Глава LX, которая взята из той же книги, в которой

Глава LX, которая взята из той же книги, в которой она так же не нужна, и в которой поход в гости заканчивается, но всё-таки не сразу.

Они шли по дорожке и прошли уже изрядно. Торопыга всё распалялся.
- Волка? Подумаешь, волка! Волка каждый лось может забодать. Нам, брат, с тобой нужен такой подвиг… такой подвиг… чтобы все знали, что это мы… и чтобы кроме нас с тобой… чтобы никто… А это что?
Аккуратно подрезанные ветки ступеньками поднимались вверх. Они окружали спиралью ствол старой сосны. Кое-где над ступеньками, в трещины коры были воткнуты головки цветов: ромашек, васильков, колокольчиков.
- А это здесь Василиса живёт, белка наша, - пояснил Кондрат. – Она, знаешь, какая? Это она меня орехами угощала. Как ты думаешь, она подойдёт к нам по убывающей?
- Орехами? – Торопыга почесал за ухом. – Подойдёт.
Кондрат стал подниматься на дерево, ловко перепрыгивая с ветки на ветку.
Кролик поглядел вверх и опять почесал за ухом. Он не любил старые сосны. И поэтому ему не очень хотелось подниматься вверх.
- Ты что отстал? – мышонок добрался уже до нижних разлапистых ветвей.
- Я? Я так… жду, пока ты повыше заберёшься, а то у меня скорость такая… вдруг я тебя на обгоне где зацеплю…
- Ну, теперь уже не зацепишь. Поднимайся.
- Хорошо! Я сейчас! Я скоро! Жди! Главное не смотреть вниз. Главное не смотреть вниз. Главное…
- Что ты говоришь? Мне не слышно.
- Это я…  ступеньки считаю, скорость прикидываю.
- Ты её лучше прибавь. Если что, я могу в сторону отодвинуться.
- Я сейчас! Главное не смотреть… главное…
Торопыга дополз до Кондрата и растянулся на ветке, обхватив её лапами.
- Ты устал?
- Да, голова кружится. Понимаешь, мы с тобой всё по кругу, по кругу. Вот она и закружилась.
- А-а. Тогда лучше отдохни.
- У тебя, Кондрат, летучих мышей в родне не было?
- Вроде нет.
- А то ты так хорошо тут себя чувствуешь… на высоте.
- Ну, это ещё не высота! Вот у Серафимы гнездо, так вообще, на макушке берёзы.
- На макушке?.. Тебе не трудно достать из моего кармана список?
- Нет.
- Тогда вычеркни из него Серафиму.
- Ладно. А она к нам не подходит? Для того, чтобы мы к ней в гости пошли?
- Категорически, - выдохнул кролик.
- Ой!
- Ты чего?
- Ругаться не будешь? Я твой… наш список вниз уронил.
- Вниз? Главное не смотреть вниз. Главное…
-  Смотри! – пискнул Кондрат. – Там, с этой стороны, оказывается, муравейник. Прямо под нашей веткой! Смотри!
- Главное… главное… - и тут кролик посмотрел вниз. После этого он закрыл глаза и разжал лапы.
- Ты куда? – не понял Кондрат.
Но Торопыга уже не слушал его. Он свалился в муравейник.
Высота оказалась не такой уж большой, а муравейник мягким, и Торопыга обязательно от страха, да-да, от страха лишился бы чувств. Но сделать это ему помешали рыжие муравьи, чей дом он так внезапно разрушил.
- Ай! Ай-я-яй! А-я-я-я-я-яй! – Торопыга вскочил на ноги и как заведённый принялся скакать вокруг дерева, стряхивая с себя муравьёв.
- Ух, ты! – восхитился Кондрат. – Вот это здорово!
Он хотел тоже прыгнуть вслед за другом, но передумал.
Когда Торопыга стряхнул с себя всех муравьёв, он вдруг увидел перед собой…
- Это Василиса, - представил Кондрат.
Белка стояла поодаль и с любопытством, во все глаза глядела на кролика.
- А мы тут… к вам в гости… хотели.
- Это Торопыга! Он мой друг!  Он – путешественник! А ещё он такой смелый! Он прямо с ветки! Прямо в муравейник! Прямо – раз! И всё! Он знаешь какой?! Мне вот страшно! Я бы не смог, а он – раз – и всё!
- Я… я… мы… - у Торопыги язык прилип к горлу.
Василиса засмеялась.
- Это вам, - она протянула корзину с орехами, потом опять засмеялась и побежала к дереву. Потом она засмеялась уже с высоты.
- Ты… ты чего разошёлся: «герой», «путешественник»?
- А что? Ты вон какой!
- А она убежала. Она думает, что я – трус.
- Почему? Ты не трус! Ты с ветки спрыгнул!
- Я свалился с неё… если бы не муравейник…
- Ты спрыгнул! Я сам видел!
- Да ты!.. Ты!.. точно видел? Сам?
- Да! Я, кому хочешь, расскажу.
- Лучше не надо.
- Хорошо.
Торопыга взял корзинку.
- А ты видел её глаза?
- Глаза как глаза.
- Нет, они такие… она такая…
- Белка как белка.
- Нет, ты не понимаешь. А почему она убежала?
- Белка, я же говорю, что с неё взять.
- Василиса, - прошептал кролик.
- К кому теперь пойдём? – поинтересовался Кондрат.
- Не знаю. Кто там у нас по списку?
- А я список потерял. Он когда с дерева упал, я его больше не видел. Но я и так всё помню. Серафиму ты сказал вычеркнуть.
- А дальше?
- А дальше – всё.
- Как – всё?
- Так – всё.
- Нет, Кондрат, не всё. А ты? Как же ты? Про себя ты забыл?
- Да, - Кондрат почему-то погрустнел. – Про себя забыл. Это… ко мне потому что никто не ходит.
- Не ходит? Ну, это мы разом исправим. Пошли. Куда идти?
- Туда, - хмуро махнул Кондрат.
Торопыга шёл впереди, насвистывая бодрую песенку. Кондрат ковылял за ним, изредка показывая направление.

Маленький пень у дорожки скрывал в сплетении корней такую же маленькую нору. Торопыга смог засунуть в неё голову, да и то, только как следует, прижав уши.
- Это и есть твой дом? На хоромы не похоже.
- Нора. Но всё что надо у меня есть.  Спальня, прихожая. Кухня вот, - Кондрат бегал по дому, показывая хозяйство. Торопыга разглядывал его, лёжа на животе и прищурив один глаз, будто козявку в микроскоп.
- А ещё я этим летом выкопал внизу кладовую. Её отсюда не видать, но в ней много места. Запасов можно на всю зиму сделать. Только вот некуда позвать, - виновато закончил Кондрат.
- Вылезай. Будем ужинать, - Торопыга поставил корзинку на пенёк.
Друзья уселись, как кому было удобно, и принялись за орехи.
- Ты пойдёшь ночевать к Гиське?
- Нет.
- У бобра сыро. У ёжиков тесно.
Торопыга вздрогнул при мысли о ёжиках.
- Я останусь у тебя.
- У меня?! – обрадовался Кондрат, но потом опять погрустнел. – У меня тебе даже и места-то нет.
- Погоди.
Торопыга ушёл в лесок. Он вернулся минут через двадцать с кучей палок.
- Не боись! Мост я на этот раз разбирать не стал, - засмеялся он.
Пара коряжек с перекладинами превратились в остов шалаша. Торопыга натаскал лапника. Кондрат тоже помогал. Они покрыли мягкими веточками каркас, и шалаш был готов. Потом травой выстелили пол и легли усталые, но довольные работой.
- Здорово! А что будем делать завтра?
- Утро вечера мудреней… - пробормотал кролик и засопел.
А Кондрат ещё долго лежал и думал, как хорошо, что у него появился такой друг.

В лесу раздавался какой-то крик, шум и треск.
Торопыга вскочил.
- Где он? Где он? – кричали голоса.
- Он побежал туда! – отзывались другие.
- Ой, спасите! Не ходите туда! Там опасно!
- Катя? – удивился Торопыга. – Кондрат, что случилось?
Но Кондрата в шалаше не было.
- Эх! – Торопыга бросился навстречу голосам.
Из кустов на него выскочил бобёр:
- Он там! Прячется!
- Кто?
- Сейчас.
По дорожке бежал кот. За ним неслась плачущая Катя и всячески старалась его удержать.
Далеко, в конце дорожки, отдуваясь, ковылял лось. Ёжик обогнал его.
- Где он?
- Он там, - показал бобёр в кусты.
- Да кто он? – не понимал кролик.
- Как? Ты не знаешь? Волк! – хором выдохнули все.
- Что нам теперь делать?
Кот обхватил руками голову. Катя опять заплакала.
- Эх, вы! Подождите минутку.
Кролик взял большую жердину и вошёл в лес.
Несколько мгновений он оглядывался, но вот увидел под огромной сосной Волка.
Волк подобрался, он готовился к прыжку.
- Р-р-р! – зарычал волк.
- А-а-а! – закричал кролик и бросился на него.
Волк устремился навстречу.
На бегу, Торопыга сообразил, что палкой он ничего не сделает, и отбросил её.
Расстояние между ними сокращалось. Волк прыгнул. Торопыга сунул руку в карман и выбросил её вперёд. Из его руки вылетел большой орех и ударил Волка прямо в лоб.
Волк щёлкнул зубами, перевернулся в воздухе и упал бездыханный.

И вот все собрались на поляне. Катя сплела Торопыге венок. Кот и бобёр стояли поникшие. Кондрат улыбался, сорока трещала без умолку. Василиса таращила на него свои бездонные глаза. А  Альберт Эммануилович читал им свой длинный свиток.
А Торопыга стоял глухой ко всему, поставив на тело Волка копыто… нет, не копыто, конечно, а лапу.
- А что? Трудно было победить Волка? – спросил Кондрат.
- Конечно, первый раз – да. Но он просто не знал, с кем связался. Глупый серый зверёк
Тут что-то зашевелилось под лапой кролика. Он глянул вниз и увидел, что Волк уже лежит на боку и внимательно слушает его хвастовство.
Все, кто стоял вокруг, бросились врассыпную, с криком и визгом. Лось уронил свиток.
- Ну, что? Трудно было победить Волка? – спросил Волк.
- Я пошутил, - Торопыга осторожно убрал ногу с груди Волка, развернулся и дал стрекача.
Волк гнался за ним. Торопыга бежал, что было мочи, но копыта на ногах тормозили его.
Он добежал до пенька. Нора! Спасительная нора Кондрата!
Торопыга нагнулся, чтобы пролезть в проход… и упёрся рогами в пенёк.
- Нет! Нет! – закричал он.
А Волк был уже тут. Он схватил Торопыгу за ногу.
- Нет! Нет!
- Торопыга!
- Нет!
- Торопыга! Ты чего?
Торопыга сел и проснулся.
Кондрат тряс его за ногу:
- Ты так орал, что я сам испугался! Приснилось чего?
- Не помню.
И тут, как в продолжение сна на Торопыгу вышли лось, бобёр и Гиська.
- А вы чего?
- Мы тебя потеряли, - сообщил Гиська. – Ты ночевать вчера не пришёл, и Катя нам велела тебя искать.
- Да, - подтвердил бобёр.
- А я не терялся. Я, между прочим, у друга в гостях остался.
- У Кондрата?
- Да, у меня, - пискнул мышонок.
- У него же негде ночевать! – удивился бобёр.
- Домик у него маленький, - подтвердил Гиська.
- А что? У Кондрата есть домик? – Альберт Эммануилович был поражён.
Торопыга пожевал сухую травинку, потом оглядел всех, стоящих перед ним:
- Будет!
- Как это?
Торопыга обошёл друзей слева направо, затем справа налево. Внимательно оглядел их. Поправил очки пригнувшемуся лосю, убрал паутину с плеча кота.
- Будет. Слушайте меня: Родион будет подрезать или подгрызать, как ему удобнее, деревья. Разделывать их. Альберт Эммануилович носит их на поляну. Как только дров… то есть брёвен будет достаточно – начинаем постройку домика. Ну, что стоим? За работу! За работу!
- А ты где будешь? – с сомнением поинтересовался Чингиз.
- Я буду там, где труднее всего, котик. Вас не оставлю.
Через час на поляне появилась Серафима. Против своего обыкновения она не сказала ни слова, лишь смотрела, разинув клюв.
Потом она куда-то исчезла.
Ближе к обеду появились ёжики, всей семьёй. Младший ёжик сидел на плече отца.
- Найдётся работа для наших маленьких строителей? – поинтересовался отец.
- Папа! Не называй нас маленькими!
- Хорошо, не буду.
- Ну, что же вы раньше-то нас не позвали? – расстроился маленький главарь. – Мы бы уже сейчас!.. Ух!.. Я буду носить брёвна, вместе с Альбертом Эммануиловичем!
- Да тут ещё работы – непочатый край! Мы только начали, - успокоил его Торопыга. – Ребята! Мне нужны крепкие и смелые добровольцы!
- Это я! Это я! Это мы! – наперебой отозвались ёжики.
- Вот и отлично! Поручаю вам очень важное задание: вам надо будет собрать как можно больше моха… или мха, не знаю, как правильно. Ну, в общем, вы меня поняли! Только мох должен быть самый лучший. Ведь от него будет зависеть тепло дома.
- Ура! Вперёд!
Ёжики растворились в кустах.

Незаметно подошло время обеда. На поляне уже высилась гора очищенных брёвен. Кучи мха и лапника.
Строители сели под деревьями отдыхать. Кондрат бегал между ними и носил берестяной кружкой воду.
Тут раздался стрёкот сороки:
- А я гляжу! А они тут! А работа так и кипит! А они только бегают! Туда-сюда! Туда-сюда! Молодцы! Вот молодцы!
На поляну вышли Катя и Василиса. Они несли корзинки с едой.
Катя напекла блинов, начинила их творогом и повидлом. Василиса насобирала орехов и ягод.
- А вот и обед! Все сюда!
Строители подумали, что подкрепиться действительно было бы неплохо.
Стол накрыли прямо на пеньке, под которым располагалась нора Кондрата. Все до одного накинулись на еду.
Один лишь Альберт Эммануилович с сожалением глядел на блины:
- А что, нет ли у кого из вас кусочка осиновой коры?
- Ой! Коры нет! – с сожалением пискнула Василиса.
- Как-то мы не подумали, - расстроилась Катя.
- А что кора? Если нужна кора, то вон за теми кустами – целый осинник, - подсказал папа-ёж. – Там такие подосиновики растут!
- Точно! Точно! Я видела! Я знаю! Я покажу! – сорока устроилась на рогах у лося. – Что это? Спросили бы? Я бы сразу! Я же знаю!
И они отправились в сторону осинника.

К вечеру дом для гостей был готов. Слегка покосившись к лесу крышей из лапника, сруб закрывал место от Кондратова пня и почти до дорожки. Пень сначала хотели обнести домом, но потом решили, что если оставить его снаружи, то внутри будет больше места для гостей.
- Здорово получилось! – порадовался Торопыга. Он попинал ногой бревна сруба. Тот не пошелохнулся, только зазвенел.
Родион навесил дверь. Кондрат обежал дом сначала в одну сторону, потом в другую.
- Вот это да! Вот это мой дом! Он знаете какой? – Кондрат залез на пенёк. – Вот! До крыши не достаю! А здесь будет стол! Для гостей!
- А если дождь? – засомневалась Катя.
- Можно беседку сделать. Под крышей, - предложил Альберт Эммануилович. – И сухо, и свежий воздух.
- Сделаем, - пообещал Родион, - это недолго.
- А заходите ко мне в гости! – позвал  Кондрат.
Внутри домика поместились все. Хоть для всех получилось и тесновато, но даже Альберт Эммануилович засунул голову в дверь.
- Уютно.
Все по очереди  поздравили Кондрата с новосельем и засобирались домой.
- Здорово! Спасибо! – дрожащим голосом благодарил всех Кондрат. – Только… только… дом такой большой. Я никогда не жил в таком большом доме.
Храбрый мышонок старался не подать вида, что ему страшно ночевать в таком большом доме одному. Торопыга, засобиравшийся было к Гиське и Кате, понял его.
- Я, пожалуй, останусь с Кондратом. Всё веселее будет.
- Сделаем так, - рассудил Альберт Эммануилович, - сегодня у Кондрата пусть ночует Торопыга, а потом и мы, все по очереди. Пока Кондрат не привыкнет.
- Да я могу и сам…
- Ничего, нам это приятно будет, - подхватил Чингиз.


Рецензии