Алтайские зарисовки 2. спрос-предложение

     Но прежде чем двинуться по указанному исполнительной властью маршруту я обратил внимание на ничем не привлекательнУЮ майминскую лавочку. «Шорные изделия»: звучит-то как – это же музыка. И ведь посмотрите: рядом, под боком у Кемеровской области, есть республика, сохранившая гужевой транспорт и воспитавшая новое поколение шорных дел мастеров. А Кузбасс, похоже, свой транспорт в лице лошадей давно извёл самым первобытно-паскудным образом: он его съел.

      С упоением читаю прейскуранты: седло «Кавалер», ленчик ожилованный, седёлка горбатая, потник, чересседельник, путлище, стремена, узда, шлея, постромки, вожжи… А производится вся эта конная портупея, говорят, где-то в селе Алтайское под Белокурихой. Как умудрились сохранить это старинное ремесло? – уму непостижимо.

      Не узнаю Алтай. Двадцать лет здесь не был, многое изменилось. Старый Чуйский тракт, мощёный некогда булыжником, теперь уложен ровненьким асфальтом, причём с разметкой осевой линии. Отдыхающий и просто любопытствующий люд туда-сюда снуёт, кемпинги, гостиницы, дома отдыха, турбазы, сплавы по норовистой Катуни, конный и пеший туризм… А ведь тишина была, хоть глаз выколи, как говорил один знакомый отоларинголог.

      С одной стороны вся эта суета вроде бы хорошо: населению – занятость, республике – развитие, народу из соседних регионов, жадных до природы – душевное отдохновение. И по гаваям-канарам мотаться не надо. С другой стороны: природа слишком уж уникальная, она тишину и дикость любит. А какая ж она уникальная, если кругом асфальт натоптать, еврокровли нажестянить да выхлопными газами навонять. Так ведь с третьей стороны, опять же, кому такая тишайшая-дичайшая природа нужна, если её никто не сможет увидеть, если кругом таблички навешать: «Руками не трогать», «Ногами не топтать», «На язык не пробовать», «За линию не заходить»? Вот и найди золотую середину.

      А знаете, что радует? Возрождение старинных алтайских и русских промыслов. Проезжаем село с недвусмысленным названием Рыбалка. Прямо у дороги идёт бойкая торговля корзинами, туесами, деревянной резной утварью. Недалеко от озера Манжерок развернул ряды большой базар, продукция на 90 процентов сувенирная. Нет, в принципе, этими корзинами можно вполне воспользоваться для сбора грибов, тажуурами – для хранения айрака.

      Только каким идиотом надо быть, чтобы в такую плетёную красоту собирать боровики-грузди и, упаси Господи, картошку? Или какой чудак придумает заливать в этот кожаный сосуд простоквашу, когда другой более дешёвой посуды в лавках полно? Это дело надо на шкапчик, на самое почётное место, и пыль время от времени сдувать.
Правда, большая часть сувениров – ширпотреб. Ничего страшного, пусть будет рассчитано хотя бы на массовый спрос: эксклюзивные произведения из бересты, лозы, кожи пока ещё не всем по карману.

      Глаза разбегаются от разнообразия музыкальных инструментов: кугиклы, жалейки, свирели, окаринки, комусы, домры - целый оркестр создать можно. Правда не знаю, куда отнести бубны: то ли это музыкальный ударный инструмент, то ли – традиционная шаманская утварь для камлания.

      Многие продавцы никак не хотят раскрывать производителей всего этого добра – коммерческая тайна. И всё же удалось установить, что производством занимаются как мастера одиночки, так и цеха. Например, обереги (ни один из них не повторяется) – дело рук мастеров декоративно-прикладного искусства горноалтайской фирмы «Кезер». Бубны везут из Аноса, Соузги и от мастеров, проживающих в районе Телецкого озера. А береста - аж из Томска. У Кузбасса в основном художественная береста, поэтому для местных рынков она дороговата.

      Помните, лет десять назад плачем и стенаниями были наполнены все средства массовой информации: уходят старые мастера, гибнет национальная культура, исчезают старинные ремёсла и промыслы. Думаешь, а действительно, умрёт последний гончар, занеможет последний шорник и специалист горлового пения, сменит профессиональную ориентацию последний строитель колодцев, забудется технология приготовления кумыса и медовухи, развалится последняя русская печь… Что же, пропадай Расея?

      И вдруг с удивлением обнаруживаешь: стоит только появиться спросу на кедровые бочки и лохани, как тут же появляется мастер и заваливает весь рынок своей деревянной утварью. Да так ловко все эти кадушки делает – сам любому старому мастеру фору даст. Откуда он взялся, кто его научил?

      В Прокопьевске как-то появилась потребность в старинных музыкальных инструментах, а через несколько месяцев и мастер объявился – Владимир Петрович Извеков, педагог по образованию. Никто не учил, сам всё познал методом тыка – есть такая чисто российская форма освоения профессии. Всё умеет делать: жалейки, рубели, кугиклы, «дрова», ложки, окаринки, «бичи».

      Как утверждали ещё во времена Соловья-разбойника: была бы футбольная команда – будет и свисток. Кажется, у старика К. Маркса тоже что-то было насчёт спроса-предложения. И если Россия грозится прирасти Сибирью, то, думаю, сибирские ремёсла и промыслы будут прирастать республикой Алтай.

     2008


Рецензии