Гумилёв, сын Гумилёва Сергея Белякова

   
  Автор - историк из Екатеринбурга, прочитала книгу с интересом, но ожидала большего, Сергей Беляков добросовестно пересказал массу источников, но мне не хватило его личного взгляда,  хотя чем-то он мне Кураева молодого напомнил (длинной библиографией и объёмным текстом с обширными цитатами).

  Кураев-то мой ровесник, просто как продвинутый московский профессор раньше получил доступ к источникам, в том числе в сети, и к редакторским программам, в 98-м, помню, я на тв записывала с ним программу и жутко робела, ведь он был профессор, а я студентка Свято-Тихоновского богословского института.

  А несколько лет спустя я и сама получила возможность читать в сети, скачивать, распечатывать, компилировать - и поняла все преимущества того, у кого это всегда и давно под рукой.

  Теперь, наверное, ни перед автором "Гумилёва", ни перед  о. Кураевым - не заробела бы я, но вот что-то не только в положительную сторону изменилось: всезнайство есть, а глубины нет.

  Хотя, с другой стороны, впечатляет подробный разбор конфликта Ахматовой с сыном, и роли в этом конфликте Алексея Баталова (Ахматова подарила ему машину, пока Лев в лагере был).

  Меня всегда поражало отсутствие обычного, нормального материнского чувства у Ахматовой и Цветаевой, и судьбы Ариадны и Льва  вызывали сочувствие, но в то же время как-то стыдно было его высказывать,  гениальные всё-таки поэтессы, не вольны в своём даре.

   Но и вот такие, например, стихи: "муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь ОБО МНЕ", - ужас! Ну, гениальные поэтессы - а дети в чём виноваты?


    До этой книги я надеялась, что не били и не пытали Льва Николаевича следователи на допросах, ведь до войны он был просто студентом, а после войны - героем-фронтовиком, ну за что пытать, что выбивать?

   А выбивали показания на мать. Но он их так и не дал, в отличие от её мужа Пунина, с дочерью и внучкой которого она жила до конца своей жизни, которым завещала свой архив.

   Думаю, Анна Андреевна не знала и не представляла себе тюремно-лагерную жизнь, потому что никакого воображения не хватит это представить, а приехать - ни разу она к своему Лёве на свидание не приехала.

   И я понимаю, за что он на неё обиделся. Ведь он был сирота, отца, чтоб заступиться или научить, у него не было, в 21-м ещё расстреляли. А у матери была другая семья: Пунины.

   И всю жизнь Лев Николаевич прожил с этим ощущением сиротства. По отцу у него были брат и сестра, сестра погибла в блокаду, а с братом он всю жизнь переписывался, и эта переписка (у Сергея Белякова в книге она есть) показывает, как не хватало ему тёплых родственных семейных отношений.

   Сложись иначе жизнь - он и с Пуниными, наверное, не делил бы мать, но вышло так, что ему пришлось отвечать за обоих родителей уже при жизни. И поэтому, когда бываешь у него на могиле в Александро-Невской Лавре - слёзы сами льются.

  Великий он человек. Не только потому, что гениальный писатель, а потому, что матери сохранил жизнь и свободу.

  Потому что он был Гумилёв, сын Гумилёва, такой же рыцарь, как отец.


Рецензии
>>Меня всегда поражало отсутствие обычного, нормального материнского чувства у Ахматовой и Цветаевой... А теперь как-то на свои места всё стало: муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь ОБО МНЕ, - ужас, ужас!..

-------
Дорогая Наталья, даже если это правда, то разве это не причина для сочувствия им? Ведь у них не было даже материнского утешения! Разве эта отчаяние пустоты не оправдывает просьбу такой души о молитве?

Франк Де Сауза   16.06.2013 22:46     Заявить о нарушении
Дорогой Франк, извините меня, если я совершу маленькое преступление и вторгнусь в разговор Ваш с Наташей. Меня последнее время сильно смущают эти часто встречающиеся советы помолиться о палачах, а не о жертвах (огрубляю проблему). Конечно, грешника надо жалеть. Но грешники бывают разные. Бывает блудный сын, спешащий к отцу с покаянием, а бывает "помолитесь обо мне" - но это рифма, а не покаянное сокрушение сердца. Это увы, эгоизм. Сочувствовать искривлению святости материнства? Искривлению христианского духа?
Наташа сочувствует отцу и сыну... А матери , если сочувствуем, то совсем в другом контексте...
Нельзя такими сочувствиями ( подчеркнутыми в данном случае) ломать устои мира. Тогда завтра мы начнем сочувствовать жителям Содома и Гоморры. И... превратимся в соляные столбы.
Мне кажется, что в этом есть перебор и сдвиг христианской позиции. Кроме того, я в этих "сочувствиях" слышу только движение холодного рассуждения, некоей морали, но не истинное сострадание- знание сердца. Только глубокий грешник прошедший через огненное покаяние может истинно сочувствовать другому грешнику и у него все будет точнейшим образом расставлено на тончайших весах.
У Наташи импульсивное переживание сострадания к стороне страдающей. Если в чем и сурова она к матери, то за искренность ее, думаю, Бог простит.
Хорошо, что у нее нет "ледяных" сочувствий...
Однако наскоро касаться, на бегу, таких жизненных драм надо все-таки действительно осторожнее. Для этого нам дано слово.
Я, к примеру, слышала передачу (давно), где как раз была высвечена материнская сторона страданий в истории ее отношений с сыном. И там было не сладко...

Впрочем, не знаю...

Екатерина Домбровская   17.06.2013 12:06   Заявить о нарушении
Дорогая Екатерина, я лично только рад Вашему участию в разговоре и Вашему всегда для меня драгоценному слову. Спасибо!

Наверное, Вы по большому счёту правы. И уж тем более потому, что о полноте чувств в связи с материнством я уж точно судить не могу. Могу заверить только в том, что никакого ледяного и рассчитанного сочувствия я не проявляю. Не вполне даже понимаю. что это такое… Я ни в коем случае не думал упрекать Наталью в предвзятом и жестокосердном отношении к этим матерям или лишать собственного сочувствия их детей. Мне всех жалко… Вы спрашиваете: «Сочувствовать искривлению святости материнства? Искривлению христианского духа?». Нет, этому не сочувствую, конечно, а конкретным М.Цветаевой и А.Ахматовой – сочувствую. Не в связи с искривлением, а потому что они несчастные женщины. И если ещё практически ребенок в расцвете юношества пишет стихотворение, в котором просит Бога прекратить её жизнь, потому что дальше в ней ничего светлого уже не будет, то мне тут видится не только девичье кокетство, помноженное на декадентскую атмосферу эпохи, но и какое-то страшное прозрение…

Я вовсе не хочу сказать, что мое сочувствие точно взвешено на весах, что оно предполагает истинное знание сердца, или что это сочувствие человека, прошедшего через огненное покаяние. Конечно, нет. Могу ручаться только за искренность. Я не знаю, какого рода людям адресовала А.Ахматова свою просьбу о молитве – может, и не к таким, как я. Но поскольку на этот счет уточнений нет, то я самонадеянно считаю адресатом и себя тоже. Истинную молитву я обеспечить не могу, так пусть это будет, по крайней мере, сочувствие.

Буду рад, если ни Вы, ни Наталья не рассердятся на меня – конечно, за вами бОльшая правда. Пусть Наталья извинит меня, если моё замечание показалось ей неуместным.

Франк Де Сауза   17.06.2013 12:57   Заявить о нарушении
Франк, слишком тонкие вещи обсуждаем... Понятно, что невозможно не пожалеть ни Цветаеву, ни Ахматову, не ужаснуться их трудному и даже страшному пути, который они прошли вместе со всем своим народом (как писала Ахматова в Реквиеме)... Но когда разговор строиться в ином ключе и смотришь в глаза тех, кто ОТ НИХ страдал как-то, все-таки возникает предельная необходимость выбора. Но все дело в том. КАКИМ должен быть выбор и КАКИМ слово об этих людях и о тех драматических коллизиях...
Жаль Аркадину в "Чайке"? Или жаль ее сына Константина Треплева? Жаль одновременно и равно? А мальчик-то погибает совсем...
А ведь ситуация и образы очень близки той ситуации, которой коснулась Наташа.
В общем, жажда личной жизни у женщины, имеющей детей, - вещь страшная и чреватая. Русские женщины до революции всю жизнь постились сухоядением или ничего не ядением по понедельникам, кроме сред и пятниц. И это был всежизненный тихий подвиг.
Пожалеть можно только одно: муки сожженной совести матери, такой как Аркадина - ибо они страшны. Ужас, Ужас... Великое горе!

Екатерина Домбровская   17.06.2013 13:20   Заявить о нарушении
Не написала: постились "за детей". Вообще всем готовы были пожертвовать за их счастье и здоровье, ради их духовной пользы.

Екатерина Домбровская   17.06.2013 13:21   Заявить о нарушении
Не буду спорить, дорогая Екатерина, хотя аналогия с Аркадиной мне не кажется верной. Скорее, Цветаева и Ахматова – это и есть Треплев, который не покончил собой. В случае c Цветаевой – до поры до времени.

Франк Де Сауза   17.06.2013 14:00   Заявить о нарушении
Ну что Вы, Франк... Какие споры... Мы ведь разговариваем... И зачем? Чтобы Бог помог нам услышать истину. В отношении поэтесс (поэтов), Вы творчество ставите на первое место в определении тяготы жизни, как ее оправдание. А я ставлю на первое место всегда материнство. Драмы творческого плана, какого угодно личного плана не могут сдвинуть или оправдать (перед Богом) жертв материнством.
Самоубийство ничем не может быть оправдано, только психическим заболеванием. Так в Церкви... Каноны.
Но если Вы не видите в жизни А.А. некоторого принципиального сходства с Аркадиной, тогда говорить не о чем. Хотя я понимаю, насколько разнится время и среда, и условия бытия этих двух женщин: реальной и литературной. Но и это на мой взгляд не может перевесить нематеринства. В принципе. Не хочется тревожить живые усопшие души. Всех их мы людим, о каждой помним и состраджаем их скорбям.
Но сейчас речь была о другом: о долге материнства и поприще творчества, о личной жизни женщины. Вполне можно абстрагироваться от живых личностей и рассуждать в принципе.

Екатерина Домбровская   17.06.2013 14:11   Заявить о нарушении
Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
Как вороны кружатся, чуя
Горячую свежую кровь,
Так дикие песни, ликуя,
Моя насылала любовь.

Екатерина, мне их жаль в немалой степени именно потому, что они не смогли стать ни хорошими женами, ни хорошими матерями. Они для меня как олицетворение русской культуры предреволюционной эпохи, соединившей в себе вершины таланта, мастерства, утонченности с метастазами гибельной апостасии. И если о такой абстракции как культура я еще могу говорить в духе «так им и надо!», то о конкретных людях – не могу…

«Вполне можно абстрагироваться от живых личностей и рассуждать в принципе» ----------- Non possumus! )). Простите старого упрямца!

Франк Де Сауза   17.06.2013 14:34   Заявить о нарушении
"если о такой абстракции как культура я еще могу говорить в духе «так им и надо!», то о конкретных людях – не могу…"
Ну, это уже Вы через край... Передержка.
Если Вы ТАК слышите мысли своих собеседников, то лучше воздержаться действительно.

Молодые упрямцы или старые... Какая разница. Человек что-то отстаивает, что ему близко. Вопрос, что и кто ему близок?

Екатерина Домбровская   17.06.2013 15:59   Заявить о нарушении
Пару лет назад смотрела я фильм Веры Глаголевой "Одна война". Хороший и красивый фильм, рекомендую! Про женщин, родивших от немцев, наши их сослали на север, а к концу войны решили ликвидировать, но охранник их спас, и даже тот нквдешник, что должен был проконтролировать исполнение приказа, предпочёл сам погибнуть, а их бегство "не заметить". Охранника Балуев играет, офицера не запомнила, дедуля там ещё местный, что и посоветовал им у староверов в лесах укрыться... Читала потом интервью со сценаристкой и Глаголевой, сценаристка сказала, что в реальности все погибли, утопили баржу с этими матерями и фашистскими детьми, а Глаголева сказала, что сняла фильм о материнстве, что вот в войну, в лагере - заботились матери о детях (там разные судьбы, кого изнасиловали, кто за кусок хлеба для детей, а кто и по любви с немцами сошлись, а теперь ни войны, ни лагерей - а матери детей бросают... Это я к тому, что права Екатерина... Меня давно эта тема мучила, помню, как ни стану об Ахматовой или Цветаевой читать - просто душа переворачивалась, когда о детях их речь заходила, тем паче Ариадна удивительные воспоминания написала, ни словом мать не упрекнула, да и Лев тоже ведь слова худого публично о матери не сказал, если б не эта книга к 100-летию его - так и осталось бы всё семейной тайной...

Наталья Чернавская   17.06.2013 16:14   Заявить о нарушении
Да нет, Екатерина, не подумайте: это не мысли собеседников – это мои собственные тараканы.

Вечный камень преткновения: судишь эпоху или явление – иногда очень строго (это я, по-прежнему, всё о себе), и где остановиться? Я мог бы сказать: там, где начинается конкретный человек. Но буду неискренен, потому что в отношении некоторых исторических людей на этом не останавливаюсь. Потому что они мне не симпатичны, не близки, прямо враждебны… Поэтому я Вас и Наталью в принципе понять могу. Вопрос мой к Наталье, и к Вам, соответственно, был не риторическим, не в том духе, что, мол, вы обязаны сочувствовать – почему же не сочувствуете? Он был скорее о том, есть ли что-то в этих людях, что могло бы Вас к такому сочувствию сподвигнуть?

А кто мне близок, Вы и так знаете. ).

Франк Де Сауза   17.06.2013 16:17   Заявить о нарушении
Наталья Чернавская 17.06.2013 16:14
--------------------

Я бы за такие книги, Наталья, тоже топил бы в баржах! Ну, куда лезут, если дети молчат...

Франк Де Сауза   17.06.2013 16:20   Заявить о нарушении
Беляков беспристрастно дал источники: переписку, воспоминания. Просто когда собрал он всё это в один текст - получилась бомба. Ну и название книги само за себя говорит. Не сын Ахматовой, а сын Гумилёва. Только из этой книги я узнала, кстати, что у него ещё сестра и брат по отцу были, сестра погибла в блокаду, а с братом до самой смерти он дружил и переписывался...

Наталья Чернавская   17.06.2013 16:28   Заявить о нарушении
Бомбисты... Террористы...

Франк Де Сауза   17.06.2013 16:34   Заявить о нарушении
Понимаете, Франк, люди сами себя плохо знают и понимают. Вот наша на скорую руку написала: Ужас! Ужас!. А думаете, она не имеет сочувствия к страданиям других людей? Заставили бы ее фильм об Ахматовой снимать, погрузилась бы она в мир А.А. - все бы тут и нашлось - и сочувствие, и что угодно.
НО поскольку Вы для себя имеете некоторые исключения (для не сочувствия), то и у других они могут быть...
Ну и последнее - возвращаясь к началу: Зачем так жестоко осудил и убил ап. Петр Ананию и сапфиру, конкретных людей? Неужели и там нечему было посочувствовать?
А тот 41 мученик, который просто не выдержал мук, ему кто сочувствует? разве он не предмет осуждения? А знаете, сколько поистине святых людей не выдержало пыток и ужасных, и оговорили кого-то? Их разумеется, к лику святых не причислили... А я знаю имена, книги их и о них издаются, и знаю, что им пришлось терпеть ... Разве что только я, несчастная (не в смысле несчастий жизни), а в смысле горе мне несчастной дуре...
Так что я все-таки с одной стороны за более строгий и мужественный христианский взгляд на жизнь, но и выраженный по-христиански. А сочувствие греху все-таки надо искоренять. Простите и меня за настойчивость. Закругляюсь.

Екатерина Домбровская   17.06.2013 16:34   Заявить о нарушении
>НО поскольку Вы для себя имеете некоторые исключения (для не сочувствия), то и у других они могут быть...
------------------

Да, Екатерина, это справедливо!

Франк Де Сауза   17.06.2013 16:39   Заявить о нарушении
Но с христианской точки зрения, если и палачи и жертвы уже на том свете, то естественнее молиться за палача, а не за жертву. Ведь там их доля должна поменяться местами, стало быть, за жертву не стоит беспокоиться, а вот у палача серьезные проблемы.
А ведь сострадание должно быть направлено к тому, кто страдает, иначе какое же это со-страдание?

Дмитриев   01.08.2013 10:57   Заявить о нарушении
Если бы в христианстве все строилось на арифметике, то было бы так, но жертвы нуждаются в молитвах не меньше: к сожалению, жертвы не в святости становились жертвами, и мученическая смерть еще не гарантировала им райских обителей. Не случайно на Бородинском поле был создан монастырь на крови, чтобы поминать усопших воинов. И монахини их почти 200 лет там поминают. Одна великая старица - схимонахиня Рахиль - уже в XX веке видела в духовном откровении, как воины идут к свету в белых одеждах...
Молитвы омывали души, их жизненные грехи и неправые дела, в которых те не успели покаяться. Что говорить о людях XX века, которые совсем почти отошли от Церкви и жили в самосочиненной своевольной "духовности"...
А вот за палачей молиться - не для всех таковая духовная работа.таскать души из ада - ведь дело не простое. На таковых молитвенников, если они еще не духовные орлы, восстает сам ад и этих молитвенников постигают страшные скорби, несчастия, люди и с ума сходят. Нужно быть очень высокой жизни, чтобы молиться о тех, кто стал бесами...

Екатерина Домбровская   01.08.2013 11:29   Заявить о нарушении
Если жертва не в святости стала таковой, значит она по-своему соучаствовала в преступлении, и в молитве нуждается.
Впрочем, и вообще, все люди, и прошедшие и нынешние, и грядущие нуждаются в ней. Молитва - это, простите, не лекарственное средство от всех скорбей, но форма человеческого отношения к миру и Богу
А что касается того, что ад восстает на молящихся за палачей, происходит это по простой причине: человек пытается взять на себя труд не по плечу: он-то молится, а в душе остается агрессия, ненависть к грешникам.
Конечно, такие "молитвы" попадают по тому адресу, который соответствует чувственному посылу

Дмитриев   01.08.2013 16:07   Заявить о нарушении
Вообще Ахматова права: чудовищны были истязания Веры, Надежды и Любови, но страшнее всего были муки матери Софии, умершей не иначе как от разрыва сердца на их могиле. Но если у Ахматовой были другие какие-то намерения и оттенки слов, какое-то саможаление, то и тут - жалко ее. Жалко сиротствующих: в том числе и матерей. Во всяком случае - легкие и холодносердечные суды - это очень худо. Нельзя так. Господь может спросить с нас в оный час многократно большего терпения и смирения.

Екатерина Домбровская   03.01.2015 14:31   Заявить о нарушении
Да, согласна.

Наталья Чернавская   03.01.2015 14:46   Заявить о нарушении