Испытание адом

   
               
                Страшнее зла, пожалуй, не назвать,               
                Чем ложь, от всех скрываемая  или
                Бесстыжая. Мы знаем, что вражда
                Всегда во лжи нуждается и в силе.               
                Данте
В большой комнате Валентины Больц и её мужа Владимира висят старинные часы в тёмной деревянной коробке с аккуратной дверцей. Им более двухсот лет. Валентина сказала, что они у них от далёких предков, живших в Висбадене, отправившихся, как и многие немцы, по приглашению в далёкую Россию. Они были свидетелями рождения и смерти предков, ухода их на войну, репрессий, отправки в ГУЛАГ... Тот, кому повезло, возвращался, смотрел на часы и понимал, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается.
Моя подруга Тамара Куделин (Крамер)познакомили нас со своими друзьям Больц, живущими в Майнце, недалеко от Висбадена, их исторической родины. Они встретили нас  тепло и радушно в собственном большом доме. Андрей Карлович, отец Тамары, относился к Валентине, как к своей дочери. Он хорошо знал, через какие испытания прошёл её отец. Валентина  показывала нам семейные фотографии, говорила о жизни в Сибири, о своём отце Эдуарде Фишере, который прошел ГУЛАГ - настоящий ад на земле. Моя племянница Мира, прочитав этот рассказ, спросила: "Вы всё это придумали? Разве так может быть на самом деле?" "Мира, всё описанное - правда, наверное, хуже бывает смерть".
"Нам, детям, особо не рассказывали о пережитых годах. Это была семейная тайна, в которую нас старались не посвящать. Именно потому нам хотелось знать правду. Поэтому фразы, слова, обронённые отцом в отдельных случаях, подслушанные разговоры между взрослыми врезались в память. Гораздо позже, когда уже не было отца, читая рассказы Варлама Шаламова, поняла, что мой отец мог быть одним из его героев. Работы Е. Гинзбург, А. Солженицина проливали свет на историю политических репрессий," - рассказывала Валентина.
Её отец Эдуард Фишер родился в 1902 году на Украине, в Екатеринославской губернии. Столыпинская политика коснулась его предков прямым образом. В 1909 году они с родственниками и другими немцами отправились осваивать Сибирь. Так в Алтайском крае на целинных землях в начале прошлого века образовалось множество поселений, жители которых стали активно развивать сельское хозяйство и заниматься переработкой сырья. Например, семейства Фишер, Видмаер построили маленькое село Ольгафельд. Развивавшиеся рыночные отношения были прерваны Советской властью, строительством социализма. Детство, юность  Эдуарда Фишера связаны с этими живописными местами, где научили его труду, прежде всего столярному мастерству, строительству деревянных домов. Молодым он женился на местной девушке, от которой у него родилось трое сыновей Адольф, Юлиус и Александр. Жена его умерла совсем молодой  от воспаления легких.
Валентина рассказывала: "Через год мой отец женился на моей маме Ольге Видмаер. В ноябре этого же года Эдуарда Фишера вместе с шестнадцатью другими односельчанами арестовали, по ст. 58 УК приговорили к семи годам лишения свободы. Какую помощь буржуазии, пытавшейся свергнуть Советскую власть, организовали сельчане маленькой Ольгинки (Ольгафельд) с одной лишь улицей? Какую  пропаганду и агитациию,   деятельность, содержащую призыв к свержению власти, проводили  в этом глухом уголке, где жили несколько десятков семей? Статья 58 УК оправдывала действия властей, которой на самом деле нужны были работники - рабы,  для строительства социализма.
        Отец провёл в лагерях тринадцать страшных лет. Он рассказывал, что до 1938 года был в лагерях около Биробиджана. А в 1938 году его с частью заключенных отправили в Колыму. Помню, он тихо рассказывал, как их везли в трюмах корабля "Дальстрой". "Кормили нас тухлой селёдкой. Дышать было нечем. Люди умирали, как мухи. Когда выбирался из нижнего трюма, ноге некуда было ступить - везде лежали трупы, скользя по блевотной массе, тянулся к лестнице наверх вдохнуть воздух. Оттуда охранники сапогом пинали в лицо, не давая подняться. Трупы сбрасывали в воду". В сильный мороз привезли их в тайгу. Дали пилы и топоры, сказали, чтобы строили себе жильё. Охранникам разжигали костры, и там они грелись, а заключённых отгоняли. В построенном бараке спали на нарах, тесно прижавшись друг к другу так, что повернуться было невозможно. Надо было вставать всем вместе. К утру они примерзали друг к другу... В периоды, когда заключённых было в избытке, их строили в шеренгу и просили рассчитаться до десяти. Каждого десятого просили выйти из строя, грузили на машину и увозили. Только по залпам выстрелов они догадывались, что их там расстреливают.  Непонятно было, кому повезло - тем, кто никогда не вернётся назад или тем, кто остаётся и продолжит мучения на этом свете. У отца не было указательного и безымянного пальцев на правой руке. "Когда мои пальцы оторвало, они ещё висели на жилах. Фельдшер откусил их пинцетом, бросил тряпку и сказал: "Иди, фашист, работай, не сдохнешь!" Смерть обходила его стороной. Обмораживал на лагерных работах лицо, руки, ноги. Все его тело покрывалось фурункулами, из которых кровь и гной стекали по ногам так, что хлюпали в чунях. Он видел, как умирали заключённые в муках. У некоторых кожа с рук снималась, как перчатки. Иных раздевали догола, привязывали к дереву, а остальное доделывал гнус - к вечеру у бедолаг вытекали глаза. Отец видел, как заключённые воры, убийцы играли в карты, ставкой у них нередко была жизнь кого-нибудь, которого могли убить и даже съесть... "Шипел поток, где выли тени, жуткой влагой смыты, повержены в кровавый кипяток", - так Данте писал об аде на том свете. А здесь наяву происходила чудовищная абсурдная картина на глазах тысяч и сотен тысяч людей в ГУЛАГах. А миллионам внушали, как хорошо в стране советской жить.
Отец мой выжил, освободился и прибыл в родные края через тринадцать лет. Позже отметят, что из немецких сёл в лагеря отправляли людей сотнями, а вернулись единицы. Из маленького села Ольгино было арестовано и отправлено в лагеря шестнадцать здоровых мужчин. Из них вернулись домой только трое. Кажется, чудо спасло их от смерти. Эдуарду Фишеру помогло то, что он был хорошим столяром. Работал в плотницкой бригаде,   меньше был на морозе. Работу на золотых приисках он считал самым страшным периодом. Изнурительная работа по отмыванию пород на холоде в ледяной воде, постоянное недоедание, цинга - всё это подорвало его здоровье. Тощим он пришёл из лагеря и таким оставался до конца жизни".
Мать Валентины всё это время ждала мужа с тремя его сыновьями от первого брака. Потом родились у них ещё трое совместных детей. Пережив такие тяжелые испытания, её родители сохранили добрые отношения с окружающими. До сих пор люди вспоминают, как отец Валентины помогал им строить дом, делал оконные рамы, двери, мебель, бескорыстно делился чем мог. 
Валентина на сайте "Одноклассники" написала о пережитых немцами и другими  народами репрессий в СССР. Она удивлялась тому, что иные немцы предлагают закрыть эту тему и больше к ней не возвращаться. "Как они не понимают, что забыв страшное прошлое, обрекаешь на его повторение? Это слова Карла Ясперса, который писал, что всё лучшее осуществляется в результате нравственности и добра, - они остаются нашим единственным шансом выживания". 
Репрессивная машина государства по немцам и калмыкам прошлась жестоким образом, хотя как можно измерить страдания других репрессированных, в том числе и русских? К сожалению, немало таких, которых эта тема не интересует, есть и такие которые оправдывают  репрессии. Когда видишь у кого-то проявление национализма, собственной национальной исключительности, удивляешься их непониманию - тоталитарный режим коснулся всех, всех поставил на колени. Многие до сих пор не выпрямили плечи, и, как огня,  боятся свободы.
Есть ли ад на том свете? Ясно только то, что на этом свете ад создаётся как самим государством, так и самими людьми. Данте считал, что человека определяет отношение к природе и искусству. Соглашаясь,понимаем, как важна любовь, возвышающая  человека.
                Екатерина Максимова
                (Екатерина Бадмаева)


Рецензии