Мы пришли из веков

 (История возникновения моей фамилии)
Гуска Лена, 15 лет
На высоком берегу Днестра, за полями и лугами, раскинулось древнее село Бабинцы, где когда-то жили мои прадеды. Дивная легенда исстари передается от отца к сыну, легенда о происхождении фамилии Гуска.

В ярко-голубое небо поднимался черный столб дыма. Люди большого села Бабинцы стояли на высоком холме, как завороженные наблюдая происходящее. Горело соседнее село. На Бабинцы будто текла темная лавина - многотысячная армия, сеявшая Смерть и Разрушение. «Вороги! Татари!» - закричал кто-то, выводя славян из тревожного оцепенения. Сотни лиц, не сговариваясь, испуганно обратились к старейшине, иссохшему от тяжких трудов старику с белой бородой до колен. Его в селе слушали беспрекословно, уважая глубокую мудрость и страстную веру в Бога. Вот и сейчас селяне ждали его совета.
«Лише Дністер-батюшка допомогти може…»- медленно произнес он, и продолжил: «Відкривайте хліви, випускайте худобину. Самі біжіть до Дністра. Татари його не перепливуть». «А ти?»- спросил мальчонка Старейшину, своего прадедушку. «Всьому свій час. І мій час прийшов. Я залишаюся тут. Молитвою вас захищу.  Ну ж, біжіть!»- прикрикнул он на селян, и те, повиновавшись, пошли, а потом и побежали.
Люди распахивали сараи, выпуская скотину. Почуяв беду, животные разбегались в разные стороны. Бежали все, даже мыши. На сильных коней, сохранявших спокойствие в эту страшную минуту, сажали стариков. Старейшина застыл на холме в неистовой молитве. Казалось, будто сам Бог спустился на землю, чтобы помочь славянам спастись. В последний раз взглянув на родное село, люди побежали к реке – могучему Днестру. Они знали свою реку, но переплыть ее мало кому удавалось. Хватаясь за высокие колючие кусты, славяне быстро спускались вниз по крутому каменистому склону. Лошадей пришлось оставить наверху. Кто-то, не удержавшись, оступался и падал вниз. Крича, он летел в Днестр. Все на секунду замирали, но потом снова карабкались по склону – времени было слишком мало. Сзади уже раздавались крики татар. Упорно славяне продвигались к воде. Ветви кустарников царапали им лицо и руки, камни выскальзывали из-под ног, но даже дети не плакали, смело двигаясь за старшими. Внизу мужики уже доставали немногочисленные лодки для стариков и детей, неспособных справиться с быстрым течением реки…
Все плыли... Кто как мог… Днестр-батюшка будто помогал им, стараясь замедлить свое течение. Но люди все равно тонули – вода была слишком холодной и стремительной. Татары с высокой кручи пускали стрелы. Одна девочка, отчаянно вскрикнув, посмотрела на отца, закрыла глаза и стала погружаться под воду, к матери, утонувшей еще у берега. В шее ее торчала смертоносная стрела. В глазах отца вспыхнула ненависть, злоба к татарам, слезы, он на минуту повернул лицо к берегу, где стояли убийцы, увидел летевшую в него стрелу, и через миг его душа стала подниматься к Богу…
Татары опустили луки, но не уходили. Будто зачарованные, они удивленно смотрели на смелых, сильных людей, смотрели как на чудо, на мираж.
Вот одна баба выбралась на ровный берег и снова побежала к реке. На землю стали выходить люди.  Причалили лодки. Вскоре спасшиеся стояли на траве и обнимались. Такую реку переплыть считалось невозможным, а они, как гуси, вышли из воды живые.
«Гуски!»- вдруг закричала баба, показывая на реку. По Днестру действительно плыли ГУСИ! Гогоча, они вслед за своими хозяевами выходили на берег. «Гуски, гусочки!» - плача, обнимала их девушка. «Як же ви добралися-то, милі мої? Як же ви? Як ви?»Потом вдруг крики прекратились, и все посмотрели на родной берег. В небо поднимались столбы черного дыма. Горели Бабинцы. Мужики крестились. Дети плакали, прижимаясь к матерям…
С тех пор прошли столетия. На берегу Днестра до сих пор стоит село Бабинцы, жителей которого прозвали Гусками.


Рецензии