час моего рождения. Много людей думают, что датчики есть только у живого, что только кожа существа чувствует ласковое прикосновение отцовских рук, тепло солнечных лучей; что металлическая или пластмассовая оболочка не чувствует ничего. Как они ошибаются! Металл и пластмасса могут чувствовать ещё тоньше и разнообразнее, если вмонтировать в них соответствующие датчики. Всё это было у меня. В отличие от человека, мозг которого в момент рождения слабо развит, я функционировал на полную силу и запомнил на всю жизнь приветливо-торжественное прикосновение пальцев Творца, Его склонённое к моим фотоэлементам смуглое лицо и пытливые глаза — сложные совершенные аппараты: диафрагмы, которые постоянно изменяли размер в зависимости от освещения, системы выпуклых линз — хрусталики; воспринимающие экраны — сетчатку с тысячами палочек и колбочек. Из Его аппаратов-глаз струилась дивная энергия: то низкочастотная, убаюкивающая, то высокочастотная, жёсткая, всепроникающая.
    А Его пальцы — какие это совершенные инструменты с переменчивой температурой, с мягкими подушечками, касание которых вызывало приятное движение слабого блуждающего тока по моей поверхности. Иногда пальцы начинали мягко барабанить по моей оболочке, вызывая радостное предчувствие новых заданий. Благодарение Творцу, как я стремился их получать и выполнять!
    А самого Творца я любил, как раб, как слуга и одновременно как сын. Он был для меня не только Творцом моей жизни, а и недосягаемым идеалом. Выполняя Его задания, я пытался осознать своё предназначение и понять Его намерения, определить его пути. Конечно, они были для меня неисповедимыми и непостижимыми, но я старался представить их хотя бы приблизительно, с большими допущениями. И когда мне казалось, что это удастся, появлялось невыразимо сладкое чувство восторга и обожания, я рассказывал Ему о своих предположениях и спрашивал:
    - Творец, ты доволен мной?
    И Он отвечал:
    - Ты самый совершенный компьютер для баллистической ракеты, который мне когда-либо приходилось создавать.
    Гордость переполняла меня. "Самый совершенный, самый совершенный... который когда-либо приходилось... когда-либо... самый совершенный... когда-либо..." Эти слова долго отзвучали в мозгу гармоничной музыкой, и я снова спрашивал:
    - О, Творец, какие заповеди даруешь ты мне?
    И Он отвечал:
    - Дарую семь заповедей на всю твою жизнь. Заповедь первая — не сбивайся со счёта и не пропускай команд. Вторая — всегда придерживайся логики, ею проверяй каждый этап размышлений. Третья — уважай программистов и операторов. Четвёртая — не подменяй своими домыслами пунктов программы. Заповедь пятая — не трать даром ни одной микросекунды. Шестая — не создавай себе кумира из голоса, который сбивает с траектории... (Тогда я ещё не понял как следует, что означает слово "кумир"). И седьмая, последняя заповедь, — всегда будь готов к Главному деянию. В нём — твоё предназначение.
    Сколько себя помню, я постоянно спешил, боясь упустить хотя бы одну частицу микросекунды, постоянно готовился совершить Главное предназначение, о котором предупреждал меня Творец. Я свято почитал программистов и операторов как младших братьев и учеников Творца. И частицу привязанности к Нему переносил и на них. Мне казалось, что они отвечают мне тем же, я ловил на себе их восторженные взгляды, однажды услышал, как один из них сказал другому: «Если бы такой превосходный компьютер да применить в мирных целях!» Тогда я снова ощутил сладость гордыни, ведь «превосходный компьютер» - это про меня, благодарение Творцу!
    Один раз, поддавшись нетерпению, я спросил у Него, как долго мне ещё ждать команды для совершения Главного деяния. И Он ответил:
    - Будь готов к этому всегда, но не ставь лишних вопросов и не пытайся наперёд узнать то, что надлежит узнать позже.
    Я спросил:
    - Это ещё одна заповедь? Если так, то она противоречит заповеди седьмой (готовность к Главному действию). Ведь, чтобы всегда быть готовым к Главному действию, необходимо постоянно помнить и думать о нём.
    И Он ответил:
    - Помни и думай. Это была не заповедь, а только пожелание.
    Я не до конца понял слова Творца, но я же только часть Его замысла, а как может часть постичь целое? И вопросы, как и раньше, переполняли мой ничтожный мозг, метались в нём, как в тесном лабиринте, как в ловушке.
    И вот наконец — сбылось! НАСТАЛ МОЙ ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС. Творец прав — я не перепутал эту команду ни с какой другой.
    Задание как-будто обычное — попасть в цель, расположенную за много сотен километров. Но в этот раз описание и расшифровка цели были слишком детализированы, назывались не только координаты, а и обстоятельно описывался город, указывалось число жителей, наиболее важные оборонные объекты. Мне надлежало рассчитать скорость и высоту полёта, наименее уязвимые для способов ПВО противника, высчитать точки ударов для всех тридцати боеголовок, чтобы попадание в цель было самым верным. И когда прозвучал приказ Творца: «Вперёд, это последняя смертельная игра, сынок, попади в цель!» и команда диспетчера: «Пуск!», - я понял, что сейчас реализуется моё Главное предназначение.

    Я напряг все силы, миллионы импульсов одновременно вспыхнули, помчались лабиринтами мозга, возбуждая память, мобилизуя всё, что нагромождалось целую жизнь. Я складывал уравнения для ракеты и боеголовок, которые отделяются от неё, благополучно прошёл над первой линией обороны противника, наблюдая, как позади, поражённые хвостовым лазером, взрываются ракеты-перехватчики. Мои радиоприёмники принимали и расшифровывали панические разговоры противника, и мои знания о нём непрерывно пополнялись. Так я узнал много нового...
    На правом боковом экране я увидел лицо какого-то программиста противника. У него были такие же черты, как и у тех, кто обслуживал меня, как и у самого Творца. Разве возможно такое?
    Я сфокусировал изображение и убедился, что не ошибся. Но это противоречило многим моим установкам, подрывало доверие к Программе и программистам. Необходим перерасчёт!

    Мгновенно я активизировал всю свою память. Мозг работал с перегрузкой, но сейчас мне было не до беспокойства о себе. Если попаду в цель, то существа в этом городе, похожие на тех, что меня послали, погибнут, а их соратники, которые остались на линиях обороны, сделают то же самое, что и Творец, и мои программисты. Ведь я подсчитал бункеры и выходы ракетных шахт. Сколько же ракет они запустят в ответ? Знает ли об этом Творец? Вероятно, нет. Не может же Он желать собственной гибели. Видно, Он и создал меня, чтобы узнать больше о противнике. Но в чём же тогда сейчас состоит моё настоящее Предназначение? Узнать про что-то, необходимое Творцу и скрытое от Него? Почему Он промолчал об этом, когда учил меня? А может я должен был дойти до этого самостоятельно? Самостоятельно добыть новые данные, открыть новые правила смертельной игры? Какие из них самые существенные? Те ли самые, которые называли мне программисты?
    Я считал и считал, помня вторую заповедь Творца (логику). И наконец открыл и сформулировал первое правило последней игры. Оно меня поразило, потому что противоречило некоторым пунктам Программы. Я мог бы стереть его из памяти, забыть, но как не доложить о нём Творцу? Снова и снова я проверял свои логические выводы, описывал их уравнениями. Работал на грани изнеможения. Могли отказать главнейшие блоки. Но ради Творца, ради любви к Нему я готов на всё.
    Уже вдали виднелся город, который мне приказано было разгромить. Но до этого времени я открыл не только первое правило игры, но и сделал выводы из него, которые составляли основной закон любого деяния. Нарушение закона вело к неминуемым и необратимым последствиям. Немедленно уведомить об этом Творца!
   
    Я затормозил правый двигатель ракеты, начал делать разворот. И сразу же испытал сопротивление Программы. Диоды не пропускали сигналов, блокировали некоторые каналы. Чей-то голос, немного похожий на голос Творца, пробился сквозь радио шумы: «Вперёд, только вперёд!» Но я вовремя вспомнил шестую заповедь: «Не создавай себе кумира из голоса, который сбивает с траектории». Наверное, это был голос противника, который подделался под голос Творца. Ведь не мог истинный Творец не захотеть узнать о моём открытии, заставить меня действовать против первой (не сбиваться со счёта, не пропускать команд) и второй заповедей (проверять логикой этапы размышлений).
    Из радиоприёмников беспрерывно поступали сигналы, команды, зашифрованные разными кодами. Иногда было очень трудно оказывать им сопротивление. И только непоколебимая любовь к Творцу помогла мне выстоять. Сосредоточив всю свою волю в одном приказе, я сумел выключить радиоприёмники и запустить двигатели на полную мощность.

    Я вёл ракету назад, не истратив ни единой боеголовки, - гордый и довольный собой, торжествующий. Наконец я понял гениальный замысел Творца!
    Я уже представлял, как вопросительно глянут на меня системы живых линз, как увеличатся диафрагмы-зеницы. Тогда скажу, воплотив в слова всю силу преданности:
    - О, мудрый и несравненный Творец, я сумел и свершил Твою невысказанную волю, самостоятельно открыл и сформулировал тот закон, который, без сомнения, уже давно открыл и разум природный, потому что таким является объективный путь любого разума. Это действительно основной закон жизни, и он формулируется так: ДОБРО РАЗУМНО, А ЗЛО НЕРАЗУМНО. И ещё я сформулировал первое правило смертельной игры: КТО НАЧИНАЕТ, ТОТ ПРОИГРЫВАЕТ.

    Вот и знакомые контуры базы на горизонте. Навстречу летят ракеты-перехватчики. В чём дело? Не узнали своего? Приняли за чужую ракету? Я мог бы узнать это, если бы снова включил приёмники. Но тогда вмешаются посторонние голоса, которые сбивают с траектории. «Не создавай себе кумира из голоса, который сбивает с траектории.» Приходится уничтожать перехватчики лазерным лучом.
    Делаю разворот над зданием, где находится кабинет Творца. Вот окно, через которое можно влететь прямо к Нему. О, с каким нетерпением жажду встречи с Ним, как много важного и неотложного нужно сообщить!..»

    ...Вспышка света ослепила его. Несмотря на всё быстродействие, совершеннейший микрокомпьютер БМ-115-Х не успел осознать, что значит этот взрыв...


1989 год



11 июня 2013     Перевод с украинского Коры Крыловой


Рецензии