Почти образец отношений

В период обучения в институте никто из нас особо не задумывался о национальности, почти образец межнациональных отношений или толерантности, как нынче принято говорить. Жила я в то время в студенческом общежитии. В комнате нас было трое: я, Света Павлова и Евфрата Ахмедова. Ссор между нами не было, случались иногда шероховатости, но всё быстро сглаживалось.
Павлова Света родилась в Шостке. На  всю страну (Советский Союз) гремело Шосткинское объединение по изготовлению киноплёнки «Свема». И  сейчас, читая титры старых фильмов, мы видим упоминание о нём.  Я родилась и выросла близ города  Сумы. Евфрата Ахмедова родилась в Азербайджане,  росла в Германии, её отец был военным. В школе, где училась Евфрата, преподавала биологию и химию учительница, окончившая Сумский педагогический институт им.А.С. Макаренко. Она просто заразила девчонку своей любовью к преподаваемым предметам, и посоветовала поступать именно в  этот институт. Так Евфрата волей судьбы оказалась на Украине. Никто тогда не говорил, что это чужое государство, все народы СССР были братья, а 15 республик -  сёстры. Не возникало мыслей о розни и резне. 
Через каждые  две недели мы со Светой ездили домой, привозили сумки с продуктами. Готовили  и питались мы вместе, втроём. Евфрата могла съездить в Азербайджан и Армению только два раза в год: на Новый год и в период летних каникул. Привозила она хурму, вяленое мясо с пряностями и печенье с грецкими орехами.  Мы поглощали все эти деликатесы, запивая компотом из вишен, который я просто обожала.
Так вот о дружбе народов: родилась Евфрата в семье азербайджанина и армянки, имя девочке дали в честь реки Евфрат.  Любила она больше Армению, может потому, что мама её была армянка.  К  моменту поступления в институт, родители Евфраты переехали из Германии в Азербайджан. Сама я там никогда не была, но из рассказов подруги следовало, что до Армении - рукой подать.  В 1986 году мы закончили институт, я уехала за своим мужем на Север, Евфрата получила распределение в город Тростянец. У каждого появились свои заботы, связь прервалась.
Моя младшая сестрёнка Тома училась в Харьковской фармацевтической академии, в настоящее время работает провизором в тростянецкой аптеке. Приехав в очередной  отпуск, я узнаю, что в аптеку к сестре приходила странная женщина, долго стояла, смотрела, а потом спросила:
- Вы, случайно, не сестра Люды Пахомовой?
Сестра посмотрела удивлённо: более двадцати лет назад я вышла замуж, а тут вдруг совсем не одноклассница, называет меня по девичьей фамилии. Замешательство длилось недолго, Тома  ответила утвердительно, тогда незнакомка представилась:
- Мы учились вместе, я – Евфрата.
Записав свой номер телефона,  Евфрата поведала невесёлый рассказ. Это, скорее, трагедия её семьи. Во времена перестройки первыми получили самостоятельность республики Прибалтики, а дальше всё стало расползаться как плохо сшитый костюм. В Азербайджане живут мусульмане, в Армении – православные. Можно представить какой раздрай начался в азербайджанско – армянской семье…Люди ссорились на религиозной и на национальной  почве, кому – то это было выгодно. Если это происходит на политической арене – плохо, если внутри семьи – страшно. Перекраивать страну приходилось долго. Сохранить семью родителям сокурсницы не удалось. Мама переехала жить к Евфрате.  Рассказ поразил меня, я взяла клочок бумаги с телефоном подруги, набрала номер, в ответ услышала:
- Ахмедова в отпуске, перезвоните в сентябре.
Это был телефон школы, где она работала. Ниточка, которая неожиданно появилась, оборвалась, больше я не звонила.
И одна мысль вертится у меня в голове по сей день: все мы, независимо от расы,   
представляем один биологический вид – Человек Разумный, так почему же некоторым
кажется, что они лучше?


Рецензии
Так Вы таки почти сумчанка, Мила? А где это "близ города Сумы"?
Я родился в Сумах и теперь здесь же давно живу и работаю...

Рад встретить земляков на прозе.ру!

С уважением,
Виталий

Виталий Симоновский   07.09.2013 21:37     Заявить о нарушении
Великописаревский район, село Солдатское, там моя родина. Работаю в Воркуте заместителем директора по ВР.

Мила Новикова   08.09.2013 10:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.