Письмо длиною в жизнь часть 3
воспитания можно так выразиться каждодневно – в будни и праздники, а папа решал только глобальные
вопросы. В моей жизни папа, как говорится, был всему голова: опорой, кормильцем, защитой, преданно
любящим и умеющим баловать. У нас в семье, в отличие от многих других, и как бы это тебе не
казалось странным, главное были не дети, а мама. Отец любил её безгранично, его жизненное правило
звучало так: «Будет мама – будем, все мы», отсюда нас, и меня в частности, родители любили по
остаточному принципу, и оказывается, от этого дети становятся счастливыми. И пусть это звучит
банально, но от семейной любви детства, где главные это мама и папа, а ты, плод их любви, как бы
продукт производный, рождаются здоровые желания: быть уверенней в себе, быть лучше, приобрести умение
преодолевать трудности, да и просто возникает огромное желание любить жизнь.
И вот по очередному этапу жизни и по возрасту мне уже положен был детский сад. Поэтому,
в соответствии со сценарием жизни всё и случилось, меня оформили в садик, в который я, в отличие
от многих детей, очень любила ходить, и делала это с большим удовольствием. Но действительность
того времени, где был лозунг: «Всё лучшее – детям», – по моему детству прошлась, как топор, где уже
другой лозунг: «Лес рубят, щепки летят», вот я и была той щепкой, которую, в «счастливом» обществе
считать было не принято. Мама по причине болезни сестры работать не могла и, чтобы было легче
справляться с больным ребёнком, меня оформили в детский сад, но я думаю, ещё и для того, чтобы
я могла общаться и развиваться с другими здоровыми детьми.
Но на страже государства и его, так сказать, «святых интересов» стоит чиновник, то бишь, бюрократ
власти, и неважно какая на дворе власть, и лозунги могут быть разные, а вот интересы у власти, они
никогда не меняются, все интересы работают только на обладателей этой власти. Вот чинуша от дошкольного
образования, проверяя детский сад, выявил и гневно заметил, что оказывается это преступление, что мать,
сидящая с ребёнком-инвалидом, водит другого, здорового в сад. А чтобы ему, чинуше, его неуёмное рвение
было убедительней выдавать за соблюдение Закона, главная причина маминого нахождения дома, ребёнок-инвалид,
ловко опускалась и мама из женщины, обременённой горем, превращалась просто в домохозяйку. Как же ловко
всё получается, почти как у фокусника в незатейливом номере для маленьких детей: «Рабле, крабле, бум-с»….
И перед тобой уже не государственный служащий, а государственный шулер и у него власть, с помощью которой,
он так ловко обставил и обтяпал дело, что оказывается «простая домохозяйка», а не мать больного
дитя, сидя дома, второго здорового ребёнка водит в детский сад, а это с государственной точки зрения,
вопиющие безобразие. И вот это выявленное «нарушение», как можно быстрей надо было пресечь, путём выдворения
здорового, маленького ребёнка из садика, на котором цинично висит всё тот же лозунг: «Всё лучшее – детям».
Пишу я об этом потому, что помню эту несправедливость где-то и своей памятью, а не только
маминым рассказом. Я отчётливо помню, как однажды меня вовремя дневного сна, почему-то не положили
спать со всеми детьми, а когда все дети уснули, пришла моя мама и забрала меня. Воспитательница
и нянечка гладили меня по головке, и я понимала, что со мной прощаются, очень меня жалеют,
что я больше никогда не приду в садик. Мама забрала всё из моего шкафчика и от этого мне было
очень грустно, я никак не могла понять, в чём же я провинилась и за что меня так наказали.
Но жизнь, бальзамом времени, врачует все сердечные раны: и детские, и взрослые, и первые, и все
последующие, только бы время хватило. А поскольку жизнь это слоёный пирог, где на маленькие удачи
и радости наслаиваются наши неудачи, огорчения и предательства, жизнь продолжает идти своим чередом.
Потом была школа. Вот подумать, что в этом такого нового и неизвестного, но у меня и здесь была
своя «маленькая трагедия». Попав летом, как положено, в списки первоклашек я, как все дети очень
радовалась и ждала 1 сентября, а родители, в свою очередь, очень добросовестно и качественно
собирали меня в школу. Купили форму, мамочка сшила мне красивые фартуки потому, что готовые нам не
очень понравились. Купили портфель, тетради, Букварь, словом всё было собрано. И надо же руководству
школы дотянуть до 1 сентября, когда я нарядная, взволнованная с портфелем пришла в школу и
в эту самую школу не была принята. Причиной этого оказалась такая ерунда, которую можно было выявить,
ну исключительно 1 сентября. Причина банальна – переполненность класса она, оказывается, до 1 сентября
была прикрыта, как в детской сказке шапкой-невидимкой, а тут нате вам, увидели. А где же, позвольте вас
спросить, вы были, ну хотя бы в августе? Всем этим коновалам от педагогики призванным дать детям
знания, наверно, и в голову придти не могло, что у ребёнка есть душа, тонкий и очень сложный инструмент,
душа, которую можно не только обидеть, косностью и полной безответственностью поведения, но
и ранить. И вот я, нарядная, с портфелем, в полном смятении чувств после звонка, прозвучавшего на
первый урок, но, увы, не для меня, пошла с мамой за ручку домой….
Конечно, со временем и это тоже зажило.
Потом побежали школьные годы, и у нас появилась своя домашняя традиция, которую завёл папа.
В конце учебного года, он приносил мне в подарок букетик очаровательно-нежных и душистых ландышей.
Букетик ставили в вазочку, и по-чарующему запаху я находила их, и это было самое романтичное, чем
заканчивался мой, порой, непростой учебный год. Папиной строгости были присущи, в каком-то правильном
чередовании и пропорциях чудесные моменты: тепла, внимательности, и отцовского романтизма.
С возрастом у меня стали взрослеть и отношения, появились первые друзья, я потихоньку взрослела.
Школа, как выяснилось, это настоящая модель общества, в которой ребёнок проходит свои
начальные университеты. Я точно не знаю, но, наверно, благодаря врождённому чувству, что мальчики
имеют какое-то первородство, я относилась к ним уважительно и дистанционно. Но как выяснилось
позже, я не терпела от них никакого хамства ни в свой адрес, ни в адрес какой-либо девочки.
Однажды оскорбив высокую девочку Женю – "жирафа", они очень весело потешались над своим убогим
юмором, я не стерпела, и вступилась. «Орлы» тут же пообещали, встретить меня после школы. Я, конечно,
испугалась, но жаловаться никому не стала. Уроки кончились, и я пошла домой. За школой, как и
обещали, меня ждали три общипанных петуха. Поравнявшись с ними, я решила им напомнить, что не
мальчишеское дело обзываться, но, если они от меня не отстанут, то я буду драться. Ох, как им,
от моих слов, стало весело. Но я всё продумала. У меня был добротный мешок для сменной обуви,
сшитый моей мамочкой, в котором, как и положено, лежала сменная обувь, а ещё стеклянный, тяжеленный
пузырёк с клеем, у нас в этот день был урок труда, и это придавало моему мешку характер боевого
оружия, да ещё и надёжная длинная верёвка. Я раскрутила свой мешок как боевую булаву, и пошла на
мальчишек, они сказали, что я ненормальная, но расступились, видно я была убедительна.
После этого случая ко мне из ребят никто не приставал. Да и я с ними, надо заметить, никогда
не вступала в панибратство, я никогда не преступала опасный Рубикон отношений. Каким-то наитием
я понимала, что можно, а что нельзя. Но постоять за себя и девчонок, это я могла, потому что
напрасных обид, я стерпеть уже не могла.
Школьная жизнь, всё же счастливая пора, даже если ты узнаёшь, что несправедливость бывает и не
только от детей, но и от учителей. При первом таком случае, ты впадаешь в растерянность и
полное непонимание происходящего, потом с повторением приходит осознание как с этим бороться, или
не бороться. Поэтому эти годы не зря окрестили «наши университеты», вот мы их и проходили.
Потом ещё чуть повзрослев, я и моя начинавшая быть близкой подругой Наташа, познакомились
с мальчиками на два года старше нас и наши одноклассники совсем притихли, так мы надёжно и
бесповоротно решили свои маленькие девичьи проблемы. Признаюсь, что это в наше время было, всё же,
очень редким решением. Осуждение учителей было наготове, как у добросовестных ханже – тут как тут.
От более жесткого поругания нас спасло то, что Наташа училась просто блестяще, отличницей была
и от трудолюбия и врождённого таланта, я была менее талантлива, но училась хорошо. Поведение
у нас было отличное, и стихи мы читали, и танцевали, и стенгазету выпускали, а вот вели себя,
с точки зрения окружающих, нестандартно, но тут уж, как говорится: «Не было счастья, да несчастье помогло».
Желание публичного порицания нашего поведения, у учителей, «обеспокоенных» нашей нестандартностью, было по В.Маяковскому:
«Кто там шагает правой?
Левой,
Левой,
Левой!». Нам, конечно, очень жаждали сменить ногу, и это не состоялось лишь в силу
разыгравшейся трагедии, которая охладила пыл педагогов, стоявших на страже детской морали.
Сегодня, их замысел и рвение, я бы назвала только такими словами: «Он был не чёрен, а грязен».
Но жизнь распорядилась так, что нам пришлось в совершенно юном, я бы сказала, что в детском возрасте
столкнуться с трагедией: мне прикоснуться, а вот Наташе, пришлось испить эту страшную чашу до дна.
Мы жили с ней в новом доме, в который мы переехали осенью. Наташа жила в первом подъезде,
а я в последнем. Наш дом не был ещё подключён к централизованному газу и люди готовили кто на чём,
но в основном на керогазах это, достаточно допотопный, вонючий и пожароопасный прибор. И вот
в канун Нового года, Наташа, собираясь в школу, примерила свой новогодний костюм «Зимы», в это
время на керогазе что-то закипело, она подошла его выключить, и на ней вспыхнул костюм, он был
длинный из марли и ваты. Дома она была одна. Надо отметить, что мы, в наше детство, были более
самостоятельными, но горе, оно же, не спрашивает, оно вероломно врывается ко всем и во все времена.
Пока Наташа открыла дверь и выбежала на площадку, было уже очень поздно, она получила ожоги
третей степени с поражением рук и почти всех ног. Жизнь её была в большой опасности, но врачи
её спасли. Потом встал вопрос пересадки кожи и, оказалось, что среди родственников нет донора.
И ей стали пересаживать собственную кожу с уцелевших от ожогов участков тела. Сколько она перенесла
операций мне, как ребёнку, было неизвестно, но то, что это было безумно долго, я знала.
Наташа пролежала в больнице столько, что в школу пришла только на следующий год. Мы все ходили
её навещать, я всегда удивлялась её мужеству, она вскоре, ещё с привязанными к рейкам руками,
держала книгу и учила. Она не пропустила школы и продолжила, на следующий год, учиться с нами
в одном классе. Перенесённые операции сделали её руки на сгибах очень уязвимыми, они при нагрузке
часто рвались, до крови, но Наташа всегда ходила на физкультуру и, играя в баскетбол, была
технична, невзирая на свою боль. Она была маленький боец, превозмочь свою боль, я думаю, что это
такой же подвиг, который просто не стал достоянием гласности, а я, зная её близко и видя её
недетскую волю и каторжные муки, наградила бы её, орденом за личное мужество.
Но нашей дружбе не суждено было продолжиться, потому что, окончив 6 классов, летом наша семья
переехала в город Биробиджан, Еврейской Автономной Области, Хабаровского края. Танковую дивизию,
в которой служил папа, в 1967 году перевели, на Дальний Восток, укреплять наши границы,
в связи с тем, что, начиная с середины 60-тых годов начал разгораться большой территориальный конфликт
на границе СССР и Китая.
* А я, как и все продолжала взрослеть...
Свидетельство о публикации №213061101715
Рияд Рязанов 01.05.2018 08:37 Заявить о нарушении
Признательна Вам за отклик, за высказанные чувства, они отозвались во мне особой благодарностью, той, которая исходит от сердца и души. Желаю Вам благоденствия!
С уважением и светлым чувством к Вам, Надежда.
Надежда Дмитриева-Бон 01.05.2018 11:38 Заявить о нарушении