Гитара музыкальная 34. Нарсисо Йепес

Гитара в музыке XX века.

103.
Йепес Нарсисо (иногда упоминается как Епес, исп. Narciso Yepes) (1927–1997) – испанский гитарист и композитор, педагог, автор многочисленных транскрипций для гитары. Признан одним из самых выдающихся виртуозов гитары XX века. Родился 14 ноября 1927 года в небогатой крестьянской семье в пригороде Лорки (провинция Мурсия) на юге Испании. Первую гитару, отец, очень хотевший приобщить сына к музыке. Купил Нарсисо, когда тому было всего 4 года. Вскоре он нашел в Лорке для сына преподавателя – Хесуса Геварра, от которого мальчик и получил первые уроки сольфеджио и игры на гитаре. Через девять лет семья переехала в Валенсию, где в 1940 году он поступил в консерваторию и учился у пианиста Винсента Асенцио, технику игры на гитаре осваивал самостоятельно.

В середине XX века репутация Нарсисо Епеса как превосходного гитариста была столь велика, что по своей популярности он уступал лишь Андресу Сеговии. Оба виртуоза достигли артистической славы благодаря самостоятельным занятиям и неустанным тренировкам. Что же, нередко природные самоцветы порой выглядят куда роскошнее, чем искусно ограненные драгоценные камни!

Когда испанскую музыку играет коренной испанец, в его ритмах вы ясно слышите щелканье кастаньет. Но если ее исполняют иностранцы, пусть даже такие выдающиеся гитаристы, как англичане Джулиан Брим и Джон Вильямс, вы, несомненно, представите себе картины с видами Севильи, Гранады, Андалусии, где много света и роскошной зелени, где рыцари поют под окнами дам серенады, но – увы! – У вас не возникнет желания им подпевать, в вашей душе не проснется любовная страсть, что нередко случается с теми, кто внимает игре испанцев по духу и плоти вроде Нарсисо Епеса или Пепе Ромеро.

Вместе с мадридским мастером Хосе Рамиресом Нарсисо Епес сконструировал гитару с десятью рядами. Четыре дополнительные струны, звучащие ниже Ми, настраиваются в соответствии с особенностями исполняемой пьесы. Каждый всемирно известный гитарист, как правило, следуя давней традиции, стремится иметь свой особый, предназначенный исключительно для него инструмент.

В Фантазии испанского композитора и виуэлиста XVI века Алонсо Мударро Нарсисо Епес выдвигает на передний план живого человека – темпераментного, наделенного недюжинными способностями. Порой он чувствует на себе пристальный взор Божьего ока, но не робеет. Конечно же, Епесу близки эти желания утвердиться в жизни, пренебрегая опасностями и небесными карами. Возрожденческий дух музыки Мударро дорог артисту.

К счастливым музыкальным пьесам, которыми можно наслаждаться бесконечно, вроде «Воспоминаний об Альгамбре» Тарреги, следует причислить знаменитый Романс Нарсисо Епеса. Его мелодия – это ни с чем не сравнимая саронская роза. Нельзя оторвать взор от этого роскошного и горделивого цветка!

Нарсисо Епес и Ферруччо Бузони сближает то, что они были тонкими интерпретаторами музыки Иоганна Себастьяна Баха. Каждый из них сделал транскрипцию его гениальной «Чаконы»; один – гитарную, второй – фортепианную, причем Епес свое переложение максимально приблизил к баховскому. Есть еще несколько общих моментов, связывающих двух артистов; оба сочиняли музыку (Бузони написал четыре оперы, в том числе «Турандот» по пьесе Карло Гоцци, а Епес – музыку к кинофильмам, среди которых «Запретные игры»); оба интересовались историей искусства и оставили замечательные образцы исследования классического наследия.

Нарсисо Епес играет «Чакону» уравновешенно, мудро, избегает бурной эмоциональности и резких движений. Вдохновение гитариста подчинено высшим художественным целям; он стремится воссоздать совершенство классических форм. Поэтому Бах у Епеса скорее светский, нежели религиозный, в его интерпретации меньше веры в Бога и больше веры в Искусство,

В открытом письме «Новый классицизм» Бузони призывал обратиться к «опыту предшествующих эпох». Думается, к его голосу вполне мог бы присоединиться и выдающийся испанский артист.

Сонату Ми-минор Доменико Скарлатти Епес играет по-виуэльному, отрешенно, скупо, без желания выделить танцевальные ритмы или испанский колорит. Так берется за дело мудрый мастер, не допускающий в работе ложного энтузиазма и наигранной манерности.

У Нарсисо Епеса выработалась своя особая концепция исполнения Бaxa: у исполнителя лирический герой, будучи одиноким, беззащитным существом, погружается в бездонный мир Вселенной. Его чувства сдержанны, сведены до предельного минимума эмоциональности. Если он и скорбит в Сарабанде ми-минор, то не потому, что у него печальное настроение. Он страдает от неприкаянности, когда Отец Небесный безмолвствует, не простирает над ним Своей Длани.

Нарсисо Епес исполняет Бурре Баха ритмически четко, строго и сдержанно, не пытаясь модернизировать, переиначить на современный лад.

Без страстного, вызывающе-дерзкого ритма не выразишь испанский дух в «Арабском каприччио» Тарреги – вот что настойчиво хочет сказать Нарсисо Епес, исполняя эту пьесу.

Пути развития гитарного искусства лежат в двух плоскостях: можно совершенствовать исполнительское мастерство или пытаться улучшить сам инструмент. Изобретений сделано множество. Для того чтобы гитара была одновременно солирующей и аккомпанирующей, Нарсисо Епес создал ее 10-струнной, и тем самым произвел «двойную» модификацию.

Нарсисо Епес играет «Воспоминание об Альгамбре» Тарреги с нежным душевным трепетом, на какой способен, скажем, немолодой человек, вернувшийся на родину после долгих скитаний. Каждый поворот старинной улочки, каждая башня древней крепости, шум фонтанов, дуновение знойного ветерка бесконечно дороги путнику с надломленной душой.

Нарсисо Епес еще молодым записал диск с Вариациями на тему «Арагонской хоты» Франсиско Тарреги – необыкновенно виртуозное произведение. Его можно назвать энциклопедией гитарного искусства, полным собранием всевозможных гитарных фактур и приемов извлечения звука. Мы найдем здесь пиццикато простое и сложное – левой рукой; тремоло на одной, двух, трех струнах; флажолеты разных видов; арпеджио, пассажи, форшлаги; глиссандо и портаменто; аккордовую технику; имитации тамбурина и барабана. И многое, многое другое…

Все это делает музыку Вариаций образно яркой и необыкновенно красочной.

В противоположность ветерану гитары Епесу, молодые исполнители слишком часто увлекаются демонстрацией своих технических возможностей, но зачастую не в силах передать дух испанского народного танца с его зажигательными ритмами.

Просто и ясно играет Нарсисо Епес «Алую башню» Франсиско Тарреги. Он не привлекает внимания слушателей внешним испанским колоритом, а заставляет проникнуться внутренним содержанием музыки. В «Астурии» Исаака Альбениса гитарист воплощает истинную красоту, красоту Неба и заключает ее в строгие рамки. Мы словно зрим икону Девы Марии или Спасителя, мы ощущаем свою причастность к чему-то величественному, в том числе – к многострадальной Отчизне. Это неземной свет духовности!

Такая же по-Небесному чистая и высокая красота присутствует в исполнении Нарсисо Епесом «Грезы» Тарреги – композитора, который обожал итальянскую музыку и о ком без натяжек можно сказать, что он – итальянский испанец. Чудесные мелодии Тарреги чем-то родственны неувядающей музыке Паганини, Россини, Верди.

В своих интерпретациях Епес не опускается до грубой чувственности или слащавой сентиментальности. Его талант – это твердый и прозрачный алмаз, это воля и дух в нерасторжимом творческом единстве.

Индивидуальная манера игры Нарсисо Епеса особенно ярко проявляется в трактовке Серенады Исаака Альбениса. Это мягкий, вечерний лиризм наряду с радостным восприятием жизни, без грубого напора плоти. Гитарист чутко соизмеряет эмоции и интеллект, не допуская сеговиевской слащавости. Душа Епеса не приемлет субъективизма, она видит мир именно таким, каков он есть на самом деле. В Малагенье артист не рисует нам воображаемую чудесную Испанию. Облик Отчизны у него, как на холстах Франсиско Гойи, скорее сдержанный и суровый, нежели пылкий и страстный.

Кажется, что элегически-скорбную мелодию Прелюдии №1 Вилла-Лобоса Нарсисо Епес рождает в собственном сердце. Внешне она выглядит сдержанной, но внутри ее – нечеловеческое напряжение, подчеркиваемое гитаристом предельно сильным вибрирующим звуком. Слушателя не покидает ощущение, что струны гитары, равно как и струны души, вот-вот оборвутся. Трагическому монологу противостоят аккорды, в которых слышно бряцание оружия, кинжальный поединок. Воображение рисует истекающего кровью соперника, ничком упавшего на мостовую Барселоны или Кадиса, – обычная испанская драма!

Для Нарсисо Епеса «Аранхуэс» Родриго – это монументальная фреска, на которой изображено земное и Вселенское бытие. Лирической мелодией гитарист передает извечную скорбь испанского народа, разлившуюся по горам и долинам Испании. Иной раз мысли, словно птицы, взмывают в поднебесье, а порой погружаются в глубины векового забвения, и тогда вокруг только пещерная тьма и ни единого звука снаружи. Он, лирический герой, сознает, что некогда процветавшие цивилизации навсегда исчезли с лица земли, и такая же участь уготована его Отчизне. Он хочет побыстрее выбраться на поверхность земли, подставить лицо солнцу и любоваться красотой мира. Встрепенувшееся сердце полно восторга от возможности вновь радостно жить. Вокруг шумит народный праздник, люди веселятся, и незатейливая сельская сцена радует глаз.

Итак, первая часть Концерта – это вековая скорбь Испании, вторая – черная бездна души человека, третья – праздничное веселье народа. Перед нами развертывается сложная философская концепция, в основе которой – высокая духовность.

Вот сущность музыки Хоакина Родриго в интерпретации Нарсисо Епеса.

На фоне чистейшей небесной синевы слышится грустный старинный напев. Зелень цветущей природы дополняет одинокий голос печального гобоя. Земля и небо соединяются в далекой линии горизонта. Это «Аранхуэсский концерт» Родриго в интерпретации его лучшего исполнителя, Нарсисо Епеса.

Трудно отыскать в сокровищнице мировой музыки такую удивительно тонкую и благородную лирику, какую мы слышим в Первой части «Аранхуэсского концерта» Хоакина Родриго в исполнении Нарсисо Епеса. Пожалуй, только родниковая вода кастильских ключей и возвышенная любовь Дон Кихота к Дульсинее Тобосской столь чисты под ласковыми лучами испанского солнца!

Лирика Нарсисо Eпeca во Второй части вовсе не романтическая и, конечно, не субъективная, как у Сеговии. Она в своей основе духовна. Не это ли мы видим на картинах Гойи, где смотрят в скрытую даль умные глаза его героев? Изучите такие полотна, как портрет историка искусств Хуана Бермудеса, друга художника Мартина Сапитера, герцогинь Осуна и Альба. Стоит соединить в своем воображении аскетически-скромную испанскую природу с врожденным сердечным умом испанца – и мы получим то, что может именоваться высокой духовностью народа.

Заключает Вторую часть мощная, очень концентрированная лирика, порученная оркестру. Звучит дивная мелодия, как символ вечно молодой Испании, дорогой отчизны со всем ее трагическим прошлым и верой в светлое будущее.

Аллегро Третьей части празднично, танцевально, по-детски непосредственно, оркестровка отличается тембровым богатством и изысканностью.

Для каждого испанца «Аранхуэс» – это музыкальная жемчужина, бесконечно дорогая для его сердца. Не исключение – великий испанский гитарист Нарсисо Епес.


104.
Лагойя Александр (Alexandre Lagoya) (1929–1999) – знаменитый французский гитарист, которого в последние годы жизни называли патриархом классической гитары. Родился в Александрии (Египет) в интернациональной семье: мать была итальянкой, отец – греком. Играть на гитаре начал в восемь лет. В период с 13 до 19 лет выступил с 500 концертами.

В 1950 Александр Лагойя году встретился с Идой Прести, замечательной гитаристкой, которая в 1952 году стала его женой и музыкальным партнером.

Александр Лагойя и Ида Прести создали семейный гитарный дуэт, равный которому трудно сыскать: за 15 лет они дали две тысячи концертов! Их великолепная игра – следствие сердечного родства супругов, подобного той душевной близости, что связывает дуэт братьев-близнецов Ассад и квартет «Лос Ромеро» семьи Ромеро (отца и трех его сыновей).


Рецензии