Фрэнсис Дрейк, или 007 из 16-го столетия

В легендарной серии «ЖЗЛ» неожиданно нашлось место пирату. Впрочем, оговоримся сразу, знаменитый этот пират не был заурядным морским разбойником, которые,  попадись они представителям власти, будь то английской, французской или испанской, становились  украшениями корабельной оснастки, качаясь на реях. Чем тебе не виселица?
Что же касается сэра Фрэнсиса Дрейка, возведенного в 1581 году королевой Елизаветой в рыцари, то это был не какой-то там прожженный негодяй Шарки из рассказов Конан-Дойла и даже не романтический сабатиниевский Питер Блад, а именно королевский «морской пес».
В Англии он известен как один из организаторов разгрома испанской Непобедимой Армады, в Испании же имя Дрейка связано с безжалостным разбоем на суше и на море. 
Виктор Губарев, автор книги «Фрэнсис Дрейк», недавно опубликованной в серии «ЖЗЛ», отмечает, что «не будучи ни англичанином, ни испанцем, постарался уйти от долго навязывавшихся читателю мифологических образов Дрейка (как положительных, так и отрицательных) и изобразить его таким, каким являют его нам исторические источники – дневники, письма, отчеты и воспоминания современников».
Книга у писателя- мариниста Виктора Губарева получилась отменная. С морскими сражениями, штормами, экспедициями в Карибском море и кругосветным путешествием, которое эскадра Дрейка совершила отнюдь не из географических побуждений, а поневоле,  спасаясь от преследования испанского флота. Однако же совершила!
После этого Дрейк и удостоился рыцарского звания. Но королевские милости были отнюдь не бескорыстны, ведь из этого похода Дрейк привез награбленных  в испанских колониях сокровищ на 600 000 фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую размер ежегодного дохода английского королевства.
Если бы Виктор Губарев поставил перед собой задачу написать исторический роман о знаменитом «пирате на службе Королевы», возможно книга  получилась более динамичной, а портрет Фрэнсиса Дрейка более зримым. Но автор твердо выдерживал «кильватерный строй» литературы факта, лишь изредка позволяя себе «оживлять» тот или иной эпизод из одиссеи своего героя.
Каким  же получился психологический портрет  «морского волка», прошедшего путь от юнги до вице-адмирала? Нужно отдать должное Виктору Губареву: демифологизация Дрейка удалась на славу.
Безжалостный и корыстолюбивый моряк, готовый ради «тучного приза» бросить боевой строй и устремиться за испанским галеоном в разгар битвы с Непобедимой армадой, Дрейк был типичным героем своего времени. Причем героем далеко не положительным. Да и героизма в буквальном смысле этого слова в его поступках было не так уж много. Когда Дрейка превозносят как победителя испанской армады, это явное преувеличение.
Армаду разгромили не столько  боевые корабли англичан, сколько  непредсказуемая морская стихия, разбросавшая испанские корабли вдоль всего Ла-Манша. После сей двусмысленной «виктории» фортуна отвернулась от Дрейка.  Лиссабонская экспедиция не принесла ожидаемых результатов, а последний разбойный рейд к берегам Вест-Индии и вовсе стал позорной точкой в карьере адмирала, бесславно скончавшегося от дизентерии на борту Каперского флагмана «Дифайенс».
Это вам не героическая гибель адмирала Нельсона при Трафальгаре. Но такова правда факта.
И с этой точки зрения новая книга Виктора Губарева в серии «ЖЗЛ» открыла для российского читателя еще одну «замечательную» личность, которая оставила свой след в мировой истории. А вот со знаком «плюс» или «минус», то это для кого как. Джеймс Бонд ведь тоже герой неоднозначный.
И в заключение: имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии: пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название «пролив Дрейка».
А в немецком городе Оффенбург изваянный в камне великий пират держит в руке цветок картофеля. Надпись на постаменте гласит: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».
Такая вот история.


Рецензии