Алтайские зарисовки 8. миссия в Чемале

     Соузга, Манжерок, Аржан-Суу, Усть-Муны… Если к Киеву ведут все дороги, то к Чемалу – одна, она так и называется – Чемальский тракт. Очень удобно. Едешь себе без карт и расспросов, записываешь в бортовом журнале: Барангол, Чепош, Узнезя…
Представляю в красках, как в 1861 году ехал по этой дороге во имя миссионерского подвига молодой иеромонах Макарий один из будущих столпов Алтайской духовной миссии. Это он, Макарий (Невский), летом 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе был прославлен в лике святых.
    
     Когда смотрю на горы Алтая поросшие хвойным лесом, на прозрачную - а в это время года чуть белесую - мятежную Катунь – такая благость на душе. Побродить бы тут беспривязно, безотчётно, без всякого плана и не думая о дне завтрашнем. А когда спешка да суета, да поминутно всё расписано – радость уже не та; чтобы её ощутить – притормозить бы надо. И в молитве скорости вроде бы ни к чему. Только неспешное слово дойдёт до Небесного Адресата.

     Чемал. Отсюда начинал своё несуетное пастырское труждание иеромонах Макарий. Где на лодке, где верхом на коне добирался он до самого дальнего аила. Там и на ночёвку оставался, просушивая у очока свои изрядно промокшие одежды. Он тебе и духовный наставник, и телесный врачеватель, и судия, и учитель, и помощник в делах житейских.

     А уединения для молитвы искал на маленьком скалистом островке Патмос, омываемом со всех сторон бурной Катунью. Название, возвышаемая среди быстрых вод скала, кстати, взяла от средиземноморского острова, на коем подвизался когда-то евангелист Иоанн.

     Церковь во имя Иоанна Богослова была выстроена в Чемале ещё до приезда нового миссионера. А когда приход увеличился, то в отдалении от реки был построен Свято-Никольский храм, сюда же был перенесён стан Алтайской духовной миссии. Отец Макарий, возведённый в сан игумена, в те же годы был переведён в Улалу. Но даже через много лет, продвинувшись по иерархической лестнице до Московской кафедры, став митрополитом Московским и Коломенским, он не оставлял своим вниманием и покровительством горную страну Алтай. И даже приезжал сюда в 1914, а затем в 1916 годах.

     К тому времени в Чемале трудами православной миссии, кроме двух отстроенных храмов, был организован приют для сирот, школа, больница с амбулаторией, собралась монашеская женская община. А в 1915 году старая церквушка, в которой когда-то нёс послушание владыка Макарий, была перенесена на катунский остров Патмос.
После революции монашки, молитвы, кресты, колокола как-то перестали вписываться в новую идеологию. Действительно, как же можно строить светлое будущее, когда под боком у тебя не до конца выжженное калёным железом «гнездо мракобесия и оппортунизма». В 1925 году община была закрыта. Затем поочерёдно были разрушены оба храма.

     Пробуем разыскать хоть какие-нибудь следы вековой давности. На месте бывшей церкви Святителя Николая Чудотворца возведён храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На Патмосе шесть лет назад из круглого леса построена церковь, в точности повторяющая все параметры и архитектурные особенности старого храма. Женской общины, в том виде, в каком она существовала ранее, уже нет, но на высоком берегу, как раз против освящённого острова возведён скит, в котором тихо несут свою душеспасительную службу, молятся за нас грешных одна монахиня да три послушницы.

     Наша попытка взять штурмом малый чемальский монастырь закончилась полным фиаско. Монашка, открывшая нам ворота, вежливо отказала даже в малой информации, предложив для начала получить в Барнауле благословение владыки. Никакие уговоры и корреспондентские удостоверения на неё не действовали. Единственное, что она нам посоветовала – обратиться к благодетелю скита Виктору Николаевичу Павлову, поселившемуся рядом. Этот добрый человек столько уже сделал во славу православия: и деньги немалые жертвовал на разные хозяйственные нужды, и в других делах порядком потрудился во благо общины. Может он что расскажет?

     Ну что ж, порядок надо уважать. Вот уж поистине: в чужой монастырь да со своим корреспондентским удостоверением…

     2008


Рецензии