От восхода до заката

От восхода до заката

повесть

Татаренко Иван Петрович

ББК-84 Р-7-5-6 Т-12
Автор: Татаренко Иван Петрович
Т-12. Татаренко Иван Петрович. Повесть: "От восхода до заката". - 28с.
Книга рассказывает о жизни и литературном творчестве поэта-лирика Шевченко Михаила Петровича со времен учебы в Россошанском педагогическом училище совместно с автором и о дальнейших годах литературного содружества до последнего года литературной жизни.
Повесть написана автором на основе сохранившихся документов о Шевченко М.П. в домашнем архиве в соответствии с "Законом Российской Федерации и СМИ".
© Татаренко И.П. 2013 год.
Бийск 2013г.
 

Татаренко Иван Петрович
ОБ АВТОРЕ КНИГИ.
Татаренко Иван Петрович родился 23 октября 1927 года на хуторе Сотницком Россошанского района Воронежской области в семье железнодорожного рабочего. Учился с 1935 года в Поповской средней школе. Окончил Россошанское педагогическое училище. В 1951 году переехал на Алтай. Работал учителем в Талицкой начальной школе № 15 Грязнухинского района, (ныне Советского района). В 1961 году посту¬пил на учебу в Бийский педагогический институт на исторический факультет. Диплом о высшем образовании получил в Горно-Алтайском пединституте. Работал учителем истории, директором школы. С 1994 года проживаю в г. Бийске.
Литературой увлекаюсь со школьных лет и до настоящего времени. Много пишу, читаю. Член Бийского литературного объединения, член студии прозы "Гран" с 2001 года. До этого работал сельским корреспондентом различных районных газет. Публикования в сборниках Москвы, Барнаула, Бийска. Автор более 30 книг, стихов и прозы. Основные из них: "Мое отечество", "Земные тропы", "Сказание о Бикатунском остроге", "Сказание о Земле Грязнухинской", "России славные победы", "История Советского района", "Боевая слава Бийска", "По кругу жизни", "Повесть о герое России", "Бийский железнодорожный узел", "Боевая слава Советского района", "Родовая повесть", а так же романы: "Подвиг во славу отчества", "Комендант крепости", "Подвиг во имя жизни", ряд повестей, а так же книги о В.М. Шукшине, о поэтах Алексее Прасолове, Михаиле Шевченко и другие. Эта книга посвящена поэту-лирику Михаилу Петровичу Шевченко, с которым я учился и сотрудничал.
Памяти поэта Михаила Шевченко посвящаю эту книгу.
Автор.
КАК ДРУГ И ПОЭТ.
На карте Воронежской области между городами Лиски и Россошь в придонской равнине вдали от железной дороги Москва-Ростов (НВЖД) с давних пор существует старинное село Сагуны в тридцати километрах от железной дороги со станцией Подгорная. Сагуновская земля стала навсегда родиной поэта Шевченко Михаила Петровича. Здесь в 1929 году он родился, прошло детство поэта, прошумела его незабываемая юность. Учился в Сагуновской семилетней школе, во время летних каникул работал в колхозе.
Успешно закончил семилетку, в 1947 году поступил учится в Россошанское педагогическое училище начальных классов. Но судьба распорядилась иначе.
Как прекрасно владеющего музыкой, Михаил Петрович стал преподавать пение и музыку в родном Россошанском педагогическом училище. В жизни в моем мировоззрении вдруг все перевернулось. Друзья и товарищи стали из училища выходить на широкую дорогу самостоятельной жизни, отдавая свои знания молодежи. Они стали по серьезному смотреть на жизнь и работу. Я никак не предполагал, как выйду самостоятельно на дорогу жизни.
1 сентября 1950 года в учебный класс к нам вошли классная руководитель Софья Ивановна Принцева и всем нам известный наш товарищ Шевченко - высокий, стройный, круглолицый с гладко зачесанными волосами на голове, в руке скрипка со смычком, на лице легкая улыбка, сосредоточенным взглядом окинул класс, посмотрел на классного руководителя Софью Ивановну.
- С сегодняшнего дня - это с 1 сентября весь учебный год у вас музыку и пение будет преподавать наш выпускник Михаил Шевченко. Прошу любить и жаловать. От радостных душевных чувств мы почти одновременно зааплодировали и с улыбками закричали:
- Мишка! Ура!
- Наш Мишка. Вот здорово!
Софья Ивановна подняла руку, требуя тишины. Строго промолвила:
- Не Мишка, а Михаил Петрович теперь так его все называйте. Михаил Петрович теперь находится на работе. До свиданья! - и ушла.
Не берусь судить о других, как этот момент психологически в голове, в моем мозгу повлиял на мое сознание, когда твои товарищи и друзья становятся современными работниками школ. Возникла мысль, а как бы я поступил в это время. Ответ пришел сам собой: "Точно так же, как нынче сделал Михаил Петрович Шевченко. Жизнь потребовала теперь мыслить другими категориями, на которые раньше не обращал ни я, ни рядом сидящий со мной за одной партой мой друг Алеша Прасолов. Как бы продолжая мои мысли промолвил:
- Я, у Крекотеня, наравне играл с Михаилом Петровичем на скрипке.
- Ты, что собираешься занять его место?
- Нам еще надо год учиться.
Работая учителем музыки, его тянуло на газетную и издательскую работу. Поступил учится в литературный институт имени А.М Горького, который с успехом закончил. Стал знаком с ведущими писателями и поэтами Москвы и России.
Более десяти лет Шевченко работает на газетной издательской работе. Одно¬временно занимается литературным творчеством с 1961 года.
 
Михаил ШЕВЧЕНКО

Из под пера Шевченко вышли книги стихов - "Любовь" в 1961 году, "Спасибо тебе за цветы" -1964 г., "Моя фамилия" (1975 г.), "Стихотворения 1979 г., прозаические произведения - "Попутчицы" 1976 г., "Кто ты на земле" 1977 г., "Метельная ночь" 1979 г., "Осенние радости" 1981 г., как "Помню бы одну весну" и другие.
В это же время мной были написаны литературные произведения "Целинная эпопея", "Опаленные огнем", "История Советского района", проза "Рассказы", "Земные тропы". Моё и Михаилово литературное творчество как бы шло параллельно, независимо друг от друга.
Публикация некоторых материалов в газетах меня не удовлетворяла, потому что Алтайское краевое издательство в книге "Боевая слава Алтая" издания 1967 года опубликовало мой рассказ. "Герои не умирают". В книге "О чем рассказывают звезды Алтая" мой рассказ "За подвиг на берегах Варты" и другие.
Я поговорил с Михаилом Шевченко, что бы добиться опубликования моих произведений в других издательствах Московской писательской организации. Он посоветовал обратиться в "Литературную газету! С письмом. Что и было сделано в ноябре 1982 года. Уже 2 декабря 1982 года я получил ответ:
"Уважаемый Иван Петрович!
Письмо получили. М.П. Шевченко Вы можете написать на адрес Московской писательской организации: г. Москва, улица Герцена, 53.
Редактор отдела писем "Литературной газеты" Н. Денисова, 2 декабря 1982 г.
Что бы ни затягивать время, я написал письмо в Москву, следующего содержания:
"Уважаемый Михаил Петрович! Я написал книгу "За власть Советов". Описал период гражданской войны и период подпольной работы партийных организаций на Алтае в 1917-1919 гг.
Посоветуйте Михаил Петрович, куца направить рукопись. Может, Вы заинтересуетесь просмотреть.
И.П. Татаренко.
PS. Я с Вами учился вместе в Россошанском педагогическом училище с 1948- 1951 гг. Когда будете в наших краях, то приглашаю к себе в гости, поговорим и вспомним годы учебы. Живу и работаю в Подгоренском районе, в школе.
Мой адрес: 396563, Воронежская область, Подгоренский район, с. Скорорыб, 8-я школа. Татаренко Иван Петрович.
Ответ на это письмо был краток:
"Приеду в Подгорное и Сагуны. При встрече поговорим более подробно по сути дела. Посылаю 7 книг в Сагуновскую школу.
М. Шевченко, 10 января 1983 г."
Книги действительно были получены. По такому случаю написал другу письмо:
"Уважаемый Михаил Петрович! С большим интересом прочитал все семь Ваших книг, присланных с Вашими автографами в Сагуновскую среднюю школу, где Вы начинали свою учебу в первом классе в 1936 году.
Прочитал Ваши рассказы, повести, стихи, я был вполне удовлетворен их внутренним содержанием, которое оказалось мне близким к сердцу. Стихи напомнили мне суровые дни фашистской оккупации и светлые дни освобождения нашей местности воинами Советской Армии.
О некоторых других рассказах, стихах, мы с Вами поговорим, когда будете в Сагунах или у меня в гостях в селе Скорорыб. Дело в том, что мне интересно и дорого будет Ваше мнение по моему литературному творчеству, которым я потихоньку занимаюсь в свободное от работы время.
Может быть, Михаил Петрович, Вы будете в командировке проезжать нашу станцию Подгорная, то прошу заехать ко мне в гости, тут не далеко, всего 15 километров от вокзала, могу за Вами приехать в любое время суток.
Вот мой домашний телефон 57-2-56. Служебный в школе 57-2-16
На почте 57-2-22.
Напишите, Михаил Петрович, когда думаете побывать в родных местах и сможем встретиться. Мы помним Вас.
Еще раз большое спасибо за книги. Письмо направляете по адресу: 396563 Воронежская область, Подгоренский район, село Скорорыб. Татаренко Ивану Петровичу.
С уважением И. Татаренко. 4 февраля 1984 года".
4 апреля 1984 года мне по телефону домой позвонил из Воронежа Михаил Шевченко. Он рассказал, что как секретарь правления Союза писателей РСФСР принял участие в работе Воронежской писательской организации проходившей 2 апреля 1983 года.
- Что Вы все обсуждали? - спросил я.
- О высоком призвании литератора.
- А конкретно?
- У всех выступающих писателей звучала мысль, связанная с гражданским долгом писателя перед своим народом, то есть открытое и честное служение интересам народа и государства - как одно из важных коренных свойств.
- Кто выступал с докладом?
- Как обычно председатель правления Новичихин. Он конкретно подчеркнул, что исторический опыт нашего народа в строительстве нового государства является животворным источником литературных тем и образов, нравственной основы художественного творчества.
- Из воронежских писателей кто выступил?
- Хорошо говорили со знанием конкретных дел Троепольский Г., Люфанов Е., Ю. Гончаров, В. Гордейчев и много других, старались поднимать острые социальные и нравственные проблемы, как раскрыть во всей сложности и красоте духовный мир современника.
- Как отзывались о выходе журнала "Подъем"?
- Касались жалоб, что новые произведения публикуются СССР большими проволочками. Вот только в последний год "Подъем" вышел нормально.-
- Что высказали в заключение?
- Выступили Ионкин, Подобедов, Будаков, Булавин, говорили о высоком при¬звании литераторов, подлинных учителях в жизни.
- О чем ты говорил?
- Как всегда о думах современных читателей, о задачах упрочнения связи искусства с жизнью трудовых коллективов, о повышении литературного мастерства.
- Спасибо Михаил Петрович, за наш хороший телефонный разговор. Постараюсь почитать в областной газете о работе собрания Воронежской писательской организации, что бы быть в курсе литературных задач...
Был прекрасный апрельский день. Солнце высоко поднялось в небе. Его теплые лучи отражались на букетах ранних цветов и распускающихся ветвях почек вишен и яблонь. Я раскрыл окно кабинета. В него ворвался приятных запах зацветающих плодовых деревьев школьного сада. Неожиданно зазвонил телефон. Снял трубку.
- У телефон директор, - отвечаю.
- Иван Петрович, звонит корреспондент газеты "Вперед", Погибельная.
- Слышу, что хотели узнать?
- Вы дружите с писателем Михаилом Шевченко.
- Да, я с ним учился педагогическом училище.
- Нам нужен его московский адрес, хотим взять у него интервью.
- Это же по какому случаю?
- Дело в том, что в конце марта это года в ЦК ВЛКСМ состоялось вручение литературных премий Ленинского комсомола в области литературы и искусства за 1983 год.
Нам стало известно, что среди лауреатов есть наш земляк, уроженец села Сагуны, писатель Михаил Петрович Шевченко.
- За какие такие заслуги?
- Сообщили из Воронежа, что премия присуждена ему за произведения последних лет и многолетнюю плодотворную работу с молодыми писателями. Наша редакция быстро свяжется с Москвой. Поэтому просим тебя дать московский адрес Михаила Шевченко. Ты не против?
- Раз надо - записывайте...
Через два дня 7 апреля 1983 года я уже читал в районной газете "Вперед" статью. "Михаил Шевченко: "Пишу о родных людях". Статья интервью начинается с вопроса корреспондента:
- Корреспондент. Михаил Петрович, сердечно поздравляем Вас с премией. Как Вы относитесь к этому событию?
- М. Шевченко. Спасибо. Естественно, я рад высокой награде. Тем более, что ею оценен весь мой труд.
- Корреспондент. Как Вы узнали о награде? Какие были Ваши первые чувства?
- М. Шевченко. Вернулся домой с работы. Сын улыбаясь, подал мне телеграмму из ЦК ВЛКСМ. Глядя на сына, перечитывая телеграмму, вспоминаю себя 12-13-летним. В канун войны мы "играли а гайдаровского Тимура". А год- полтора спустя "игра" уже была иной... В оккупированной Россоши, где мы тогда жили, немцы жгли книги нашей школьной библиотеки.
Мы мальчишки, решили спасать книги. Пробирались в школу и выносили их за пазухой и в мешках. Однажды чуть не попались... Среди спасенных книг была "Как закалялась сталь" Николая Островского. Первое, еще довоенное издание. Со штыком и веточкой на обложке... Островский и Гайдар возглавляют ряд лауреатов премии Ленинградского комсомола. Мог ли я понимать тогда, что моё имя будет в этом же ряду?
- Корреспондент. В них воспевается родной край, его люди?
- М. Шевченко. Воспевается- может, громковато сказано. Повесть посвящена воспитанию маленького гражданина в семье. Герои рассказов - люди нашего края. В Сагунах когда то жили и дед Поляк и бабушка Шипийка, и Тося... Ну, конечно, и отец и мать... Герои ранних рассказов - женщины войны, мальчишки и девчонки, с которыми я дружил в Россоши. Так, что я пишу о родных людях, чьи судьбы мне близки и дороги.
- Корреспондент. А как вы пишите? Не списываете же с прототипов?
- М. Шевченко. Нет конечно. В каждом герое есть много от ровесников, от того поколения, о котором идет речь, от самого себя, разумеется. Скажем, когда я писал повесть "Только бы одну весну", то в биографию ее героя Игоря, юноши, рвущегося на фронт, я не мало взял из биографии брата - одного из тех ребят, которые шли в военкоматы со школьных выпускных вечеров утром 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны... В основе эпизода в разведке - рассказ другого брата - фронтовика. Об этом славном поколении, на мой взгляд, надо еще писать и писать!
- Корреспондент. Над чем Вы сейчас работаете?
- М. Шевчено. Пишу одну вещь. Правда не так быстро, как хотелось бы. Больше ничего не скажу. От задуманного - путь не легкий. Поживем, увидим. Низко кланяюсь дорогим землякам. С волнением вспоминаю наши встречи прошлым летом. Хорошей Вам весны! Добрых радостей всем подгоренцам!
- Корреспондент. Ваши земляки так же делают Вам, Михаил Петрович, Новых творческих свершений и всего хорошего.
В середине апреля Михаил Петрович по семейным делам находился в Сагунах и в Подгорном. Районная библиотека райцентра Подгоренского объявила об организации и проведении "Субботнего вечера", которым руководили в разных местах работники библиотек Валентина Петровна Тупикина, Елена Рогозина и Юлия Плужникова. Они рассказали слушателям о литературном творчестве A.M. Горького. На вечере читали свои стихи молодые начинающие поэты.
О. Вдовина из села Юдино прочитала стихотворение "Послание из 45-го", С. Санников из Окраюшкино "Сын земли", г. Богачева "Живой букварь", Б. Попо- литов "Уезжаю". Михаил Шевченко в заводском клубе читал свои стихи, напри¬мер:
Родная сторона:
Вся земля собой красива-
Горы, реки, ширь морей...
Но не сможешь быть счастливым
Ты без родины своей.
Где поля-ковры цветные,
Небо синие глаза.
Всюду ягоды лесные,
На лугах цветет лоза.
А под белою горою
Уже многие века
Утомленные от зноя
Пьют стада из родника.
Полуночных звезд сиянье
Отражается рекой,
Свежих трав благоуханье
Так и ходит за тобой.
Красота кругом зеленая,
Чудна леса тишина.
Верба плачет молодая-
Допекла ее жара.
В ясном небе разольется
Песней жаворонка трель,
То ли дождь грибной прольется,
Толь поднимется метель.
...Где бы ни был ты далеко,
А родная сторона
В сердце так лежит глубоко,
Что к себе зовет она.
 Я слушал стихи Шевченко Михаила, как он точно и красиво говорит о родной стороне:
Вся земля собой красива-
Горы, реки, ширь морей...
Но не сможешь быть счастливым
Ты без родины своей.
Каждая шевченковская строка словно согрета в душе чувством великой любви к родной стороне, в которой видит поэт ее радости и надежды, вылившиеся в
задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные поэтические строфы, которые запали в душе слушателей его стихов: Где бы ни был ты далеко, А родная сторона В сердце так лежит глубоко, Что к себе зовет она.
Весь ход субботнего литературного вечера с выступлением Михаила Шевченко освещен на странице районной газеты "Вперед" 16 апреля 1983 года.
В апреле 1983 года я получил письмо с Москвы из правления союза писателей РСФСР от Шевченко Михаила Петровича, адресованное мне 25 апреля 1983 года следующего содержания:
"Уважаемый Иван Петрович!
Извини, что долго не отвечал. Не вылажу из командировок. Недавно был в Воронеже, может читал в "Коммуне" об отчетно-выборочном писательском собрании. Заскочил в Сагуны к И.П. Коваленко. Приехал к вечеру, переночевал и утром уехал. Улыбался довольно часто. Сейчас пытаюсь отдышаться.
Приехать в Подгорную, видимо в ближайшее время вряд ли удастся. А вот в июле на недельку может быть вырвусь в Сагуны. Тогда я Вам дам знать, там и почитаем Ваши вещи. Хорошо?
От всей души - с Первомаем Вас! С Днем Победы!
Вы ведь, наверное, учительствуете? Радости Вам и на работе, и дома!
С уважением М. Шевченко.
25 апреля 1983 г., Москва".
Под впечатлением письма друга я написал Михаилу в Москву о своих литературных творческих впечатлениях Подгоренского субботнего вечера.
"Здравствуйте Михаил Петрович! Получил Ваше письмо 28 апреля 1983 года. Большое спасибо. Оно своего рода было Вашим первомайским поздравлением для меня.
О Вашем пребывании в Воронеже на собрании Воронежской писательской организации я узнал из областной газеты "Коммуна" от 3 апреля 1983 года, где Вы принимали участие, как секретарь правления Союза писателей РСФСР А о пребывании в нашем Подгоренском районе я узнал из районной газеты "Вперед" от 16 апреля 1983 года, где напечатано Ваше стихотворение "Родная сторона", которое я слышал в Вашем авторском исполнении еще раньше, на совещании директоров школ в клубе Подгоренского цементного завода. Мне еще тогда запали в душу заключительные строки:
Где бы ни был ты далеко, А родная сторона В сердце так лежит глубоко,
Что к себе зовет она.
Я думаю, Михаил Петрович, как мы, директора школ, дружно Вам аплодировали, Вашему чтению стихов...
На другой день после получения газеты, я позвонил в Сагуновскую среднюю школу. Моя сестра Катя ответила:
- Был в Сагунах Михаил Петрович у Коваленковых уехал, так как спешил.
А через неделю из Москвы от Вас получил письмо с поздравлением с 1 мая и Днем Победы! Большое спасибо.
Вы пишите, Михаил Петрович, что будете в Сагунах летом в июле месяце. Это хорошо, у меня как раз будет достаточно времени для встречи и разговоров. Вы угадали, что я учительствую, буду рад нашей товарищеской встрече по учебе в Россошанском педагогическом училище, ведь при встрече касаются и многих других жизненных сторон, творчества и т. д.
При возможности сообщайте, когда будете в наших родных краях. Встречу в любое время.
Может быть Вас интересует еще что-то. Адрес остается прежний.
Успехов в работе Вам Михаил Петрович.
С уважением И. Татаренко!
8 мая 1983 года, с. Скорорыб.
В жизни всегда бывает по пословице: человек располагает, намечает, а время подгоняет. В июле 1983 года я гостил на своих каникулах в Слугках Новгородской области на реке Волхов у брата Василия Петровича Татаренко. Красивы новгородские места, прекрасная рыбная ловля на реке Волхов, по которой в свое время плавал Садко со своими купцами.
Отдыхал на славу. Но 23 июля 1983 года сестра Катя прислала в С лутку телеграмму следующего содержания: "Ваня не задерживайся. Шевченко в Сагунах.
Катя".
Пришлось спешно вылетать на самолете из города Новгорода в город Воронеж.26 июля прилетел домой, а 27 июля у меня уже состоялась встреча в Скорорыбе с Шевченко. У меня сохранилась запись разговора от 27 июля 1983 года между мной и Михаилом Петровичем.
Мы посетили 8-летнюю школу. Михаил выступил перед учениками, прочитал им свои стихи. Учителя задали ему много вопросов, на которые Михаил подробно ответил.
Потом побывали в Красном уголке Скорорыбского животноводческого комплекса крупного рогатого скота у рабочих.
Здесь рабочие интересовались, какая жизнь у людей в Москве, как сам Михаил живет, чем занимается, что уже написал, над какой темой сейчас работает.
Потом попросили Михаила прочитать стихи. Он исполнил их просьбу и прочитал несколько стихов из своего детства. Все рабочие остались довольны незабываемой для них встречей с писателем земляком Михаилом Петровичем Шевченко.
Затем побывали в Скорорыбском лесу, где в июле 1942 года временно была сооружена передовая линия обороны против наступления немцев на Подгорное.
Вечером 27 июля 1983 года у меня дома состоялся свободный разговор, который был и 28 июля. По такому случаю, моя жена Пелагея Ивановна угощала нас горячими блинами со сметаной, чаем с медом. Разговор начался с моего вопроса:
- Как ты, Миша, попал в Литературный институт имени Горького?
- После окончания педучилища пошел работать, учительствовал, пока не поступил в Литературный институт, - сказал Миша. - Был конкурс большой. Принимали по знанию литературы.
- Много наших воронежских ребят учились в этом институте?
- Много. Почти все писатели и поэты Воронежской области его закончили.
- Наш друг Алексей Прасолов тоже учился?
- Алексей интересный человек. Часто встречались с ним, талантлив, но выпивка губила его. В более близких отношениях Алексей был близок с писательницей Инной Ростовцевой из Москвы.
- Как он с не познакомился?
- Когда Алексея посадили за пьяное хулиганство, то Ростовцева его выхлопотала из мест заключения. Заставила работать и заниматься литературным творчеством.
- Я так считаю - талант Алексей пропил.
- Чем ты, Иван Петрович, занимаешься?
- Понемногу пишу, что для меня интерес представляет.
- Был я в редакции газеты "Вперед", в подшивках газет видел и читал твои напечатанные материалы. Интересно описываешь, читаются легко. В свое время Алексей Просалов сотрудничал в Россошанской районной газете, да и в других газетах области. Только у тебя и у Алексея пути разошлись в противоположные стороны.
- Верно говоришь. Нам уже никогда не разойтись на нашем литературном пути.
- Рано ушел из жизни Алексей Просалов в расцвете своих сил, таланта, многие планы остались неосуществленными. Я читал его произведения, письма. Не думал, что мы трое уже больше не встретимся. Мы учились и не думали, что с него получится такой талантливый поэт - лирик с тонкими душевными чувствами. Да, Ваня, мы-то живем, а Прасалова уже нет. Ты бы о нем хоть воспоминание написал, он этого заслужил.
- Постараюсь, Миша... - закончил я.
И. Татаренко, 28 июля 1983 г.
Эти два дня 27 и 28 июля 1983 года были для меня счастливыми днями. Когда я Михаилом разговаривал о литературе, творчестве, ловили удочками рыбу в Скорорыбскомм пруцу, плавали на лодке, купались, загорали, просто отдыхали.
На память о пребывании Михаила Петровича Шевченко у меня в гостях и о незабываемой встрече 27 и 28 июля 1983 года Михаил 11етрович подарил моей жене Пелагее Ивановне Татаренко свою авторскую книгу "Попутчицы" с такой душевной простотой. Скорописью написав:
ПОПУТЧИЦЫ
 

Издательство "ПРАВДА" Москва, 1976
"Милым Поле и Ване - на добрую память о встрече в Сагунах и Скорорыбе. С уважением!
М. Шевченко, 27 июля 1983 года".
Михаил Петрович не оставил без внимания наш прекрасный разговор о его пребывании в Сагунах и в Скорорыбе, о друзьях-товарищах, о текущих литературных делах. Он подарил мне свою книгу "Воронежский вечер" с дарственной надписью:
"Милому Ване - с добрыми воспоминаниями о нашей россошанской юности о родном педучилище, о друзьях - товарищах той благословенной поры.
От души. М. Шевченко. Сагуны-Скорорыб, 27.VII - 1983 года".

 

При нашей встрече Михаил Петрович с интересом рассматривал наши альбомы с фотографиями россошанского и послероссошанского периодов, интересовался фотографиями Алтая, любезно просматривал фотографии моих сыновей Володи и Сергея. Просматривал, тихо промолвил:
- У меня тоже есть сын Максим. Дети - это цветы нашей жизни. Они всегда нам дорогие.
- Правильно, Миша, говоришь. Ведь я и ты современные учителя и всегда заботимся о детях.
30 июля 1983 года в редакции районной газеты "Вперед" Подгоренского района состоялась встреча с известным поэтом и прозаиком, земляком Михаилом Петровичем Шевченко. В ней приняли участи члены литературной группы (в том числе Татаренко Иван Петрович, как рабкор) при редакции, журналисты и 16 активисты печати. Состоялся большой интересный разговор о высоком долге современной печати и литературы, о путях совершенствования творческого мастерства. Интересная встреча состоялась с писателем Михаилом Петровичем Шевченко, который всем присутствующим читал свои стихи: "Моя фамилия", "Освобождение", "Дед", "Черемуха" и другие.
Вечером этого же дня Шевченко встретился в Сагуновском клубе колхоза "Красный путиловец", тоже читал стихи, ответил на вопросы. Писатель передал Сагуновской сельской библиотеке, а ранее школе, более 29\00 книг молодых поэтов и прозаиков. Об этом и других встречах рассказала газета "Вперед" в статье "Гость нашей редакции".
К первому января 1984 года из Москвы Шевченко прислал поздравительную открытку с Новым годом. "Дорогой Ваня! С Новым годом! Новогодних тебе радостей! И - всему семейству твоему. Жму руку. Михаил".
1 мая 1984 года я получил с первомайскими поздравлениями открытку. От¬правил письмо в Москву следующего содержания.
"Здравствуй Миша!
Получил твою открытку с первомайскими поздравлениями и Днем Победы!
Сижу в этот воскресный день и всем пишу письма. Дошла очередь до тебя. Дело в том, что сегодня я свободен, отдыхаю. А вот вчера закончил вчерне писать сказку о похождениях Иванушки. Этим я отдал дань романтизму, чтобы он на меня не обижался. Думал сказку начну и напишу в одной тетрадке, а их потребовалось шесть, когда приедешь ко мне почитаешь, посмеемся, меня покритикуешь.
В Воронежскую писательскую организацию отослал на суд две повести, несколько рассказов, посвященных 40-летию разгрома гитлеровской Германии. Может что напечатают.
Пишу, Миша, потому, что не хочется зря проводить время, а оно, ведь дорогое, невосполнимое ничем. Да и люблю сталкивать лбами своих героев в различной обстановке и жизни. Может это грубо мной сказано, но думаю ты Миша, простишь.
В Сагунах был на прошлой неделе, видел твоих родственников во дворе. Был сильный дождь, так спешил быстрее к сестре добраться.
Летом, Миша, жду к себе в гости.
Крепко жму руку.
До свидания!
И. Татаренко, 13 мая 1984 года.
С. Скорорыб.
Миша, отвечаю на твое новогоднее поздравление. Получил твою новогоднюю поздравительную открытку. Большое спасибо, что откликнулся. Прочитал ее и захотелось написать тебе письмо. Дело в том, что с 29 декабря по 8 января 1985 года я был в Сибири на свадьбе моего сына, которая началась 4 января. Но до 4 января я ездил по своим друзьям и товарищам, с которыми учился в Россошанском училище, а затем работал в Сибири встречался с ними на новый 1985 год.
Я рассказал им о нашей с тобой встрече летом 1984 года в селе Скорорыб, как ты читал мне и моим гостям стихи, ездил по селам Подгоренского района, встречались с ветеранами труда, товарищами, друзьями. Как тебя радостно принимали во всех трудовых коллективах, как о тебе писали в газетах и многое другое.
В памяти товарищей и друзей ты, Миша, остался очень хорошим, душевным человеком и товарищем, которые, учти, следят и в Сибири за твоими литературными успехами, читают "Литературную газету", журналы со стихотворениями, "Роман-газету".
Передаю, Миша, просьбу товарищей, например Гриши Колганова, да и мою: отрази в стихах, хоть напиши поэму о родном Россошанском педучилище, своих товарищах, учебе.
Ведь это интересно прочитать. Ты это сможешь сделать, так как жизненные судьбы сделали так, что они известны, дела их влиты в строительство новой жизни.
От себя лично, Миша, тебе скажу прямо: Как попадаю в книжные магазины Россоши, Подгорного, Острогожска, Воронежа и других городов, так спрашиваю у продавцов поступления новых книг близкого тебе товарища в книге или газете, чувствуешь какую-то душевную теплоту, исходящую из самих глубин души и, кажется, встретился и поговоришь по душам.
Может, Миша, я говорю наивно, но это так. Нам, твоим товарищам и знакомым, хочется увидеть и прочитать твои стихи, полные жизни, бодрости, героизма, таланта, высоко ценим твои литературные произведения, гордимся тобою, как поэтом.
Хотелось бы, Миша, знать над чем сейчас работаешь, где бываешь, что видишь, чем интересуешься, что уже написал и опубликовал, каковы теперь планы на будущее. Хочется, Миша, прочитать твое хорошее стихотворение о бойцах- товарищах, водрузивших знамя над рейхстагом во имя Победы над фашизмом, во имя мира на Земле счастья людей. Так же ряд стихов, посвященных борцам за дело мира во всем мире и на другие темы.
Извини, Миша, за данное письмо, но я выполнил просьбу твоих и моих товарищей. Думаю, что ты меня понимаешь и напишешь письмо со своими замечаниями.
Пиши, жду. Крепко жму твою руку.
С Уважением!
И. Татаренко, 19 января 1985 года.
с. Скорорыб".
В письме от 31 января 1985 года я обратился к Михаилу Шевченко по такому поводу.
"Здравствуй Михаил Петрович! С приветом к тебе Иван Петрович Татаренко. По радио воронежскому услышал в последних известиях, что ты принимал участие в Воронеже на собрании журналистов в качестве ответственного секретаря правления союза писателей. Думал, включат магнитную пленку с твоим выступлением. Думал, вот услышу знакомый голос товарища. Но, увы, мое ожидание было напрасным. Никто из писателей и журналистов не был включен в радиопе¬редачу. А жаль?
Думал, ты приедешь к нам в Подгорное или Сагуны, но, видимо, у тебя не было времени на посещение родных мест.
Михаил Петрович, я написал рассказ "Директор спецхоза" и отослал в редакцию журнала "Крестьянка", позвонил редактору, что бы напечатали, если, конечно, он отвечает современным литературным требованиям.
Понравился тут у нас мне один коммунист, уж очень он предан своему делу. Я много за ним наблюдал, разговаривал, интересовался, как это он успевает все делать. В голове возникла мысль написать о нем рассказ. Вот на твой суд и суд журнала "Крестьянка" выслал в редакцию.
Так что, Миша, жду ответа и твоего приговора, как говорится - быть или не быть.
Поздравляю тебя с Днем Советской Армии. Желаю крепкого сибирского здоровья и успехов в творческой работе. Привет от меня всей твоей семье. Пиши.
С уважением! И. Татаренко.
31 января 1985 года, с. Скорорыб. О ТВОРЧЕСТВЕ М.П. ШЕВЧЕНКО
В природе все течет, все изменяется не по воле людей. Так своеобразно устроен мир и жизнь - когда одно поколение сменяет другое. Старшие передают младшим не только все: что ими построено, терпением создано, добыто не только в материальной сфере, но и передают свои научные знания, свой практический жизненный опыт. Молодежь вступает в жизнь со своими определенными научными знаниями по избранным специальностям. С прекрасными глубокими знаниями вошел в жизнь выпускник Россошанского педагогического училища Михаил Петрович Шевченко.
М.П. Шевченко родился в 1929 году в селе Сагуны. Родители были крестьяне. Окончил 7 классов Сагуновской школы, затем учился и закончил Россошанское педагогическое училище, поступил и окончил в Москве Литературный институт имени Горького.
Некоторое время преподавал музыку и пение в педучилище, затем 10 лет трудился на газетной и издательской работе. Все время занимался литературным творчеством. К 1960 году Шевченгко уже подготовил несколько рукописей будущих авторских книг. С 1961 года начал издавать книги. В 1961 году опубликовал книгу стихов - "Любовь", "Спасибо тебе за цветы" в 1964 году, "Моя фамилия"
в 1975 году, "Стихотворения" в 1979 году: книги - проза "Попутчицы" в 1976 году. "Кто ты на Земле" в 1977 году, "Метельная ночь" в 1979 году, "Осенние радости" в 1981 году, "Воронежский вечер" в 1981 году, "Только бы одну весну" и другие.
Шевченко удостоен Почетного диплома и медали Всесоюзного литературного конкурса имени Николая Островского. Так же награжден орденом "Знак По¬чета". Является заслуженным работником культуры РСФСР. Литературное твор¬чество Шевченко стало его целью жизни.
Все вышепоименованные книги и другие я прочитал с большим удовольствием, тем более что в свое время мне пришлось с ним учится в Россошанском педагогическом училище. Я курсом ниже шел за ним, например, я на втором, а он уже на третьем и т.д.
Мне просто интересно было узнать, как сложилась его жизнь в дальнейшем, как складывается его работа, а теперь еще более подробно познакомится с его литературным творчеством.
Есть еще один интересный момент. Курсом выше меня учились будущие ученые: Кузнецов Григорий Федотович - доктор физико-математических наук, профессор; Виктор Рыбянец - доцент физики; Виктор Лесненко - профессор географии; Петр Донцов- музыкант.
Рядом со мной учился будущий тонкий поэт-лирик Алексей Тимофеевич Прасолов. С ним сидели за одной партой в училище и разбирали свои достоинства и неудачи наших литературных произведений, нахождением в них героев и героинь. Прасолов не успел осуществить все свои намеченные планы, а вот Михаил Петрович Шевченко достиг большего.
С большой радостью почитал книги "Кто ты на Земле" о сыне от года до десяти лет - о Максиме; "Осенние радости" - это хорошие повести и рассказы "Только бы одну весну" - десять писем Игоря с фронта - повесть; рассказы "Выходной день" - рассказ отца о своей жизни, о том, как на Кубани за хлебом ходили, там бандиты убили трех комсомольцев; рассказ "Лорда" - о лошади, как она спасла от бандитов, а потом отдали ее в колхоз, она никому не давалась и померла, состарилась; "Дед Полян" - как помог сыновьям вытащить воз со сно¬пами из грязи, впрягшись в оглобли, выпряг лошадь.

 
т я
 
Г.Ф. Кузнецов- физик, профессор,
 
Алексей Прасолов Поэт-лирик

Шевченко - поэт, читает стихи.

 
поэт.
 
В рассказе "Граната" - о братьях близнецах, при фашистской оккупации как немец отобрал лыжи, уцарил по морде Борьку, о расстреле красноармейцев на улице. Подавали сигналы нашим самолетам бомбить и погибли оба - Борька и Миник. Осталась от них граната Ф-1.
В рассказе "Метельная ночь" рассказ о Женьке и Илюше, как спасали книги из школьной библиотеки. В "Попутчице" рассказ о двух женщинах, ехавших в вагоне о Груне и Насте, как Груня проводила 23 июня мужа в армию после свадьбы 22 июня. Гриша погиб, а Груня была или не была замужней, одна осталась.
В рассказе "Осенние радости" Шевченко рассказал, как Он и Она - между ними Саша приехали в Калугу в гости. Живут в гостинице, в номере, потом приехали в Москву, пробыли не долго и уехали до нового праздника. В интересном рассказе "Ах, почему я не любил яблок" рассказан о красавице Тосе Курочкиной, о ее любовнике Николае Скрыпнике, авторе, которго звала Тося в сад кушать яблоки. Когда ее разлюбил Скрыпник. В рассказе "Через пятнадцать лет", автор встретился в Воронеже с давней знакомой Алисой, ехавшей в Краснодар. В рассказе "Чистое", говорится о Петре Федоровиче, как собирали грибы с автором, о рыбалке на озере Чистом и Шере. В "Доме Герцена" рассказ автора о знакомстве с Андреем Платоновым, со старым писателем и учебе в Литературном институте.
В "Литературных портретах" автор рассказывает о своих встречах с писателями Фадеевым, Шолоховым и других. В "Побратимах" - о поэте Светлове, Ольге Федоровне Бергольц. Ольга читала в Доме Литераторов свое стихотворение "Побратимы" - посвященное Светлову, где провела мысль "Сталинград - Гренада" и о четверти века литературной работы М. Шевченко.
В рассказе "Два слова" рассказ о Деде Якове Шаповиче, ушедшем от сыновей - комсомольцев, побивших стекла у икон, но пошли сказать перед смертью: "Раз крест нельзя, то пусть звезду поставят, она теперь всему миру светит" и о М. 111евченко, как его сборник стихов долго не печатали, но писателя Ярослав Смеляков оценил в литературе поэта М.Шевченко такими словами: "...очень неплохие стихи М. Шевченко". Книга вышла из печати. В "Воронежском вечере" автор рассказывает о пребывании М. Шевченко в Воронеже на заседании союза писателей и знакомство с писателем Николаем Ивановичем Рыленковым, о беседах в Кольцовском сквере, о Кольцове и Никишине, о книгах стихов Шевченко.
В рассказе "Час у Сельвинского" рассказывает автор о встрече с Сельвинским, о чтении самим Шевченко своих стихов, о стружках (лирике) Сельвинского, о его книге Юность моя": В "Бабушке Шипихе", как она в 80-летнем возрасте подбадривала Шевченко усталого садить с матерью картошку на огороде, какой Шипиха была заводилой в колхозе, какие она пела прекрасные песни:
Сидит баба в Курыни
Тай считает трудодни-
Ой, гоп - трудодень -
Заработала кило в день.
Ой, гоп - трудодень -
Заробыла кило в день.
Хоть и хлиба не дадуть
Так у табель заведут.
Погуляю по Шпилю
Нови песни стулю.
Ой, тоди-хай люды ждуть! -
В же ж да шо-нибудь дадуть!
Эту же бабоньку Шипку каждый день бил пьяный муж. Перед смертью муж сказал: "Прости, обижав я тебя, та як обижав... и умер...
Шипка прожила еще 35-40 лет. Умерла, но сын не приехал на похороны. Видно некогда было...
Особое место в творчестве Шевченко занимают место стихи в сборнике "Моя фамилия" 1975 года. Стихов много: "Любовь", "Моя фамилия", "Руки отца", "Дед", "Тревога", "Глаза-щели", "Домик М.Ю. Лермонтова", "Завоевание мира", и другие.
Мне особенно нравятся стихи, как "Оккупация", "Освобождение", "Завоеватели Мира". Вот содержание "Оккупации":
В тревожном сне забылся город Россошь- И ту зиму не было покоя снам... Передо мной чадит коптилка-роскошь По тем тяжелым временам... Окно и дверь завалены мешками, На улице патруль. Шаги скрипят. Фашисты в кухне, как на шее камень, Вповалку на полу храпят... Противоположное стихотворение "Освобождение": Не забуду памятной даты, Когда к нашему полустанку Через фронт родные солдаты Прорвались под прикрытием танков. Степь дрожала в раскатах залпов. Дым окутал донские станицы Сибиряк по пути на запад В хату к нам забежал напиться... И ушел солдат в наступленье, И над степью летел громыхающих танков ветер. И вставала над Доном Свободного утра заря...
Из других рассказов мне больше всего нравятся "Побратимы" и "Только бы одну весну", "Выходной день" 1984 года издания города Воронежа.
Эту книгу повестей и рассказов прислал мне мой друг ученый физик и поэт Григорий Федотович Кузнецов с авторским текстом:
"Ваня, у меня оказалось две таких книги, поэтому одну из них я решил послать тебе, ты же хорошо знаешь Мишу Шевченко.
К сожалению, в настоящее время он очень плох.
В свое время он отговаривал меня писать стихи. Мол ты же физик, зачем тебе писать стихи?
Но у меня наступил такой период, что я просто не мог не писать стихи.
1 мая 2009 года, Г. Кузнецов".
.. .Шел новый 1990 год. Михаил Петрович из Москвы поздравил меня новогодней открыткой со следующим содержанием:
С Новым годом Ваня!
Извини, что с таким запозданием ответил, но я ведь на грех не пеняю, а ты письмо послал в Правление, где я теперь бываю редко. А тут еще общественные заботы... Словом, виноват.
Труды свои предлагай любому журналу или издательству. Лучше поближе, чтобы мог видится с рецензором или читающим работником. В хороших рукописях сейчас все заинтересованы. А я что буцу читать? Я не издатель и не редакция. Страшит меня то, что сразу взялся за роман. А ведь в нашем деле чуда не бывает. Впрочем, кто знает неизведанные пути.
11овогодних тебе радостей. Будешь дома, встретимся.
Москва, М. Шевченко 1.01.1990 г.
Россошанский писатель Пётр Чалый неоднократно встречался с поэтом Шевченко. Об одной из встреч Пётр сообщил в короткой информации "Земляки" о разговоре с поэтом Михаилом Шевченко:
- Сегодня ехал в машине по Россоши, вспомнилось: от города до станции были песчаные пустыри, ветер дунет - темно в глазах от песчаного дождя. Мы тогда выходили всем училищем сосенки сажать. Теперь лес сосновый в горо-де..."
Газета "Коммуна" 17 сентября 1998 года
-До скорой встречи! М.П. Шевченко.
Шевченко пытался всеми ему доступными литературными средствами глубже понять, конкретнее осмыслить философски всё, что происходит вокруг него в действительности и по стране. Он стремился расширить горизонты и масштабы своей поэзии. Оставил нам самые чудесные и глубоко поэтические произведения. Его поэтический талант раскрылся в полной мере ярко и самобытно в лирике. Сила его гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и настоящего поэта. Это слияние человека и поэта в лирике Шевченко при чтении его стихов заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, воспевать и ненавидеть, плакать и семеяться, грустить и радоваться вместе с поэтом. О крыльях чудесной мысли Шевченковского стиха, всегда ищущий, открытой душевной простоты.
Время идет быстротечно и невозможно его остановить. Как сообщила мне директор Литературного Музея при Россошанском педагогическом колледже Галина Васильевна Андриенко в своем письме от 8 июня 2010 года, умер 29 апреля 2010 года Михаил Петрович Шевченко.
"Похоронили его в Москве, рядом с родителями. Остался сын Максим Петрович. В последние годы Михаила Петровича очень под держивала Галина Иоси¬фовна Петриева, она и сообщила нам о его смерти. Вместе с мужем они активно помогали Максиму с похоронами".
Считаю, Михаила Петровича Шевченко одним из самых замечательных по- этов-лириков своего времени, блестящим мастером современного стиха. Его читает вся наша страна.
Содержание
Об авторе книги 4
Как друг и поэт 5
О творчестве М.П.Шевченко 19
От восхода до заката
Повесть
Автор: Татаренко Иван Петрович
Сдано в набор 15.04.13 Подписано к печати 17.05.13 Тираж 20 экз.
Отпечатано в типографии ООО РПО Матрица" г.Бийск, 2013г.


Рецензии