Пенёк

   Да, пенёк. Да, старый. А молодых пеньков не бывает. Да, вот так!
   Конечно, когда срезают ствол, то на корнях получается свежий пень.
Но дерево-то росло! И тело пня - довольно старое. Знаю, бывал...
   Думаешь, ты "пеньком" меня обидел? Дождёшься. Ох, скольких я
обижальщиков на своём веку встретил... Настоящих, с пилами и топорами.
А тут... Назвал и назвал. Вы же, молодые видите только то, что у вас
перед глазами. Скажем, эта чёрная штука. Телефон, телефон, знаю.
   Алло, алло? Ага. Не достучишься. У нас тут - лес. До города
далеко, никаких радио. Одно: "А-у! Ау!" Только никто тебя здесь не
услышит. Так что, стой и слушай, что тебе старый пень будет
рассказывать.
   Думаешь не покажу? Вот выговорюсь и направлю тебя в твою дорогу.
А то, видишь ли, обижать вздумал. Да я на тебя даже обидеться не
могу. Это же ты со зла на свой телефон меня пнул. И брякнул про
пенька.
   Кстати, мой тебе совет: не думай заранее о других ничего плохого.
ЗАРАНЕЕ. Да, я сказал "заведомо". Не зная.
   Хочешь, я тебя (алаверды) обижу? Нет? Не боишься? Что же, держи,
сам напросился: Ты не встречал со стороны человека или, скажем, зверя
ничего плохого. Пилы или ножа он в руках не держит. А ты о нём плохое
подумал... Я, старый, тебе точно скажу, что каждый из нас не так уж
много дурного в жизни встречал. Точно, что не каждый час или каждый
день. Вряд ли что-то плохое тебя ждёт. То есть, ты выдумал и вычислил
то, как это самое дурное можно сделать. Сам к этому дурному готов.
Значит, ты плох. Способен на подлость.
   Аб-биделся! А тебя предупреждали.
   Ладно, слушай и не стучи по мне своей ногой. Я крепок, а нога твоя
мягче маслёнка.

   Слушай. О пеньках расскажу.
   Росток. Первые овальные, двудольные листья раскрылись, и пошёл
вверх стебель. Собственно, росток. Он тонкий, зелёный, мягкий. Любой
стоптать может. Любой, любой. Это только кажется, что в лесу пусто.
Знал бы ты, сколько пар глаз на тебя сейчас смотрит. Некоторые съесть
мечтают. Шутка это у меня. Сейчас лето, им не до тебя. Но бегают
по траве, шуршат. Под ноги не смотрят.
   Растёт стебель всё лето и, если его трава не заглушит, ближе к осени
становится крепким и упругим. Уже не сломаешь, если не лось. Зимой
росток под снегом прячется. До весны.
   Следующей весной становится проще. Травы только начинают
подниматься, а ты уже листья выпустил над травой. И корни у тебя
крепкие. К середине лета трава догоняет и перерастает твой стебель,
но ты крепок, и свою долю солнца получаешь.
   Совсем хорошо становится третьим летом. Ты уже ничего не боишься,
ни одна травина тебя заглушить не может. А корни до августовской
(летом она вглубь уходит) влаги дотянулись. Проводник и ветки растут
быстро. Живёшь, горя не знаешь. Второй зимой, правда, страшновато:
могут сильные морозы вершину прихватить. Может лось обглодать.
Конечно, главный сильный ствол под снегом прячется. Но больно и
неприятно, знаю. Меня на пятый год это лесное чудище здорово погрызло.
Целый год ещё болел, выправлялся. Но выкарабкался.
   Непонятно, почему он на меня накинулся, лоси же больше в осинниках
питаются. А мы, дубы - горькие. Зачем? Хотя, обижальщиком я лося
назвать не могу. Ему тоже жить хочется.
   Зима - суровое время, молодая кора от сильных морозов трескается,
но это ещё не страшно. Бывает и ствол... Лет пятьдесят назад мой
третий ствол на бо-ольшую длину лопнул.
   Третий? Про третий я потом расскажу. Сначала о жёлудях.
   Нет о цветочках. Молодые страхи, все - цветочки. Вот сейчас,
старый, знаю точно: при всей беззащитности молодость ещё и самое
светлое, беспечное время. Растёшь себе и растёшь. А потом заботы
появляются. У нас, у дубов поздно. Ты ростом догнал липы, они давно
уже собирают вокруг тебя пчёл, а ты только первый год цветёшь. Время
цветения - хорошее, светлое, энергичное. Соки в тебе удивительные
гуляют. Но коротко это время. Ни разу и двадцати дней я не цвёл.
А потом эти младёныши начинают тебя есть. Буквально. Всё, что ты
накопил в новых ростках и листьях, всё уходит в жёлуди.
   Да нет, не обидно своих детей растить. Другое печалит: твои плоды
подчистую съедают все, кому не лень. И черви, и свиньи. Даже белки.
Иногда. Ох, сколько же могло из твоих плодов вырасти деревьев! А так...
Стараешься, стараешься - всё впустую.
   Но в этом тоже невелика обида. Но, когда к тебе приходят с топорами и
пилами, вот это - другое дело. Понимаешь, кто - обижальщики. Как раз
пришло время "третий ствол" объяснить. Помнишь?
   После того, как твой ствол спилили, от обиды злость появляется,
и ты начинаешь растить новый ствол: "Вот вам, не получилось меня
убить". А как же, ты выше других макушек вытянулся. Молодой, сильный,
жить да жить. Понятна злость.
   Уже росла троица молодых деревьев из моих желудей, но я же знал,
как трудно из нового корня расти. Хочешь - не хочешь, новый ствол
надо выращивать. Вырастил. И опять пошли жёлуди, опять стал тянуться
выше других. А тут война пошла грохотать над верхушками. Самолёты,
бомбы, осколки. В лесу землянок нарыли, деревья стали спиливать.
Я тоже под горячие руки попал. Нагляделся многого. У нас, на краю
леса медицина стояла. Раненые. Стонут, кричат, персонал в белом ходит,
от недосыпания ветром их шатает. Война, брат хлеще зимы будет.
И я понял, что людей тоже надо научиться прощать. Всем хочется жить.
   Война войной, но третий ствол выпустил, опять начал расти.
Долго-долго растил. Стал самым могучим дубом во всей округе.
Ох, как же интересно с крайней высоты разглядывать горизонт. На степь
смотрел. Она у нас тут вроде бы далеко, никакой одуванчик, никакая
пушинка тополя до этой степи не долетит. Далеко вроде, а видно так,
как если бы рядышком была. Занятно. Люди ходят, повозки разные. Дома
городские стоят.
   Желудями я уже не интересовался, они сами росли. И те маленькие
деревца из моих желудей  сами стали большими дубами.
   Так вот, дружище, только после третьего спиливания я понял жизнь:
Ты стараешься, тянешься ввысь. Становишься самым высоким, самым
видным. И вот тут-то тебя вырубают. Из зависти, что ли? Тех, военных
людей я простил. Какие же они в беде сильные и большие! А нынешние,
хоть и в длину больше, да какие-то все мелкие и завистливые.
   Вот возьми, если я - самый сильный в округе дуб, то собирай мои
жёлуди да леса из них расти. Тебе, человеку наши тела нужно для дел.
А ты рубишь самое сильное дерево. Из жадности? Из зависти? В любом
случае, это мелко.
   И решил я после того, как третий ствол спилили, побегов больше
не выпускать. В конце концов, дети из моих семян выросли. Пусть
теперь сами свои жёлуди растят и к вверх тянутся. Пусть погорюют,
когда придут их стволы резать. А мне пора на покой. Пеньком
становиться.
   Не горюю, живу, как есть. Да, уже труха по мне пошла. Скоро
(по людским мерках через довольно большое время) от меня только
одна ямка останется. Ну что ж? Хотя мы, дубы - народ вечный, веками
живём, но никто не жил и не будет жить бесконечно.

   Повидал я многое, уходить не страшно. Повидал, повидал. Вот ты,
юноша думаешь, что я только болтаю. Слушаю и вижу. Всё вижу: Как ты
ухо почесал, как с ноги на ногу переступил. Моргнул-вздохнул. Всё -
ответ на мои слова. И это - не монолог, а наш с тобой разговор.

   Ну что, пора? Вечереет, покажу тебе дорогу. Я каждому его дорогу
знаю. Во-он там стрекочет сорока. Слышишь? В той стороне - куст
бересклета. Не видишь, ну да, ягоды ещё даже белеть не начинали,
а осенью, брат, красными будут. Не видишь? А-а-а не знаешь про такой
кустарник. Тогда зачем тебе лес?
   Ладно. Становись так, чтобы твоё правое плечо смотрело на большую
сосну. Правое. Не левое (сено-солома). А, тоже сосна? Ну да, только
она маленькая, всего лишь близко стоит. За орешником в просвете
видно большую вершину, это и есть большая сосна. Её лесники втроём
обхватывали.
   Стал. Правильно стал, теперь смотри вперёд. На куст падает свет,
вот это бересклет и есть. Рядом с ним прямо с моей стороны идёт
звериная тропка. Ты почувствуешь, трава ниже, чуть крепче земля.
По этой тропке так вперёд и иди. Шагов через двести увидишь между
деревьями просвет немного слева. Это - просека. Выйдешь к просеке,
и пойдёшь вправо и вперёд. Солнце будет светить в левую щеку.
Вот там, на просеке услышишь электричку. И не заблудишься.

   Стойте, стойте! Куда вы так прытко? Я ещё не сказал одну самую
главную вещь.
   Знаете, зачем существуют пеньки? Чтобы всё знать и не бояться
рассказывать об этом самом всём вам, молодым.
   А теперь спешите.
   Удачи!


Рецензии
не знаю, читали ли Вы "Властелин колец" ? Так вот там был лес Фангорн...

итак, наше время,спилинный Древень и продвинутые гворны:

не все так гладко в нынешний день пусть:
забыты тропы, по-простому где ходили...
один студент отважился рискнуть
и ново-старый прошагать весь путь
но в стародревнем лесе ноги заблудили

кто, кто здесь?-парень уронил
айфон+навигатор на лесной дорожке
огромный пень,дубовый старожил
его с сынками к ночи окружил
и лещим заскрипел:побалуем немножко!

я научу вас родину любить!
трухлявым корнем зацепив с дороги
сынкам скомандавал: не все им лес валить
по знаку моему вмиг кроны наклонить!
и обвяжите бересклетом гибким ноги.

студент взвизжал:-ну где он,добрый лес?
когда понял, что почестью-размычкой
ему грозят!-кричал на весь окрест.
но люд ушел из Фангорнских тех мест
дрозды лишь просмеялись перекличкой...

леса себя не могут защитить?-
все это миф, поймешь на своей шкуре
Рек старый пень, довольно, хватит ныть!
а отвечай,чего стал здесь бродить?
здесь ни грибов, ни ягод нет в натуре!

студент в шпагате,точно как Ванн Дамм
беспутные свои раззявил ноги
со стоном отвечал:в лесу ума пытал
зов предков позабыв по городам
свернули мы с намеченной дороги...

и ты решил вернуть на первобытный след?
смеялся старый хрыч(труха летела в воздух)
ох,отвяжи-ка ноги,бересклет
сынки, поставте дурака на свет
моих гнилушек,слушай, ты, отросток.

тебе скажу, что знают все в лесу
от желудя и до последней белки
и сам поймешь, в чем нашей жизни суть:
расцвесть и умереть,а после сном вздохнуть
и не жалеть обломанные ветки...

с ув.

Майкин Саша   14.06.2013 01:05     Заявить о нарушении
У меня здесь немного другое. Помню названный Вами лес (название забыл), он агрессивен, страшен. У меня же лес неправильный (цикл такой), светлый, из нашей лесостепи.
Огромное Спасибо за экспромт. Удачный.
И вообще - Спасибо!

Владимир Емельяненко   14.06.2013 08:19   Заявить о нарушении