30. О фильмах и зрителях

НА СНИМКЕ: кинорежиссёр Петр Ефимович Тодоровский (1925—2013) — советский и российский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр, композитор, народный артист РСФСР (1985), Лауреат Государственной премии России «За воплощение гуманистических идеалов в художественных фильмах последних лет» (1996).
Номинант на премию «Оскар» (1983) за фильм «Военно-полевой роман».
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960).
Приз за лучший дебют на 26 Венецианском кинофестивале (фильм «Верность») (1965).
Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» («Анкор, ещё анкор!») (1992).
Главный приз «Большого конкурса» на кинофестивале «Кинотавр» (1993).
Приз за лучшую режиссуру фильма на кинофестивале «Киношок» за фильм «Какая чудная игра» (1995).
Премия «Золотой Овен» за фильм «Какая чудная игра» (1995). Лауреат премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003).
Аккомпанировал на семиструнной гитаре В. Высоцкому при записях его песен.


О своих впечатлениях после просмотра кинофильмов «Верность» и «Двое», причём впечатлениях не только о самих фильмах, но и реакции на них зрителей написал научный сотрудник Института математики С. Макаров.
 
«О достоинствах этих картин уже немало говорилось в печати. Но весьма странной была реакция некоторой части зрителей. Раздавались возгласы: «И это уже конец? Ничего непонятно!», «Мрачная, скучная картина – ничего интересного!», «Безобразие!», «Опять нет конца!» и т.п.

Повторяю: речь идёт лишь о части зрителей. Другая часть – бОльшая – смотрела с интересом. Зал был полон. Были восторженные отзывы, к которым присоединяюсь и я. По-моему, фильмы «Верность», «Двое» - это настоящие шедевры!

Но откуда столь отрицательная реакция отдельных лиц? Мне кажется, основных причин три: несдержанность некоторых зрителей, забывающих, что в зале нельзя шуметь (1), привычка к шаблону в искусстве (2) и, наконец, отношение к кино как к средству убивать время, а не как к школе гуманизма.

Один научный сотрудник даже заявил о своём возмущении тем, что ему в кино «подсовывают всякие сложные проблемы, тогда как он приходит в оное отдыхать. Такая позиция совершенно непонятна. Отдых отдыхом, но воспитание в людях высоких гражданских чувств (а именно в этом – главная задача кино) невозможно без постановки сложных проблем.

Интересно, что все названные мной фильмы – «без конца» (в примитивном, обывательском смысле). А ведь кинематографический штамп требует, чтобы такой конец бы, и чтобы порок был наказан, и чтобы поцелуй показали крупным планом, и чтобы музыка была соответствующая…  А вот фильм «Верность» обрывается «на высшем накале», в середине атаки. Это ново и потому вызывает недоумение. Но это реалистично: в жизни редко бывают плавные концовки.

Далее привычный кинематографический штамп требует, чтобы в фильме была крепко сколоченная интрига, тогда зритель будет увлечён внешними хитросплетениями событий, и ему будет не до глубоких раздумий. Таким путём нетрудно вообще отучиться думать в кино. И если вдруг появляется фильм, в котором вместо динамики внешних фактов есть динамика чувства, как в «Верности» и в «Двое», то привыкший к шаблону зритель недоумевает: а где же содержание? А содержание – несколько глубже, и надо не пассивно, а активно смотреть на экран, чтобы прочувствовать его. Надо думать – чего, по-видимому, не хочет делать в кино мой оппонент. Надо вживаться в события на экране.

Лаконизм и как бы камерность действия фильма «Верность» очень тонко и верно передают атмосферу военных лет. Я хорошо помню это время, и для меня каждый «мелкий» штрих в судьбе героев фильма был настоящим событием. Фильм в целом прямо-таки дышит патриотизмом и оптимизмом. Вот ведь, фильм о войне, а нет ни огромных баталий, ни зажигательных речей.

Многое ещё можно сказать о мастерстве создателей названных мною фильмов. Многое можно сказать и об их актуальности. И таких фильмов надо бы побольше.

Хочется пожелать работникам кино, чтобы они впредь не шли на поводу отсталых вкусов, строили репертуар из содержательных, пусть и спорных фильмов».

Немного расскажу об этом фильме. Это была первая работа в кино (как сценариста) Булата Окуджавы (формально сценаристов было двое – он и Пётр Тодоровский). Его сценарий, как выражавший «абстрактный гуманизм», трижды не принимался к постановке и был запущен в производство только после того, как в него была вписана пафосная сцена принятия присяги.

Перед показом на Венецианском кинофестивале 1965 года, где фильм получил Приз «За лучший дебют», сцена присяги, по настоянию Петра Тодоровского (режиссёра фильма), была удалена.

А вот его краткое содержание:

Десятиклассник Юра Никитин, узнав о гибели отца, стал курсантом военного училища.  Во время перерыва в занятиях он и его друг случайно попали в гости к девушке Зое, которая им давно нравилась. Юра и Зоя полюбили друг друга. Их чувство было робким и нежным.

Вскоре курсантов училища отправили на фронт. Поезд идёт по освобожденной от захватчиков территории. В окнах мелькают сожженные деревья, израненные войной леса, разрушенные города. Юра вспоминает любимую, которой так и не успел сказать всего, что хотелось. А потом фронт, передовая, и лейтенант Никитин повел роту в свою первую атаку...

«Двое» — короткометражный фильм о любви, режиссёра Михаила Богина, выпущенного Рижской киностудией. Фильм получил приз ФИПРЕССИ и Золотой приз в разделе короткометражных фильмов Московского международного кинофестиваля.

Это светлая, романтическая и пронзительная новелла о любви.

Сергей, будущий музыкант, студент Рижской консерватории, случайно встречает на улице глухонемую девушку Наташу и влюбляется в неё. Но начав знакомство с лёгкого флирта, он вскоре обнаруживает, что девушка - инвалид. Его легкомысленная игривость вдруг сталкивается с неожиданной для него реальностью, которая ставит перед ним вопрос об его собственной совести.

Наташа, работающая танцовщицей в театре глухонемых, также честно пытается понять его мир музыки, как он старается постигнуть её мир пластики. Но проблема в том, что для Наташи, потерявшей слух в результате прошедшей войны, звуки связаны с болью и страхом. И даже концерт классической музыки, на который приглашает её Сергей, превращается для неё в пытку, вызывая в её памяти только звуки пережитых в детстве бомбардировок.

Наташа выглядит как инопланетянка, с которой Сергею приходится искать новый язык общения, и чтобы научиться новым отношениям с иными и очень ранимыми людьми, Сергей должен внутренне измениться.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/06/15/100


Рецензии