Зал ожидания

                -1-

Бабье лето в этом году было коротким и закончилось быстро. Осень  неожиданно резко набросилась на людей  похолоданием , сильными ветрами и дождями. Разукрашенная в яркие краски всех цветов радуги листва , срываемая с деревьев порывами ветра, возвещала о том, что  пришёл конец этому прекрасному времени года- лету. Простояла всего одна неделя тех тёплых денёчков, которые так напоминали о лете, и о ласковом согревающем солнышке. Как пел бард в своей песне - 'лето это маленькая жизнь...' Шура обычно старалась не слушать такого рода музыку, но эта песня всегда захватывала её внимание, напоминая о чём-то очень близком и родном. Она просто наверно очень любила лето и тепло и всегда ждала их, крутясь в море повседневной суеты.Последний год она работала в Москве продавцом, в магазине одежды,куда её устроила её бывшая одноклассница  по 'великому блату'. График 'два через два' её устраивал больше, нежели бы она ездила  каждый день. Путь -то был не близким, ведь жила она в Твери.Почти три часа на электричке в один конец.Почему она решила устроиться в Москве ? В Твери и в ближайших к ней  районах она безрезультатно искала подходящую работу  несколько месяцев. Залезла в долги, заняв уже достаточно много и у своих подруг и у соседей по общежитию, где она жила со своей дочкой. Катенька пошла уже во второй класс, и на неё  уходило не мало средств из их скудного женского бюджета, ведь они жили одни. Конечно ей помогала её родная сестра, а то туго бы ей пришлось одной-то воспитывать дочку. Слишком уж много зарубок на её судьбе оставило бабье счастье, к которому она всю жизнь стремилась. Здоровье с годами   пошатнулось, душу наполнили разочарования и обиды, и не стало уже той озорной и наполненной кипящей жизненной энергией  весёлой девчонки, которая смотрела на окружающий мир, как на планету добра и любви.Тем не менее в ней ещё чудом сохранилась небольшая часть выжившего оптимизма и надежд на будущее.  Случай свёл её с  Валентиной с бывшей одноклассницей, вместе с которой она в детстве заканчивала школу.Они случайно столкнулись нос к носу в магазине, и та сразу её узнала:
-Шура, ты ли это ?- радостно воскликнула Валентина и обняла её.
Шура через пару мгновений узнала в полной женщине средних лет свою соседку по парте, с которой  она давно не виделась.
-Валечка! Сколько лет прошло ?! Я тебя сразу и не узнала.
-А ты практически не изменилась. Я в Тверь приехала маму навестить, бываю здесь редко.Вот ведь какой случай, что мы встретились !
Вот тогда-то  Валентина , прознав про её затруднения с поиском работы, и устроила её в магазин в Москву, где сама и жила после того, как вышла замуж. Заработки в магазине были хорошие, о которых в Твери только можно было мечтать, но было и много минусов — и много времени на  дорогу уходило и с Катей в рабочие дни Шура практически не виделась. Работа заканчивалась поздно и Шура успевала всегда только на последнюю электричку, идущую в Тверь. За Катей в дни её работы присматривала сестра — приводила , забирала из школы,и кормила и следила, чтобы та делала уроки.Хорошо,что она жила в том же общежитии, что и они с дочкой. В таком режиме Шура проработала больше полугода и уже начала подумывать над тем, чтобы уйти. Слишком утомительны были  и длительная дорога, и её постоянные переживания о том, как там без неё Катя и её скользящий график работы, не дававший возможности  проводить праздничные и выходные дни вместе с дочкой.
Та постоянно жаловалась на то, что хочет быть с мамой, а она вечно работает.
- А стоит ли это всё этих денег?- всё чаще эта мысль возникала в голове у Шуры, когда она,уставшая после работы, прислонившись головой  к стеклу электрички, смотрела на пробегающие за стёклами в темноте  отдельные домики  и посёлки, мелькающие однообразно мигающими огоньками окон.Тоска и усталость наваливались на неё и она , окунувшись в тревожный сон, уже не просыпалась до самой Твери.

                -2-

Этот день в конце сентября был на удивление спокойным, солнечным и тёплым, хотя почти всю прошлую неделю дождь лил  как из ведра и  Шуру 'доканывала'  промозглая сырость и холод, пробирающие до костей, особенно когда приходилось долго ждать на остановке транспорт. После работы она , как обычно, спешила на последнюю электричку. На выходе метро, бегом поднимаясь по лестнице перехода,она увидела пожилую женщину, беспомощно пытавшуюся встать с асфальта. Похоже та случайно   упала. Рядом валялась старенькая потёртая сумка и полиэтиленовый мешок, из которого выкатились несколько яблок и пара апельсинов. Никто из прохожих в этот поздний час не пытался помочь старушке подняться.
- Да, на улице в это время не только помощи ждать не от кого, но ещё бы и неприятностей  себе не нажить ни от кого...,- Шура вспомнила, что не раз  сталкивалась с грубым и вызывающим обращением подвыпивших мужиков , когда садилась на последнюю электричку на вокзале. 
-Бабушка, Вам помочь?
- Ой, спасибо тебе, доченька,- ответила та, схватившись обеими руками за Шуру и пытаясь подняться,- так упала, так упала, думала костей не соберу. На какую-то железку сослепу наступила , ноги и подвернулись.Развалилась, а сил встать и нету.
Старушка действительно еле держалась на ногах, её руки, схватившиеся за Шуру, тряслись от напряжения.
-Бабушка, а куда Вы идёте?
-Да вот, здесь совсем близко мой дом, за площадью.
Шура подумала, что если она не проводит сейчас старушку, та снова где-нибудь свалится и уже вряд ли ей кто-нибудь поможет добраться до дома среди ночи. Пришлось провожать её до парадной.
Обратно на вокзал она летела пулей, но, к сожалению последняя электричка на Тверь уже ушла, показав Шуре только свой хвост.
Рядом на платформе стояла другая электричка, идущая только до Клина, отходящая через две минуты.
- Может до Клина доехать, а оттуда последняя электричка значительно позже до Твери идёт ?-мелькнуло у неё, -там и пересяду ?
Шура вошла в вагон и села на сиденье в центре. В вагоне сидели ещё две женщины и один мужчина.
- Ну и хорошо, всё не одной в вагоне ехать,поспокойнее.
Она достала из пакета бутерброд, который не съела сегодня на работе и быстро его проглотила, практически не жуя, так проголодалась с обеда.
Электричка тронулась и покачиваясь из стороны в сторону, отсчитывая стыки на рельсах, стала набирать скорость.
-Ну вот, теперь можно и покемарить, как минимум час с лишним,- подумала Шура и опустила голову , приподняв воротник своей куртки.
В вагонах было довольно прохладно, но отопление в электричках ещё не включали. Засунув  руки подмышки крест-накрест для тепла, Шура через несколько минут задремала, усталость и поздний час давали о себе знать.Очнулась она от того, что какая-то женщина трясла её за плечо:
-Приехали, Клин, конечная, выходите.
Шура вышла и увидела такое же типовое здание вокзала, как и в Твери.
На платформе уже никого не было, только какая-то бездомная собака просеменила мимо неё не торопясь и не обратив на неё никакого внимания. Шура пошла к дверям вокзала, чтобы посмотреть идёт ли на Тверь электричка и во сколько, но дёрнув за ручку обнаружила, что двери закрыты. Она обошла здание вокруг, приметив на скамейке одиноко сидящего мужчину. С другой стороны двери тоже были закрыты. Как она не дёргала их, они не поддавались.Подойдя к мужчине, сидящему на скамейке, она спросила:
- Вы не знаете , сегодня электричка на Тверь ещё пойдёт ?
-Нет, сегодня электричек больше не будет, присаживайтесь,- предложил мужчина, отодвигаясь с середины скамейки ближе к краю и хлопая по ней ладонью.
-Вот ведь я попала, думала отсюда до Твери ещё будет хоть одна.
-Я тоже из Москвы приехал, на последнюю электричку до Твери опоздал на пару минут и хотел в Клину пересесть, но похоже нам обоим не повезло.
- А почему  зал ожидания закрыт ?
-Я не знаю, минут десять  назад я тоже пытался войти внутрь,хотел  погреться, но женщина, которая проходила мимо из депо, сказала, что вокзал на ночь закрывают.
-Вот тебе и раз, а где же теперь ближайшую электричку ждать ? Может поблизости какая-нибудь кафешка есть круглосуточная ?
- Попробуйте найти, но мне показалось, что всё в округе вымерло до утра, когда я здание вокзала обходил, даже ларьки все закрыты.
Сидящий мужчина внушал доверие, но Шура всё-таки решила обойти округу и поискать, где можно  выпить горяченького чайку и погреться.
Заодно она позвонила сестре и объяснила, что опоздала на последнюю электричку и приедет только утром.
-Не беспокойся, я с Катей вместе заночую.У  нас всё впорядке, уроки  сделали ,поужинали, она уже спит.
-Спасибо тебе, до завтра! 
Шура обошла окрестности вокзала, но не заметила не только открытой кафешки, ларька,но даже ни одного горящего окна или фонаря. Какая-то беззвучная , всё поглощающая темнота. Можно было подумать , что весь городишка вымер.Свинцовые облака закрывали  небо. Ни луны ни звёзд не было видно.Под ногами часто раздавался хруст разбитых стёкол. Вдалеке послышалась какая-то возня и  вой собаки. Ей стало как-то не по себе и она решила вернуться побыстрее на вокзал. Там по крайней мере было освещение и хоть один человек, с кем не страшно было бы ночью, как ей казалось. Шура быстрым шагом пошла по направлению к платформе,часто спотыкаясь в темноте. Перешагивая через рельсы, она чуть не упала, подскользнувшись в луже солярки, пролитой на шпалы.
- Ну что, ничего не нашли? Я так и подумал, что в этом захолустье навряд ли есть какая-то ночная жизнь.Присаживайтесь, в ногах правды нет. А в нашем полку прибыло .Вот гражданин своего брата в воинской части навещал и задержался в пути,- мужчина показал на парня в пиджаке и джинсах, в руках у которого была большая спортивная сумка.
Шура от безысходности присела рядом с ними. Она посмотрела на часы -было  уже десять минут второго ночи.
-Девушка, а как Вас зовут ?- спросил парень,- меня Виталий.
- Шура, -без особого энтузиазма,но из вежливости ответила она, понимая , что с этими двумя ей придётся коротать время до утра.
-Очень приятно! Представляете, вечером ехал на попутном УАЗике из части, где брат служит, так он километров за семь от станции сломался, как назло. Водитель почти час возился с мотором, я больше ждать не стал, пошёл пешком, думал поймаю ещё попутку, но  никто не проехал, вот и опоздал на электричку.
-А меня Анатолием зовут,- прервал парня мужчина.
-А что вокзал-то закрыт? - где люди ночных поездов ждут ?- спросил парень.
- А здесь ночью поезда наверно не останавливаются,- ответил Анатолий.

                -3-

Минут десять они просидели молча. Анатолий закурил. Дым его сигареты   , подсвеченный фонарями , стоящими на платформе, напоминал какие-то замысловатые фигуры, принимающие причудливые формы. Они  дрожали в лучах скудного света — то ли от холода, то ли от страха  навсегда раствориться в пространстве ночи. Эти фигуры с судорожными движениями пытались задержаться на какое-то время в воздухе, но под порывами ночного ветра рвались на куски и быстро растворялись в ночи .
Стало здорово холодать. Особенно это чувствовалось , когда ветер гнал вдоль платформы стаю упавших листьев, которые устраивали свои хороводы вокруг столбов и одиноко стоящей скамейки, на которой пристроились на ночь трое задержавшихся путников. Шура застегнула все пуговицы на куртке и подняла воротник, поправив на шее свой шарфик.
Но холод брал своё, постепенно проникая через все слои одежды.
Мужчины похоже тоже мёрзли. Они поочерёдно вставали и ходили по платформе туда-сюда, пытаясь хоть как-то согреться движением.
Вдруг из-за здания вокзала появилась какая-то фигура и двинулась в направлении скамейки. Когда она приблизилась , то стало понятно, что это дежурный полицейский.
- Доброй всем ночи. Пожалуйста, предъявите ваши документы,- обратился он  к сидящим.
Все достали свои паспорта и поочерёдно показали лейтенанту.
- Скажите, а у вас на вокзале можно погреться, а то мы тут все замёрзли, на последнюю электричку опоздали, а в ближайшей округе ничего не работает ?
-Вокзал на ночь закрыт, откроют в пять тридцать утра.
-А в вашем пункте полиции на вокзале можно посидеть?Пожалуйста, мы очень замёрзли!-попросила Шура.
- Нет, не положено. Это вам не гостиница,- отчеканил лейтенант и двинулся в обратном направлении.
- И что нам, теперь, околеть здесь? Даже ,как назло,спиртного нет, чтобы согреться. Ещё им документы  давай показывай- со злобой вдогонку уходящему полицейскому сквозь зубы процедил Виталий.
Прошло ещё полчаса. Шура ходила вдоль платформы,но согреться уже не могла.
-У меня есть идея,- сказала она мужчинам, -давайте устроим соревнование -кто быстрее два круга вокруг вокзала пробежит. Приз -бутерброд с колбасой, согласны?
Виталий с Анатолием переглянулись и кивнули друг другу.
- А согласны! Мы готовы, -сказал Анатолий и они оба встали рядом с Шурой,- а где старт и финиш ?
А вот у этой ножки скамейки. На счёт три начинаем.
Замёрзшие лица сосредоточенно глядели на асфальт.
- Раз,два, три! - крикнула Шура и они понеслись вдоль платформы.
Шуре на каблуках было неудобно бежать, и она сразу же отстала от мужчин, а те , в азарте, даже не заметили этого.Только четыре ноги быстро замелькали в полутьме и быстро скрылись за зданием вокзала, издали был слышен только топот ботинок.Шура, завернув за угол вокзала, на бегу заметила, что одна из дверей открылась и из неё выглянул лейтенант.
-Что здесь происходит?- крикнул он пробегающей мимо Шуре.
- Ничего, греемся!- не поворачиваясь , крикнула она в ответ, увидев у другого конца здания поворачивающих на бегу мужчин.
Через пять минут все трое стояли , тяжело дыша у скамейки.
-Виталий победил,- сказал Анатолий.
- Тогда бутерброд его, - Шура достала из пакета последний бутерброд с колбасой.
Давайте на всех- ответил Виталий, достав из кармана пирочинный ножик и поделив бутерброд на три части.
-Да, немного согрелись, конечно, но больше сил у меня бегать нет ,- сказала Шура, быстро проглотив свою часть приза Виталия.
-Слушайте, а чего ,собственно говоря, мы мучаемся?Давайте костерочек небольшой разведём, погреемся.Вон урна металлическая стоит без дела. И мусор сожжём и погреемся заодно.
Он подошёл к урне и зажигалкой поджёг обрывки газет и бумаг, валяющихся в ней. Через минуту из урны вырывалось уже довольно высокое пламя. Все трое окружили её и протянули озябшие руки к огню.
Прошла минута, другая, они начали немного согреваться, но тут из темноты снова раздались шаги.
-Что это вы тут устроили, с ума сошли??!!  Не хватало ,чтобы вы ещё вокзал спалили! Живо затушить и все трое за мной!
Виталий слез с платформы и набрал немного воды в полиэтиленовый пакет из лужи между шпалами. Потом он вылил её на огонь . Урна издала шипение и потухла. Только небольшой зловонный дымок напоминал о недавнем, поневоле придуманном, самодельном обогревателе.
- Так, все за мной, и без шуток!- лейтенант, похоже обозлился на горе-пассажиров.
Они вошли в здание вокзала.
- Вы все задержаны за нарушение правопорядка, я составлю на вас протокол. 
Лейтенант открыл решётку небольшой камеры и все трое покорно вошли внутрь, не имея сил ни сопротивляться ,ни возражать. От холода и усталости ими уже овладело какое-то безразличие и обречённость.   
-Теперь это будет ваш 'зал ожидания', в который вы так стремились попасть ночью,- с ехидной усмешкой сказал лейтенант, захлопывая за ними дверь камеры...


Рецензии