Кто и как становятся писателями?

Вместо предисловия

Как и все начинающие (непризнанные и совсем не известные публике) «писатели» - люди без определенного возраста, которые непонятно почему приняли решение поделиться с читающим народом своими мыслями.

На начальном этапе своего «становления», я очень трепетно и с волнениям прислушивался к любым мнениям, относительно моего творчества.

Признаться, я очень раним ко всякой критике и замечаниям, после которых я испытываю горькое чувство разочарования и мучаюсь в сомнениях о наличии у меня творческого дара.

Испытав всю чашу горечи и страдания на этом поприще в зрелом возрасте уже совсем не так отношусь к мелким «пакостям» «друзей и знакомых», когда речь идет о моих произведениях.

Свое литературное крещение я получил, оказавшись в эмиграции, где я принял решение с помощью моей семьи (жена  корректор, сын  технический редактор-дизайнер) издавать еженедельную газету местной армянской общины.

Сейчас, спустя уже 20 лет мой поступок мне кажется сумасшествием.

Как мне кажется, я делал очень интересную газету, где я помещал материалы, трактующие события и проблемы армянских диаспор России, в общем, и нашей Губернии в частности.
 
Мою газету мы раздавали бесплатно среди представителей нашей диаспоры, хотя не всегда мы встречали благодарность.

Один молокосос, продающий на рынке обувь, со свойственным поведением молодого, но раннего хама, прямо сказал:

- Апер, я сейчас очень занят. Приходи через пару недель, может я чуточку освобожусь…

Те, которые читали, при общении со мной упрямо ничего про содержание газеты не говорили и не обсуждали. На прямой вопрос в упор ну как, отвечали уклончиво и вяло:

-Ничего…

Находились «читатели», которые прямо искали встречи со мной, чтобы сказать, что внимательно прочитав всю газету, обнаружили несколько опечаток и говорили:

- Стыдно такое напечатать. Это же лицо и честь нашей нации. Как ты можешь?

Тем не менее, я ни капельки не жалею о содеянном. Просто после этих событий я стал более избирательным и осторожным общаясь с моими соотечественниками.

Здесь на поверхности лежат два примитивных вывода.

Первый - моя газета была примитивная и не интересная. Второй - раз я не могу сделать хорошую газету, а при этом имеются люди, которые находят всевозможные ошибки и промахи.

Почему бы этим «грамотным» ребятам не взяться издавать хорошую и качественную газету?

Когда я стал писать рассказы и эссе и публиковать их, я начал делиться мнениями с друзьями. Тут ситуация оказалась еще хуже.

Один духанщик – ресторатор, большой специалист по шашлыкам и кябабам, обиженно меня пожурил:

- Ара, но нельзя же так! Ты же не специалист, а я, как ты знаешь, по образованию филолог. Тебе надо перед тем, как публиковать, показать мне и я тебе много ценных советом дам.

- Ну что конкретно скажешь по этому поводу,- робко спросил я, в ожидании серьезных и веских аргументов.

- Разве можно так писать, от первого лица…?

Другой «образованный» мой соотечественник, по образованию математик, прочитав первый мой сборник рассказов на армянском языке, который я великодушно и с дарственной надписью подарил ему, при встрече со мной стал говорить о том, о сём, пока я его прямо не спросил:

- Ты мою книгу читал?

- Дааа, - лениво и не охотно, ответил он.

- Ну и что скажешь?

- Темы интересные, трогают…

- И все?

- Твой недостаток в том, что твои произведения многословные. Твои мысли или идеи можно передать посредством или суперпозицией минимальных количеств слов, а у тебя  такой поток слов, что утомляет…

Моя племянница, которая стала профессиональным филологом-ученым, литературным критиком и теоретиком, краем глаза просмотрев и даже не почитав мои рассказы, нервно парировала:

-Так не пишут!

- А что именно? А как пишут?

- Для этого надо учиться соответствующих факультетах и изучать специальные науки, типа литературоведение…

- А ты читала мои произведения?

- Нет, так как считаю нечего не профессионалам браться за перо. Каждый должен заниматься тем, чему его учили…

Тут уже не поспоришь. Это мнение специалиста.

Тем не менее, я не «сдавался» и продолжал писать, но заноза унижения и обиды все  не давала мне покоя.

С тех времен я серьезно стал исследовать причинно-следственные корни процесса становления персоны признанным и знаменитым писателем.

Кто и как становятся писателями?

Неужели все знаменитые писатели получили глубокие знания по теории литературы. И вообще, имеются ли какие – то каноны и правила, как писать и о чем?

В дальнейшем я стал накапливать биографические данные о наличии образования вообще и профессионального в частности у очень известных и награжденных  Нобелевской премией писателей – прозаиков (кроме Высоцкого).

Кто есть кто или Who's who?

Лев Толстой получил домашнее образование. В 15 лет Толстой стал студентом разряда восточной словесности. По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по некоторым предметам продолжились. Переходные майские  экзамены  были сданы удовлетворительно (получил одну пятерку, три четверки, и четыре тройки; средний балл получился три), и Лев Николаевич был удостоен перевода на второй курс. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого». Сам Толстой вспоминал: «…я первый год … ничего не делал. На второй год я стал заниматься …. чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься».

 Фёдор Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим. Окончил училище и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

Антон Чехов учился в Таганрогской гимназии, а в свободное время помогал отцу в бакалейной лавке. После окончания гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета. Чтобы заработать на жизнь, стал писать небольшие юмористические рассказы.

Иван Тургенев, сначала учился в пансионе Вейденгаммера, затем — в пансионе директора Лазаревского института Краузе. В 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет, где он окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова выдержал выпускной экзамен, получил степень кандидата, потом отправился в Берлин, где слушал в университете лекции по истории римской и греческой литературы, дома он занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Потом он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность.

В возрасте десяти лет Николая Гоголя отвезли в Полтаву, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Недостатки школы восполнялись самообразованием. Потом Гоголь переехал в Санкт-Петербург, где он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета и получил диплом «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Владимир Высоцкий  поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра. Далее Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко.

Александр Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского государственного университета. В университете Солженицын учился на «отлично» (сталинский стипендиат), продолжал литературные упражнения, в дополнение к университетским занятиям, самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Окончил университет с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавания. Деканат рекомендовал его на должность ассистента вуза или аспиранта.

Михаил Шолохов в возрасте 9 лет учился 1 год в Москве в подготовительном классе мужской гимназии, далее в гимназии г. Богучара Воронежской губернии. Окончил 4 класса гимназии. В возрасте 15 лет, он стал делопроизводителем станичного ревкома. После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на должность продовольственного инспектора.

Максим Горький в одиннадцать лет, став круглой сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало его от отчаяния беспросветной жизни. В 16 лет приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде". С 20 лет начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

В биографических заметках Вильяма Сарояна вообще отсутствуют сведения об его образовании. Кто знаком с его произведением, знает, что он бросил школу в третьем классе и далее нигде не учился. И не случайно, что Курт Воннегут как-то заметил: "Любопытно, что Сароян, Хемингуэй и Стейнбек, когда им было по двадцать-тридцать лет, писали лучше, чем имели на это право".

 Уильям Сароян, родившийся в США, в семье бедных эмигрантов из Западной Армении, уже в 26 лет прославился своим первым сборником рассказов, а в 32 года ему первому были одновременно присуждены Пулицеровская премия и премия театральных критиков Нью-Йорка за пьесу "Годы нашей жизни". В 35 лет он получает "Оскара" за сценарий фильма "Человеческая комедия". Для человека, который рос сиротой, бросил школу в пятнадцать лет и никогда не возобновлял своего формального образования, это редкостный успех. Говорят, отказами, полученными Сарояном из редакций (их две тысячи), можно было бы оклеить особняк. Его приводят в пример начинающим авторам как образец упорства и несгибаемой воли в борьбе с издателями.

Эрнест Хемингуэй в школьные годы, активно занимался боксом и футболом. В школьные годы Хемингуэй дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль».

Сначала был напечатан «Суд Маниту» — сочинение с северной экзотикой, кровью и индейским фольклором, а в следующем номере — новый рассказ «Всё дело в цвете кожи» — о закулисной и грязной коммерческой стороне бокса. Далее, в основном, публиковались репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем. После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности.

Джек Лондон школьником продавал утренние и вечерние газеты, по выходным подрабатывал в кегельбане, расставляя кегли, а также уборщиком пивных павильонов в парке. По окончании начальной школы, в возрасте четырнадцати лет поступил на консервную фабрику рабочим. Потом нанялся матросом на промысловую шхуну «Софи Сазерленд», отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Впоследствии также работал на джутовой фабрике, гладильщиком в прачечной и кочегаром (описал в романах «Мартин Иден» и «Джон Ячменное зерно»).

Гарсия Маркес в возрасте 12 лет начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. Потом поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет.

Макс Фриш учился в Цюрихском университете — изучал германистику. После поступил на службу газетным репортером. Далее поступил на архитектурное отделение Цюрихской высшей технической школы.

Уильям Фолькнер в 20 лет стал посещать занятия в университете Миссисипи, который вскоре бросил…

Выводы и заключения

Признаюсь, что выбрал писателей исходя из их популярности и моих симпатий к их творчеству.

Остановился на Фолкнере не потому, что мои литературные знания были исчерпаны, а потому, что был ошеломлен результатом моих «исследований».

Как это не парадоксально, в приведенном мною выше списке нет ни одного знаменитого писателя, у которого было бы профессионального образования литератора.

А в некоторых случаях вообще знаменитость на получала никакого образования (Горький, Сароян).
 
К моему удивлению, я не смог избавится от довлеющего и гнетущего ощущения, что я «открыл» закон, который можно назвать Законом становления знаменитым писателем, который сформулировал бы так:

1. Чем менее образована знаменитость (среди известных персон-писателей), тем вероятнее ее становление хорошим писателем.

2. Если у знаменитого писателя имеется некое образование, то оно не литературное.

3. Литературное образование сковывает развитие фантазии писателя, заставляя его фантазировать трафаретно, в рамках существующих, и как правило неверных представлений о том, как надо писать.

4. Литературное образование плодит специалистов - литературных критиков, которые никогда и ничего ценного в своей жизни не производят.

5. Для творения «хорошей» литературы отсутствуют законы и понятия.

Послесловие

Изложив свой Закон становления, я кажется все сказал, поэтому наверно откажусь от возможности высказаться в послесловии, добавив только, что все решается в момент зачатия, когда запускается часовой механизм становления.

Закон «Что посеешь, то и пожнёшь» никогда и некем не может быть упразднён.

Талант передается от родителей, шлифуется в ходе жизни и используется по назначению,  кому сколько его досталось…

Сергей Параджанов по этому поводу высказался исчерпывающе.

Позавидовал красивым,

Стал прекрасным.

Позавидовал талантливым,

Стал гениальным!


Арарат Пашаян
12 июня 2013 год.
г. Брянск


Рецензии
Здорово! Меня тоже реабилитируешь таким образом :) Но одного филолога знаю, исключение из правил :)

Гоар Рштуни   14.07.2018 18:10     Заявить о нарушении
Как говорят, огласите весь список! Филологов и профессионалов, которые стали хорошими писателями!


Арарат Пашаян   14.07.2018 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.