Мир, который под ногами

                «Там, внизу, много места» (Ричард Фейнман)

     Я бегу утром на работу по обычному своему пути через сквер к метро. Рядом в том же направлении – толпы людей. Через час их становится меньше. Днем – почти запустенье. Вечером - то же движение, только в обратном направлении. Что-то мне это напоминает…
     В детстве я часто наблюдала за муравьями. На углу ветхого бабушкиного домика поселилось семейство совсем маленьких муравьев. Мне было жаль этих беспомощных, бестолково суетящихся и, как мне казалось, несчастных существ. Каждый день одно и то же – хаотичное ползание туда-сюда, от своей норки к ней же обратно. Но что-то тянуло меня к ним. Через некоторое время я уже с интересом наблюдала за этим миром.
     Каждый день с самого утра крошечные существа сосредоточенно и целенаправленно двигались практически по одному и тому же пути. Одни несли какие-то нужные кусочки в своих челюстях, другие тащили за собой огромные части чего-то, упираясь своими крохотными ножками в землю, третьи озабоченно искали добычу. Вот какой-то совсем большой объект муравьиного интереса – тут же подползают помощники, и совместными усилиями огромный (по их масштабам) кусочек природы медленно перемещается к общему домику. Интересно наблюдать, как они общаются: подползут друг к другу, потрогают усиками один другого и расползаются в разные стороны. 
     Чуть в стороне одиночки осваивают новые пространства. Их бег неуверен, не прямолинеен. Они ползут, как яхта в сильную бурю – галсами: то чуть вправо, то влево, то вперед. Потом, как будто испугавшись, возвращаются обратно. И через миг, опять уходят от общей колеи на простор неизвестности.
     Меня забавляли именно эти муравьи. Я даже пыталась их подкармливать – крошечные кусочки хлеба были положены в стороне от общей тропы специально для смелых.
     А вот на основной муравьиной трассе я почему-то ставила препятствия: то веточку положу, то камешек. Сначала у муравьев возникает паника, они мечутся то назад, то вперед. Потом осваиваются: одни обползают препятствие, другие ползут напрямую через него. Достаточно нескольким муравьям нащупать верный путь – хаос прекращается и все уже спокойно и деловито перемещаются по новому пути.
     Вечером, когда все муравьи заползли в норку, находятся отдельные опоздавшие. Откуда-то бегом спешит домой муравейчик. Я иногда такому помогала. Возьму листочек и подталкиваю его. Понятное дело, он кубарем летит от моей помощи, переворачивается, подскакивает в воздух. Но вот и норка. Теперь муравейчик успокаивается и гордо заползает домой. А вечером, наверное, рассказывает соседу:
     -Представляешь, как мне сегодня повезло. Чуть не опоздал к закрытию Дома. Но меня как будто кто-то подхватил и перенес прямо к двери.
     - А мне как сегодня повезло, - делится впечатлениями другой муравейчик,- Я отполз подальше, посмотреть, что там за горизонтом. Почти заблудился, испугался. И вдруг передо мной огромный кусочек вкуснейшего пирога!
     -Да хватит вам болтать, - зашумели со всех сторон, - Повезло, видите ли им! Мы тут так за день натрудились! На Главный Путь сверху камень упал! Была паника. Пришлось Новый Путь строить. Устали все.  Поэтому, угомонитесь и не мешайте спать, бездельники!
     …
     -А знаешь, - зашептал первый муравейчик, - Я завтра опять пойду туда, за горизонт. Пойдем вместе?
     -Обязательно!
     Они уснули крепким сном в своем огромном, добротно устроенном Доме. И снился им новый неизвестный и манящий мир, который там, за горизонтом…


Рецензии
Занятная зарисовка. Мне тоже приходилось наблюдать целую процессию муравьёв. Будто всей колонией они переселялись на новое место. У вас лёгкий слог и есть фантазия. Успехов в Новом году!

Людмила Хлыстова   08.01.2014 22:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.