Схиархимандрит Илий Ноздрин о женском служении

Мне посчастливилось несколько раз встречать батюшку в Оптиной пустыни
и в Шамордино, разговаривать с ним, брать у него благословение
и просить его святых молитв.
Даруй ему Господь здравия на долгие годы!

...

фото из интернета

http://www.hramislovo.ru/

По материалам Журнала Покров

Беседовала Ольга Орлова.

Схиархимандрит Илий Ноздрин о женском служении


— Батюшка Илий, часто говорят, что мужское устроение более спасительно, когда разум доминирует над чувствами. Но жены-мироносицы вообще ни о чем не думали, когда шли за Господом. Как так?

— Да, женщины по своей любви к Господу бывают даже более мужественными. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). И в ХХ в. при гонениях в нашей стране женщины зачастую смелее выступали, защищая святыни. И сейчас многие служения в Церкви несут именно женщины. Тут, конечно, много причин.

Страна прошла через столько войн. А на войне погибают всегда самые лучшие. И гибли преимущественно мужчины. В одном ХХ в. — не только в Великой Отечественной, но и в последних войнах в Афганистане, в Чечне. А многие умирают из-за наркомании, алкоголизма. В большей степени подвержены этим недугам именно мужчины. Женщины все-таки в этом смысле воздержаннее, бережливее относятся к жизни. Они как призванные к воспитанию новых поколений более нравственны.

Многие жены сегодня мучаются из-за измен мужей. А те, кто из незамужних, — страдают из- за своей доверчивости. С одной стороны, она старается быть женственной, не прекословить. Но с другой стороны, когда нег крепкой семьи, где глава отец или муж, этими благими качествами могут воспользоваться, поступить коварно. Каждый судит о другом в меру своей испорченности. А сегодня общество в большей своей части развращено. Женщина, если она живет без Бога, в своей жизни не имеет ничего устойчивого.

— Какое наставление можно дать современной женщине?

— Быть твердой в вере. Иметь Страх Божий. Жить нравственно. Быть христианкой.

— К чему призваны сегодня христианки и есть ли вообще на духовном уровне разница в призвании женщин и мужчин?

— Один закон, одно Евангелие. Едина вера, едино Крещение, Един Господь наш Иисус Христос, Который «вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13:8). В чем-то все мы, люди, схожи. Но, конечно же, при этом каждый человек индивидуален. Не только женщины от мужчин, но вообще все мы друг от друга отличаемся. И Господь ведает качества души каждого человека. Поэтому и призвание у каждого — свое. Господь все сделал во благо человеку. В Библии сказано: «...к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Сам Бог создал мужчин и женщин разными, чтобы любили друг друга. И семьи были прочнее. Женщины более эмоциональны. Любят возиться с детьми. Готовят хорошо. Мужчины тоже, конечно, иногда бывают выдающимися кулинарами. Но все-таки чаще встречается, что лучше в стряпне разбираются жены. Пироги могут испечь. Вот меня заставь пирог испечь. Я не смогу. Суп, может быть, сварю. А пирог — у меня не получится.

— Господь принимает служение Марфы, но все-таки благоволит Марии: «...избрала, — говорит, — благую часть, которая не отнимется от нее». (Лк. 10:12). А в монашестве пол имеет значение?

— Так же как в миру, так же и в монастыре женщина остается женщиной. Она упорядочивает своим присутствием материальный мир. Возьми, к примеру, келью монахини и монаха. Может, конечно, оказаться и наоборот, но преимущественно порядок найдешь в келье у монахини, а не у монаха. У женщин смекалка в отношении внешнего благоустройства более развита. Они всегда сообразят, что в комнате не так, где поправить, как прибрать. Нет детей — так монахини свою заботу обращают на служение ближним. Паломников встречают, друг другу помогают. Молятся за всех. Сейчас приюты в монастырях есть. Господь приемлет проявление любви в любых формах. Главное — любовь к Богу. А когда она есть, и ближние чувствуют это на себе. Монахини, отказавшись от создания собственной семьи, самоотверженно служат Богу и людям.

— Исаак Сириянин наставлял инока: с мирянкой еще можешь говорить, опустив глаза долу, а с монахиней — даже не говори. Почему?

— Чтобы не искушать ее. Тогда люди были очень чистые. Это сейчас человек приходит в монастырь, уже окунувшись в мир со всеми его соблазнами. Он уже знает, от чего беречься. А тогда души были не искушены.

— Батюшка Илий, всматриваясь в Евангелие, замечаешь, что Христос по-разному общается с женщинами и мужчинами, значит, и Богоугождение у нас все-таки разное?

— Призвал Господь мужчин: «...последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21), но на Голгофу, за исключением апостола Иоанна Богослова, пришли только женщины. И потом мироносицы не побоялись пойти ко Гробу Господню, благовествовали Его Воскресение. И сегодня, я бы сказал, проповедь и миссию больше женщины, чем мужчины, осуществляют.

— В Евангелии не говорится ни об одной женщине, которая бы не приняла Христа, в то время как примеров мужчин множество. И сегодня мужчины любят подчеркивать, что христианство — мужская религия, но в храмах при этом больше женщин...

— ...Но Богослужение все равно совершают мужчины. Господь всеведущ. И Суд Божий — не тот же, что суд человеческий. От мужчин многое зависит в этом мире, и они подчас, самоутверждаясь, забывают Бога. А женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы. Поэтому и в храмах женщин больше. Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщине. Каждый предстанет перед Судом Божиим и ответит за то, что он сделал или не сделал. И не только в физическом, материальном плане, но прежде всего — в духовном. Где твое сердце? Кому или чему ты его отдал?

Самый яркий пример в Евангелии — возлежание Господа в доме Симона прокаженного, когда пришла женщина-грешница и омыла ноги Спасителя своими слезами (Лк. 7:37 — 38). Ее все осуждали, а Господь ее принял, не осудил так, как хозяин Симон.

Христос всегда смотрит в сердце человека и если видит в нем любовь к Создателю и раскаяние, то покрывает грехи.

— Как сегодня создавать семью?

— Семья — это избрание двух. Не страстями и предпочтениями во внешнем облике другого надо руководствоваться при создании Малой церкви, а спасением душ. С самого начала у брачующихся должен быть правильный христианский настрой — иметь детей, воспитывать их, жить в согласии, быть трудолюбивыми. У каждого есть свои слабости, но есть и сильные стороны. Чтобы сочетание мужа и жены было гармоничным, необходимы снисхождение и в то же время уважение друг к другу. А главное — во всем должна быть любовь. Для крепости семейного союза нужно идти царственным срединным путем, и иногда это требует компромиссов.

У супругов, а в дальнейшем и у всей семьи, вместе с чадами должно быть молитвенное предстояние, участие в Таинствах, Причащение. Это объединяет всех в Единое Тело Христово. Общее молитвенное правило дает стимул для снисхождения — когда мы вместе в вечерних молитвах исповедуем пред Господом свои немощи и испрашиваем Его всесильной помощи. В общей молитве и зарождается осознание того, что каждый человек уникален, и нельзя требовать от другого того, чего у него нет. Если же муж и жена утром и вечером молятся, день ходят пред Богом, причащаются в воскресные дни, они начинают понимать, что главный в их жизни — Господь, и Он управляет всем. Тогда люди становятся спокойными, не выказывают друг другу претензий, а недостатки тер- пят, и Господь покрывает их терпение прощением их грехов.

Именно терпение — в основе крепких семей. Женщины сейчас работают, а если она пришла с работы уставшая и не успела что-то сделать, разве муж не должен сам ей помочь? Так же и дети — маленькие, но помощники. И жена ни в коем случае не должна требовать от мужа приобретений не по средствам. Нужно терпение и молитва к Богу, упование на Него.

И важно не боятся рожать детей. Если Господь дает детей, то Он же все и устроит должным образом. У меня недавно был человек, очень большой, и говорил басом. Рассказал про себя, он очень крупный предприниматель, и все дела у него идут замечательно. А потом помолчал и добавил: «Я — шестнадцатый!» Мне даже сначала показалось, что я что-то не расслышал: «Что- что?» — переспрашиваю у него. Оказалось, действительно, он — шестнадцатый ребенок в семье. И Господь благословляет этот род, у них тоже у всех помногу детей.


Беседовала Ольга Орлова.

По материалам Журнала Покров
Старец Илий


Рецензии
Столько мудрости в словах. Сейчас многие женщины считают, что самореализоваться можно только вне семьи, что семья, дети мешают самореализации. Я не в очуждение, конечно, просто размышляю. Хватит нам уже 8 марта праздновать! Ни к чему хорошему нас феминистки не привели.
Спасибо, такие рассказы у Вас интересные)

Пани Самборская   25.06.2013 14:22     Заявить о нарушении
Для празднования есть День Святых Жен-Мироносиц.

...Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы...

День который празднуют все православные женщины.

Благодарю за отзыв!
Ангела Хранителя!

Елизавета Басова   25.06.2013 14:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.