Возвращаясь к истокам

День памяти А. С. Пушкина 06 июня 1949 г.

В этот день Россия отмечала 150-летний юбилей со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Народ из окрестных сёл и деревень валом валил в родовую усадьбу Пушкиных - Большое Болдино. Дань памяти поэту отдала широкая общественность: в Болдино приехали многочисленные гости из Москвы, Горького (ныне Нижний Новгород) и других городов страны.

Мои родственники из с. Малое Болдино ходили на праздник, но я, к сожалению, осталась дома и, в силу своего малолетнего возраста, не могла понять значения Пушкина для всех нас. Зато сейчас я полна гордости, что закончила среднюю школу им. А. С. Пушкина. Ах, какая это была красивая, ухоженная школа в семейном особняке Пушкиных. Сейчас там музей поэта, я же помню музей в доме крепостной конторы недалеко от барского дома. Дом и контору связывал “горбатый мостик” через овраг.

Жизнь Пушкина неразрывным образом  связана с нижегородским родовым поместьем: сначала, в молодые годы, он, так сказать, “воспитанник” Болдина и оно же подставило плечо поэту в зрелые годы.

Основной нитью, связывающей поэта с “Малой родиной”, был его дядька - крепостной Никита Тимофеевич. Ещё мальчиком Никита был взят отцом поэта ко двору и к семнадцати годам стал камердинером. Он был грамотен, острослов, играл на балалайке, гитаре, проявлял интерес к стихотворчеству и сочинял сказки.

Когда подрастающему Александру пришло время расстаться с нянькой (Ариной Родионовной), отец Сергей Львович обратил на Никиту особо пристальное внимание и он объявляется дядькой маленького барина - с этих пор Никита Тимофеевич становится спутником всей жизни Пушкина. В Москве он водил мальчика на народные гуляния,
показывал кремлевские древности и святыни. С Пушкиным-юношей он жил в Петербурге
после лицея.

В дядьке своём поэт видел настоящего русского человека, услужливого, но без раболепства, чувствующего своё достоинство, самобытного, смышленого. Никита Тимофеевич состоял в родстве с няней Ариной Родионовной - был женат на её дочери.
Никита Тимофеевич, если так можно сказать, мой земляк, поэтому мне хочется о нём как можно больше знать.

Может быть и на моих предках сказывалось “литературное влияние” барина, так моя мама со своим церковно-приходским “образованием” знала много-много умных пословиц и поговорок и она же, видимо, “по наследству” передала мне любовь к русской литературе. А по церковной “Поминальной книжке” моего деда я знаю имена моих предков аж со времён царей Александра II и Александра III.

В мае 1820 года участь двадцатиоднолетнего молодого поэта была решена: как сказал царь Александр I “Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами”: “Деревня”, “Вольность” и др. Шестилетнюю ссылку с барином разделил его верный слуга - Никита. Сначала Кишинёв, затем Одесса и Псковская губерния, и только в сентябре 1826 года поэт получает свободу.

В это же время Пушкина связывала любовь с дочкой старосты села Михайловское. Боясь огласки в светской среде Пушкин вынужден был отослать её (беременную) подальше от себя и… опять выручает Болдино. Этот горестный роман жил в сердце поэта до конца его жизни, он заботился о ней, о чём свидетельствуют его письма и документы, хранящиеся в Государственном архиве Нижнего Новгорода.

Зимой этого же года Никита сопровождал Сергей Львовича в имение Большое Болдино, когда барин входил во владение селом Кистенёво. В этом селе мне быть не приходилось, но ребята из этого села учились вместе со мной в Больше-Болдинской школе им. А. С. Пушкина. Дядька Никита остался в услужении у поэта и в период сватовства к  Н. Н. Гончаровой; после женитьбы неотлучно был при нём в Петербурге и проводил тело убитого на дуэли Пушкина к милому пределу в Михайловском - Святые горы.

“Солнце нашей поэзии закатилось”, - писал В. Ф. Одоевский в год гибели поэта. Однако, перед историей, как перед Богом все равны и время заслуженно поставило А. С. Пушкина на пьедестал истории. Поражаешься простоте и чистоте его языка, прозорливости его мыслей - практически он создал современный русский язык. Сам он понимал свою роль и пророчески писал: “Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня вся сущий в ней язык”. В доказательство реальности существования этого я привожу один небольшой пример. Так, в моём распоряжении, неведомо каким образом, оказался журнал “Молодой колхозник” за №1 от января 1937 года. Как следует из пояснения: “с жизнью и гибелью Пушкина, как и совсем его творчеством, мы обязаны ознакомить всё нашу молодёжь”.

Весь этот номер “Молодого колхозника” посвящён памяти великого сына и друга народа Александра Сергеевича Пушкина.
Действительно, ярко и красочно описана внешность поэта; дана характеристика его как человека и художника. Историк Погодин писал: “был очень умен; Бог всем дал орехи, а Пушкину ядра”. Жуковский и Вяземский любили спорить с Пушкиным, но напрасно - он забивал их совершенно. Жуковский говорил: “ты, брат, Пушкин, черт знает, какой ты - ведь вот я чувствую, что вздор говоришь, а переспорить тебя не умею, так ты нас обоих в дураках и записываешь”.

В журнале приводятся отзывы о творчестве поэта Делегатов Чрезвычайного VIII Съезда Советов, дана подробная биография, интерес представляет статья молодого еще правнука - поэта (по линии сына Александра) Григория Григорьевича с фотографией своего сына-младенца Александра в коляске. Интересно ознакомиться с описанием чувств Пушкина при при въезде в Болдино-Горюхино в 1830 году: “День был осенний и пасмурный, прибыл на станцию, нанял я вольных и поехал просёлочной дорогой. Нетерпение овладело мной и я поминутно прогонял ямщика. Наконец увидел Горюхинскую рощу и через 10 минут въехал на барский двор, сердце моё сильно билось, я смотрел вокруг себя с волнением неописанным”. Во времена Пушкина село Большое Болдино было бедным (отсюда название Горюхино). Страна, по имени столицы своей Горюхиным называемая - занимает на земном шаре более 240 десятин”.(А. С. Пушкин). И это не мало!

Сегодня, 6 июня 2013 года, мы празднуем двухсотчетырнадцатую годовщину дня рождения поэта.

Не любимый матерью, не любимый женой, не любимый царём остался
тем любезен он народу,
что чувства добрые он лирой пробуждал,
что в свой жестокий век восславил он свободу
и милость к падшим призывал.

“Нет, весь я не умру,
Душа в заветной лире 
Мой прах переживёт
И тленья убежит
И славен буду я,
Доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит”.

Справедливее сказать невозможно!

ЗДРАВСТВУЙ, ПУШКИН!!!


Рецензии