В. Дорожкина. А. С. Пушкин и современность. Тамбов

ДУША В ЗАВЕТНОЙ ЛИРЕ
(Тамбовские корни поэта)


Наверное, нет такого человека, который, читая произведения Пушкина, не задумывался бы о судьбе поэта. Слишком уж эта судьба необычна, не укладывается она в рамки многих судеб, тоже трагических. М. Горький назвал А. С. Пушкина «началом всех начал». О нём написаны горы книг - художественных, документальных, исторических. Но ни одна не раскрывает до конца тайны его жизни и смерти. Пушкин навсегда останется тайной – видимо, так предопределено свыше.
Родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского языка, Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Отец поэта, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, - внучка А. П. Ганнибала, «арапа Петра Великого». С самого раннего возраста у Александра Пушкина, по воспоминаниям его брата Льва, «проявилась страсть к поэзии». Первые стихи были написаны в Царскосельском лицее, в котором Пушкин учился в 1811 – 1817 годы. За это время им написано 120 стихотворений - баллады, оды, элегии, начаты поэмы «Монах» и «Бова». Это свидетельствует о том, что уже к 18 годам юноша Александр Пушкин сформировался как поэт, ставший впоследствии и оставшийся на века вершиной поэтического творчества, «солнцем русской поэзии». Влияние А. С. Пушкина на литературу всех времён и народов огромно. Он вдохновлял и продолжает вдохновлять поэтов, музыкантов, художников, посвятивших ему лучшие свои творения.
Когда читаешь произведения Пушкина (не бегло, а глубоко вдумываясь в их содержание) и золотые строки о нём (их, может быть, не так уж и много в нашей литературе), невольно думаешь: поэт знал свою судьбу, и не потому, что был суеверен и всегда помнил, что ему нагадала цыганка. Он знал это глубже и сознательно шёл по тому пути, который сам себе внутренне определил. Как гений, он видел далеко. Отсюда – «Памятник». Общая идея стихотворения знакома из Горация и Державина. Но у Пушкина она приобретает большую глубину и закономерность.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Да, пока живы будут «пииты», Пушкин – бессмертен и славен. Осознавая значимость своего творческого труда, всей своей жизни, Пушкин был убеждён, что это – история, и она не канет в Лету.
Мы не всегда обращаем внимание на даты. Читая «Памятник», многие не знают, когда создано это стихотворение, просто не придают этому значения. Оно написан 21 августа 1836 года – за пять месяцев до гибели поэта.
Нерукотворный памятник, воздвигнутый Пушкиным  п о э т у,  дороже и значительнее чугунных, бронзовых, даже золотых. Сказав о высочайшем предназначении творца, Александр Сергеевич пробудил и в других чувство достоинства и осознания роли поэта-гражданина в истории. Не от пушкинского ли «Памятника» пророческие строки Марины Цветаевой «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…» или ахматовское обращение к «мраморному двойнику»: «Холодный, белый, подожди – я тоже мраморною стану…»? 
В 1921 году поэт серебряного века Александр Александрович Блок (1880 – 1921) произнёс вдохновенную речь о поэте золотого века Александре Сергеевиче Пушкине: «Мы знаем Пушкина-человека… Пушкина – друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин-поэт… Пушкин-поэт вытеснялся Пушкиным-лицеистом, Пушкиным – светским щёголем, кутилой, забавником… Возникла очевидная необходимость вернуться к настоящему Пушкину, к его гению, к существу его дела, к его исторической миссии…».
У Пушкина каждый, читающий его, найдёт для себя близкое и родное. Но это близкое и родное надо искать, а значит, читать необходимо внимательно, как о себе. Кому-то покажутся «своими» вот эти строки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Кому-то эти:
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твоё явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…

А кому-то и такое:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге, вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…

Пушкин дорог и близок нам простотой, доступностью, отзывчивостью на все явления жизни. Он в XIX веке написал стихи, а они и сейчас, в XXI, звучат весьма кстати:
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя…

Очень точно подметил особенность общения с поэтом Александр Твардовский (1910 – 1971): «Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника и никогда не чувствует подавленности близостью гения. Таков светлый, человечнейший гений Пушкина, в этих чертах являющийся образом гармонической, ясной личности…».
Ясность и простота и есть одно из проявлений неисчерпаемости духовных сил поэта.
Исследованием жизни и творчества Пушкина занимались историки, критики, литературоведы. Из поэтов особенно глубоко и пристально – Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) и Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941). Ахматова, по её словам, занималась Пушкиным всю жизнь. В 1930-е годы печатались её статьи о сказках Пушкина, о «Каменном госте». К сожалению, более фундаментальные работы – «Пушкин и Мицкевич», «Пушкин и Достоевский» были уничтожены в трагические моменты жизни Ахматовой. Но до последних лет она не переставала изучать Пушкина и писать о нём. За год до кончины Анна Андреевна опубликовала работу «Пушкин и дети» (1965), рассказав в ней о мало кому известном эпизоде. В 1937 году, к 100-летию со дня гибели Пушкина, было решено «снять» неудачный, на чей-то взгляд, памятник поэту в темноватом сквере в Ленинграде. Прислали всю нужную технику. «Но затем, - пишет Ахматова, - произошло нечто беспримерное. Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: “Как быть?” - Ответили: “Оставьте им памятник”, и грузовик уехал пустой».
А. С. Пушкин стёр все возрастные понятия, он победил и время, и пространство. В «Слове о Пушкине» - редчайшем по силе выражения своего отношения к поэту-эпохе, Ахматова, с присущей ей убийственной иронией, доходящей до сарказма, говорит: «В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин – или: здесь не бывал Пушкин…». И, что самое страшное, продолжает Ахматова, они могли бы услышать от поэта:

За меня не будете в ответе,
Можете пока спокойно спать.
Сила – право, только ваши дети
За меня вас будут проклинать.

Они  у Ахматовой – это прямые и косвенные виновники гибели поэта. И как бы ни была велика их власть, она – ничто в сравнении с властью гения:

Но в мире нет власти грозней и страшней,
Чем вещее слово поэта…
(А. Ахматова)
Не менее пристально и глубоко изучала жизнь и творчество А. С. Пушкина Марина Цветаева. Цикл стихотворений о нём, очерки, статьи, исследования – «Мой Пушкин», «Поэт и царь», «Пушкин и Пугачёв» и многие другие - свидетельство огромной работы поэта о поэте.
Если даже не знать биографии поэта, воспоминаний о нём доброжелателей и недоброжелателей, а прочитать всё, что он написал… Какой создаётся образ? Пушкин – образованнейший человек, Пушкин – великий поэт и гражданин, Пушкин – гений. Поэтому читать надо не только и не столько о поэте, сколько самого поэта…
Александру Сергеевичу Пушкину не довелось, к сожалению, побывать в Тамбовском крае, но, тем не менее, Пушкинская тема по праву считается краеведческой: здесь жили предки и потомки поэта, здесь родилась его жена, здесь часто бывали его дети, внуки; с Тамбовщиной связаны имена литературных спутников Пушкина, адресатов его лирики. Тамбов и тамбовцы несколько раз упоминаются в произведениях А. С. Пушкина: в романе «Евгений Онегин» («Мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова…»); в основу сюжета повести «Дубровский» положены подлинные события, происходившие в Козловском уезде; история помещиков тамбовских имений Большое и Малое Гагарино использована Пушкиным в повести «Барышня-крестьянка». Об этом и о многом другом рассказано в книге краеведов Николая Михайловича Гордеева (1918 – 1973) и Владимира Павловича Пешкова (1932 – 1974) «Тамбовская тропинка к Пушкину», третье издание которой вышло в 1999 году – к 200-летию со дня рождения поэта. Оно дополнено и исправлено, так как в двух предыдущих (1969, 1978) были допущены некоторые неточности.
Прадед поэта по материнской линии Алексей Фёдорович Пушкин (1717 – 1777) был «тамбовским воеводою», как писал Александр Сергеевич в своей биографии. Однако авторы «Тамбовской тропинки к Пушкину» не могли найти документального подтверждения тамбовского воеводства именно этого предка  поэта, и посчитали, что он ошибся, перепутав Алексея Фёдоровича с Петром Михайловичем Пушкиным (? – 1684), который в 1653 – 1656 годы был воеводой в городе Козлове (ныне Мичуринск). Так и осталась в первых двух изданиях книги глава «Об одной ошибке поэта». На самом деле Пушкин не ошибся. Уже после того, как Гордеева и Пешкова не стало, липецкий писатель и краевед Сергей Панюшкин нашёл документальное подтверждение тамбовского воеводства прадеда великого поэта. Вот что написал в предисловии к третьему изданию «Тамбовской тропинки к Пушкину» журналист Иван Овсянников: «Отставной капитан, участник “турских кампаний” Алексей Фёдорович Пушкин, владевший по наследству имением Коренёвщина (село Покровское, под Липецком), был в 1772 году воеводою небольшого городка Скольска, который являлся крепостцой Белгородской оборонительной черты. Территориально он (городок) подчинялся Тамбовскому наместничеству… В Липецком краеведческом музее хранится чугунная плита, под которой в своё время и был похоронен “тамбовский воевода”».
Интересна такая деталь: ещё один предок поэта – Никита Воинович Пушкин (? – 1673) – был в 1651 году Козловским воеводою, а двумя годами позже им был уже упомянутый Пётр Михайлович Пушкин.
Жена Алексея Фёдоровича Пушкина – Сарра Юрьевна, урождённая Ржевская (? – после 1782), жила вместе с мужем в селе Покровском, там же и похоронена. Их дочь – Мария Алексеевна Пушкина-Ганнибал (1745 – 1818) - «тамбовская бабушка» поэта. Умная и образованная женщина, она первая пробудила у Пушкина интерес к русской старине и родной природе. В доме Пушкиных говорили по-французски, а Мария Алексеевна стала для маленького Саши первой учительницей родного русского языка. Её речь была красочной и образной. Впоследствии, читая письма бабушки к Пушкину-лицеисту, его друг Антон Дельвиг приходил от них в восторг.
Жизнь Марии Алексеевны Пушкиной была далеко не лёгкой. Родилась она в тамбовском имении родителей, под Липецком. Из книги Н. Гордеева и В. Пешкова мы узнаём, что в 1773 году на липецкие заводы приезжал «по казённым делам» сын арапа Петра Великого флотский офицер Осип Абрамович Ганнибал (1744 – 1806). Бывая с визитами у Алексея Фёдоровича Пушкина, он познакомился с его 28-летней дочерью Марией. Вскоре состоялась свадьба, но брак оказался неудачным, и супруги расстались, но неофициально. Осип Абрамович, не расторгая брака с Марией Алексеевной, женился вторично, что, по тем временам, считалось большим преступлением. Мария Алексеевна, жившая с дочерью Надеждой (будущей матерью Пушкина) в селе Покровском, обратилась в суд. В 1779 году четверть владений Осипа Абрамовича, обвинённого в двоежёнстве, - село Кобрино Петербургской губернии – было «взято в опеку на содержание малолетней дочери Надежды».
После этого Мария Алексеевна жила то в Кобрино, то в Петербурге. Когда её  дочь Надежда Осиповна Ганнибал (1775 – 1836) вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина (1770 – 1848), она продала Кобрино и поселилась с ними в Москве. Её стараниями и усердием, по воспоминаниям тех, кто бывал у них, держался весь дом. Умерла Мария Алексеевна в 1818 году, её прах покоится в Святогорском монастыре, где через 19 лет после кончины бабушки похоронили и её гениального внука.
У Марии Алексеевны было два брата, которые также родились в селе Покровском. Старший – Юрий Алексеевич Пушкин (1743 – 1793) – стал после смерти отца владельцем тамбовского имения. Это один из первых русских георгиевских кавалеров. Он был женат на родной сестре тамбовского просветителя и издателя Ивана Герасимовича Рахманинова (1753 – 1807).  Юрий Алексеевич имел троих детей. Старший сын – Александр Юрьевич (1777 – 1854) – был крёстным отцом Пушкина; второй – Михаил Юрьевич  (1787 или 1789 – 1827) – служил поручиком Тамбовского полка, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Человек передовых взглядов, он в 1818 году освободил принадлежавших ему крестьян от крепостной зависимости.
Александр Сергеевич Пушкин дорожил памятью о своих предках, гордился ими, о чём свидетельствует его стихотворение «Моя родословная», написанное в 1830 году. При жизни поэта оно не печаталось. История создания его такова. В газете «Северная пчела» был напечатан памфлет Булгарина на Пушкина, оскорбляющий и самого поэта, и, главное, – его предков. В статье «Опровержение на критики» А. С. Пушкин писал: «В одной газете (почти официальной) сказано было, что прадед мой Абрам Петрович Ганнибал, крестник и воспитанник Петра Великого, отец Ганнибала, покорившего Наварин… генерал-аншеф и проч. – был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой если был куплен, то, вероятно, дёшево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев» (А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. В 10 т. Изд. 3-е. М., 1962 – 1966. Т. 7, с. 182).
Ответом Булгарину и было стихотворение «Моя родословная». В письме к графу  А. Х. Бенкендорфу от 24 ноября 1831 года А. С. Пушкин излагает причины, побудившие его к созданию данного произведения:  «Около года тому назад в одной из наших газет была напечатана сатирическая статья, в которой говорилось о некоем литераторе, претендующем на благородное происхождение, в то время как он лишь мещанин во дворянстве. К этому было прибавлено, что мать его – мулатка, отец которой, бедный негритёнок, был куплен матросом за бутылку рома. Хотя Пётр Великий вовсе не похож на пьяного матроса, это достаточно ясно указывало на меня, ибо среди русских литераторов один я имею в числе своих предков негра. Ввиду того, что вышеупомянутая статья была напечатана в официальной газете и непристойность зашла так далеко, что о моей матери говорилось в фельетоне, который должен был бы носить чисто литературный характер, и так как журналисты наши не дерутся на дуэли, я счёл своим долгом ответить анонимному  сатирику, что и сделал в стихах, и притом очень круто… Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них.
Однако ввиду того, что стихи мои могут быть приняты за косвенную сатиру на происхождение некоторых известных фамилий… я счёл своим долгом откровенно объяснить вам, в чём дело, и приложить при сем стихотворение, о котором идёт речь» (Указ. соч. Т. 10, с. 846).
В первых двух строфах «Моей родословной» поэт, возражая «русским писакам», которые называют его «аристократом» («Смотри, пожалуй, вздор какой!»), с достоинством и не без иронии говорит:

Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.

Понимая «времён превратность» и не прекословя ей, Пушкин замечает, что знатность некоторых «высоких лиц» приобретена не так уж и давно: «У нас нова рожденьем знатность, / И чем новее, тем знатней…». А он, Пушкин, - «бояр старинных потомок».
И далее, в завуалированной форме, но для его современников совершенно ясно, кого поэт имел в виду, он называет этих представителей «русских дворянских родов недавнего происхождения»: «Не торговал мой дед блинами» (этим занимался князь Меншиков); «Не ваксил царских сапогов» (сапоги «ваксил» граф Кутайсов); «Не пел с придворными дьячками, / В князья не прыгал из хохлов» (это намёк на Разумовского и Безбородко).
С гордостью перечисляет поэт достоинства своих предков: «Мой предок Рача мышцей бранной / Святому Невскому служил…». Пушкины «водились с царями», и не один был славен полезными для Отечества делами. Они «приложили руку» к грамоте, в которой народ «звал Романовых на царство». Отмечая неукротимый и упрямый дух представителей своего рода, поэт называет причину казни в 1697 году участника заговора Фёдора Пушкина: «С Петром мой пращур не поладил / И был за то повешен им». А дед поэта, Лев Александрович Пушкин,

…когда мятеж поднялся
Средь  петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин.

После этого, заключает Пушкин, «присмирел наш род суровый, / И я родился, мещанин…». Каждую строфу стихотворения  поэт заканчивает напоминанием о том, что он: «просто русский мещанин»; «Я, братцы, мелкий мещанин»; «Я, слава Богу, мещанин». И подводит итог:

Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.

Не ограничиваясь сказанным, поэт в «Post scriptume» в сатирической форме представляет Фиглярина (так он называет Булгарина, автора оскорбительной статьи), который, хоть и дворянин, но… «в Мещанской». Здесь Пушкин имел в виду улицу Мещанскую, знаменитую своими притонами, с которыми до замужества была связана жена Булгарина. А «сходно купленный арап» вырос «усердным и неподкупным», его потомки своими славными делами принесли немало пользы России.
Таким образом, «Моя родословная» - это не просто ответ Фиглярину-Булгарину. В стихотворении прослеживается история рода Пушкиных, история Отечества, в которой предки поэта сыграли заметную роль…
Говоря о тамбовских связях А. С. Пушкина, нельзя забывать и о его литературных и политических единомышленниках. Александр Сергеевич долгие годы дружил и вёл переписку с нашим земляком – поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским (1800 – 1844), высоко ценил его поэтическое дарование. Конечно, не случайно в 1828 году в Петербурге вышла в свет книга, в которой под одной обложкой были напечатаны поэмы «Граф Нулин» А. С. Пушкина и «Бал» Е. А. Баратынского. Вот как отзывался Пушкин о «Бале»: «Сие блестящее произведение исполнено оригинальных красот и прелести необыкновенной. Поэт с удивительным искусством соединил в быстром рассказе тон шутливый и страстный, метафизику и поэзию…» (Указ соч. Т. 7. с. 83).
А. С. Пушкин живо интересовался творчеством собрата по перу и в одном из посвящений упрекал Баратынского: «Я жду обещанной тетради, / Что ж медлишь, милый трубадур!». В другом посвящении Пушкин даёт блестящую оценку творчеству Баратынского: «Стих каждый в повести твоей / Звучит и блещет, как червонец…».
Поэт, как известно, не состоял в тайных обществах, но он глубоко сочувствовал декабристам, со многими  дружил. Среди них – наши земляки: М. С. Лунин, братья Вадковские, А. И. Сабуров, С. И. Кривцов.
С Тамбовским краем связаны и некоторые адресаты лирики Пушкина. Это прежде всего Екатерина Павловна Бакунина (1795 – 1869) и Анна Петровна Керн (1800 – 1879).
«Катенька Бакунина» - первая юношеская любовь Пушкина. Она сестра лицейского друга Пушкина - Александра Бакунина. Видимо, во время одного из её приездов  к брату в 1815 году поэт и познакомился с очаровательной девушкой, нежные чувства к которой он сохранил на всю жизнь. Ей он посвятил более 20 стихотворений, в том числе: «Слеза», «Окно», «Осеннее утро», «Разлука» («Когда пробил последний счастью час…»). В «Разлуке» особенно сильно звучат строки, в которых - и любовь, и страдание, и предчувствие неминуемого расставания:

О, милая, повсюду ты со мною,
Но я уныл, и втайне я грущу.
Блеснёт ли день за синею горою,
Взойдёт ли ночь с осеннею луною –
Я всё тебя, прелестный друг, ищу…

В 1834 году Екатерина Павловна вышла замуж за одного из петербургских приятелей Пушкина, сына рассказовского помещика – А. А. Полторацкого, и многие годы жила в селе Рассказово (ныне – город). Двоюродной сестрой Полторацкого была Анна Петровна Керн, приезжавшая к нему в гости со своим отцом в 1812 году.
С Анной Петровной Керн Пушкин  познакомился в Петербурге в 1819 году. Но первая встреча, видимо, не произвела на него такого потрясающего, «глубокого и мучительного», по его признанию, впечатления, как вторая, которая произошла в 1825 году в Тригорском. Именно после этой встречи было написано стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» («К***»), положенное на музыку композитором Михаилом Ивановичем Глинкой (1804 – 1857) и ставшее едва ли не самым популярным классическим романсом.
А. П. Керн оставила «Воспоминания о Пушкине», изданные отдельной книгой в 1988 году в Москве.
В 1820 году произошло знакомство поэта Александра Сергеевича Пушкина и композитора Александра Николаевича Верстовского (1799 – 1862). Верстовский родился на Тамбовской земле – в селе Мезинец Козловского уезда (ныне – Староюрьевский район). В 1830-е годы встречи поэта и композитора были довольно частыми. Еще при жизни Пушкина  Верстовский написал несколько песен и романсов на его стихи. Особенно популярными и любимыми у слушателей были романсы «Чёрная шаль» и «Цыганская песня». И поэт, и композитор любили русские народные песни. Верстовский вспоминал, что Пушкин приходил в восторг, когда слышал песню «Как на матушке на Неве-реке…». Незадолго до смерти композитор создал симфоническую  кантату на стихотворение А. С. Пушкина «Пир Петра Первого», включив в неё полюбившуюся поэту русскую народную песню.
Мы не можем не гордиться обширными связями А. С. Пушкина с Тамбовским краем, где, помимо всего, родилась и жена поэта – Наталья Николаевна Гончарова (1812 – 1863) – в селе Кариан-Загряжское (ныне – рабочий посёлок Знаменка). Здесь есть музей, в котором экспонируются документы, произведения, рассказывающие о поэте и его жене. Это о ней Пушкин в стихотворении «Мадонна» написал: «Чистейшей прелести чистейший образец».
Старший сын А. С. Пушкина – генерал-лейтенант, участник русско-турецкой войны Александр Александрович Пушкин (1833 – 1914) в 1878 – 1880 годы жил со своими детьми от первого брака в г. Козлове (ныне - Мичуринск): он командовал полком, который дислоцировался в этом городе. Сюда к нему приезжала его сестра – старшая дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг (1832 – 1919), помогавшая брату воспитывать детей. Потомки великого поэта побывали за это время во многих местах Тамбовской губернии, где жили их родственники: в селе Арапово (ныне – село Красносвободное Тамбовского района), в деревне Николаевке под Тамбовом; посетили они и имение Мара – родину Е. А. Баратынского. Дочери Александра Александровича Пушкина – Надежда Александровна (1871 -1915) и Вера Александровна (1872 – 1909) каждое лето отдыхали в Арапово. В один из приездов, летом 1915 года, Надежда Александровна скоропостижно скончалась и была здесь похоронена. К сожалению, могила внучки великого поэта не сохранилась.
В Тамбове имя Александра Сергеевича Пушкина носит областная универсальная научная библиотека, где хранятся прижизненные издания произведений поэта.


Рецензии