Я специалист

Кто сказал, что в России трудно найти работу? Опытный специалист всегда найдёт, куда приложить свои знания и как заработать на жизнь. Даже если этому специалисту дважды за 30.


                4.30. Кажется, что город ещё спит. Но ближе к железнодорожной станции наблюдается оживление. Впереди несколько такси и торопливые  пешеходы. Ускоряю шаг, иначе не успею оформить свой безденежный билет. У кассы – человек 20 и множество  комаров. Несмотря на утреннюю обработку одежды, рук и ног защитным спреем, эти вредные насекомые  не обделяют вниманием и меня. Кассир работает быстро. Электричка уже подана,  первый вагон почти пустой, потому что на следующей станции в него войдут контролёры. Сажусь на «своё» место. Эти 2 часа – моё свободное время. Можно читать, делать наброски рассказов или спать. Ранним утром не тревожат  ни продавцы, ни музыканты, ни собиратели средств на ремонт Храма или приют для бездомных животных.

                6.40. Продвигаюсь вперёд, чтобы одной из первых выйти из вагона, проскочить через турникет и добежать до метро. Минуты промедления могут обернуться потерянными часами. Суммирую скорость эскалатора со своей, успеваю пробежать вдоль поезда и заскакиваю в последний вагон. Следующая остановка – моя. 2 эскалатора вверх – и я на финишной прямой. Улица безлюдна, и хочется верить, что сегодня я иду по ней первая. Но у здания ФМС уже стоят люди. С учётом тех, кто сидит в машинах, передо мной оказывается 12 человек. Плохо… Вчера было 7, и прошла только к вечеру, сегодня могу не успеть. Надо было ехать первой электричкой. Хорошо тем, кто на машинах, они занимают очередь с ночи. Дождавшись последнего, я перехожу на другую сторону улицы и сажусь на скамейку на автобусной остановке. Эта сторона  расположена на небольшом возвышении, отсюда  открывается панорама города, и удобно наблюдать за очередью. К зданию постепенно подходят  люди, многие из которых  мне знакомы. Мы сотрудники иностранных предприятий или посреднических фирм. Оформлять в ФМС приглашения, разрешения, визы и прочие документы для иностранных специалистов – наша работа. Люди с неустойчивой психикой здесь не приживаются. Надо не только смириться с многочасовыми очередями, но и найти в этом позитивные моменты, а они, безусловно, есть.   

                9.00. Через полчаса начнётся запуск «на электронную очередь». Тамбур и узкая лестница быстро заполняются, надо успеть  выстроиться по порядку, потому что через турникет пропускают по одному. Часть  посетителей – «не наши», они пришли в другой кабинет по своим личным вопросам, но именно они плотной толпой загораживают вход. Однако сегодня передо мной Алекс, специалист очень внушительных размеров, он прорвётся сквозь любую толпу, и мне не придётся прокладывать дорогу локтями.

                9.30. Началось! Введя ИНН организации,  получаю талоны в нужные кабинеты. Мои номера «на разрешение» – 32, 33 и 34. Значит, кто-то из 12 тоже оформляет по 2-3 человека, и моя очередь подойдёт не скоро. Зато номер «на получение» – 2, жду высококвалифицированного итальянского специалиста, чтобы зайти к инспектору вместе с ним. Если этого ценного работника не доставят в течение 10 минут, придётся уступить очередь русскоязычной китаянке, которая привезла человек 20 своих соотечественников, и тогда мой итальянец будет возмущённо смотреть на часы и говорить, что опаздывает на важную встречу. По иронии судьбы, он имеет почти ту же специальность, что указана в моём дипломе. Но он будет  получать 170 тысяч рублей, а моя зарплата была такой, что об этом не хочется вспоминать. Мои мысли прерывает звонок: водитель привёз итальянца. Встречаю, объясняю, сопровождаю. Ни на каких иностранных языках, кроме английского, я не говорю, но, к счастью, его понимают все. Процедура занимает около 10 минут.«Good bye! Have a nice day!» Теперь можно пойти в кафе, там  должен быть кто-нибудь из наших. Несколько человек уже возвращаются, скоро подойдёт их очередь. Антон что-то громко рассказывает Степанычу и пытается вовлечь в разговор Рината, но у того в ушах наушники,  в руке – папка, в кармане – бутылка с водой, а в голове – какие-то свои мысли. Ринат вполне доволен работой, а Антона  время от времени терзают мысли о двух  красных дипломах, которым надо бы найти более достойное применение. Один из его бывших сокурсников  успешно строит карьеру за границей, но Антону не хочется уезжать из России. Степаныч – самый старший из нас. Где он работал до выхода на пенсию, я не уточняла, но знаю, что главным праздником  страны он считает День космонавтики, и мы его с этим праздником  ежегодно поздравляем. Называть друг друга по имени и отчеству у нас не принято: либо одно, либо другое. В прошлой трудовой жизни у меня тоже было отчество, но здесь я для всех просто Валерия.

                12.00. Приехали двое из регионов, их принимают  без очереди, поэтому движение замедлилось. Антон и Ринат углубились в свои планшеты, Степаныч консультирует новенькую, многие разъехались и появятся после обеда. Пришёл Никита, он тоже прислушивается к Степанычу. Никита накапливает опыт, чтобы открыть свою фирму, поэтому его интересуют все нюансы нашей деятельности, а их немало. Что делать, если иностранный специалист поменял паспорт? Как восстановить утерянное «разрешение»? Можно ли оформить приглашение для ребёнка жены от первого брака?  Кажется, уже все вопросы выяснены, но то и дело возникают новые.

                13.00. Обеденный перерыв. Охранник попросил освободить помещение. Время есть, после обеда захожу, в очередной раз, в расположенный неподалёку музей. На вахте сегодня  муж моей приятельницы, пенсионер, бывший преподаватель вуза, они живут по соседству со мной и тоже ездят на работу в Москву, но у него работа по графику «сутки-трое», а она сопровождает группы туристов.

                15.30. Очередь продвигается медленно, на приёме клиент под номером 25. 27-й ушёл: он рискнул опустить документы в ящик, так и не показав их инспектору. Заметно нервничает недавно пополнившая наш коллектив Наталья, но старается  этого не показывать и лихорадочно вяжет шарфик для  очередного медведя. Мишки Тедди – не просто её хобби, это ещё один источник дохода. Около кабинета стоит Ксюша, готовая войти, как только «загорится» её номер. Она умница, много читает и свободно говорит по-английски. Лишь однажды иностранец привёл её в замешательство, начав выяснять значение символики на гербе ФМС, но мы дружно помогли ей выйти из сложной ситуации.

                16.30. Чтобы время шло быстрее, я начинаю решать судоку. Наконец, передо мной остаются только Никита и Алекс. Но инспектор уходит в архив, чтобы найти чьё-то «Личное дело». Когда доходит очередь до Никиты, становится ясно, что после него примут  только одного человека. Алекс сочувственно смотрит на меня и говорит (о, счастье!), что раздумал подавать документы сегодня и подаст их завтра, заодно с дополнительным пакетом. Есть на свете благородные мужчины! За 10 минут до конца рабочего дня я вхожу в кабинет.

                17.15. Инспектор устала и тоже спешит на электричку, но задерживается со мной ещё на несколько минут. 2 «дела» приняты, в третьем  девочки допустили неточность на 10-й странице трудового договора. Проверка их работы не входит в мои обязанности, но я всегда это делаю. На этот раз не заметила. Значит, завтра сдавать повторно. Ближайшая электричка почти через час, надо быть на платформе до её подачи, чтобы ехать сидя.

                18.20. Электричка отправляется. Через 2 часа я буду дома. А пока сижу, зажатая с обеих сторон крупными гражданками, ем мороженое и размышляю о своей работе.

                Думаю, что всё-таки мне повезло: ненормированный рабочий день, утренние часы на свежем воздухе, общение с интересными людьми, прогулки по Москве. Как правило, бывшим  директорам, научным работникам, педагогам, инженерам предлагают  должности уборщиц, дворников или  вахтёров. Интеллект и профессиональный опыт не востребован на российском рынке труда. А я оказалась востребованной и стала  специалистом по оформлению иностранной рабочей силы. Конечно, удивляет, что эта «сила» нам нужна в таком количестве: по официальным данным, в России трудятся 168,5 тысяч экспатов из Дальнего Зарубежья. Говорят, что они  имеют опыт выживания в условиях рыночной экономики, а мы в этом новички. Тогда почему  наши специалисты едут зарабатывать деньги за границу? А в России не только низкие зарплаты, но и безработица. Впрочем, её уровень, по данным  Росстата, снизился  за последние 3 месяца на 0,4%, и безработных  осталось всего-то миллион с маленьким «хвостиком» (точнее, 1,01 млн человек по состоянию на 29 мая). Однако, что это я – о безработных  да о зарплате… Я к этой статистике никакого отношения не имею, потому что, по принятым методикам  расчёта, уже не вхожу в число экономически активного населения.


Рецензии
Я инженер, работавший на производстве, всегда что то созидал. Сейчас "трамбон" годен только для аккомпанимента, глубоко на пенсии. Т е. мой голос совещательный. Много читаю о жизни современной России, болею за нее. Меня расстраивает то, что во всех описаниях жизни российской существуют в основном психологи, экономисты, юристы, чиновники, оформители, охранники и подобная вспомогательная прослойка, которая стала слоем. Где токаря, учителя, слесари, инженеры, врачи, строители и прочие созидатели. Вы показали, что работу найти можно для личного существования, но государство без созидателей не проживет.
Недавно был в Питере. Разговорился с шофером такси. Он мне пожаловался - "Я
инженер технолог по обработке металла. Я только закончил институт, опыта у меня нет. Я согласен начинать с любой низкой должности и совершенствоваться. Но меня нигде не берут. Дают понять, что хотят мзду, причем крутую. Словами не говорят, но на бумажке вырисовывают цифру 500 000." Куда катится Русь?

Артем Кресин   10.11.2018 12:57     Заявить о нарушении
Вот и я о том же: куда катится страна? Обратили внимание, какие люди работают в этой фирме? Каждый из них мог бы приносить гораздо большую пользу Родине, чем обслуживание иностранных специалистов, отношение к которым порой доходит до абсурда, как в этой истории, которая тоже взята из моего опыта подработки в посреднической организации http://www.proza.ru/2014/02/02/894

Просто Валерия   14.11.2018 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.