Ч. 66 Сообразительные матросы и бестолковый офицер

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/06/11/1003

Лихачёв, передавая эскадру Бутакову, вручил ему и свой незавершённый труд по составлению сигнальной книги трёх и четырёх флажной системы. Григорий Иванович завершил эту большую работу, начатую предшественником. Помимо того, Бутаков также подготовил к изданию собственное сочинение «Эволюционная система паровых судов».

 Адмирал был творческой личностью, им постоянно владела какая-то идея. И самая навязчивая – нанесение таранных ударов и уклонение от них. Командиры кораблей и рулевые всё лето тренировались на двух специально оборудованных учебных судах. Но и артиллерийские учения на эскадре проводились регулярно. Артиллеристов обучают стрельбой по щитам (большим мишеням), неподвижным и буксируемым.

 Попасть в щит, который перемещается, конечно, труднее, чем в неподвижный. Это, как говорится, и ёжику понятно. Тогда не было устройств, определявших расстояние до цели, и многое зависело от глазомера артиллеристов. Ну, а если ещё добавить качку, то попадание в цель становилось искусством, сродни угадыванию правильных номеров в лотерее.

 Однажды на эскадре Бутакова проводились артиллерийские стрельбы. Для исправления щита на него послали двух матросов, и по рассеянности, а лучше сказать,  по разгильдяйству офицера их там и забыли. Броненосец открыл огонь по щиту. Можно себе представить, что испытали два молодых первогодка, когда по ним началась пальба!

Напрасно матросы размахивали бескозырками и кричали изо всех сил. Спасла их «точность» стрельбы, ни одно из ядер не попало в цель. Почему их никто не видел в бинокль, непонятно. Впечатление, что бравые артиллеристы стреляли не по мишени, а просто в её сторону, авось попадут. На счастье матросов, у них оказались с собой топоры, которыми они чинили щит.

 Моряки перерубили тросы, удерживавшие щит  на якорях, его развернуло по ветру и понесло. Только тогда руководитель стрельбы сообразил: что-то не так. Григорий Иванович и здесь постарался увидеть только хорошее. Он совершенно справедливо поощрил обоих сообразительных матросов.

 Об офицерах в приказе ничего не говорится, но, надо полагать, свои «фитили» они всё-таки получили. В конце летней кампании броненосную эскадру проверила комиссия адмирала Ефима Васильевича Путятина, и поставила хорошую оценку. Не зря  трудился Григорий Иванович!

Огорчали, правда,  иногда родственники.  Племянница Амалии Арсеньевны, Варя, неудачно вышла замуж. Жила она в бедности, и постоянно униженно просила у Бутаковых деньги. Сначала по сто рублей, потом по двадцать пять, и, наконец, уже по десятке, видимо, большие суммы ей перестали давать.

 Сестра Григория Ивановича, Анна, умерла незамужней. Наследство она завещала братьям, в том числе и деньги, которые ей осталась должна вдова подполковника Мария Варрава. Вдова деньги отдавать не хотела, и, чтобы отвести в сторону от разговора о долге, обвинила Григория Ивановича в смерти своего мужа, которого он, якобы, довёл до печального конца своими преследованиями в бытность военным губернатором Николаева.

 Разумеется, на репутации Бутакова это обвинение не сказалось, но такие москитные укусы часто отравляют жизнь очень достойных людей. Григорий Иванович поддерживал дружеские отношения со многими моряками, но, ближе всего он был с Лесовским. Степан Степанович деликатно подсказывал ему многие вещи. Например, провести на эскадре молебен по поводу годовщины спасения великого князя Константина во время покушения на того в Варшаве.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/06/16/1003


Рецензии
"Он совершенно справедливо поощрил обоих сообразительных матросов". Боюсь, что в наше время их бы наказали за порчу оборудования. С дружеским приветом, Борис

Борис Готман   19.02.2019 11:22     Заявить о нарушении
Заставили бы выплачивать.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   19.02.2019 15:37   Заявить о нарушении