Грибы

Бывали времена, когда грибы возами из леса везли. Их было так много, что ходить с ведром или корзиной считалось зря время терять. Запряг лошадь и в лес. Через 3-4 часа с полной телегой домой.
У нас говорили «грыб» и не терпели городских, когда они говорили «пойдём по грибы». Корзинами никто не пользовался. К грибам  деревенские жители относились с уважением. Как говорил дядя Петя Бакин: «Грыб, он уваженья требоват к себе». Его много было, но не каждому он давался. Его надо было чувствовать и ждать. Как только в начале августа туман после ночи начнёт от речки растекаться по лесу, всё, начинай ждать прелый дух из леса. Как раз в это время настоящий гриб идёт – белый, груздь разных сортов. Это гриб! А всякие там сыроежки, волнушки, рыжики, подберёзовики, сморчки за грибы и не считали.
Как белый гриб начинался, в лесу становилось чисто и тихо: исчезал комар, гнус; меньше ворчали жуки и шмели; птицы колготиться переставали. Броди среди этой первозданности и неторопливо, завидев подразделение белых, становись на колени  и начинай аккуратно подрезать на упругой ножке грибы. Один за другим обласкаешь каждый, усмиришь его в ведре, посмотришь чуть дальше, а их та-а-а-м, мама дорогая, море. Куртку снимешь, кепку – на куст и за любимое дело вновь принимаешься. Кругом ни души. Только ты, лес, грибы да паутина между веток.
Их сушили на суп зимой, жарили, солили на закуску в праздник или с картошечкой варёной хозяин после баньки жаркой, махнув стопку другую с недельного устатку, захрустывал им, радуясь жизни. К огурцу у нас тоже неплохо относились, но про него могли позволить и неприятные высказывания, например, «огурец в… не жилец». А про грибы  - нет, так не говорили. В любом случае произносили: «А чё ты хошь, гриб он и есть гриб». Даже когда Юрка Шаталов, будучи уже судьёй в Барнауле, умер от отравления грибами, сказали: «Гриб знанья к себе требоваит, а тут, видать, промашка какая-то вышла».
В иной год грибов было так много, что они росли даже на  тополиных и берёзовых пнях в деревне. Особенно это относится к опятам. Однако эти грибы не брали. Считалось как-то «не по-людски» есть грибы, выросшие в деревне. Деды говорили: «Дух у их не тот».
С почтением относились к груздям. В связи с этим в деревне среди жителей даже выражение бытовало: «Крепок как груздок». Очень редкими у нас считались лисички. Эти грибы росли в траве и собирали их в период сенокоса. Когда женщины косили косами траву, то им и попадались лисички. С них вкусным и наваристым был суп.
В нашей деревне так и не признали шампиньоны, хотя росло их великое множество. Росли они в основном на хорошо унавоженной почве, а такие грибы шли у нас под перечнем «поганки».
Где-то в году 1965 ближе к сентябрю я пошёл на Песочное озеро с надеждой диких уток подстрелить. Удача мне улыбнулась, и домой я шёл в благостном настроении. Отойдя метров 400-500 от озера, в ложбинке мне попались грузди. И не просто грузди, а их огромное количество. Что поразило меня. На их срезание ушло часа три. Но мне их было не унести. Я пришёл домой, запряг в телегу коня и поехал за грибами. Ездил два раза. И что интересно: ни одного груздя не попалось порченного. В тот раз мама насолила две кадки груздей. После усолки они сильно усели.
Мне исполнилось уже за 60 лет, когда я узнал, что свинухи, оказывается, нельзя есть. А мы их за милую душу в жареном виде употребляли и ни с кем ничего не случалось.
В нашей семье только дед Захар не ел грибы. Он их звал «волчьим мясом»
А вообще сбор грибов не был основной причиной похода в лес. Не склонные к сентиментальности и проживающие в прелестях природы, жители деревни, уединяясь в лес, отдыхали там, Отдыхали от домашней сутолоки, визга и шума домашних животных. Лес был единственным местом, где можно было остаться наедине со своими мыслями. А сбор грибов приятно дополнял это время. Или как говорили, «заодно и грибов нарвал».


Рецензии
Ну, как же у Вас сочно и образно описано это душевное занятие:
"...Один за другим обласкаешь каждый, усмиришь его в ведре, посмотришь чуть дальше, а их та-а-а-м, мама дорогая, море...".
Почему-то многие народы не собирают грибы, не понимают всю прелесть этого
почти колдовского ритуала: от самОй мысленной подготовки к этому священно-
действию до процесса их переработки и дальнейшего употребления в качестве
заветного лакомства.
Да, это наверно самое русское занятие, которое недаром называют "тихой охотой".
У меня она сопутствовала всем моим переездам по стране: от действительно съедобных свинушек в Молдавии (под Кишиневом и других-то благородных грибов
не припоминаю), до поразительного и неправдоподобного изобилия подберезовиков и подосиновиков в чукотской тундре, где они тоже не червивеют, а стоят до самых морозов крепенькие и ровненькие, как на подбор, и с непривычки, глядя на это
изобилие, тебя обуевает первобытная жадность...
Спасибо за образность.
Приглашаю на огонёк.
Виталий.

Виталий Голышев   24.04.2014 12:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.