Часть 1. 9 Деруны

Фото с сайта www.servisda.com - кок на флоте

ХВЕДАР ЖЫЧКА "ДЕНЬ БУДЕТ ЯСНЫМ"


Повесть


Перевод на русский язык, сделанный по украинскому переводу с белорусского языка


ЧАСТЬ 1
МЫС УГОРЬ


9.  ДЕРУНЫ

    Подавая мне завтрак, кок Петька упрекнул:
    - Ты, бульба дробнэнькая, обещал помогать, а не приходишь. Что же я тебе из нечищеной картошки деруны сделаю?
    - Кто же против? - пожал я плечами и глянул на боцмана — отпустит ли?
    - Ладно, - буркнул Кошлоног, - оставайся.
    И вот я сижу на ступеньках, которые спускаются в подвал, перебираю картошку. Петька      возле плиты, большим половником перемешивает в котле варево. Одним глазом поглядывает на котёл, другим — на меня. В уголках губ раз за разом вспыхивает какая-то лукавая усмешка.
    - У вас в Белоруссии большая картошка растёт? - спрашивает он.
    - Вот такая, - намеренно показываю самую большую картошину.
    - Ух ты! - притворно удивляется Петька. - Вся такая?
    - Почему вся? Есть и такая, - показываю самую маленькую.
    - Я тебя серьёзно спрашиваю. - Петька нахмуривается, делает вид, что обиделся.
    - Я тоже не шучу.
    Петька без нужды крутит половником в котле, морщит лоб. Наверное, обдумывает, как бы меня кольнуть. Ещё в учебном отряде мы наслушались разных басен о корабельных коках. Любят они поиздеваться над молодыми матросами. Попадёт салага в наряд на камбуз, кок и придумывает ему разные каверзы. Макароны продувать заставит или ещё что-нибудь подобное. Давнюю историю имеют такие "шутки", ещё со времён царского флота, когда за продукты всё покупалось и продавалось. Тогда кок был центральной фигурой на корабле, ему всё прощалось. А теперь никому не разрешается унижать достоинство военнослужащих. Командиры сурово наказывают коков за их "шутки", но полностью искоренить этот пережиток ещё не удаётся.
    - Та, может, хватит уже? - говорит Петька и подаёт мне тёрку. - Покажи, что делать дальше.
    Хитрец, как-будто сам никогда не тёр картошку. Ну хорошо, мне же не привыкать. Сызмальства дома помогал матери, умею. Только не надо спешить, чтобы случайно не чиркнуть пучками по острякам.
    - Готово! - стучу проволочной дужкой тёрки о края миски.
    - Вот молодчина! - хвалит Петька. - Оладьями делать или блинчиком?
    - Если с салом, то лучше блинчиком.
    - Нет, на масле.
    - Наверно, оладьями лучше. У нас чаще на сале жарят. Поджарят хорошо и ещё нарежут кусочками сало и нашпигуют им тесто.
    - Хорошо у вас живут. - Петька задумался, помрачнел. - А у нас, в Ленинграде, во время блокады всякой всячины испробовали. Мать рассказывала. На тавоте и машинном масле блинчики пекли. Хорошо, если горстку муки или какую-то картофелину найдёшь...
    Я чищу сковородку, смазываю её и накладываю тёртой картошки.
    - Это для тебя, Петька, по-белорусски. Только дай мне крошечку сала для нашпиговывания.


Рецензии