Спусковой курок правозащитного движения

Я достаточно подробно остановился на деле Синявского и Даниэля, потому что это был первый процесс, по которому мы знаем такое огромное количество документов. Они все были изданы в «Самиздате».

Наверняка были письма и в защиту Бориса Пастернака в период его травли, и в защиту Иосифа Бродского, когда его судили в Ленинграде. К сожалению, эти письма остались неизвестными. Впрочем, может быть, они когда-нибудь будут найдены в архивах Президиума Верховного совета или Генеральной прокуратуры, куда они могли быть направлены людьми, пытавшимися защитить их. Тогда письма советских людей были актом их личного мужества.

И, наконец, высший акт мужества был совершен Александром Гинзбургом, составившем в 1966 году сборник под названием «Белая книга» по делу Андрея Синявского и Юлия Даниэля. «Белая книга» была осенью того же года разослана в официальные инстанции СССР, включая КГБ, а в следующем году опубликована за границей.

Я еще расскажу об этом чуть более подробно.

На меня все эти события произвели тогда сильное впечатление. До и во время суда мы не располагали достаточной информацией. Я читал газеты, а там было явно недостаточно написано о том, что Даниэлю и Синявскому вменяется в вину. Если отбросить ругательства, а также общие фразы (а это мы уже давно научились делать), то криминала, который бы тянул на уголовное дело, я не видел. И мои товарищи – тоже. Но для многих (к сожалению, очень многих) людей этого было достаточно. Подавляющее же большинство свято верили тому, что написано в газете. Написано – «антисоветчики» – значит, так оно и есть. Написано «нанесли ущерб советской стране» – верили, что ущерб нанесен.

Для интеллектуального Академгородка этого было мало. Мы привыкли, что всё должно быть доказано. А вот этих-то доказательств мы и не находили. Часть людей думала, что виновата пресса, которая помещает куцые сообщения, но многие среди нас понимали, что доказательств просто нет. Что все обвинения высосаны из пальца.

Когда впоследствии появились самиздатовские материалы, а потом и «Белая книга», мы в этом убедились.

И у меня твёрдое убеждение, что суд над Юлием Даниэлем и Андреем Синявским стал спусковым курком правозащитного движения. Оно обрело теперь достаточно широкую базу.

У нас дома сохранились напечатанные тогда на пишущей машинке последние слова на суде Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которые распространялись Самиздатом. Приведу здесь первые страницы этих старых документов.

И не могу не отметить аналогии между судами тех времен и нынешними судами. Главное их сходство в том, что они неправедные. Людей обвиняли в тех преступлениях, которые они не совершали. Об этом говорили обвиняемые, говорили свидетели, об этом говорили защитники. Они приводили доказательства. Но их никто не слышал. Судья все эти слова пропускал мимо ушей. Соответственно и приговор суда был ничем не обоснован. Обвинители и суд выполняли задание ЦК КПСС. И они его выполнили.

Заказчики – идеологические работники ЦК КПСС - считали, что они, наказав двух писателей, заткнут рты остальным. Заставят замолчать. Заставят перестать писать художественные произведения с критикой нашей жизни в «стране победившего социализма».

Они ошиблись: лодка нашей жизни начала раскачиваться. И чем дальше, тем больше. Появившееся диссидентское движение начало набирать силу. Но еще более опасным для тех, кто задумал этот процесс и инициировал приговор, было то, что значительное число людей начали проявлять внутреннее несогласие с принятыми решениями. Пусть пока еще слабое, но недовольство «недостаточной информацией» у одних и чрезмерно суровым приговором у других осталось горьким осадком в душах многих людей.

Вот и в деле ЮКОСа власти России снова наступили на те же грабли, и они уже больно ударили по лбу заказчиков «Дела ЮКОСа». Снова надуманные абсурдные обвинения, снова подсудимые обвиняются в том, чего они не совершали. Снова противоречия заметные даже неискушенным людям. Снова судьи «не слышат ни подсудимых, ни свидетелей, ни защитников. Снова приговоры пишутся под диктовку властных структур. И, как следствие, снова растет недовольство среди людей, которое вот-вот выплеснется наружу. А уж если выплеснется, оно сметет существующую власть.

Причем сегодняшняя ситуация для властных структур много хуже, чем тогда. Тогда очень многие были зашорены коммунистическими лозунгами, предрекавшими народу светлое будущее. Коммунистическая идея еще не скомпрометировала себя на 100%, как сейчас.

Сегодня власть открыто поддерживает меньше половины населения страны. Сегодня правительство обвиняют в коррупции, взяточничестве, непрофессиональности. Удивительно, но, полагаясь на свое шаткое большинство на фальсифицированных выборах, власть продолжает ужесточать законы и усиливать репрессивный аппарат, используя при этом демагогические приёмы, не утруждая себя в правдоподобии своих утверждений. Зря рассчитывает, что это может продолжаться долго. У меня ощущение, что спусковой курок уже взведён. И не уверен, что для смены власти понадобится, как в прошлый раз 25 лет.


Рецензии