C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Блаженная старица Наталия Вырицкая

ДОРОГИЕ ПОСЕТИТЕЛИ МОЕЙ СТРАНИЦЫ, СООБЩАЮ ВАМ,
ЧТО В АВГУСТЕ 2023 ГОДА ВЫШЛА В СВЕТ ПОЛНОЦВЕТНАЯ КНИГА
АЛЕКСАНДРА ТРОФИМОВА «БЛАЖЕННАЯ СТАРИЦА НАТАЛИЯ ВЫРИЦКАЯ
НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ЕВСТИГНЕЕВА(1890-1976 гг.)ТАЙНА ЖИЗНИ И ПОДВИГА

КНИГА В ТВЕРДОМ ПЕРЕПЛЁТЕ, СОДЕРЖИТ 608 СТРАНИЦ
И БОЛЕЕ 600 ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ОТПЕЧАТАНА
НА МЕЛОВАНОЙ БУМАГЕ, ТИРАЖ КНИГИ 1250 ЭКЗЕМПЛЯРОВ.

...


Блаженная старица Наталия Вырицкая

В 2008 году в книге известного православного писателя Александра Трофимова «Иеросхимонах Серафим Вырицкий» были опубликованы воспоминания архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла (ныне митрополита Симбирского и Новоспасского), протоиерея Василия (Швеца) (ныне покойного) и Екатерины Владимировны Савельевой (ныне покойной) о блаженной старице Наталии (Евстигнеевой Наталии Михайловне 19.08.1890-16.01.1976).

06 октября 2012 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира были перенесены честные останки подвижницы благочестия XX  столетия - блаженной старицы Наталии - с Вырицкого поселкового кладбища на погост храма в честь Казанской иконы  Божией Матери пос. Вырица.

При храме ведется сбор воспоминаний о благочестивой жизни и свидетельств о благодатной помощи по молитвам блаженной Наталии Вырицкой для подготовки возможного ее прославления.

Просьба представлять сохранившиеся фото, письма, медицинские свидетельства исцелений, другие материалы о благодатной помощи старицы как при жизни блаженной  Наталии, так и после ее кончины.

Все материалы и свидетельства просьба направлять по адресу:
188380, Россия, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос.Вырица пр.Кирова, д.49, храм в честь Казанской иконы Божией Матери, протоиерею Георгию Преображенскому.





Александр Трофимов «Иеросхимонах Серафим Вырицкий»:

из воспоминаний Савельевой Екатерины Владимировны:

Батюшка Серафим Вырицкий еще при жизни благословил меня строить дом в Вырице, и все вышло удачно: построила дом, ходила на могилку старца. С 1949 года стала ездить в Печоры к старцу Симеону, который стал моим духовным отцом. Тогда к батюшке приходило не очень много народа, и можно было находиться у него подолгу. Он рассказывал о своей жизни в монастыре, о замечательных людях, встреченных за долгие годы.
По благословению старца я познакомилась в Печорах с матушкой Наталией. Произошло это как раз после моего исключения из партии.
Однажды отец Симеон спросил меня:
- А ты мать Наталию знаешь?
- Нет.
- Скоро встретишь, она уже близко ходит.
- Но как я ее узнаю?
- А ты помолись: «Господи, помоги мне увидеть мать Наталию», - и встретитесь, она все слышит.
Целую неделю думала я о словах старца и внутренне повторяла: «Господи, помоги мне увидеть мать Наталию».
И вот, выходя однажды из монастыря, увидела сидящую на земле очень странно одетую пожилую женщину. Она раскачивалась взад и вперед, обняв руками колени, и тихо повторяла:
- Катя, Катя, а я тебя целую неделю жду.
  Рядом с матушкой стояла корзина, а в ней - кошка и курица. Больше никаких вещей у нее не было. Помнится, меня очень удивило такое соседство. Я сказала:
- Меня выгнали из партии и с работы.
- Какая комната шикарная!
И матушка назвала площадь моей комнаты в Ленинграде, затем перечислила многие вещи, которые там находились, и продолжала, отвечая на невысказанную часть моего вопроса. Меня очень волновало, на что буду жить, так как после исключения из партии никуда не брали на работу. Так вот, матушка продолжала:
- А ты картину продай - и год проживешь. Ковер продай - и еще проживем.
Я удивилась, почему она сказала «проживем». Значит, вместе, что ли, будем жить? Но поняла, почему мать Наталья перечисляла вещи в моей комнате. У меня были ценные картины, хорошие старинные вещи, и впоследствии действительно несколько лет я жила за счет их продажи.
После этой встречи и беседы пошла к батюшке, а он говорит:
- Возьми мать Наталию с собой, она должна жить в Вырице. Это великая угодница Божия.
Так мать Наталия оказалась в Вырице.
  После того, как удалось устроить мать Наталию в Вырице, приехала я к отцу Симеону. Он меня и спрашивает:
- Ну как там у вас мать Наталия?
- Хорошо, устроились.
- Берегите ее, - сказал старец.

...

В дальнейшей моей жизни все происходило так, как предсказала мать Наталия. После того, как меня за веру уволили с работы и исключили из партии, я долго не могла никуда устроиться. Пять лет жила тем, что продавала свои вещи. Наконец, нашла место буфетчицы в научно-исследовательском институте. И вот однажды охранник с вахты (у нас был пропускной режим) зашел в буфет и сказал мне:
- К вам бабушка пришла, очень странная.
Я сразу поняла, что это мать Наталия, и попросила, если возможно, пропустить ее, сказав, что приехала моя родственница. Как раз был обеденный перерыв, буфет был полон, и я не могла отлучиться, с волнением ожидая появления матушки.
Когда она вошла в буфет, то, кажется, все, кто там находился, перестали есть и изумленно уставились на это диво. Матушка с огромной корзиной в руках была в драповом пальто, на котором не было живого места, а из под него виднелись голые ноги. Мне стало очень неуютно: что скажут сотрудники? Такого странного человека привела! Но я подумала: «Наверное, матушка меня проверяет, смогу ли я преодолеть чувство неловкости и принять ее».
Я усадила матушку за стол и предложила поесть. Она села на стул и громко сказала:
- Екатерина Владимировна, пойдем к Марии Ивановне в больницу, отнесем ей 90-й псалом и мою снедь.
Мне было очень стыдно, неловко, все удивленно смотрели на нас. Видимо, и в этом матушка испытывала меня: побоюсь я уйти с ней или нет? Но я решила быть до конца с матушкой, отпросилась с работы, взяла мать Наталью под руку, и пошли мы вместе по Большому проспекту в больницу. Пожалуй, не было ни одного человека, встретившего нас, который бы не оглянулся вслед. А какие лица были у прохожих! Зрелище, действительно достойное внимания: матушка в своем невероятном наряде, рядом с ней по ручку иду я с большой корзиной, из которой торчат головы курицы, кошки и маленькой собачки с цепью. Думаю, что матушка меня смиряла таким образом. В пути я думала: «Вот все говорю о Боге, а когда надо показать свою веру, то стыдно, неудобно. Так тебе и надо! Спасибо матушке!»
Я ведь не знала о болезни Марии, и когда она увидела нас в больнице, какое было для нее утешение и радость!



Из воспоминаний архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла:

Я познакомился с матушкой Наталией, благодаря Екатерине Владимировне, которая сообщила, что матушка желает видеть меня.

Пришел я к ней в первый раз уже наслышанный о ее прозорливости, а она мне в ноги кланяется. Я очень удивился:

-  Мать Наталия, что вы кланяетесь?
-  Я не тебе, а твоему сану кланяюсь. Зайди, зайди в мою келью, побеседуем. Вот как я живу скромненько.

Меня поразила обстановка в ее доме. Это было настоящее царство зверей и птиц: кролики, козы, собаки, куры, утки.

Матушка очень хорошо ко мне относилась, называла «птичкой», может быть, потому, что в армии я служил в авиации, а может быть, по другой причине. Она предсказала мне священство, монашество и архиерейство.

Я учился в духовной семинарии, и мне предстоял трудный экзамен. Как раз приехал отец Василий Швец и предложил поехать в Вырицу. Я сказал, что у меня экзамен по Ветхому Завету, надо готовиться, но батюшка ответил:

-  Ничего, навестим мать Наталию, она помолится, и сдашь экзамен.

   Подошли к ее дому, постучали. Собаки, конечно, заливаются. Мать Наталия сидит в бане и кричит оттуда:
-  Юлька, замолчи. Кто там, мы никого не принимаем!
-  Да свои, матушка.
-  Никаких у меня своих. Кто это?
-  Да я, матушка, отец Василий с птичкой.
-  С птичкой принимаю.
   Не успел я ни о чем рассказать, как матушка говорит:
-  Как хорошо, что батюшка пришел, сейчас молебен послужим.
Отец Василий достал епитрахиль, поручи и начал по обычаю: «Благословен Бог наш...» Когда он пел обращения к святым, матушка перебивала его и громко повторяла: «Святой Иоанн Кронштадтский, моли Бога о нас! Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас».
Очень длинный молебен получился, служили больше двух часов. Наконец закончили, после чего мать Наталия достала пачку денег и подала отцу Василию:
-  Вот тебе за молебен, ручки на свечке греешь, бери.
   Отец Василий денег не взял. После этого матушка сказала:
-  Вы мои гости, сейчас буду вас угощать.
   Засуетилась, достала селедку, лук и подсолнечное масло, нарезала и смешала все вместе.
-  Сколько блюд приготовила, - говорит матушка, - как архиерею!
   Хлеба не было. Я подумал: «Если бы консервы, хотя бы сайру, а то обопьешься от селедки». Матушка мгновенно отреагировала на мою мысль, достала откуда-то банку сайры и спросила:
-  А чем открывать будешь?
Нашли нож, кое-как открыли. После этого мать Наталия взяла полстакана подсолнечного масла и будто случайно вылила его на мое новое, только что купленное пальто. Я подумал про себя: «Конец, пропало пальто, не отчистишь».
Очень хотелось пить после матушкиного угощения, и тогда она поставила на стол лимонад. Отец Василий отказался, а я выпил.

Во все время угощения мать Наталия продолжала напевать:
- Святой Иоанн Кронштадтский, моли Бога о нас; святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас.
Так много-много раз повторяла. Потом обратилась к нам:
-  Птичка, пойдем с тобой, а батюшка пусть отдыхает.

-  Матушка, — спросил я, — а почему вы поете «молите Бога о нас», они же не прославлены еще?

-  Прославленных святых можно не перечислять, а их нужно. Знаешь, ты будешь открывать мощи отца Иоанна Кронштадтского и участвовать в прославлении блаженной Ксении... Ну пора спать, надо укладываться. Куда же вас поместить, таких людей надо на второй этаж, там сено лежит, там покои для владыки.
Это она предсказала мне епископство и то, что в епархии покои архиерея действительно будут на втором этаже.
   ...

Из воспоминаний протоиерея Василия Швеца:

Отношение матери Наталии с животными и ее подарки — это был особый язык, который лишь через много лет общения становился понятным. Она вразумляла людей через животных. Как не вспомнить здесь библейскую ослицу, вразумившую пророка!
Случилось, что я сильно заболел и вызвал двоюродного брата, он приехал немедленно. Он был ученый, заведующий кафедрой, человек верующий, но не любивший юродивых, так как считал их шарлатанами. Когда мы с братом беседовали, зашла ко мне в дом мать Наталия. Видно, она духом знала, что я болею, и почти сразу после ее прихода мне полегчало. Вдруг матушка схватилась за бок, согнулась и запричитала:
- Ой, ой, болит!
- Что старушка дурит? - спросил брат.
Я тогда служил в храме на Смоленском кладбище и подумал, что она предсказывает что- то, что должно произойти там. Прошло несколько дней, а в субботу, когда брат был во Владимирском соборе (где хранится знаменитая чудотворная Казанская икона Божией Матери), у него началась сильная боль в правом боку.
Оказалось, что обострился аппендицит. Пришлось идти к знакомым договариваться, так как брат был иногородним. На Вербное воскресенье его отправили на операцию. Все случилось так, как предсказала матушка.
У одной вырицкой жительницы муж выпивал. Пошла она к матери Наталии. Вдруг подошел козел и ударил гостью лбом. Матушка вышла и начала ругаться:
- Ах ты такой пьяница, да еще дерешься. Я такого козла убила бы. Пошли в милицию. Надо заявить на козла!
Матушка отправилась в милицию, где долго не могли понять, чего она хочет. Когда разобрались, что заявляют на козла, который ударил кого-то, то с раздражением сказали:
- Сами разбирайтесь!
Все это в точности повторилось с той женщиной. Пьяный муж (то бишь козел) избил ее, и когда она пошла заявлять в милицию, ей ответили:
- Сами разбирайтесь!
Матушка Наталия нередко прикидывалась пьяной. Нальет в бутылку воды, пьет, будто водку. Это она проделывала, когда приходили к ней пьяницы. Замечательно, что после того, как она давала им выпить воды из своей бутылки, они отвращались от привычки.
По молитвам матушки люди исцелялись от самых тяжелых болезней. Часто она давала кагор: выпьет человек — и исцелится.
Почти каждому из приходивших к ней мать Наталия делала какие-то подарки, и все со значением: кому кусок хлеба, сахара, просфору, кому козьего молока или какую-то вещь. Все, что ей приносили, раздавала приходящим и еще добавляла от своих припасов.
В трудные моменты жизни, особенно во время духовной брани, матушка часто оказывалась рядом. Она видела духовным оком состояние человека и спешила на помощь. Придет, принесет хлеб, яйца - и скорбь куда-то отходит, становится светло и радостно. Это был дивный дар ее — через маленькие подарки утешать человека. Но когда нужно было, то она и вразумляла.
Она несколько лет брала у меня сено для коз и часто приходила. Для меня это всегда было радостью и утешением.
Задолго до моего священства она предсказала мой путь, подойдя ко мне с просьбой:
- Благослови.
В Ленинграде был юродивый Петр. И вот однажды матушка сказала мне:
- Как там дурачок Петр живет? Передай ему привет от дурочки Наталии.
У нее было удивительное и такое доброе чувство юмора, согревающее душу, успокаивающее и утешающее. Бывало скажет:
- Дашь обет, что придешь на обед? Приходи, я тебе перину из сена сделаю.
Или возьмет за уши потаскает - и головная боль проходит. Бывало нередко и такое: только начну кому-то рассказывать о матушке, как и она сама появляется откуда ни возьмись. Если кто-то приходил из любопытства и спрашивал, она отвечала уклончиво, вроде:
- Может, что-нибудь и выйдет...
Очень много людей приходило к матушке за благословением на учебу, перед уходом в армию, перед важными событиями в личной жизни. Кому устроиться на работу, поступить в институт, с жильем трудность — сразу отвечала, как и что нужно сделать и будет ли успех.
Вместе с ласковостью и добротой в ней всегда чувствовалась духовная сила. Никакой расслабленности, она всегда была собранной, как воин на поле брани.
Внешне ничего не показывая, мать Наталия была молитвенницей. Как-то я ночевал в ее доме, проснулся ночью и не мог уснуть. И вот все это время до утра матушка стояла на коленях и молилась. Молилась за всех знаемых и незнаемых, за всех, кто приходил к ней и собирался прийти. Ночами ходила она молиться к часовне блаженной Ксении.
Удивительный дар прозорливости дал ей Господь: она знала людские помыслы. Однажды матушка что-то записала на листке бумаги и отдала знакомой со словами:
- Завтра прочтешь.
На листке было в точности записано, о чем думала эта знакомая.
  Мать Наталия была очень мудрой и образованной, сохраняя удивительную простоту и ласковость в общении.
Перед кончиной матушки ей явился святитель Николай, возвестивший о предстоящем уходе. Мать Наталья отошла ко Господу в возрасте восьмидесяти шести лет. Произошло это накануне Богоявления в 1976 году. Похоронили ее на вырицком кладбище в самый праздник Богоявления.
К могиле матушки ходят и до сего дня те, кто почитал ее при жизни.




   Блаженная старица Наталия Вырицкая, моли Бога о нас!


Рецензии
Блаженная старица Наталия Вырицкая, моли Бога о нас!
Спасибо, Елизавета, за чудесное повествование. На душе светлее стало.
С теплом,

Наталия Рогозина   14.04.2016 20:18     Заявить о нарушении
Во славу Божию!

Елизавета Басова   23.09.2016 00:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.